Хорошая книга: «Как жили в Москве Ильф и Петров» |
(Книга Александры Ильф, дочери писателя)
По «12 стульям» и «Золотому телёнку» легко сверяться: свой или чужой, – на территории бывшего СССР можно произнести начало цитаты и быть уверенным, что услышишь окончание фразы. Мы все знаем и любим книги, экранизации, однако не слишком-то многие могут рассказать о жизни самих Ильфа и Петрова: одесситов Файнзильберга и Катаева, вечных соавторов, сросшихся в одного Ильфаипетрова.
Да, они колесили несколько месяцев по США, да, работали где-то в печати, но подробнее? Дочь Ильфа, Александра, несколько лет назад опубликовала симпатичную книгу – сборник воспоминаний и писем, впервые публикуемые фотографии из семейного архива, и только сейчас можно до конца понять, что именно стояло за тем, что соавторы вкладывали в ту или иную фразу, что стояло за тем же матрацем в голубых цветочках или за богатством Корейко: писатели пережили очень тяжёлые времена.
Илья Ильф пишет «Я знал голод. Очень унизительный – мне всегда хотелось есть. Мне всегда очень хотелось кушать. И я ел хлеб, утыканный соломой, и отчаянно хотел ещё». Евгений Петров пишет: «Я считал, что жить мне осталось дня три, четыре, ну максимум неделю. Привык к этой мысли и никогда не строил никаких планов».
В Одессе Евгений Петров служил в уголовном розыске, расследовал убийства. Илья Ильф служил в армии, но вскоре был признан негодным к службе. Читая даже скупые цитаты об их житье-бытье после революции, не понимаешь, как в этих условиях могли сформироваться писатели-сатирики (или юмор был спасательным кругом?).
Ильф: «Мне было очень холодно, всегда холодно и никогда тепло. Я перестал говорить и замолчал». И чуть позже – цитата о том, как иногда он мечтал вслух:
«Неужели будет время, когда у меня в комнате будет гудеть раскалённая чугунная печь, на постели будет тёплое шерстяное одеяло с густым ворсом, обязательно красное, и можно будет грызть толстую плитку шоколада и читать хороший толстый роман?».
В поисках лучшей жизни оба одессита отправились в Москву (где и познакомились), где работу найти было можно, а вот с жильём – беда. Михаил Булгаков, с которым они подружились, позже всё напишет про квартирный вопрос в Москве. Обретались то у брата Петрова (писателя Валентина Катаева), то у знакомых на полу, то «на бульварной траве», то в типографии за гудящей печатной машиной. И свой «дом, милый дом» – собственная комната в коммуналке – появляется у Ильфа спустя 6 лет скитаний. Дальше будет увлечение фотографией и увлечённое соавторство, работа с Кукрыниксами и поездки за границу: Париж, Вена, США. Многое было.
«Почти ежедневно встречаясь в течение 10 лет совместной работы, они обращались друг к другу на „вы“. У них были разные вкусы, разные пристрастия. Были жёны с несхожими характерами...», один был экстраверт, а другой интроверт, но вместе они образовывали удивительный писательский тандем.
Книгу «Дом, милый дом» стоит прочесть, чтобы узнать, «откуда есть пошла» та литературная магия, что зачаровывает нас много десятилетий подряд. После этого «Дома...» я купила себе подарочные издания «стульев» и «телёнка» с иллюстрациями Кукрыниксов (и нет-нет, да и возвращаюсь то к одной главе, то к другой).
Александра Ильф, – «Дом, милый дом... Как жили в Москве Ильф и Петров», М.: Ломоносовъ, 2013. – 224 с.: ил.
|
Лучшие книги года |
|
Йенс Андерсен – «Этот день и есть жизнь» |
|
Йенс Андерсен – «Этот день и есть жизнь» |
|
Йенс Андерсен – «Этот день и есть жизнь» |
|
Г.И. Галазий: Байкал в вопросах и ответах (переиздание 2017 г.) - много фото! |
|
Wine Folly. Вино. Практический путеводитель |
Пятничная годная книга будет про вино. Называется «Wine Folly. Вино. Практический путеводитель», авторы Мадлен Пакетт и Джастин Хэммек.
Уверяю вас, я перечитала и перелистала горы книг об алкоголе (ну просто потому, что это отличная тема для small talk в любой непонятной ситуации – на юбилее, где слишком много незнакомых людей, в баре, на презентации с фуршетом или в театральном буфете), но впервые вижу настолько универсальную и полезную книгу.
Даже если вы наизусть знаете все тексты винного блога invisible, прошли курсы сомелье или совсем наоборот – настолько ничего не знаете о вине, что оно для вас либо белое, либо красное, – в любом случае вам понравится книга.
Я проверяла: штук 5 подарила совершенно разным людям, все были искренне в восторге. И вот почему: это 224 страницы сплошной инфографики. Уместной, правильной и полезной.
Про каждый популярный сорт вина – отдельный разворот, сплошь состоящий из круговых диаграмм, пиктограмм и самой главной инфографики.
Если среди вас есть люди с ОКР или со структурной логикой в базовой функции – вы будете счастливы.
Если вы хотите более осмысленно выбирать вино в магазине – вы будете счастливы.
Если вы в принципе не представляете, какими нотами вкуса может раскрываться вино ("тёмные фрукты и чернозём" и вот это всё), – вы будете счастливы.
Не представляю, как у авторов это получилось: упаковать такой гигантский объём информации в такую лайт-версию, но в итоге у меня в руках отличный справочник, которым удобно пользоваться. И наконец-то понятная типология.
Книга по цене двух бутылок ламбруско или одной бутылки риохи – это шикарное вложение денег в самообразование.
|
Презентация книги "Два рассказа" Валентина Распутина |
|
Презентация книги "Два рассказа" Валентина Распутина |
|
О лингвокриминалистике, мемуарах агентов ФБР и сериале Mindhunter |
|
Мишель Пастуро, – "Чёрный. История цвета" |
Рассказывала сегодня на девичьей пижамной вечеринке в мастерской "Румяна" (http://rumyana-makeup.ru/) о книге "Чёрный. История цвета" Мишеля Пастуро, и поняла, что ещё ни разу не писала о ней, а зря: книга-то хорошая! Хотя совсем скромных размеров: 160 страниц.
Леонардо да Винчи ещё в конце XV века сказал, что чёрный – это не цвет, только в начале ХХ века чёрному и белому вернули полноправный хроматический статус. Но история чёрного простирается как минимум на 15 тысячелетий: рисунки на стенах пещер были в том числе и чёрными (а также рыжими и белыми).
У чёрного в разное время была разная роль: пока не могли добиться достаточно стойкого пигмента, это был цвет низших сословий, как только научились стойкому и равномерному окрашиванию – высшие сословия стали носить одежду такого цвета.
Во времена Средневековья на изображениях белым цветом обозначались молящиеся (oratores), красным – те, кто сражается (bellatores), чёрным – те, кто трудится (laboratores).
В христианской традиции чёрный – дьявольский цвет, и дьявольские приспешники – чёрные кошки (вспомните Бегемота из "Мастера и Маргариты"). А в языческой традиции скандинавских стран чёрный – божественный цвет воронова крыла, а у бога Одина, отца Локи и Тора, есть такая способность – перевоплощаться в ворона.
Интересно, что названия давались цветам не только в зависимости от насыщенности (sable, sobelins или sabelins – происходит от слова "соболь", соболиный чёрный в Средневековье считался самым благородным, вот так сибирский зверёк стал символом благородной черноты).
Так вот матовый чёрный – это ater, а чёрный блестящий – это niger. Кстати, сияющий белый – это candidus, а просто белый, без блеска – albus (Примерно как Альбус Дамблдор).
Ещё одно открытие: black (ярко-чёрный) и blank (белоснежный) оба происходят от одного общегерманского слова *blik-an (блестеть). То есть первое значение этих слов связано с яркостью, а не с цветом.
Психология восприятия чёрного меняется с невероятной скоростью: вот Коко Шанель называет маленькое чёрное платье символом элегантности, совсем скоро чёрный становится основным цветом итальянской фашистской партии и немецких эсэсовцев, а спустя всего несколько десятилетий чёрный становится символом протеста, андеграунда, рокеров, панков.
История любого цвета – интереснейшая тема. Возьмите книгу Пастуро про чёрный, узнайте много интересного.
|
Мишель Пастуро, – "Чёрный. История цвета" |
Рассказывала сегодня на девичьей пижамной вечеринке в мастерской "Румяна" (http://rumyana-makeup.ru/) о книге "Чёрный. История цвета" Мишеля Пастуро, и поняла, что ещё ни разу не писала о ней, а зря: книга-то хорошая! Хотя совсем скромных размеров: 160 страниц.
Леонардо да Винчи ещё в конце XV века сказал, что чёрный – это не цвет, только в начале ХХ века чёрному и белому вернули полноправный хроматический статус. Но история чёрного простирается как минимум на 15 тысячелетий: рисунки на стенах пещер были в том числе и чёрными (а также рыжими и белыми).
У чёрного в разное время была разная роль: пока не могли добиться достаточно стойкого пигмента, это был цвет низших сословий, как только научились стойкому и равномерному окрашиванию – высшие сословия стали носить одежду такого цвета.
Во времена Средневековья на изображениях белым цветом обозначались молящиеся (oratores), красным – те, кто сражается (bellatores), чёрным – те, кто трудится (laboratores).
В христианской традиции чёрный – дьявольский цвет, и дьявольские приспешники – чёрные кошки (вспомните Бегемота из "Мастера и Маргариты"). А в языческой традиции скандинавских стран чёрный – божественный цвет воронова крыла, а у бога Одина, отца Локи и Тора, есть такая способность – перевоплощаться в ворона.
Интересно, что названия давались цветам не только в зависимости от насыщенности (sable, sobelins или sabelins – происходит от слова "соболь", соболиный чёрный в Средневековье считался самым благородным, вот так сибирский зверёк стал символом благородной черноты).
Так вот матовый чёрный – это ater, а чёрный блестящий – это niger. Кстати, сияющий белый – это candidus, а просто белый, без блеска – albus (Примерно как Альбус Дамблдор).
Ещё одно открытие: black (ярко-чёрный) и blank (белоснежный) оба происходят от одного общегерманского слова *blik-an (блестеть). То есть первое значение этих слов связано с яркостью, а не с цветом.
Психология восприятия чёрного меняется с невероятной скоростью: вот Коко Шанель называет маленькое чёрное платье символом элегантности, совсем скоро чёрный становится основным цветом итальянской фашистской партии и немецких эсэсовцев, а спустя всего несколько десятилетий чёрный становится символом протеста, андеграунда, рокеров, панков.
История любого цвета – интереснейшая тема. Возьмите книгу Пастуро про чёрный, узнайте много интересного.
|
Телеграм-канал |
Окончательно перебралась в телеграм-канал: https://t.me/bookeanarium
Только годные книги, только то, чем хочется поделиться. Пока публикую золотой запас, но скоро появятся тексты про самое новое, свежее и прекрасное.
|
энергетика, гидростанции, образование и книги |
Метки: околокнижное |
энергетика, гидростанции, образование и книги |
Метки: околокнижное |