Н.М.Ромадин. В родных местах Сергея Есенина. 1957
Николай Михайлович Ромадин - Корженец
Предлагаю Вашему вниманию отрывки из статьи "Заметки о живописи" писателя К. Паустовского
"Картины Ромадина всегда вызывают ощущение, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда новый мир нашей природы - стоит только переступить за порог золоченой рамы.
Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях-дебаркадерах, где-нибудь под Костромой или Хвалынском."
Н. Ромадин. Розовая весна
Н. Ромадин.Розовое утро. 1975
Н.Ромадин - Розовый вечер
Ромадин Николай Михайлович - Радуга, 1951г.
Николай Михайлович Ромадин Воробушки,1961
Николай Михайлович Ромадин - У сельсовета
Николай Михайлович Ромадин - Ели в половодье
Николай Михайлович Ромадин - Свежий ветер
Николай Михайлович Ромадин - Весенний ручей
Н. Ромадин - Первое цветение
Н.М. Ромадин - Вербы в половодье
"Я зрительно припоминаю некоторые картины Ромадина.
Начнем с весны, с самого мягкого, как первые клейкие листья, времени года. У Ромадина есть цикл картин о зиме, весне, лете и осени.
В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды и зацветает ветла.
У Ромадина цветущая ветла с ее пушистыми барашками - олицетворение весны. Есть у него одна картина - над озером или речным затоном с тихой темной водой цветет одинокая ветла. Она отражается в воде, усыпанная серебряными барашками - мягкими на ощупь и теплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Таких птиц Пришвин называл "птичиками".
Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки - живые существа, и такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пасмурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба.
В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей.
В такие минуты предстает перед внутренним взором вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей. Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее - невозможна, бессмысленна и ничтожна
Картина Ромадина с цветущей ивой - это по существу портрет дерева. Единственная эта ветла открывает нам все обаяние русской весны.
Как это сделано - трудно понять. В таких случаях Алексей Николаевич Толстой с глубоким убеждением говорил только одно слово: "Колдовство!".
Н.М.Ромадин. Весна (пейзаж с козочками), 1949г.
Н.М.Ромадин. Золотая речка, 1970г
"Ромадин работает под открытым небом в любое время года и при всякой погоде, даже в те окаянные дни, когда над оттаявшими болотами валит мокрый снег с дождем, сапоги полны ледяной воды и порывистый ветер рвет во все стороны подрамник. Ведь как же - в другие дни не увидишь всех красок хмурости, неуюта, аспидного тяжелого неба - всех красок того времени, что называется весенним ненастьем, мокропогодью.
Зато какое наслаждение вернуться в тесную, но теплую лесную сторожку, где от крыши пахнет сырой замшелой дранкой и горячей золой из русской печки, где поет, подремывая, погнутый самовар-работяга, где за крутым чаем из старых и кривоватых граненых стаканов пойдет разговор о приближении весны, о том, что, по стародавним присказкам, уже прилетели кулики из заморья и освободили весну из неволи.
Мне кажется, что Ромадин - один из художников, умеющих жить в полном ладу со счастьем. Разве не счастье вот такие дни в сторожке, когда самая прелесть бродячей этой лесной жизни подкреплена сознанием удачно законченного любимого дела, созданием новых картин.
Картины Ромадина неотъемлемы от природы. Они - живые ее куски. От этих картин можно озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холодок, промокать насквозь от дождя, услышать запах сосновой перегретой хвои."
Николай Михайлович Ромадин - Берендеев лес
Николай Ромадин - Ольха
Николай Ромадин - На Родине Сергея Есенина. Гроза
Н. Ромадин. Черемуха,1971 г.
Н. Ромадин - Лето
Николай Михайлович Ромадин - У кормушки
Н.М.Ромадин. Незамерзающая речка
Н.М.Ромадин. Зима
Н.М.Ромадин. Лесная деревня,1978 г.
Н. Ромадин. Снежная тропинка
Н.М. Ромадин. Нарядная зимка. 1947г
Кудинское озеро. 1974-1978
"Особенно щедр Ромадин в изображении лесов и осени. Керженские леса, стоящие по колено в полой воде, рудые северные сосны в низком свете заката, свежие перелески в полусвете сумерек, могучие скульптурные ели, лесистые края России - все это существует во всей своей подлинности на его картинах.
И существует осень, - ее золотое и багряное зарево, ее дали, как бы промытые голубоватой водой, ломкость ее воздуха и тишина пажитей, чуть поседевших от сентябрьской паутины."
Н.М. Ромадин.Лесное озеро
На Севере бледность красок приобретает несколько величавый характер. Немые северные дали суровы. Но есть одно время года, когда Север приобретает мягкость очертаний и красок, прозрачный и таинственный блеск, Так бывает во время белых ночей.
В живописи трудно передать не столько сумрак и мягкое сияние белой ночи, сколько то ощущение задумчивости и покоя, которое вызывает у нас эта ночь. Его пытались выразить многие писатели, поэты и художники; но только одному Пушкину это удалось с гениальной точностью и простотой:
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Твоих задумчивых ночей...
Н. Ромадин - Белая ночь
"Эти строки - всеобъемлющее выражение белой ночи. У других поэтов даны только отдельные ее черты: "опасная" - у Блока, "ясновидящая" - у Фета, а Полонский писал: "Отчего я люблю тебя, светлая ночь, так люблю, что, страдая, любуюсь тобой". Все таки кажется, что было бы сильнее, если бы он написал: "что страдаю, любуясь тобой". Потому что красота белых ночей настолько совершенна, что, как все почти избыточно прекрасное, вызывает даже легкую душевную боль - сожаление о том, что эта красота неизбежно умрет.
Есть своя белая ночь и у Ромадина. Но это не белая ночь над Ленинградом. Это ночь за городом, в печальных урочищах Севера. У этой ночи иная окраска.
На первом плане написана дощатая терраса. Окна на террасе настежь распахнуты в белую ночь. На стуле около брошенной постели желтоватым огнем горит керосиновая лампа. Видно, что человек проснулся, не выдержал загадочной власти белой ночи, встал и ушел в луга. Они видны за окнами - все в непонятном сумрачном сиянии белесого неба, в отсветах дальних озер, в темной от росы траве. И только где-то очень далеко, на самом краю этой ночи, догорает костер, забытый мальчишками-пастухами.
Тишина. Ничто не нарушает медлительного течения этой ночи - одной из тысяч ночей на земле, но все же единственной и неповторимо прекрасной."
Н. Ромадин - Белая ночь
Н. Ромадин - Окно на Волгу
Н. Ромадин - Окно. 1960-е. Масло, картон. 50 х 70 см
"Я уже говорил, что Ромадин - художник со свободным и богатым размахом: от Волги, сизой от ветра, до карельских чахлых болот, от уюта среднерусских селений до Рембрандтовского зала в Эрмитаже.
Название этой картины неожиданно врывается в список работ Ромадина, стоит как бы особняком среди знакомых лугов, осенних дней, разливов и рассветов.
Ромадин увидел Рембрандтовский зал и написал его, конечно, по-своему. Это замечательный по желтоватому свету, по тону серебра, переходящего в золото, пейзаж изображает зал Рембрандта снаружи, из сада, вечером, когда свет из окна проходит через опущенные желтоватые занавеси и падает на деревья под окнами, покрытые инеем. Игра этого света в снежных шапках, в ледяных кристаллах окружает зимние деревья необыкновенно мягким и таинственным ореолом.
Эта картина значительна еще и тем, что она подтверждает некий закон творчества. По этому закону истинный художник отличается от ремесленника своей способностью как бы на лету и в один миг открывать скрытые от многих, почти неуловимые вещи и закреплять их в точных образах для длительной жизни."
Н. Ромадин - Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже, 1955г.
"Труд Ромадина - не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна - поэма о России. У Ромадина есть много общего с Есениным и, подобно Есенину, он может с полным основанием сказать: "И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь".
Ромадин не один. Вместе с ним славят эту шестую часть земли и другие наши замечательные художники. И, как любили говорить в старину, "честь им и слава" за то, что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли - вплоть до какой-нибудь стыдливой ромашки, до листопада в лесах, до бледного неба, глядящего в глубину ее чистых вод."