Я думаю, что уже пришла пора высунуть нос в ЖЖ хотя бы ненадолго и отчитаться о проделанной работе, тем более что отчитываться есть о чем. Этот пост подзамочным делать не буду, в первую очередь потому, что если вдруг кто-то из читающих этот журнал еще не знает, спешу сообщить, что 19 января я сменила страну проживания и одновременно с этим – гражданство (потому что репатриантам в Израиле гражданство дают прямо на въезде в страну).
Внезапным этот процесс, естественно, не был, и на теперь уже доисторической родине продолжался месяцев девять – с тех пор, как, вернувшись в Украину после трехмесячного пребывания в Израиле в апреле прошлого года, я серьезно занялась вопросом переезда. Переделать пришлось кучу всего, побегать по инстанциям для того, чтобы получить разрешение на выезд на ПМЖ, а в израильском посольстве – пройти консульское собеседование, проверку документов, подтверждающих мое право репатриироваться, и получить визу. В конечном итоге, датой моего торжественного выезда стало уже упоминавшееся 19 января. А потом все завертелось.
В связи с выездом в голове периодически возникали две картинки. Первая датируется далеким 2000-м годом, когда я совершила неожиданную вылазку в США. Меня тогда радиостанция, где я работала, отправила освещать инаугурацию Джорджа Буша. Долгая история, и речь сейчас не об этом. Летела я в Вашингтон из Москвы, и передо мной в очереди на паспортный контроль стояли две девушки, возможно, сестры, которые отправлялись в Америку на ПМЖ. Они обе очень волновались, вели себя немного нервно и явно испытывали чувство, которое мне тогда было не понять, из серии "вот, улетаем, и это уже насовсем". Я тогда смотрела на них и думала о том, что они чувствуют. И у меня даже мысли в голове не было, что когда-то окажусь в аналогичной ситуации.
А вторая картинка, которая всплывала перед глазами – только не смейтесь! – была из советского фильма моего детства "Мимино". Когда главный герой откуда-то из-за бугра попросил телефонистку связать его с родной грузинской деревенькой под названием Телави.
Щаз объясню. Дело в том, что, когда я была мелкой, то не поняла юмора. Нет, я, конечно, поняла, что Телави перепутали с Тель-Авивом, но по простоте душевной и недостаточному количеству лет и знаний не могла въехать, откуда в Тель-Авиве взялся грузин, которого при этом зовут Исаак. Был задан вопрос родителям, на что мама ответила: "А ты знаешь, сколько туда грузинских евреев уехало?" Для меня это было откровением: так я впервые в жизни узнала о том, что евреи бывают не просто евреями, а еще и грузинскими :). Но зато сейчас я имею возможность наблюдать полный спектр – и грузинских, и марокканских, и йеменских, и эфиопских, и все тридцать три удовольствия. Привычные взору ашкеназы, с которыми в Советском Союзе ассоциировалось понятие "еврей", - отнюдь не превалирующая составляющая населения, потому что население здесь очень пестрое. Не далее как пару дней назад ехала в автобусе с глубоко религиозным евреем-негром (он был в черной шляпе, черном пальто и прочей соответствующей атрибутике). Но это тоже о другом. Отрывок же из "Мимино" упорно всплывал в памяти вместе с сопутствующим разговором с мамой, потому что занятно сейчас думать, что не прошло с тех пор и тридцати лет – и вот она я, живу в 40 минутах езды от "Телави" и периодически мотаюсь туда по разным поводам раза два в неделю.
После того, как группа репатриантов, в состав которой я попала, прибыла в аэропорт Бен-Гурион, нас тут же взяла в оборот сотрудница министерства алии и абсорбции, которое занимается исключительно репатриантами, и доставила в специальный зал, где каждого новоприбывшего заносят в реестры. Меня тоже занесли. Выдали теудат зеут – израильское удостоверение личности – на которое я потом еще с недельку смотрела и никак не могла поверить в то, что это про меня.
Главный прикол заключается в том, что я нифига прочесть в нем пока не умею, но свое имя-фамилию уже научилась вычленять :) Кстати, фамилию мою тут пытаются прочесть на иврите как Лопта, или Лофта, или Люпта (особенности ивритского письма без гласных, когда возможны разночтения). Не я одна такая, так что все в порядке.
Еще мне выдали теудат оле – это удостоверение нового репатрианта, которое необходимо для оформления некоторых документов и льгот.
Дальше постараюсь рассказывать в сжатой форме, чтобы сильно не растекаться мыслию. По Закону о возвращении (который, собственно, и оговаривает право на репатриацию определенной категории лиц) государство Израиль обязуется доставить каждого нового репатрианта к месту его первого жительства в стране бесплатно. Откуда бы он ни ехал. И таки да! Сперва меня бесплатно довезли до аэропорта от киевского дома. Потом бесплатно же доставили на самолете на историческую родину, а уже после прохождения всех процедур усадили на такси и довезли до Кирьят-Оно, родного и знакомого, и почти из рук в руки передали Наташе blackdiver :) С которой мы снова вместе делим квартиру, как и год тому назад, чему я очень рада, потому что чувствую себя здесь отлично. Правда, первое время я периодически ужасно замерзала в доме. На улице-то здесь все зелено, цветочки цветут и в среднем +20. Но в доме бывает зябко, потому что незадолго до моего прибытия в Израиле было сильное похолодание (и кое-где даже со снегом), а центрального отопления нет. Дом за это время выстыл, а я была не акклиматизировамшись, и организм реагировал замерзанием. Я даже в лыжных штатах по квартире ходила. Но сейчас уже выравнивается личный температурный баланс – привыкает к погодным реалиям. По улице народ днем перемещается даже в майках и шлепках. Вечером, правда, так не походишь, потому что суточные перепады температур ощутимые.
О том, как и зачем я моталась в тель-авивское отделение минабсорбции, рассказывать не буду – это такие сугубо канцелярские обязательные вещи, малоинтересные. Скажу только, что у меня здесь еще с прошлого пребывания есть много друзей и знакомых, которые очень помогают новенькой. Например, мне нужно было открыть счет в банке (это обязательно) – так Наташа со мной несколько банков обошла и разговаривала там со служащими на иврите, чтобы узнать обо всех условиях. Представляете, каким это было для меня облегчением участи? И потому, что она язык знает, и потому, что особенности местной банковской системы ей знакомы. Я бы на своем так называемом английском все это гораздо дольше выясняла (не говоря уже о том, что искала бы банки на местности). Потом Наташина подруга, с которой мы виделись до этого всего пару раз, вызвалась меня сопроводить, когда я уже шла открывать счет. Опять же – и служащей банка было гораздо проще общаться с ней на иврите, и все дела мы благодаря этому обстряпали гораздо быстрее. В итоге и банк выбрали с самыми благоприятными условиями, да еще и служащая там оказалась просто прелесть – очень доброжелательная, внимательная и при этом забавная.
Надо отметить, что когда ты тут кому-то рассказываешь о том, что ты – оля хадаша (новая репатриантка), народ сильно удивляется, а многие еще и радуются. Удивляются потому, что, по большому-то счету, все, кто хотел репатриироваться в Израиль массово, уже сделали это, и сейчас алия (новые прибывшие) не такая уж большая. Это не массовый исход евреев из СССР в 90-е годы. Так что каждый новенький вызывает довольно бурную реакцию. Интересуются, откуда приехал, желают удачи. Самая большая алия в Израиль сейчас – из Украины и Франции. Из Украины понятно почему, а из Франции… тоже, увы понятно. Там давно с антисемитизмом все в порядке. Когда нашу киевскую группу отпускали из зала минабсорбции в аэропорту, сказали, что ждут самолета с 50 французами на борту, которых надо будет оформлять. Т.е., не с французами, конечно, а с французскими евреями (и их супругами). Я уже привыкла, что для всего остального мира израильтяне – евреи, - а вот в самом Израиле в ходу определения "француз", "марокканец", "американец", "аргентинец", "русский" и проч. В соответствии со страной исхода. Прям как в Америке :) Только при этом подавляющее большинство населения все-таки действительно евреи (или их потомки типа меня), но это, так сказать, этническая группа. А субэтнических дохренища, поскольку где нас только не носило, пока государство не появилось 66 лет тому назад.
Завтра я, между прочим, первый раз в первый класс. В смысле, в ульпан – иврит учить. Ульпан – это школа интенсивного изучения иврита, куда по желанию направляются все новенькие. Некоторые не идут, но это их проблемы. У меня такого, естественно, и в голове не было. И мне здорово повезло - я почти сразу же смогла записаться. Некоторым приходится ждать ульпана по месяцу-два, а то и больше – в зависимости от того, когда в ближайшем из них будет набираться новая группа. В ближайшем от Кирьят-Оно она набиралась с 8 февраля, и я успела. Находится в соседнем городе под названием Петах-Тиква. Но здесь понятие "соседний город" относительное, потому что между всеми городами Большого Тель-Авива (его окрестностей) ходят автобусы, а переход одного города в другой иногда настолько плавен, что его просто нет. Из серии пересек дорогу - и ты уже в соседнем городе. По киевским меркам это можно было бы охарактеризовать как поездка с Русановки на Дорогожичи.
А еще за это время я успела впервые в жизни принять участие в квесте вместе с Наташей и ее подругами (уже и моими приятельницами). Мы его прошли! И взяли только одну подсказку, а девочки-организаторши квеста нам потом сказали, что мы у них были самой веселой группой, потому что за нами было прикольно наблюдать.
С Наташей отсмотрели фактически весь ЧЕ по фигурному катанию, порадовались за своих, которые внезапно заняли сразу два места в десятке. А Леха Быченко еще и четвертое (Быченко для меня теперь вдвойне свой, потому что израильтянин из Киева).
Вчера было мероприятие из серии "с корабля на бал": ведущие израильские политики из разных партий проводили встречу с ЛГБТ-общиной Тель-Авива. Выступали министр обороны, экс-министры финансов и юстиции и разные прочие люди того же ранга или чуть пониже. Это в связи с грядущими 17 марта парламентскими выборами. Премьер-министр записал видеообращение. Ну, то есть, вы понимаете мои эмоции, да? Я сейчас совсем не политических взглядах этих партий и не о достоинствах или недостатках самих политиков – взгляды разнообразны, к политикам отношение разное. Просто сам факт. В Украине нам удалось единожды организовать встречу ЛГБТ-общины с теткой, которая на предыдущих выборах чуть не пробилась в Верховную Раду, – единственной из политических кругов, кто публично поддерживает институт гражданских однополых партнерств. Другие как про "семейные ценности" весчали – так и весчают, а с геями просто стараются не связываться. Типа, в связи с новым европейским вектором гомофобствовать уже как-то некомильфо, поэтому просто сделаем вид, что такого понятия не существует. А если вдруг проклюнутся – расскажем про "христианскую страну" и "скрепы". Это те, которые типа либералы. А те, которые сильно правые (в украинском понимании этого политического термина)… о них лучше не будем. Равно как и о России. А здесь – пожалуйста тебе, министр обороны явился и рассказывает с трибуны, что если геи служат в ЦАХАЛе (Армия обороны Израиля), так почему они не имеют права юридически узаконить отношения, создавать семьи и растить детей? Я в зале сидела, нихрена не понимала, естественно, за исключением некоторых уже знакомых слов, но со мной были ребята, которые в общих чертах переводили. Экспириенс я получила тот еще.
Все, дорогие, пошла готовиться к школе :). Извините за то, что долго не появлялась. И, возможно, в ближайшее время появляться буду не так уж часто, потому что помимо школы у меня еще и все та же работа, которую я делала в Киеве и пока что продолжаю делать здесь, чтобы материально себя поддержать на новом месте жительства. Времени свободного будет мало. Выходной только один по общему итогу школа+работа – шаббат (как положено приличному еврею :). Но бачили очі, шо купували - я была морально готова. Надеюсь справиться.
Немного фото
Я на митинге в поддержку Украины в Тель-Авиве через несколько дней после прибытия
В Кирьят-Оно
Религиозная мама с детьми на выгуле
Стояла недалеко от дома
Растительность
В центре Тель-Авива
https://alexspade.livejournal.com/282685.html