-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KAZAKI

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 943


За други своя или все о казачестве

Понедельник, 03 Ноября 2008 г. 08:14 + в цитатник
Alexcourageous все записи автора  (600x426, 89Kb)
КОРНИ

Откуда пришли наши предки и как они расселялись.
Болконский лес - место, из которого берут начало большинство крупных Европейских рек. Кентавры, они же скифы и они же гунны -один и тот же народ.
Отчего славяне называли себя славянами.
Победоносное шествие скифов-славян по миру во время пророка Иеремии. Их ахиллесова пята, которая до сих пор дает о себе знать. Участь Кира и Дария I, дерзнувших вторгнуться в скифские пределы. Подвиги князя Святослава и его дружины.
Что произошло после крещения Руси. Почему Илья Муромец стал богатырем.
Оскудение Руси и необходимость горького лекарства.


Поучение Владимира Мономаха детям своим

..."Чадца мои (т.е. дети мои) первое страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творите неоскудну, та бо начаток всякому добру. Поистине, дети мои, разумейте, како человеколюбец Бог милостив и премилостив: если нам человеком грешным и смертным, кто зло сотворит, то хощем истребити его и кровь пролить, а Господь наш, владея жизнью и смертью, согрешенья наша выше главы терпит, как отец, чадо свое любя, бия и снова привлекая к себе...
Вы же паче убогих не забывайте, но елико можете по силе кормите и заботьтесь о сиротах и вдовицах и не давайте сильным погубить человека. Епископы, и попы, и игумены чтите, с любовью взимайте от них благословенье, и не устраняйтесь от них, и по силе любите и снабжайте, да при-имите от них молитву от Бога. Паче всего гордости не имейте в сердце и уме, но говорите: смертны есмы, днесь живи, а заутра в гробе, все, что нам еси дал не наше, но Твое, порученное на мало дней. Старого чтите как отца, а молодого как брата.
В дому своем не ленитеся, но все видите. Леность бо всему мати, что умеете, то забудете, а чего не умеете, не научитесь. Не могите ленитеся ни на что доброе во первых к церкви - да не за-станет вас солнце в постели. Заутра отдавши Бо-гови хвалу и узревши солнце, прославите Бога с радостью, рече: "Просвети очи мои, Христе Боже..."
На войну вышед не ленитеся, не надейтеся на воевод, не злоупотребляйте ни питьем, ни едой, ни спаньем. Караулы сами наряжайте, а оружье не снимайте с себе вборзе (т.е. второпях), не разглядевши всего, внезапу бо человек погибает.
Лжи блюдитеся и пьянства и блуда, в том бо душа погибает и тело"...


Как известно, из ничего ничего не возникает; и никто еще не видел, чтобы заброшенная в степи |дикая яблоня давала крупные, сладкие и сочные плоды. Точно так же невероятно, чтобы на пустом месте возник народ, прославившийся в мире столькими подвигами и талантами. Итак, давайте вместе поищем корни казачества. Как теперь уже доподлинно известно, как и все европейские народы, славяне вышли из единой арийской прародины, находившейся в верховьях Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Сначала они заселяли Балканы. Эта южная ветвь славянских народов, прославившаяся своими плаваниями по южным морям, получила название Венетов. Венеты построили Венецию и поныне единственный в мире город, стоящий на сваях посреди моря. Кроме того, они основывали порты по берегам Черного (Сурож) и Азовского морей (Азов) задолго до прихода туда греков и тем более татар и турок. Другая группа славянских пле¬мен - варга, впоследствии прозванные варягами, - пошла на север Европы и поселилась на берегах нынешнего Балтийского моря, в ту пору называвшегося морем Варяжским. Одно из варяжских (северославянских) племен - Ругии, или Руссии, давшие название острову в Балтийском море Ругия, или Руссия, - приобрело славу Знаменитейших воинов и торговцев. Этот храбрый народ был призван восточнославянскими племенами на берега озера * Ильмень и реки Днепр, где и было основано Древнерусское государство. Восточные славяне, заняв а) верховья Немана и Запад- ной Двины, текущих в Балтийское море; б) верховья Ловати, Шелони и других рек, впадающих в озеро Ильмень, а оттуда через Ладожское озеро и реку Неву - в Балтийское море; в) верховья рек, впадающих в Северную Двину и Белое море; г) верховья Днепра, Оки, Дона и Волги, которые несут свои воды в Черное и Каспийское море, другими словами, овладев важнейшим водо¬разделом Европы - Волковским лесом, получили возможность расселяться на обширнейшем пространстве этой части света (Эта теория аргументирована и доказана в работах Юрия Венелина).
Осваивая привольные южные степи, наши предки приручили обитавших там диких лошадей. Постепенно они стали лучшими в тогдашнем мире наездниками и конными стрелками и наводили ужас на все народы, которые пытались им сопротивляться. Например, древние греки, которые жили в гористых местах и почти не пользовались по этой причине лошадьми, видя неуловимых и непобедимых пришельцев севера, издали поражавших их стрелами, - решили, что они составляют одно неразрывное целое с их скакунами, и назвали их кентаврами. По их представлениям зад и ноги кентавра были конскими, а грудь, голова и руки - человечьи. Много позже греки все же разобрались и поняли, что кентавров нарисовало им их испуганное воображение, что на самом деле нападали на них искусные наездники, в совершенстве владевшие своими конями. Они назвали этот воинственный и отважный степной народ скифами, которые, собственно говоря, и являются пращурами славян. Легендарные же амазонки были не кто иные, как восточнославянские женщины, которые отличались особой мудростью, терпением и дальновидностью. Они не хуже своих мужей умели владеть оружием и конем, особенно когда враги вступали в пределы их отечества.
Вообще говоря, из-за различных наименований наших предков различными народами произошла большая путаница, которая до сих пор мешает нам увидеть свою родословную целиком.
Славянами, или "еловыми", то есть "говорящими", наши предки называли себя сами, обозначая этим именем всех своих даль¬них и близких родичей, которые говорили на понятном им языке. Немыми, или "немцами", они в отличие от себя называли все те на¬роды, которые вследствие разницы языка говорить с ними не могли. Но так как славяне долгое время вплоть до своего крещения Кириллом и Мефодием не имели азбуки, а следовательно, и письменно¬сти, то естественно, что ни в каких документах их самоназвание - славяне - не зафиксировано. Зато был широко распространен греческий термин "скифы".
Как известно, во время знаменитой осады Трои, запечатленной в "Илиаде" Гомера, славнейшим героем со стороны греков был царь Ахиллес. Гомер, как истинный поэт, приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго греческого царя Пелея с русал-
кой. Однако, чуждый выдумок греческий летописец, Арриан говорит, что Ахиллес был скифом, родившимся на берегах Азовскогоморя. Он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость. Поселившись в Греции, он прославился замечательной храбростью, которая, кстати сказать, была у наших предков обычной нормой поведения. Очевидными признаками скифского (славянского) происхождения Ахиллеса, по словам Арриана, были его русые волосы, голубые глаза и необычайная ярость в бою, а также и скифский покрой его одежды с характерной застежкой. По преданию место, откуда отправился в Грецию Ахиллес, находится в исконных землях Запорожского войска - на оконечности знаменитой Кинбурнской косы. Не случайно на протяжении веков место это на-зыалось у греков ахиллесовым берегом.
Упоминания о скифах и их подвигах встречаются у древних писателей еще за 1000 лет до Рождества Христова. Особенно прославились скифы своим походом, предпринятым от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению, Персию и Малую Азию, вплоть до берегов Нила. На своем пути эти отважные воины подчинили себе Мидийского царя Киаксара и заставили его платить себе дань, затем они направились в Ассирию. И Ассирийскому царю пришлось откупаться от них своими знаменитыми сокровищами. Из Ассирии скифы повернули к богатым городам Финикии, потом проникли в Филистимскую область, а далее их путь лежал в Египет. Фараон Псамметих вышел к ним навстречу с богатыми дарами и упросил их удалиться. Тогда скифы довернули на Север и вторглись в цветущую. Иудею. Живший в это время в Иерусалиме пророк Иеремия предсказал нашествие скифов в следующем пророчестве:
"Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе; доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?"
"...Вот я приведу на вас, дом Израилев, - говорит Господь, - народ издалека, народ славный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан (хранилище стрел) его, как открытый гроб. Все они люди храбрые...". (Иер 5, 15-16; Иер 6, 22-23).
Скифы едва не захватили Иерусалим, город спасло только то, что иудейский царь Осия по примеру других задобрил скифов подарками и умолил их пощадить его и всех, спрятавшихся в Иерусалиме иудеев. И только после этого непобедимые скифы, нагрузившись богатейшей добычей, повернули домой в родные Днепровские X Донские степи. Возвращались они по покоренным ими же странам, повсеместно предаваясь пиршествам и забыв всякую осторож-ность.
Прознав про способность наших предков напиваться до бесчувствия, царь одной из покоренных ими стран Киаксар сделал вид, что приготовил для своих победителей роскошное угощение и выставил множество бочек вина. Когда же они, что называется "набрались", он отдал приказ своим солдатам избивать мертвецки пьяных воинов. Только небольшая часть скифов вернулась на родину. Вообще эта пагубная привычка не раз была причиной позорной гибели наших воинственных предков. Через сто лет после описанной трагедии страсть к вину опять стала причиной поражения скифов-славян.
Дело было в 530 году до Рождества Христова: Кир, великий завоеватель, покоривший все царства Малой Азии, решил идти на скифские племена, предварительно прислав их царице Томириссе предложение выйти за него замуж. Томирисса, в ту пору уже немолодая женщина, поняла, конечно, что это был только предлог, чтобы завладеть ее народом и послала Киру отказ, предупредив завоевателя, что они прекрасно могут царствовать каждый в своей стране и не воевать друг с другом.
Однако алчность Кира не знала границ, и он двинул свои войска в скифские пределы. Но чтобы не испытывать судьбу в открытом бою, зная, что скифы бесстрашные и искусные воины, коварный перс решил победить их хитростью. Для этого он выслал вперед всех слабых и трусливых вояк, которых ему было не жалко, приказав им на ночлеге приготовить много пищи и вина и ждать. Скифский передовой отряд под предводительством сына Томириссы без труда рассеял этот сброд и набросился на вино и закуски. В самом разгаре пьяного разгула персы напали на парализованных вином скифов и наголову разбили их, взяв в плен около 150 тысяч. Среди последних был и сын царицы Томириссы.
Узнав про это, Томирисса послала сказать Киру, чтобы он отпустил к ней сына и тогда она не будет мстить ему за предательское нападение, если, конечно, персы удалятся восвояси. Но Кир не торопился исполнять этот мудрый совет, он только приказал снять оковы с сына царицы. Юноша же от стыда и горя, что не оправдал доверия, в отчаянии наложил на себя руки. Прослышав о его гибели, Томирисса бросила против персов все свои войска в которых было 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин. Обе стороны"дрались с необыкновенным ожесточением. В итоге скифы победили, Cам Кир был убит в бою. Когда отыскали его тело, Томирисса приказала отрубить ему голову и бросить ее в кажаный мешок,
наполненный человеческой кровью, при этом она сказала: "Ты всегда жаждал
так напейся ею досыта в этом мешке, кровопийца".
Спустя 20 лет один из преемников Кира, Дарий I решил отомстить скифам за поражение персидских войск и покорить их страху. Для этого он собрал со всей своей империи огромное войско и вступил в скифские пределы со стороны Дуная, там где сейчас рас¬положены Одесская область и Молдавия. В то время, как это часто бывало и позже, скифские племена враждовали друг с другом, и, даже несмотря на весть о приближении персидских полчищ, они не хотели на время забыть междоусобные раздоры и придти на помощь тем кто находился ближе всего на пути завоевателя. Поэтому боя с Превосходящими силами противника скифы намеренно не принимали , а постоянно отступали к востоку, заблаговременно отправив детей и лишний скот далеко на север. Они все время держались от персов на расстоянии в один день пути, выжигая при отступлении весь подножный корм, так что персам приходилось несладко.
Сначала скифы отступили за Днепр, потом за Дон, наконец, за Волгу, затем, неожиданно сделав петлю, повернули на запад. Такое изнурительное "путешествие", видимо, было Дарию не по силам, и он послал гонца сказать скифскому предводителю, чтобы тот не убегал, как трус, а или принял битву, или покорился ему - своему владыке. Это последнее предложение настолько разгневало скифов, что они поклялись отомстить самонадеянному Дарию. Для этого они решили нападать на персов каждый раз как только те займутся добычей продовольствия. В таких случаях, завидев скифскую конницу, персидская обращалась в бегство и пряталась за свою пехоту. Скифы, вплотную подскакав к уже изготовившейся к бою пехоте, поворачивали назад, быстро исчезая из виду. Итак, по несколько раз в день и по ночам тоже. Держа персов в постоянном напряжении, они настолько измотали и обессилили их, что те сочли за благо |пока не поздно убраться восвояси.
На обратном пути они потеряли огромное количество убитых и раненых и чудом уцелели вообще, с большим трудом перебравшись через Дунай. Очевидно, что эта тактика скифов почти без изменения перешла по наследству к казакам. Последние не раз демонстри- ровали ее хотя бы в той же войне с Наполеоном. Бонапарт так же, как и Дарий все время возмущался, что подобная война не соответствует «правилам» пока мало- помалу не растерял свою армию.
Но вернемся к нашим древним предкам-скифам. Об обычаях, нравах и внешнем виде этого воинственного народа подробно рассказал греческий историк Геродот, специально ездивший для этого на берега Дуная, Днепра и Волги. Его свидетельство подтверждают и вещи найденные в скифских курганах - специальных насыпных могилах, в которых скифы хоронили своих вождей. Между прочим, по изображениям найденных там предметов, скифы носили длин-ные волосы и большие бороды. Они имели точно такую же прическу, что и большинство казаков и русских крестьян прошлого века, да и вооружение тех и других сходно даже в мельчайших деталях. Скажем, скифские боевые молотки - чеканы невозможно отличить от запорожских.
Геродот называл скифов справедливейшими среди всех остальных народов за их душевное благородство, разум, отвагу, искусное ведение хозяйства и отличное понимание военного дела. Но особенно уважал их отец истории за беспредельную преданность близким, как вождям и родным, так и тем, с кем они побратались. Вот один из примеров того, что значила для скифов дружба и братство.
Однажды двое скифов, Дандамид и Амизок, побратались (как мы уже знаем обычай этот перешел по наследству к казакам). Через несколько дней после обряда побратимства на их племя внезапно напали их дальние родственники-савроматы. Междоусобия среди наших предков были, увы, делом обычным. Савроматы многих воинов перебили, а многих увели в плен. Попал в плен и Амизок. Узнав об этом, Дандамид поскакал навстречу врагам. Те уже было подняли копья, чтобы пронзить храбреца, но он закричал "зирин", что означало, что он явился не для боя, а для выкупа пленных. Когда савроматы привели его к своему вождю, он попросил выдачи сво¬его друга. Тот потребовал выкупа, на что Дандамид отвечал так:
"Все, что я имел, расхищено вами, и все, что осталось, - со мною. Так что приказывай чего пожелаешь". Савромат потребовал обоих глаз и Дандамид с готовностью дал их вырезать. Взяв такой выкуп, враги выдали ему друга, и Дандамид с Амизоком вдвоем пошли к своим. После этого савроматы признали, что скифы непобедимы, так как владеют самым ценным сокровищем - верностью друзьям. Они были так напуганы самоотверженностью Дандамида, что снялись и ушли совсем из тех мест. Амизок же, чтобы не отставать от друга, ослепил сам себя и оба жили в большом почете на содержании скифской общины.
После Геродота следы наших предков славян в мировой истории на какое-то время теряются. Только иногда можно встретить скупые упоминания о них у историков. Вот некоторые из них:
"Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят и жар, и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и нмпгтяту»"
«Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или какого-либо случая –позор (как мы позднее убедимся, казаки полностью разделяли эту точкузрения). Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в цвет. Взгляд скорее воинственный, чем свирепый».
Однако в V веке нашей эры или, точнее, после Рождества Христова
славяне вновь победоносно выходят на сцену мировой истории.На этот раз уже не под именем скифов, а - гуннов. Гунны, обитатели исконных казачьих областей, низовьев Днепра и Дона, сумели разбить готов (предков германских народов), главенствовавших в то время в Европе. Особенно стали сильны гунны, когда из их среды выдвинулся легендарный Атилла и стал царем объединенных славянских племен. Готы, которых Атилла покорил окончательно, прозвали его "Бичом Божьим". Что же дает нам право называть гуннов прямыми потомками скифов - древних славян? - Описания греческих писателей V века. Вот, например, что пишет секретарь посольства Приска, которого послал к Атилле Византийский император в 448году. "Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение в котором был дворец Атиллы,.. он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянною оградою. Не далеко от ограды была большая баня, построенная Оганисием, имевшим после Атиллы величайшую силу между скифами. При въезде в селение Атилла был встречен девами, которые шли рядами под тонкими покрывалами. Эти девы, приветствуя Атиллу, пели скифские песни".
Ожидая у ворот Оганисиева дома, пока тот примет его, Приск увидел человека, судя по одежде, скифа, который приветствовал его на греческом языке. Приск очень удивился, зная, что скифы не говорят по-гречески. Оказалось, что это был грек из одного Византийского города на Дунае. При взятии города гуннами он попался в и достался при разделе пленных Оганисию, потому что богатые пленные доставались после Атиллы его вельможам: "После я отличился в сражениях против Римлян", - рассказывал грек, - "и отдавал своему господину по скифскому закону, все добытое мною на войне; получив свободу, я женился на скифской женщине и благоденствую. И даже предпочитаю настоящую жизнь прежней". Как свидетельствует Приск, гунны были людьми добрыми и справедливыми, - по-отечески относившиеся к своим пленникам, чем издревле славились все славяне. Обратим внимание еще на одно важное замечание греческого посла: "Одежда на нем (на Атилле) была такая же простая, как и у прочих воинов, и ничем не отличалась, кроме опрятности. Ни висящий на поясе меч, ни застежки скифской обуви, ни узда его лошадей не были украшены золотом или чем-либо драгоценным".
Совершенно по другому описывали гуннов готы. Злобствуя, они выставляли своих победителей какими-то чудовищами, подобно тому как древние греки скифов представляли кентаврами и амазонками. "Они, - рассказывали готы про гуннов, - когда родятся у них дети мужского пола, то изрезают им щеки, чтобы уничтожить всякий зародыш волоса. Однако, у всех у них коренастый стан, члены сильные, шея толстая, голова огромная. Скорее, это двуногие животные, а не люди, или каменные столбы, грубо отесанные в об¬разе человека, на своих лошадях, нескладных, но крепких, они точно прикованы к ним. Рассыпавшись и соединившись, они и нападают и отступают с быстротой молнии. Но вот что особенно делает их наистрашнейшими воинами на свете, это, во-первых, их меткие удары стрелами хотя бы и на далекие расстояния, а во-вторых, когда в схватке один на один дерутся мечами, они с необыкновенной ловкостью в одно мгновение накидывают на врага ремень (имеется ввиду аркан) и тем лишают его всякого движения...". "Разговор они ведут двусмысленно и загадочно. Язык их едва напоминает человеческий"(О "справедливости" последнего замечания лучше всего говорит дошедшее до нас обращение Атиллы перед битвой к своим воинам: "Братья! Докажите свою храбрость, докажите доброту вашего оружия... Смерти не бойтесь! Кому назначено жить, того не зацепит стрела, а кому назначено умереть, тот умрет и во сне.").
Если из готского описания мы отбросим все, что внушено озлобленностью, то увидим в гуннах прямых потомков наших удалых предков скифов, ходивших при пророке Иеремии под Иерусалим и изгнавших гордого Дария из Черноморских степей, а что у пращу¬ров наших бывало порой в обычае брить бороду и даже голову, оставляя одну только чуприну, так этим были известны и славные запорожцы, да и многие представители Донского казачества, а еще раньше такую же "прическу" носил храбрый князь Святослав, сын равноапостольной Ольги и Отец Владимира, крестившего Русь в 988 году. Вот так описывает последнего грек Лев Даакон присутст-вовавший при переговорах Святослава с византийским императо¬ром Цимисхием.
"Святослав переезжал через реку в простой скифской ладье и, сидя за веслом, работал наравне с прочими, без всякого различия. Видом он был таков: среднего роста, с густыми бровями, и с голубы¬ми глазами, с обыкновенным носом, с бритой бородой и густыми длинными усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающая, по-видимому, знатность рода, шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином по середине. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других она не отличалась (сравните с платьем Атиллы). Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился обратно".
О подвигах Святослава, который переносился из страны в страну как барс, и за короткий срок подчинил себе почти все восточно-славянские племена, рассеяв при этом поклонников Магомета - волжских болгар и иудеев-хазар, достаточно хорошо известно. Ска-жем только, что он и вся его доблестная дружина не возила за собой с разным добром, чтобы утешаться на воздухе сладкой пищей и мягкой постелью. Святослав не брал с собою даже котла и не мяса, а потонку изрезавши конину, зверину или говядину ее прямо на углях костра, насадив на копье. Укладываясь на ночлег, он расстилал на земле подседельный войлок, а под голову клал седло и отлично спал под открытым небом (этому древнему правилу своих предков следовали и казаки). Его прямой открытый нрав, уверенность и самообладание в самые отчаянные минуты поражали врагов. Даже зажатый со всех сторон в Доростоле в десятки раз превосходившими силами византийцев и болгар, он не думал спасаться бегством или униженно просить о мире. Каждый русский, более казак, хранит в своем сердце слова Святослава, сказанные своей дружине в безвыходном положении:
"Если теперь постыдно уступим грекам, то где же слава русского меча, без труда побеждавшего врагов, где слава русского имени без пролития крови покорявшего целые страны. До этой поры Русская сила была непобедима. Деды и отцы наши завещали нам храбрые дела!Станем крепко. Нет у нас в обычае спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой. Мертвые срама не имут, а убежавши от битвы, как покажемся людям на глаза?". (Не правда ли, речь эта удивительно близка по стилю воззванию Атиллы.)
1 августа 988 года. Великий исторический день. Стоя на берегу и с высоты взирая на крещение киевлян, князь Владимир сердца просил: "Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им Господи, познать тебя, истинного бога, как уже познали страны христианские; утверди веру в них правуюи несовратимую, а мне помоги. Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни".
С принятием христианства для наших предков началась новая эра. Просвещенные Евангелием, славяне стали еще более милостивы друг к другу, опекали нищих и больных, помогали бедным. Больше других старался сам князь Владимир.
Как свидетельствуют летописи, вскоре после крещения Руси в Киеве появились подводы, наполненные хлебом, мясом, рыбой овощами, медом в бочках, квасом. "Нет ли где больного и нищего который не может идти к князю во двор", - спрашивали княжеские отроки. Князь стал приглашать епископов в боярскую думу, а последние начали оказывать на все внутренние и внешние дела большое влияние.
Будучи истинно благочестивым и в точности исполняя евангельские веления о милосердии, Владимир оставался гостеприимным хозяином. В каждое воскресение он устраивал пир, на который приглашал дружину, а затем и выборных мужей от города. Однажды подпили его дружинники и начали роптать на своего князя: "Горе нашим головам, - говорили они, - князь дает нам есть деревянными ложками, а не серебряными!" Услышав это, Владимир тут же повелел изготовить ложки из серебра, сказав при этом: "Серебром и золотом не соберу дружины, а дружиной сыщу и серебро и золото, как и дед мой и отец мой доискались и золота и серебра".
Содержание дружин обходилось князьям очень дорого, почему они и не были многочисленными: 800 человек считались уже очень большой дружиной. Но если дружина была невелика, зато все воины в ней были как на подбор: просты, искренни, духовно просветленны, ну и физически могучи. Во главе дружины всегда стоял сам князь, причем он поступал в ее ряды с самого раннего детства. Известно, что князь Святослав уже в четыре года вел свою дружину в бой. Вообще в те времена жизнь князей начиналась рано: они не¬редко женились в 12 лет от роду на 9-летних невестах и в этом возрасте начинали переносить все тяготы боевой походной жизни. К 20 годам князья и их дружины были, как правило, зрелыми воинами. Каждый простой человек мог рассчитывать занять в дружине князя самое почетное место благодаря своим боевым и человеческим качествам. Например - знаменитый богатырь Илья Муромец, который, как известно, происходил из крестьянского звания, состоял в дружине равноапостольного князя Владимира.
Преподобный Илья Муромец(На склоне лет Илья принял иноческий постриг), как известно, до 30 лет был не¬движим или, как говорит об этом предание, - "сиднем сидел" - и вдруг, по слову угодников Божих, он становится богатырем. Чудо? Да, но закономерное: ибо, по народной пословице, Бог каждому дает столько добра, сколько человек принять может. Вспомним, что в свои 30 лет Илья был необыкновенно чистым человеком, характер его отличался спокойствием, стойкостью к жизненным скорбям, достоинством, бессребренностью, заботливостью о ближних, сдержанностью, благодушием.
Он и богатырем-то становится прежде всего потому, что смог принять дарованную Богом силу, предварительно приготовившись духовно Мы же часто, переворачивая истину с ног на голову, уподобляемся дочери Соловья-разбойника, которая, увидев из окна терема Муромца, влачащего за собой связанного Соловья-разбойника, говорила: "Вон батюшка едет и за собой пленного мужичища тащит.. Важно помнить: Илья Муромец стал необыкновенно сильным, потому что был добрым, а не наоборот, как это обычно принято считать.
Вся история подтверждает эту истину. Когда предки наши строго придерживались правды и гнушались лжи, они всегда одерживали победы над врагами, как бы малочисленно не было их войско. Пример - битва Александра Невского со шведами и немецкими рыцарями. И наоборот, когда зависть, бесчинство, своекорыстие, жадность, ненависть друг к другу и, как следствие, - предательство, отравляли нравственную атмосферу народа, русские терпели жесточайшие поражения. Доказательством может служить и битва древнерусских князей при Калке, и сражение малороссийских казаков при Берестечке.
Наряду с именем Ильи Муромца связано и само понятие "казак", ибо он был первым из русских богатырей, кто назвал себя казаком и гордился этим званием. Чем же так лестно было это слово незабвенному народному герою. Надо полагать тем, что казак был не просто русский богатырь, обладающий несокрушимой силой, но богатырь-христианин, сила духа которого еще выше его физической мощи. Не напрасно же бесстрашный воин Илья Муромец причислен к лику святых, и его мощи и поныне покоятся в Киево-Печерской Лавре.
Наряду с богатырями на Руси известны и поленицы, т.е. дочери и сестры богатырей, которые, обладая всеми лучшими свойствами души, были вместе с тем так смелы и сильны, что далеко не каждый мог устоять перед их напором. В сущности поленицы были продолжателями рода легендарных амазонок, жен и сестер древних скифов, принимавших наравне с мужьями и братьями участие в кровавых битвах с неприятелем. Поленицы были непобедимыми воительницами пока оставались в девицах. Выходя замуж, они превращались в самых верных и добрых жен и хозяек.
Однако и после своего крещения Владимиру приходилось заниматься ратным делом, ибо враги наседали со всех сторон. Посылал он войска и своему новому родственнику для охраны границ Византии. Однажды послал он отрад русских воинов в 6 тыс. человек своему зятю, императору Василию. Тот взял их с собой в Армению, куда приходил с миром и делал дружеский прием владетелям Грузии и Кавказа. Тут произошел один характерный случай. Как-то русский воин нес сено для своей лошади, его встретил грузин и, ни слова не говоря, отнял это сено. На помощь русскому прибыл другой русский, грузин кликнул своих и они, напав, убили первого русского. Тогда все русские, бывшие там, как один человек, поднялись на бой и побили всех находившихся там грузин. "Все заплатили за свое преступление", - говорит по этому поводу древний армянский писатель. Случай этот показывает, почему Русь всегда была грозной - спаянная крепкой дружбой, она всегда готова была платить за нанесенные ей обиды и ни одной из них не оставляла без отмщения.
Но шли века и народ русский все более утрачивал высокую нравственность и простоту. Бесчинство поселилось в славянских землях. Младшие князья, чтобы завладеть престолом, не гнушались убийством родных. Руки дружинников и тут и там стали обагряться братской кровью. Стала исчезать вера, честь и правда. От "родственных" набегов пришли в запустение не только многие города и села, но и целые области. Казалось, еще немного и разврат достигнет такой степени, что русские исчезнут с лица земли, истребив себя сами. Но по милосердию Божию и по молитвам святых, уже просиявших на нашей земле, этого не произошло. Однако чтобы исправить народ, исцелить его от нравственной проказы, Господь послал ему горькое лекарство, тяжкое наказание в виде татаро-монгольского нашествия. Прошел по нашей земле огненный смерч кочевников и разом прекратился произвол князей. Перед лицом общих для всех лютых страданий и унижений смирились гордые. Иго привело народ к покаянию, которым постепенно очищалась Русь. А очистившись, вновь стала подниматься из пепла и руин. Ибо, по слову благоверного князя, - "Не в силе Бог, а в правде". Праведным Всевышний рано или поздно дарует силу, а у презирающих истину, будь они даже изначально мощны и многочисленны, Он отнимает разум и превращает в ничтожество. Примеров тому в мировой истории - несть числа.

Гнеденко А. М, Гнеденко В. М. За други своя или все о казачестве
Рубрики:  История
Балясы обо всем
Культура
Традиции
Творчество
Воины,оружие
Статьи
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку