Azucar все записи автора
текст // Наталья Водолажская
перевод // Ольга Никитина
фото // Софья Леонтьева
Узнать казака по одежде легко. Теплая бурка, папаха с красным верхом и галунами, черкеска, бешмет, тонкий красный лампас… Что еще нужно? Да понятно и так — это кубанский казак.
Казаки всегда следили за своей внешностью, а привычка эта исходила в большей степени от уставных требований об опрятности. Кубанцы любили свою форму и считали, что с «одеждой и ухватками переходят дух и нравы»: мужчины больше ценили внутренний духовный смысл, наполнявший все стежки и детали вещей, нежели стоимость и удобство костюма. Они верили, что одежда — это вторая кожа, поэтому не позволяли иногородним надевать их военную форму и, прежде чем надеть чужую казачью «справу», совершали над ней обряд очищения. Атаманы, награждая казаков, вместо «шубы с царского плеча» дарили им ткань.
Казачий наряд состоял из двух видов одежды: военной и повседневной. Дома кубанцы носили штаны и рубаху-косоворотку. Как верхняя, так и нижняя рубашки были без вышивки. Поверх рубахи надевали казачий кожаный пояс, украшением которому служили металлические наконечники в виде сабелек, полумесяцев и других фигурок. На сам пояс также пришивали по три серебряные пуговицы. Еще носили теплый шерстяной «жакет», неприталенный и длинный. Зимой предпочитали овчинный полушубок или шубу, сшитую мехом внутрь.
В праздничные дни казаки надевали военную форму, то есть бурку, черкеску, бешмет, папаху, башлык и т. д. Буркой называли верхнюю одежду в виде плаща — накидку без проемов для рук, валяную из грубой шерсти. Еще в конце XVIII века ношение бурки предписывалось «по казачьему обряду», но часто ее заменяли другой походной одеждой. В число обязательных предметов снаряжения кубанских казаков бурка была введена приказом военного ведомства лишь в декабре 1871 года. Она защищала от снега, дождя, холодного ветра и жары, а во время военных походов на привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Сначала бурка была короткой и колоколообразной с покатыми и узкими плечами, но постепенно удлинялась. Позже еще видоизменилась: уже почти не расширялась к низу, а плечи стали прямыми и очень широкими (до метра). Делали ее кустарным способом. При коллективном производстве на изготовление одной бурки уходило 4 дня, а шерсти требовалось около 3,6 кг.
Под буркой кубанца скрывалась черкеска, а под ней — архалук. Внешне они были похожи, только у черкески на груди газыри — дополнительный патронташ. Часто архалук носили и без черкески. Официально он стал частью форменной одежды казака лишь в 1840 году. Он представлял собой верхнюю одежду, чем-то напоминающую кафтан с невысоким воротником-стойкой, плотно облегал талию и грудь и доходил до колен. Мог быть шафлоновым, шелковым, шерстяным, стеганым одноцветным или узорчатым. Вот только в приказе от 18 мая 1859 года архалук стал называться «бешмет».
Основой казачьей «справы» была папаха. Вообще, любой головной убор казаков имел особую символику. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка означала полноправную принадлежность к станичному обществу. За отворот папахи клали ценные бумаги и приказы, считалось, что это надежное место — потерять ее казак мог только вместе с головой. В нее зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы, а по возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар рекам, кидая их в волны. Еще папаху бросали во двор «хваленки» — предупреждали родителей девушки о том, что придут свататься.
Башлык — суконный головной убор, дополнявший папаху, похожий на широкий капюшон с концами в виде лопастей. То, как кубанцы носили башлык, зависело от ситуации и погоды. Правда, надевали его всегда сверху на шапку. Концы башлыка, обмотанные вокруг шеи, спускали назад или носили его на плечах, скрестив лопасти на груди, а в холодную погоду обвязывая ими талию. В торжественных случаях и при хорошей погоде башлык просто вешали сзади на плечах. Для торжества-то и сам башлык был «праздничным» — из сукна тонкой ручной работы белого, черного или красного цвета. Украшение — галуны, тесемки, кисти, басонные пуговки. Повседневные же башлыки были грубыми, часто их шили из остатков материи.
Кроме головного убора, важное значение придавали обуви. Сапоги были разными, ведь без них верховая езда невозможна, да и по степи тяжело ходить босиком. Предпочтение казаки отдавали ичигам — мягким сапогам без каблуков, на которые иногда надевали чирики — туфли-галоши. В качестве обуви носили также толстые чесаные носки, но вместе с чириками. Были популярны и башмаки — обувь из телячьей кожи с ремнями.
Вообще, все виды одежды были удобны казакам как в сражении и верховой езде, так и в быту. Правда, отдельные ее элементы и атрибуты то появлялись, то исчезали. Главное, что казаки всегда оставались верны своим принципам и Отчизне своей — Кубани.
Военная форма стоила кубанцам огромных денег, а шили ее, как правило, на заказ у мастеровых. А чтобы определить, насколько состоятельным был казак, было достаточно одного взгляда на его папаху.
Для каждого казачьего полка вводился свой цвет черкесок, бешметов и шаровар, а также верха шапок и погон. Некоторые полковые командиры требовали от казаков, чтобы они носили лишь серые повседневные черкески, и устанавливали единые цвета бешметов в сотнях, например, в одной — красные, в другой — белые и т. д.
Шапки в 1796 году шили из черной смушки с алым свисающим набок суконным верхом, а 5 лет спустя — черные барашковые шапки; потом и они изменили форму.