-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KAZAKI

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 943


Украинские думы и скульптуры атамана

Пятница, 07 Мая 2010 г. 00:36 + в цитатник
man-yak все записи автора
Цитата сообщения man-yak  (464x698, 576Kb)Как-то встретил в сообществе Варфоломеевская Ночь пост ANDREI-STOLIAR с фотографиями деревянных скульптур (вот этот). Просматривал на бегу, но отложил на потом. Сразу не осознал - что зацепило.
Появилось время присмотреться, понял - историчность (или праильно - историзм? теряю квалификацию, однако).
Про автора работ узнал из сообщения Ratatosk, которая публиковала свои фотографии с выставки в Збаражском замке. Это Владимир Лупийчук. Живет в Тернополе, родился в 1929 году, закончил художественно-ремесленическое училище. Его скульптуры среди экспонатов музеев Киева, Канева, Тернополя, Черкасс, Хмельницкого, Чигирина, Бережан, Павлограда, Яготина, а также в с. Кармалюково в Винницкой области. Выставки проходили в Украине и Канаде, иногда в четырёх городах одновременно. По стопам отца пошел и его сын Виктор. Кстати, Владимир Лупийчук еще и выборный казачий атаман Тернопольской области.
На мой взгляд, совершенно замечательные работы - просто лучшие иллюстрации к украинским думам! Думы - это, кто не сталкивался, эпическая поэзия южной Руси, много общего имеющая с древнерусскими былинами (особенно - с их новгородскими вариантами, сохранившимися не на севере, а на Дону) и вообще с народными историческими песнями. Как-то попадалась статья, где убедительно показывалось, что и "Слово о полку Игореве" - весьма родственное им произведение.
Как правило, знают про думы, бывшие популярными или появившиеся уже позже о XV-XVII веках - связаны они в основном с казаками, их войнами, походами, нахождением в плену. Они очень похожи с историческими песнями, появившимися в то же время в Московском государстве - хотя язык уже тогда достаточно заметно отличался, - те же сюжеты, те же темы, та же близость к былинам, похожие мотивы и манеры исполнения.

В свое время я основательно проштудировал и украинские, и русские исторические песни этого периода (или позднейшие о нем), в особенности - те, что касаются войн с турками и татарами, казаков и пленников (полонян или полоняников). И одновременно изучал архивные документы XV-XVII - расспросы входцев из плена, в первую очередь, переписку Москвы с Доном и Запорожьем, отписки пограничных воевод (зачем и почему - как-то объяснял тут). Если отбросить "чистую поэзию" в песнях и стандартные формулировки - видим совершенно одинаковую картинку! Все эти песни - подлинные свидетельства очевидцев, "показания народа" и историческая память.
Вплоть до времен Шевченко думы исполнялись еще бродячими певцами - на ярмарках, в шинках, на вечеринках. В XIX веке это были обычно старики, часто - слепые, исполнявшие их под аккомпонимент традиционных инструментов (кобза, лира, бандура - потому называли их кобзарями, бандуристами и лирниками). Некоторые из них и сами были свидетелями, а то и участниками событий, о которых пели (той же гайдамачины - во времена Гонты и Зализняка и получившие свои увечья) - память о них, а заодно и казацкой вольнице вообще, не слишком приветствовалась имперскими властями.
Последние из "настоящих" кобзарей или их учеников еще встречались в веке XIX - их застал еще Шевченко, в какой-то степени продолживший традицию в своих стихах (некоторые стихи в сборнике "Кобзарь" - просто изложение дум более современным языком). Появившаяся мода на собирание древностей и "просыпающееся национальное самосознание" помогли сохраниться значительной части этих песен - они во многих вариантах были записаны по всей Малой и Червоной Руси энтузиастами, в то же время стали записывать и исторические песни на Дону и по российским "глухим углам".
Стихи Шевченко цитировать не буду - кто учился еще в СССР, независимо от республики, должен их знать еще со школы. Но - про кобзарей нельзя без поэзии. Потому вот современное исполнение "Ой, лежить кобзар" (Эдуард Драч, Киев)


А когда-то кобзари были обязательными спутниками казачества - да и сами казаки умели и любили и играть, и петь (на многих классических изображениях казак Мамай - с бандурой или кобзой). Во времена гетманской Украины хорошим тоном среди старшины считалось умение играть на инструментах, знать думы (а то и сочинять свои - правда это были уже больше не исторические песни, а вполне светская поэзия, вот, например, одна из дум Мазепы)
Вот такими, как вырезал тернопольский атаман, они и были, думаю.
 (700x465, 543Kb)
Большая подборка фотографий (и удобная - можно просмотреть в режиме слайд-фильма) - здесь в альбоме на picasa
polon1 (700x465, 520 Kb)Присмотревшись, можно увидеть, что перед некоторыми скульптурами на табличках, кроме названия работ - строчки из дум. У себя сохраню еще две фотографии, снабдив текстом. Прошу прощения - щелкать клавишами лишний раз лень (и так уже себе поражаюсь - как терпения хватило столько набрать), поэтому транскрипция слов будет русская (в том числе там, где надо бы украинские буквы ставить).
polon2 (464x698, 574 Kb)Первый текст тот же, что и на фото:

Выглянуло над Чигирином
Солнце из-за хмары
Потягли в свои улусы
С турками татары

Этой думы не помню навскидку (а книги у меня в Москве), а вот второй фрагмент может быть эпиграфом к обеим фотографиям:

Зажурылась Украина
Шо нигде прожити
вытоптали Орда коньми
Маленькии дити

Да не так она вытоптала
А як вырубала
Которых не рубала
Тех в полон погнала

Эти строчки встречаются в разных думах, иногда приводятся в сборниках как одна короткая. По-видимому, они были запевом во многих вариантах дум невольничьего цикла.
В книге "Малороссийские и червонорусские народные думы и песни" (1836 года издания) этот текст был в составе думы "Швачка" - я бы, может, и не запомнил, но там в комментариях было указано не только то, что песня состоит из двух частей, которые даже исполняются разными голосами, но и то, что существует предание, что эти восемь строк написаны Хмельницким.

Тексты текстами, но на бумаге смотрятся они простыми до примитивности и даже зачастую непонятно, как же это петь-то можно? Вообще существовало несколько мелодий, на которые стихи дум в какой-то части пелись, в какой-то декламировались (опять же - все, как и с былинами).
Хотел найти в сети хорошие записи именно этой думы - не получилось. Зато нашел старый мультфильм "Маруся Богуславка" по сюжету одной из известнейших дум. В нем звучат фрагменты не только из "Богуславки", но и из нескольких невольничьих, а начинается он как раз с "Зажурылась Украина"


Одну невольничью думу все-таки нашел - исполняется под лиру



Наверное, тексту нужно какое-то логическое завершение - у меня его нет. Показал и рассказал, что мог - если кто заинтересуется и что найдет, делитесь )
...а впрочем, наверное можно для финала опять-таки цитатой из думы (так или похоже завершались многие):

Слава не умре, не поляже:
Буде слава славна -
По меж Козаками,
По меж друзьями,
По меж Рыцарями,
По меж добрыми молодцами.
Утверди, Боже: люду Царского,
Народу Христианского,
Войска Запорожского и Донскога,
С сею Чернью Днепровскою, Низовою -
На многия лета,
До конца века!

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку