Франц Ксавье Винтерхальтер, часть 6, русские портреты |
Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Приезжавшие в Париж русские дворяне были рады получить свой портрет от известного и модного мастера. В ряду особ, которых писал Винтерхальтер - российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных.
Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858
Вот другая русская красавица - Леонилла Барятинская (1816–1918), в которую тоже был влюблен художник. Где-то мне попадалась информация, что Винтерхальтер даже ей предложение делал.
Он так же, как и Римскую-Корсакову, дважды портретировал (в 1843 и ок. 1849) известную в Париже своей красотой и богатством княгиню Леониллу Барятинскую, княгиню Сайн-Витгенштейн-Сайн.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843
На первом портрете из музея П.Гетти представлена на модном тогда, стилизованном в условно экзотическом восточном духе фоне, молодая женщина в небрежной полулежащей позе, играющая жемчугом своего ожерелья и одетая в муаровое платье цвета слоновой кости с розовым поясом и фиолетовой накидкой. Мечтательное настроение большого полотна роднит его с другими работами итальянского периода художника. Давайте поближе посмотрим на княгиню.
Второй, овальный, портрет (из семейного собрания) гораздо интимнее и камернее по настроению, хотя неброская, вкрадчивая красота молодой сидящей княгини, набросившей на декольтированные плечи чёрную кружевную мантилью, ещё более разительна.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849
С 22 по 29 ноября 1859 года Винтерхальтеру позирует в Фонтенбло вдова Николая I Александра Фёдоровна. Портрет Александры Федоровны – один из немногих, реалистично изображающих даму «в возрасте», ей тогда было 58 лет.
Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I , 1856, Эрмитаж
Но, пожалуй, массовый спрос русской аристократии на Винтерхальтера начался после 1857, когда он написал портрет русской императрицы Марии Александровны, супруги Александра II (и портрет самого Александра II, его портрет утрачен). После этого Винтерхальтер на протяжении следующих лет много пишет по заказу русских.
Императрица Мария Александровна, 1857, Эрмитаж
Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Ольга Николаевна, королева Вюртембергская, дочь императора Николая I
Великая княгиня Ольга Николаевна, королева Вюртембергская
Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская, 1869
Великая княгиня Александра Иосифовна
Урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская. Слыла одной из первых красавиц Европы. Супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II. Вышла замуж по большой любви. Великий князь Константин писал родителям после знакомства с нею: "Или она, или никто." Но вот конец их семейной жизни был весьма печален. Великий князь имел открытую связь с балериной Мариинског театра, прижил от нее пятерых детей, и называл Александру Иосифовну казённой женой. Когда у Великого князя случился инсульт и он два года до смерти был парализован, Александра Иосифовна ни разу не пустила к нему незаконную семью.
А вот нашла деталь портрета Константина Николаевича.
Великий князь Константин Николаевич, 1859 г
Великая княгиня Ольга Фёдоровна Романова, 1857
В девичестве Цецилия Баденская. Её мать София Шведская, герцогиня Баденская, при дворе которой Винтерхальтер начинал свою карьеру. Цецилия была замужем за младшим сыном императора Николая I великим князем Михаилом Николаевичем, у них было 7 детей. Брак был счастливым.
Великая княжна Мария Алксандровна
Дочь императора Александра II. Замужем за принцем Альфредом, герцогом Эдинбургским, сыном королевы Виктории, правящим герцогом Саксен-Кобург-Готским. Брак был несчастливым. Английское общество считало Марию Александровну надменной.
Еще из коллекции Эрмитажа – овальный портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной (1832–1885), дочери декабриста Шереметева Алексея Васильевича. Графиня вместе со своим мужем принадлежала к ближайшему окружению царской семьи. Эта работа, по своему психологизму и формальному мастерству, по праву считается одной из вершин творчества Винтерхальтера. Если некоторые его работы, особенно из викторианского цикла (за исключением поразительного портрета юного магараджи Дюлипа Сингха), позволительно упрекнуть в манерности, некоторой слащавости и красивости, то сдержанный и гармоничный по цвету, уравновешенный, и в то же время изящный по композиции портрет Мусиной-Пушкиной относится к числу его несомненных художественных побед.
Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 , Эрмитаж
Есть второй портрет графини В.А. Мусиной-Пушкиной.
Графиня Мусина-Пушкина
Близок композиционно к предыдущему портрету, но совершенно иной, тёплый по гамме ярко акцентированных цветов и лирическому своему тону, еще один эрмитажный портрет, на котором изображена одна из богатейших женщин своего времени – Софья Петровна Нарышкина (1823–1877), урождённая Ушакова, жена камергера двора. Напомню, что мать Петра Великого была родом из той же семьи. Винтерхальтер здесь снова избрал свой любимый овальный формат. Нарышкина одета в жёлтое шёлковое платье. Багровая бархатная шаль, накинутая на плечи, подбита соболем. Жемчужное ожерелье перехвачено у шеи рубиновым аграфом. На пальце правой руки заметен бирюзовый перстень.
Софья Петровна Нарышкина, 1858, Эрмитаж
Вот, в стройные ряды красавиц затесался один мужской портрет. Граф Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868) - внук Екатерины II, выдающийся сельскохозяйственный деятель, изобрёл и усовершенствовал несколько агрономических инструментов (плуги Бобринского, сеялки, распашники и др.), занялся производством сахарной свеклы. До революции в Киеве ему был воздвигнут памятник. Портрет разительно отличается от обычных полотен автора. На темном фоне изображен стройный худощавый мужчина в строгом сером сюртуке. Ни украшений, ни орденов, все внимание сразу фокусируется на лице: пронзительный взгляд, волевой рот, высокий лоб. Как точно художник подметил суть портретируемого. Это не обычный прожигатель жизни, это - труженик.
Граф Алексей Алексеевич Бобринский, 1844
А это портрет его невестки, Софьи Андреевны Бобринской, урожденной Шуваловой (1829-1912), жены его сына Александра Алексеевича.
Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова, Эрмитаж
Ещё одна очаровательная представительница русской знати во Франции – княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1834–1907), урождённая Белосельская-Белозерская, бывшая замужем за церемониймейстером царского двора Петром Никитичем Трубецким.Княгиня Трубецкая была "крошечная ростом, но исполин честолюбием". Держала политический салон в Париже, который был весьма влиятельным во время Второй империи. Вообще, княгиня была деятельной женщиной. Кроме политики занималась благотворительностью, активно собирая деньги на благотворительных концертах и аукционах, открыв приют для детей, организовав Общество бесплатной раздачи хлеба во время голода в 1868 г. И так же занималась музыкой и литературным трудом. При её жизни были опубликованы романсы ее сочинения и даже книга "Сказание о роде князей Трубецких".
Поколенный портрет 1859 года, из частного собрания, изображает белокурую княгиню в саду с веером в руке, обернувшейся к зрителю. Её серое тафтяное платье, стилизованное под XVIII век, отделано чёрными кружевами и лентами кораллового оттенка по лифу. Композиционное решение портрета и виртуозная передача тканевой фактуры приводят на память одновременно полотна Ватто и Буше.
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859
А вот её родная сестра, Ольга Эсперовна Белосельская-Белозерская, графиня Шувалова. В 17 лет она стала женой Павла Андреевича Шувалова, государственного деятеля, дипломата, военного. Ольга Эсперовна не дожила, когда мужа произвели в генералы. Она умерла молодой, ей был 31 год. Однако супруги успели произвести на свет 6 детей.
Графиня Ольга Эсперовна Шувалова, 1858, Эрмитаж
Граф Павел Андреевич Шувалов, 1860
Об их свадьбе писала современница, фрейлина Анна Тютчева, дочь поэта: "Молодой граф Шувалов в прошлое воскресенье обвенчался с княжной Белосельской, очень юной, очень красивой и очень богатой."
Это мать Елизаветы Эсперовны и Ольги Эсперовны, Елена Павловна, урожденная Бибикова, падчерица А.Х. Бенкендорфа. В первом браке Елена Павловна была княгиня Белосельская-Белозерская, во втором - княгиня Кочубей.
Елена Павловна Бибикова, княгиня Кочубей (1812-1888), 1860
У Павла Андреевича Шувалова была сестра - Софья Андреевна, в замужестве Бобринская (её портрет представлен выше), и брат, Петр Андреевич, шеф жандармов и глава Третьего отделения при Александре II. Портрета Петра Андреевича кисти Винтерхальтера нет, а вот его жену мастер писал.
Елена Ивановна Шувалова, ур.Черткова, в первом браке Орлова-Денисова.
Татьяна Александровна Рибопьер, княгиня Юсупова, 1858, Эрмитаж
Еще одна версия портрета княгини Т.А. Юсуповой, Архангельское
Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская (1826-1904), 1858
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская, 1857
Судя по подписям к двум последним портретам, на них изображена одна и та же дама. Елизавета Александровна - статс-дама, старшая дочь героя 1812 года, военного министра Николая I Александра Ивановича Чернышева.
Софья Трубецкая графиня де Морни
Супруга Шарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни, сводного брата Наполеона III, сына Гортензии Богарне и Шарля де Флао, внебрачного сына Талейрана. Он был старше своей жены на 27 лет.
Софья Трубецкая была внебрачной дочерью императора Николая I. Николай І в январе 1838 «насильно обвенчал» корнета Кавалергардского полка князя Сергея Васильевича Трубецкого (1815–1859) со своей фавориткой Екатериной Петровной Мусиной-Пушкиной, с весьма ощутимым сроком беременности. История этой женитьбы наделала в свое время много шума. С. А. Бобринская, двоюродная сестра Трубецкого, писала 1 февраля 1838 г. своему мужу: «Нужно тебе рассказать последнюю новость. Ту, которая занимает все умы, как когда-то наводнение, как пожар Дворца, как смерть Пушкина год тому назад — как, наконец, все, что выходит за рамки обычной жизни, как неслыханная и ужасная катастрофа, – это женитьба Сергея Трубецкого на мадемуазель Пушкиной!». Уже летом 1838 года, после рождения Софии − дочери Екатерины Петровны от Николая І, супруги разъехались. И несчастного князя постигла печальная судьба мужа царской фаворитки, несогласного с навязанным браком - Кавказ, немилость, разжалование...
Елизавета Николаевна.Кривцова, ур. княжна Репнина-Волконская (1817-1855), 1840
Саратовский художественный музей
В музейное собрание Саратовского музея им. Радищева "Портрет Е.Н. Кривцовой" попал из саратовского имения Отрадино, где хозяйкой была дочь Елизаветы Николаевны О.П. Орлова.
Елизавета Николаевна Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская, принадлежала к высшему светскому обществу, она была дочерью Николая Григорьевича Волконского, генерала-от-кавалерии, в 1801 году получившего право носить фамилию своего деда по матери - фельдмаршала Н.В. Репнина, оставшегося без наследников. Матерью Кривцовой была графиня Варвара Алексеевна Разумовская, по материнской линии племянница знаменитого хозяина Останкина графа Н.П. Шереметева, женившегося на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. Имея такие блестящие родственный связи, княжна вступила в брак с Павлом Ивановичем Кривцовым (1806-1844), представителем небогатого и не столь знатного дворянского рода. Ее избранник был превосходно образованным и подававшим блестящие надежды молодым дипломатом, знакомство их состоялось в Риме, где проходила служба Павла Ивановича. Свадьба состоялась в ноябре 1837 года во Флоренции, в семье Кривцовых было двое детей - Ольга и Николай. (информация с сайта музея им.Радищева)
Екатерина Чавчавадзе, княгиня Дадиани
Правительница Мингрелии, родная сестра Нины Чавчавадзе, вдовы Александра Сергеевича Грибоедова.
Лина княжна Гагарина-Стурдза, 1857 Уффици
Княгиня Мария (Лина) Александровна Гагарина (1820-1890), дочь Александра Скарлатовича Стурдза (1791-1854) и Елизаветы Гуфланд, дочери знаменитого немецкого врача; с 1838 года жена князя Евгения Григорьевича Гагарина (1811-1886), получившего в 1848 году Высочайшее разрешение именоваться князем Гагарин-Стурдза.
Александра Осиповна Смирнова-Россет, 1837
Да-да, та самая А.О.Симрнова-Россет, о какой Вы подумали. Портрет находится в Тбилиси, в доме-музее Смирновых, а написан был в Париже.
Мария Васильевна Воронцова, урожденная Трубецкая, в первом браке Столыпина (невестка М.С.Воронцова, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии и т.д.)
Мария Васильевна Воронцова
Этот портрет утерян. По официальной версии погиб в пожаре. По неофициальной - продан в частную коллекцию.
Во время Франко-Прусской войны, которая закончилась падением Второй французской империи в сентябре 1870 года, Винтерхальтер проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись в место этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена, и он обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
Начало здесь: часть 1 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102099594/
здесь: часть 2 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102147882/
здесь: часть 3 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102153810/
здесь: часть 4 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102163259/
и здесь: часть 5 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102167836/
Репродукции отсюда http://www.artrenewal.org/
Прекрасное описание портетов отсюда http://www.radashkevich.info/publicistika/publicistika_69.html
Продолжение следует.....
Рубрики: | Живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |