-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в JAM_Music_Journal

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.01.2006
Записей: 757
Комментариев: 3543
Написано: 6480


"По техническим причинам"=ДЖАЗ, историко - аналитический обзор

Вторник, 15 Января 2013 г. 04:40 + в цитатник
vladk3 все записи автора

От перемещения еврея в пространстве многое меняется. Леонид Утесов, cоздавший свой теа-джаз в 1929 г., в одной из программ в шутку утверждал, что джаз был занесен в Америку веселыми одесситами еще в ХIХ в. Конечно, джаз как способ импровизации, был создан в основном черными американцами, но...   Недавно при подготовке программы "Евреи в джазе" с Борисом Фрумкиным я впервые увидел список с сотнями имен американских музыкантов еврейского происхождения, композиторов и авторов текстов, тех, чьи темы входят в число  "вечнозеленых", то есть, вечных мелодий и являются джазовыми стандартами....

     И перед моим воображением вдруг предстал большой звучащий сад плодов еврейской эмиграции из России. Ведь многие из тех, чьей музыкой восхищались, восхищаются и будут восхищаться миллионы людей, были когда-то детьми, ро-дившимися в семьях еврейских эмигрантов из России.

     То, что становление джаза, мюзикла, шоу-бизнеса совпало по времени с пиком еврейской эмиграции из России в США, наверное, случайность. Не случайность - столь мощное участие эмигрантских талантов в этом процессе. В своем эссе "Планета кочевников" известный немецкий историк Карл Шлегель приходит к выводу, что современный мир вообще не может развиваться без "новых кочевников", людей, которые отваживаются шагнуть в чужой мир с желанием, волей и надеждой в нем самоутвердиться.

Первым из российских евреев звездой американского шоу-бизнеса стал сын кантора певец и конферансье Al Jolson

- Swanee (1920)



<Он умер в 1950 г., но его считали и продолжают считать своим кумиром многие звезды, начиная с Элвиса Пресли и кончая Майклом Джексоном и Миком Джеггером. Известно, что стиль пения Джолсона повлиял на его молодых современников Фрэнка Синатру и Бинга Кросби./>
Если продолжить список евреев, поющих не в синагоге и не в опере, то из более поздних времен следует назвать Боба Дилана, Саймона и Гарфункеля –

<

>http://www.youtube.com/watch?v=eHlXoxSUPQ0&feature=fvwrel




Билли Джоэла – http://www.youtube.com/watch?v=b-bRxqz4mxg&feature=related

Конечно же, Барбру Стрейзанд –  http://www.youtube.com/watch?v=Qhm9V7YBOQI 

Из инструменталистов ни с кем не спутаешь автора знаменитейшей темы "Take five," саксофониста Пола Дезмонда – http://www.youtube.com/watch?v=T2ien4x4lYg

из квартета Дэйва Брубека. Дезмонд, родившийся как Поль Эмиль Брайтенфельд, выбрал себе псевдоним, ткнув пальцем в телефонную книгу. Это было в начале 60-х гг. А еще раньше, в довоенные годы, в Америке гремели имена "наших" Арти Шо – http://www.youtube.com/watch?v=nkXz1zA4jGE&feature=related

и Бенни Гудмена –  http://www.youtube.com/watch?v=62ZSQUyU00s&feature=related







 - лучших свинговых кларнетистов и руководителей джаз-бэндов, запечатленных в дружеском шарже вместе с такими же титанами Дюком Эллингтоном, Каунтом Бейси и Гленном Миллером.
     Все они вместе, евреи и неевреи, создавали американскую музыку и ее особую фирменную американскую отрасль и гордость - джаз. Сюжет жизни Арти Шо, родившегося как Артур Якоб Аршавский, полон неожиданных поворотов. Шо  руководил созданными им девятью оркестрами, был восемь раз женат и дожил до 94 лет. Последние 50 лет из них, отойдя от джаза, он прожил на заработанные ранее деньги и  занимался литературным творчеством.

     "Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только ее аранжируем" - эту фразу приписывают Глинке. В СССР это высказывание шутники из Союза композиторов, правда,  укорачивали до: "Народ сочиняет музыку, а мы --  композиторы!".

Так вот, если все-таки народ сочиняет, то уж тут наш народ постарался по обе стороны океана. В СССР лидером, вне сомнения, был Дунаевский, но рядом с ним была плеяда прекрасных мелодистов: 

Фрадкин -http://www.youtube.com/watch?v=WKEbbvSnNQM&feature=related

и Френкель -http://www.youtube.com/watch?v=XZZHISSfHv4

Жарковский – http://www.youtube.com/watch?v=mx1uZvNtCeQ&feature=related

 и Кац, Фельцман – http://www.youtube.com/watch?v=0njF3x-XqM4

и братья Покрасс – http://www.youtube.com/watch?v=FG505CpUPfQ









Конечно, в здание советской легкой музыки вложили свои кирпичи и многие замечательные русские авторы - Хренников, Соловьев-Седой,Богословский, Мокроусов и другие.
     И музыка США, конечно же, непредставима без Армстронга, Эллингтона и многих других, но вот из первой десятки лучших, самых успешных композиторов Бродвея только Кол Портер не был евреем. На Бродвее чаще всего звучали- одна другой лучше - мелодии, сочиненные детьми и внуками эмигрантов из России: сыном шойхета из Могилева Ирвингом Берлином –

http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=kxuRCDqFX0U

http://www.youtube.com/watch?v=WXLQ2RPLO78

сыном инженера-оружейника из Петербурга Джорджем Гершвином-

http://www.youtube.com/watch?v=7pBg1r-QkjI&feature=related

сыном кантора  Харольдом Арленом, а также Ричардом Роджерсом –

http://www.youtube.com/watch?v=NuCZDanw3aE&feature=related

и (Звуки музыки"), Леонардом Бернстайном-

http://www.youtube.com/watch?v=VpdB6CN7jww&feature=related

("Вестсайдская история"), а позднее -Джоном Кандером-

http://www.youtube.com/watch?v=rkRIbUT6u7Q&feature=related

("Кабаре" и "Чикаго")  

http://www.youtube.com/watch?v=NxsVSrd740M&feature=related

Джерри Боком("Скрипач на крыше") - и многими другими.















Про прожившего 101 год Ирвинга Берлина другой прекрасный композитoр еврейского происхождения Джером Керн (его родители из Германии) сказал: "Нельзя говорить ни о каком месте Берлина в американской музыке, потому что он и есть американская музыка".
Детство Ирвинг Берлин провел в Тюмени. Кто знает, может быть, в стихах и мелодии его "Белого Рождества" - самого популярного американского рождественского шлягера, сочиненного евреем, отразились его детские впечатления о сибирской зиме?.. История композиторов-евреев в американском шоу-бизнесе изобилует примерами искреннего восхищениями друг другом,  дружбой, реальной поддержкой и помощью старших младшим, например, Керна - Берлину, Берлина - Гершвину. Триумф премьеры
"Рапсодии в стиле блюз" -12 февраля 1924 г. стал самой знаменательной датой как в биографии Гершвина, так и в истории музыки вообще. В зале в первых  рядах можно было  видеть и Рахманинова, и Стравинскго, и Хейфеца, а еще Цимбалиста, Стоковского и Кусевицкого. Эмигрант из России, выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий, консультировавший Гершвина, сыграл свою особо важную роль в становлении американской музыки на посту руководителя Бостонского филармонического оркестра. А
еще он был учителем дирижирования Леонарда Бернстайна....

     ...я думал назвать свои заметки "Плоды перемещения". И в этом смысле уникальна драматическая история родившегося и умершего в Берлине Эдди Рознера, того самого, которого многие из нас видели на советской эстраде. Распорядись судьба иначе, он вполне мог бы стать равным в компании Эллингтона, Гудмена, Шо, Миллера и Бейси. Рознер окончил в Берлине консерваторию по классу скрипки, но знаменитым в Европе стал, играя на трубе. С приходом Гитлера к власти Рознер, которого родители назвали Адольфом, стал Эдди и бежал в Польшу, гражданином которой он был.. Там, в Варшаве, Рознер собрал свой первый джаз-оркестр, успешно гастролировал по Европе.
Американская фирма грамзаписи Columbia записала с оркестром Рознера в 1938 г. в Париже несколько пластинок, в том числе и с классной аранжировкой "Бай мир бист душейн".

 Тогда же на гастролях по Европе Рознер встретился и познакомился с Луи Армстронгом, который подарил ему свою фотографию, надписав ее "Белому Армстронгу". Рознер, что называется,нашелся с ответом и подарил Луи свою фотографию с надписью "Черному Рознеру". После раздела Польши Рознер стал советским гражданином. Это спасло его от Гитлера, но, когда он после войны захотел вернуться на родину, в Берлин, от Сталина ему спастись не удалось. Вместо Берлина Рознер угодил в Магадан.   Oн вернулся оттуда через семь лет, уже после смерти диктатора, и создал свой новый оркестр. За годы жизни в СССР Рознер так и не смог перековаться и стать советским, его продолжало тянуть обратно, в родной  Берлин. В конечном итоге стареющего Рознера отпустили, вычеркнув его имя, откуда только было можно, и в 1972 г.он приехал в Западный Берлин, где прожил свои последние четыре года. В архиве Радио "Свобода"  отыскалась запись, засвидетельствовавшая вторую (заочную) встречу Рознера с Армстронгом, о которой оба они не догадывались. Луи в 1958 г. пригласили в студию Радио "Свобода" в Нью-Йорке и проиграли eму  песенки из только что вышедшей тогда кинокомедии "Карнавальная ночь". Слушая песенку "Пять минут" в исполнении Людмилы Гурченко под оркестр Эдди Рознера, Луи Армстронг неожиданно достал трубу и начал подыгрывать. Слава Богу, кто-то догадался нажать на кнопку "запись". Михаил Жванецкий как-то обратил внимание на то, что хотя среди других народов евреи всегда в меньшинстве, но вот почему-то в физике они вдруг оказываются в большинстве, в шахматах - они тоже в большинстве, в музыке они опять в большинстве и т.д. Объяснить эти  прекрасные магнитные аномалии,
которые притягивают евреев туда или сюда, трудно. Предлагаю в заключение два шутливых ответа на еврейский вопрос "что вдруг?": Евреи - народ древней культуры. Но они очень расссеяны. Буквально по всему миру.. И, видимо, по  рассеянности они часто обогащают культуры других народов. В начале перестройки знаменитому историку культуры Юрию Лотману во время публичного выступления из зала пришла записка. Он зачитал ее вслух:  "Скажите, почему в Библии речь всё время идет исключительно о евреях,  а о русских не говорится ни слова?". Лотман выдержал паузу и ответил, откладывая записку в сторону:"По техническим причинам".

Источник Статья: Юрий Векслер

http://www.jeps.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9041

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

-------------------------------------------------------------------------------------

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга

Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

Рубрики:  Классика
Jazz
Jazz Rock
Юмор
Хочу всё знать
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям

Каффа   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 10:44 (ссылка)
Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку