«Зачем я живу?» - спросил семилетний Барт Дорса своего отца. Отец затруднился ответить, сказав, что это вопрос философский. Тогда Барт изучил философию, закончил философский факультет колледжа, но так и не нашел ответа. Потом он объехал весь мир. Занимался благотворительностью, строил больницы в джунглях, помогал больным детям, снимал фильмы. Во Флоренции Барт Дорса стал скульптором. Сейчас он живет в Москве, наверное и потому, что здесь он ответил на свой вопрос.
Барт Дорса – новое яркое имя в фотографии. Он снимает на деревянную камеру середины XIX века и использует давно забытый способ ферротипии*, когда изображение получается на посеребреной металлической пластинке, покрытой специальной эмульсией. «Когда после одной из своих выставок, – говорит Барт, – я увидел, что мои работы можно пересылать по электронной почте и осознал, что все они могут поместиться на маленькой флэшке, это повергло меня в ужас. Я стал искать что-то другое, что-то уникальное».
В Национальном Архиве США Барт случайно нашел металлические пластинки с портретами убийцы Авраама Линкольна. Эти изображения настолько потрясли его своей силой и богатством эмоций, что он понял, как должен делать свои работы. Сложный процесс ферротипии долгое время не удавался, два года Барт экспериментировал, учился у мастеров, искал подходящую камеру. Он и сейчас, достигнув невероятных по качеству результатов и выработав свой уникальный метод, продолжает сам смешивать реактивы. Процесс изготовления пластины для Барта – особый алхимико-художественный ритуал. Ногти его рук и ног, как будто обожжены окисью серебра, всегда покрашены в черный цвет, напоминая о некогда постигшем Барта откровнении-вдохновении.
Пластина для Барта имеет особый смысл, только она, на его взгляд, способна чутко воспринять модель, уловить ее свет, сохранить и передать ее неповторимость.
Модели Барта – только русские, только женщины и только случайные. Он находит их на улице, в метро и кафе. «Ни в каких других девушках, кроме русских, я не видел такого разнообразия и богатства чувств». Образы Барта таинственны и неоднозначны, они не прорисованы до конца. Выбрав правильный угол осмотра, мы видим их вдруг проявленными на полузеркальной бликующей поверхности пластины. Малейшее движение – и они исчезают, оставляя у зрителя жажду нового чуда – явления этой мистической красоты и необъяснимого присутствия чего-то живого. Неслучайно Барт верит в то, что фотография похищает частицу души.
*Тинтайп или Ферротипия (англ. tin — олово, лат. ferrum — железо) — фотографический процесс, разработанный в США в XIX веке. К концу Гражданской Войны ферротипия стала самым распространенным фотографическим процессом вплоть до введения современных «пленочных» процессов. Ферротипия продолжала использоваться до середины 1950-х годов.
Ферротипия является небольшим усовершенствованием амбротипии, где стеклянная пластина заменена на лист железа или олова, покрытый черной эмалью или фотоэмульсией. Новые материалы позволили заметно снизить стоимость производства снимка, а также значительно увеличили срок хранения благодаря лаку на металлической поверхности.