-Всегда под рукой

Мы в соц-сетях.

 

Если ссылка не работает найдите сообщество "Холистика" или по ссылке
http://vk.com/public88344143

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Холистика

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2011
Записей: 772
Комментариев: 435
Написано: 1236


Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши

Четверг, 08 Мая 2014 г. 16:42 + в цитатник
Хиллит все записи автора

текст: genmed.ru (процитированно не в оригинале с моими мелкими дополнеиями)

Пракрути (таблица конструкци человекасостоит из трех основополагающих качеств, трехглавных характетик (в санскрите называемых гунами): саттва,принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас,принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса,принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности исопротивления.

Хотя каждое из этих трех качеств является необходимымэлементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас -- напротив,являются чуждыми, загрязняющими элементами сознания, которыеснижают нашу способность к восприятию. 

Индивиды с превалированием саттвы придают особое значениетаким императивам как правда, честность, скромность и общееблаго. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, болеевсего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те желюди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни,соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу.В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указаннымтрем гунам.

Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и таматсическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастического типа могут находить применение в целях коррекции тамазических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной ценностью в плане стимуляции развития сознания.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящейиз ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, -- воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.

Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества,всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические корреляты (соответствия), которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.

Пять частей растений, согласно Аюрведе, панкангамы,показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими пятью элементами. Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения.Цветы коррелируют с огнем, которому присущищи свет и цвет. Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводитрастение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает. 

ТРИ ДОШИ

Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или трех различных основных типах конституции человека. Из эфира ивоздуха формируются вата, за счет огня и одного из проявлений воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает капху( или кафу). По соответствующим элементам, или присущим различным людям дошам, мы определяем основную природу соответствующих людей и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.

Соответствующие три доши распознаются по характерным их атрибутам: вата -- сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая,твердая и грубая, подвержена переменам и ясная. Это -- наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.

Питта -- горячая, легкая с качествами флюида, субтильная иострая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно онауправляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями.

Капха же -- холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишеннаяживости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, какбы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной увязанности, взаимного баланса.

Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли,вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей,остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте,тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы,бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органовчувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.

Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение,теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, захорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество,а также мягкость тела. Будучи агравированной, питта вызываетжелтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызываетощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.

Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела (биологических жидкостей), смазку суставов и такиеположительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи агравированной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости,утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.

Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковойчасти тела, костях и органах тактильного восприятия.

Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, гдеона накапливается, вызывает заболевания и откуда она может бытьнепосредственно удалена.

Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте,отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного восприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове,поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и вязыке. Ее основным центром является желудок, где онанакапливается и вызывает заболевания и откуда она может бытьнепосредственно удалена из организма. Определение индивидуальной конституции

Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной на протяжении всей жизни. Хотя существуют три основных типа конституции, согласно превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и вариации конституций. Например, две доши могут сосуществовать при равном соотношении сил. Приводимые ниже характетики не имеют целью создать стереотипы, они лишь призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.

продолжение следует...

Серия сообщений "Основы Аюрведы":
Часть 1 - Ци и прана в чем различия?
Часть 2 - Аюрведа. Три гуны, пять элементов, три доши
Часть 3 - Пракрити или викрити? О первой и второй природе.
Часть 4 - Аюрведический тест на типажи и краткое определение понятий
Часть 5 - Как подобрать личную диету по аюрведе

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку