-Метки

Дубай австрия азия англия архитектура бельгия вена венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье польша португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник традиции транспорт украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


"Дом террора" в Будапеште

Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 21:13 + в цитатник
Венгрия все записи автора

Открытый в Будапеште в 2002 году самый страшный музей "Дом террора" стал одним из самых посещаемых в Венгрии.

Музей "Дом террора", расположенный в бывшей штаб-квартире Секретной полиции, посвящен истории двух диктаторских режимов – коммунистического и фашистского. Среди экспонатов – фотографии, документальные свидетельства, орудия пыток.

Переступая порог этого огромного серого здания в центре венгерской столицы, посетитель сразу же попадает в атмосферу страха и тьмы. Размазанные красные пятна на облупленных стенах, уходящая ввысь колонна с фотографиями 3600 замученных, казненных, интернированных. Справа и слева - камеры пыток, виселицы.

 


Дом на  улице Андрашши 60, был построен в 1880 архитектором Адольфом Фесзти. Фасад этого здания  не изменялся в течение многих десятилетий. До 1936 дом был собственностью семьи Перлмуттер. 

С начала 1937 венгерская пронацистская партия "Скрещенные стрелы" организовала здесь свой штаб. Лидер партии,Ференц Салаши, назвал здание "Дом Лояльности". Осенью 1944, когда венгерские нацисты пришли к
власти, здание использовалось как тюрьма.

Когда Будапешт избавился от немцев и был оккупирован СССР, коммунистическая Политическая Полиция в феврале 1945 потребовала дом и создала в нём тюремный лабиринт. Государственная тайная полиция владела зданием до 1956. После того, как они съехали, дом был отремонтирован, были стёрты все следы его прошлого. Тогда в доме разместилось несколько фирм и офисов.

В 1970 году здание, где тысячи людей были замучены, использовалось как клуб для молодых коммунистов.


В декабре 2000 года «Общество исследования истории и культуры Центральной и Восточной Европы» купило здание с целью основания музея, представляющего два периода террора в истории Венгрии. В музее показывается  безмерная жестокость, заложницей которой была Венгрия на протяжении 50 лет. На экранах один за другим возникают правдивые, неприкрашенные и от этого еще более жуткие сцены той
реальности.


А далее - от первого лица посетителя, потому что я никогда не решаюсь пойти туда сама:
"Я получаю билет и прохожу к лифту. Передо мной дуло старого советского танка. Танк этот уже давно не стрелял. "Второй этаж, потом первый", – говорит охранник и рукой показывает на лифт.

Захожу в лифт. В нем кроме меня еще несколько японцев и французов. Он медленно поднимается. Через его прозрачное стекло на меня смотрят сотни лиц не известных мне венгров, погибших от репрессий. Их фотографиями обклеена вся стена, напротив которой поднимаются к началу экспозиции посетители Дома террора.


Выходим из лифта. Первый зал. В самом конце – большая (во всю стену) фотография разрушенного бомбами Цепного моста, в центре мониторы с советской и нацистской кинохроникой.


Вот Адольф Гитлер выступает в Нюрнберге, вот товарищ Сталин усмехается в свои усы с Мавзолея, вот советская делегация встречается с немецкой, а вот тот самый пакт Молотова – Риббентропа.Из динамиков, чередуясь друг с другом, звучат обращения к венгерскому народу то на немецком, то на русском языках. "Что такое советская власть?" – спрашивает сам себя и, видимо, слушавших его 60 лет назад неизвестный оратор и потом начинает что-то говорить о трудящихся, солидарности и прочем. Слева от экранов стоят два старых черных телефона. Поднимаю трубку и слушаю обращение венгерского фюрера Ференца Салаши.

Иду дальше. Много кинохроники. Опять те же немцы и русские.Опять какие-то воззвания, опять что-то про советскую власть. А вот уже жертвы этой советской власти.

Старики венгры рассказывают о том, как их допрашивали сотрудники КГБ. Говорят они по-венгерски, но на многих мониторах есть английские титры. Чаще всего в титрах встречается слово interrogation. Захожу в темную комнату. В центре – автомобиль.

В нем горит свет. Возле руля советская военная фуражка. Внезапно свет тухнет, начинает играть тревожная музыка – такие нервные скрипки, от которых мороз по коже.Прохожу дальше. Деревянный стол, табурет. Бумага, ручка. Идеальная обстановка для допроса.

 


Справа на мониторе – один из участников такого допроса. Рассказывает, как его заставляли давать показания, применяя при этом физическую силу.

Иду дальше. Попадаю в лабиринт. Стены лабиринта сделаны из килограммовых кусков мыла. Такие грязно-белые кирпичи из жира, на каждом из которых написано "1 кg". Иду вперед, все время куда-то заворачиваю, через 100 метров этих виляний становится не по себе. Выхожу к стене. На ней еще один монитор, на мониторе человек в ватнике в окружении свиней. Становится как-то уж совсем невыносимо. Я уже не хочу узнавать, как связаны этот вот человек в ватнике, эти свиньи и этот лабиринт из мыла. Пробегаю этот невыносимый лабиринт и попадаю в комнату, обклеенную советскими плакатами на венгерском языке. Вот они, веселыевенгерские трудящиеся, светящиеся радостью. И никакого мыла, и никаких ватников.


В следующей комнате скамейки и трибуна. Ну хоть сейчас проводи собрание для товарищей. Все обклеено старыми газетами.


Справа стеллаж с папками.


 Я уже спустился на первый этаж и преодолел, кажется, больше половины экспозиции. Вот последний зал. В центре комнаты лежит большой крест. У стен – Новый завет на венгерском и русском. Здесь же облачение священника.

Самая известная история о взаимоотношениях церкви и властей ВНР – история кардинала Йожефа Миндсенти.

В 1949-м секретная полиция обвинила его в государственной измене и посадила в тюрьму, в 1956-м он вышел на свободу, поддержал антикоммунистическое восстание, а после его провала вынужден был скрываться от советских властей в посольстве США в Будапеште. Миндсенти провел в американском посольстве 15 лет и только в 1971 году уехал в Италию.

Прохожу в коридор. Вижу еще один лифт. Ну что ж, кажется, все осмотрено. Сейчас спущусь к выходу и все. Лифт открывается. Я захожу в него. Он закрывается и начинает медленно-медленно спускаться. На стене лифта загорается монитор. Еще один старик венгр. Смотрю на титры. Старик рассказывает не просто о допросе, он рассказывает о пытках. Он руками показывает, как один из работников секретной полиции заходил за спину допрашиваемого и оттягивал его голову назад. Затем второй засовывал какой-то металлический предмет ему в рот... описания пыток слишком уж детальны. Спасает только то, что я не знаю венгерского, а на титры можно не смотреть.


Я в лифте уже больше минуты. Лифт спускается очень-очень медленно. Сколько же можно спускаться! Бросаю взгляд на монитор. "После этого один из участников допроса подходил к телефону, набирал номер и говорил "Товарищ следователь, зафиксирована физическая смерть допрашиваемого", – произносит старик на мониторе. Монитор гаснет. Двери лифта открываются. Это никакой не выход из дома. Это полутемное сырое подземелье. Это тюрьма.

Узкий коридор. Справа и слева камеры. Двери в них открыты. Вот комната для буйных заключенных – здесь стены обиты мягкими тюфяками, чтобы заключенные не могли нанести себя вреда.


Вот камера, пол в которой полностью залит водой. Вот карцер – высотой в 2 м и шириной меньше 50 см – здесь можно только стоять. В нескольких камерах висят портреты жертв террора. Вместо даты смерти – вопросительный знак. Кто-то из посетителей шутит и пытается запереть своего приятеля в одной из камер. Приятель быстро выскакивает из камеры и испуганно смотрит на шутника.

Я иду по коридору. Впереди девушка. Она заглядывает в крайнюю справа камеру и тут же с ужасом выскакивает. Ее можно понять: не всякому понравится смотреть на виселицу в сыром подвале. Тюремный отсек заканчивается. Хочется поскорей уже выбраться наружу, но понять, когда же это все закончится, невозможно.

Следующая комната еще страшней, чем все эти камеры, виселицы и карцеры вместе взятые. Тут горят всего несколько свечей, стоят кресты с какими-то именами и фамилиями, а несколько детских голосов из динамиков произносят эти имена и фамилии.

Опять кинохроника, но на этот раз вместо жертв репрессий, гитлеров, сталиных, молотовых на мониторах советские солдаты, покидающие Венгрию. Простой русский парень в форме стоит возле "КамАЗа", курит папироску, корчит многозначительную физиономию, улыбается и машет ручкой – до свиданья, мол, Венгрия.

Кажется, это последний зал.
Да, точно – последний. Спускаюсь по лестнице к выходу. Протягиваю руку к старой деревянной двухметровой двери – и тут происходит самое страшное, что я видел в этом доме: дверь открывается сама. Я выхожу – и она закрывается. Это была последняя мрачная шутка Дома террора: это не я ушел из Дома, а Дом выпустил меня на свободу..."

Неизвестный автор

 

Рубрики:  Страны
Города
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

ТаМаРа_ТАРАНЬжина   обратиться по имени Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 21:22 (ссылка)
Интересно!
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Газировка_без_сиропа   обратиться по имени Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 22:58 (ссылка)
Ещё в те старые времена, когда была возможность поехать за границу через РК ВЛКСМ, в Венгрию соглашались ехать единицы. Когда в другие страны халява была уже разобрана. Даже бесплатно. Что-то изменилось?
Ответить С цитатой В цитатник
Alise_Oblako_   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 09:05 (ссылка)
А для демократического режима места не хватило?:) В США пытки разрешены к примеру, и применяются. Жалко, что такая богатая тема упущена. Даешь разнообразие в массы!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 14:45ссылка
Я Вас, возможно, удивлю, но Будапешт не имеет отношения к США
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 15:36ссылка
Да-да, Венгрия сейчас свободное демократическое государство, никем не оккупированное... Смешно. Центральный банк они собирались национализировать, получилось? И теперь не имеет отношения к США? Зато США и Лондон имеют ко всему отношение.
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 16:37ссылка
"Центральный банк они собирались национализировать" только в мифах Старикова и Фёдорова. Венгерский Национальный банк принадлежит государству (как и Банк России является федеральной собственностью) - куда ж его дальше национализировать? А независимость национального банка - это вопрос второй.
Кроме того, в Венгрии не популярны конспирологические теории, здесь не ищут внешних врагов, агентов влияния,изменников родины и проч., а предпочитают находить внутренние причины в наличии проблем в стране.
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Ноября 2012 г. 03:05ссылка
А это центральный музей истории Будапешта?:) То есть, все, что представлено в музее имеет прямое отношение к Будапешту, происходило только в нем и так далее?:)
Да и стран, которые не имеют сейчас отношения к США... может и не имеет, зато США сейчас ко всем отношение имеет. Это к теме абсолютно не относится =)
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Ноября 2012 г. 10:33ссылка
Основная мысль, она же - лучшая, заключена в последнем предложении Вашего высказывания.
Георг_Шеп   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 12:45 (ссылка)
Круто и не по себе...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 14:44ссылка
Согласна... Я никак не могу заставить себя туда пойти. Но для понимания опасности тоталитарных режимов - хорошая иллюстрация
Alise_Oblako_   обратиться по имени Среда, 07 Ноября 2012 г. 03:49 (ссылка)
Венгрия, очень остроумно. Если уж решили сдеать музей пыток, то можно вполне очевидно, что можно показать что-то и посвременее, благо дело что это все в прошлое не ушло безвовратно. Вот если бы это на самом деле осталось только в мрачном прошлом - тогда пожалуйста. А так - сплошное лицемерие.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Ноября 2012 г. 13:03ссылка
Если в вашем возрасте Вы не увидели разницы между музеями пыток и Домом террора, то объяснять - бессмысленно.
Перейти к дневнику

Четверг, 23 Мая 2013 г. 10:32ссылка
Ну кто ж вам мешает - сделайте.
Alise_Oblako_   обратиться по имени Четверг, 08 Ноября 2012 г. 06:33 (ссылка)
Венгрия, не пытайтесь казаться умнее, чем вы есть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Ноября 2012 г. 10:46ссылка
Как я понимаю, Ваши мысли по теме иссякли...
Завидуйте молча.
Alise_Oblako_   обратиться по имени Четверг, 08 Ноября 2012 г. 10:50 (ссылка)
Соколиное, А вы, простите о чем и откуда? :) Группа поддержки какого-то мнения или так, чисто поржать, лайкнуть или там так, без содержания, лишь бы вякнуть?:)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Ноября 2012 г. 11:12ссылка
Прощаю: ну сказали очередную глупость, чё уж там, я привыкла.
Это мой пост: не переходить же всё время на другую страницу, чтобы отвечать на комменты девицы, которой не с кем поговорить! Надеюсь, Вы сказали всё, что имели, или ещё есть? Если по теме, то могу обсудить. Если не по теме, то воздержитесь - мне скучно.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку