Дворец зависти короля - восхитительный Во-ле-Виконт. |
Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.
А. Дюма.
Десять лет спустя, часть V, глава XL.
Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во ле Виконте Николя Фуке.
Именно дворец в Во ле Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во ле Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во ле Виконта.
Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.
Николя Фуке
Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Николя Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).
В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного
.
Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
Архитектор Луи Лево
Шарль Лебрён,художник по инртерьерам
17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
.
Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.
Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер, «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д'Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол
Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.
Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян
Клод Виллар
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.
К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во ле Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во ле Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.
На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.
Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».
Плансадово-паркового участка
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.
По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.
Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.
Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.
Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.
Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.
Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.
Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра -
Рубрики: | Страны Города Достопримечательности |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |