Светлана_Юристик все записи автора
Отдыхая в Ровине, на местном автобусе мы совершали поездки в ближайшие интересные городки Истрии. И первый наш визит состоялся в город Пореч.
Выехали мы из Ровиня автобусом в 16:00, раньше было нереально, температура днем поднималась до +35С и мы бы просто умерли от жары, гуляя по старому городу.
В Порече первым делом мы решили посетить Евфразиеву базилику, чей архитектурный комплекс занесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Над вратами входа на территорию комплекса привлекает внимание красочная мозаика (достаточно новая - начало 20 века), а внутри нас ждут сохранившиеся мозаики аж 6-ого века!
Комплекс Евфразиевой базилики, благодаря своему возрасту и степени сохранности, является одной из главных исторических достопримечательностей Истрии. Как-то особенно интересно осматривать оставшееся византийское наследие, как-никак Византия была Вторым Римом, а так как мы себя с 16-ого века позиционируем как Третий Рим, то невольно чувствуешь некоторую духовно-историческую преемственность.
Первым делом мы попали в атриум, обычная часть для древнеримских построек - из этого внутреннего светового двора можно попасть во все остальные части комплекса.
Особенно впечатляют колонны из греческого мрамора.
с византийскими растительными капителями
Из атриума мы прошли в баптистерий (крестильня), и из него поднялись на колокольню, которая по сравнению с древностью базилики просто новодел: построена на тысячу лет позже.
На фото, спиной к базилике: атриум, вход в баптистерий, за баптистерием возвышается колокольня.
В баптистерии можно посмотреть на шестиугольную яму в полу - это остатки крестильного бассейна 3-го века. С колокольни (не очень высокой) открывается замечательный вид на Пореч, на море,
впрочем, самым примечательным видом остается вид на стены базилики, на которых отсюда можно рассмотреть сохранившиеся мозаики святых и апокалиптических подсвечников, символизирующих дары Святого Духа.
Атриум и фасад базилики с мозаикой:
Мозаика вблизи:
Когда мы спустились с колокольни, служитель закрыл за нами дверь: приём посетителей на сегодня закончен. А мы же в скором темпе обошли залы епископской резиденции, но внутри по большому счёту были обычные для религиозного музея экспонаты - иконы, статуэтки, церковные облачения и т.д. Запомнилась одна из комнат в барочном стиле.
Вернувшись из епископской резиденции, мы спустились на полуподвальный этаж, под сводами которого были представлены большие фрагменты напольной мозаики 5-х - 8-х веков нашей эры.
Знаменитая мозаика с изображением рыбы - тайный символ христианства.
Остатки сохранившейся мозаики на полу. На переднем плане мозаичный пол первой тайной церкви 3-его века:
Части напольной мозаики крупнее:
Ну а полюбовавшись на сохранившийся мозаичный пол, мы через ход в стене попадаем в саму базилику.
Выйдя сразу к алтарной её части поражаемся красоте и сохранности древних мозаик на главном алтаре. Сразу видна разница в мастерстве создателей - если напольную мозаику делали местные мастера и она немного "детская" на вид, то над алтарной частью работали византийцы и уровень её исполнения сразу заставляет вспомнить о храме св.Софии в нынешнем Стамбуле.
На фото ниже: сверху изображён Иисус Христос с апостолами, а ниже, фигуры покрупнее, Богородица, ангелы, мученики, соратники и т.д.
Человек в тёмном плаще (второй слева) - епископ Евфразий, держит в руках своё детище - Евфразиеву базилику.
Агнец божий в окружении многочисленных раннехристианских святых - мучениц. Причём все мученицы подписаны по именам, каждая имеет свою известную трагическую историю, но почему-то женщины, в отличии от мужчин - мучеников, изображены на всех мозаиках довольно одинаково - практически все на одно лицо.
Часть византийских мозаик сохранилась и в верхних частях боковых апсид. Северная апсида - купол с изображением Христа, опускающего венки мученичества на головы равеннских епископов св. Витала и Севера. На южной апсиде мозаика примерно той же сохранности и той же композиции, только мученики другие.
Помимо алтарной части остальная часть базилики мозаики утратила - лишь следы красок сохранились кое-где.
В базилике до сих пор проводят обряды крещения, чему мы и стали невольными свидетелями.
В общем, самое главное в Порече мы успели осмотреть перед самым закрытием.
После того как мы спустились с колокольни, музейные служители буквально закрывали за нами двери. Комплекс работает до 18:00 и шёл уже седьмой час.
После базилики мы пошли гулять по старому городу. Старый город Пореча сильно отличается от старого города Ровиня. Он просторнее. И улицы здесь не кривые, узкие, зигзагообразные, а ровные и перпендикулярные, образующие в местах их пересечения симпатичные площади.
Церковь Богородицы, 1770 г.:
В Порече можно найти и очень древний романский дом 13-ого века
и "дом с двумя святыми" 15-ого
От его украшений сохранились две небольшие статуэтки святых на кусочках карнизов:
Есть тут и дворцы. Например, вот этот, 1473-ий год, с роскошными окнами-"трифорами":
Ну и самая-самая древность – остатки храма Нептуна, 1-ый век, Византией ещё и не пахло:
Сохранившаяся именно гражданская, а не религиозная застройка такого отдалённого времени - достаточно большая редкость, так что посмотреть было интересно.
Затем мы отыскали сохранившиеся сторожевые башни старой крепости Пореча. Две из них - с ресторанами наверху.
Здание городского театра.
На закате прошлись по набережной от базилики до автобусного вокзала.
Симпатичная набережная Пореча.
Ратуша в вечерней подсветке:
После заката: