Майя_Пешкова все записи автора
Рим, основанный согласно легенде Ромулом и Рэмом в 753 г. до н.э., был сначала центром Римской республики, затем – Римской империи, а в IV в. стал столицей христианского мира. Объект Всемирного наследия, расширенный в 1990 г. до стен Урбана VIII, включает несколько важных памятников античности, таких как форумы, мавзолей Августа, мавзолей Адриана, Пантеон, колонна Траяна и колонна Марка Аврелия, а также религиозные и общественные здания папского Рима.
Ватикан
Государство Ватикан - самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.
Ватикан - государство прелатов - тех, кто служит в церкви. Гражданами его числятся около 1 тысячи человек. Главой государства Ватикан является папа - глава всех католиков мира. Папа пожизненно избирается конклавом кардиналов, которые выполняют функции его ближайших советников.
Государство Ватикан является абсолютно независимым от Италии, хотя и поддерживает с ним тесные дружеские связи. Ватикан выпускает собственные почтовые марки, имеет собственную железнодорожную сеть, издает собственную газету «Оссерваторе Романо», собственную службу охраны и жандармерию знаменитых «швейцарских гвардейцев», являющихся личной охраной Папы. Они до сих пор носят старинную униформу, выполненную по рисункам Микеланджело. Государство Ватикан имеет дипломатические отношения более чем с 40 странами мира.
Достопримечательности Ватикана
Государство Ватикан - одно из самых богатых государств мира: в течение нескольких веков здесь накапливались произведения искусства самых известных художников, библиотеки манускриптов средневековья и эпохи Возрождения, архитектурные шедевры. Чтобы увидеть все достопримечательности Ватикана, нужно приезжать сюда не один раз и не на один день.
Площадь святого Петра
Эта площадь приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Она состоит из двух частей: сравнительно небольшой трапециевидной площади перед фасадом собора и огромной, овальной формы площади, образованной двумя полукружиями четырехрядных крытых колоннад. Диаметр эллиптической площади по большой оси - 240 метра, общая глубина двух площадей - 340 метра. Поставленные в четыре ряда 284 колонны и 80 столбов образуют колоннаду высотой почти 20 метров и такой же ширины; колоннаду венчают 140 статуй святых.
В центре площади возвышается громадный египетский обелиск I века до нашей эры, привезенный из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы и поставленный на площади в 1586 году по распоряжению папы Стикса V. По сторонам от обелиска установлены два фонтана. Все в проекте Бернини глубоко продуманно.
Есть на площади две точки (они находятся между обелиском и фонтанами и отмечены на мощении кружками), откуда четыре колонны ряда сливаются в одну и можно видеть сразу все пролеты колоннады.
На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX века: слева святой Петр, справа святой Павел.
Собор Святого Петра
Белый шатер, сияющий в синем небе Рима (или не в синем, как кому повезет) - купол собора Святого Петра, главного храма католического мира, сердце Ватикана. Путеводная звезда для неиссякающего столетиями потока туристов и паломников. Храму 500 лет. Почти. Пять веков назад, 12 октября 1506 года по приказу Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя.
В его основании согласно легенде могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Предание гласит, что именно здесь, на арене цирка, в царствование Нерона апостол был казнен. Здесь же в 330 году н. э. император Константин, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, воздвиг один из первых храмов новой веры. Но, в начале XVI столетия древняя базилика Святого Петра была снесена. Начиналась эра великого строительства. Папы возрождали "большой стиль" императорского Рима.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор Святого Петра, располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 324 году, в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки святого Петра, принявшего мученическую смерть в цирке Нейрона.
В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V ее начали расширять и перестраивать. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра.
В 1506 году был учрежден проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме Латинского креста (с удлиненной четвертой стороной), затем Бальдассаре Перецци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базикальную форму.
Наконец, в 1546 году руководить работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центрокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного выходного портика с восточной стороны. Микеланджело возвел барабан центрального купола, но сам купол достраивал после его смерти Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания.
Святые ворота
В начале XVII века по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста и пристроил к центрическому зданию базиликальную часть, вернувшись, таким образом, к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил свое доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 метров, ширина – 115 метров. Аттик Фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики.
Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Дотто конца 13 века. Рельефы крайнего левого портала «Врат смерти» созданы в 1949-1964 годы крупным скульптором Джакомо Манцу. Собор открыт с 7.00 до 18.00, летом до 19.00.
Правый неф
Пьетта
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.
Надгробие Матильды
Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
Св.Лонгин
Св.Елена
Св.андрей
Св.Вероника
Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
Гробница Матильда Тосканская
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Левый неф
Памятник последним Стюартам
Памятник Марии Собесской
Памятник папе Иннокентию XII
Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.
Картинные галереи и музеи Ватикана
Самый таинственный и самый парадоксальный – эти слова для кого-то являются всего лишь эпитетами, но для Ватикана они обнажают самую суть многовекового существования сплава веры и власти.
Тысячелетние попытки человечества определить свое место во Вселенной божественных капризов и стихий; обнадеживающая тайна Христа, показавшего народам путь к освобождению и спасению; тайна Петра и Апостолов, разнесших учение по земле; противоречивость святых мучеников - жажда вечной жизни и предпочтение жестокой смерти; интригующая тайна исторического момента, выбравшего сильнейшего из пятерки императоров, признавших христианство, и даровавшего ему славу и величие; поразительное сочетание бесконечной святости и человеческого злодейства в длинном списке преемников Петра – это основание, на котором вырастало одно из самых удивительных государств мира.
Парадоксальность Ватикана подчеркивается открытостью его Святая Святых.
Одиннадцать музеев Ватикана, пять галерей и богатейшая библиотека. Увидеть все эти достопримечательности Ватикана невозможно и за несколько дней, а тем более за одно посещение. В случае краткого пребывания в Риме следует ограничиться осмотром главных музеев, а в остальных обратить внимание на отдельные экспонаты.
Изначально Музеи Ватикана создаются папой Клементом XIII (1758-1769), по воли которого был открыт Григорианский Музей, оснащенный с помощью Винкельмана (Winkelmann); несколько позже был открыт Музей Скульптуры Пио-Клементино (Pio-Clementino) (1769-1799), а с 1807 по 1810 был организован Кановой Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti). В 1822 было открыто «Новое крыло» (Braccio Nuovo), в 1837 году открыт Григорианский Египетский Музей, в 1844 году - Латеранский. В начале XX века были открыты Миссионерский Этнологический музей с собраниями материалов, происходящих из католических миссий в не европейских странах, Исторический Музей и Собрание Современного Искусства. В 1932 была открыта Пинакотека.
Двор Пинии
(Сосновой шишки), названный так из-за бронзовой 4-х метровой шишки, находящейся в нем.
В центре Двора расположен шедевр современного искусства - Золотой шар или Сфера в сфере. Маленькая сфера символизирует Землю, большая – Вселенную. Они неразрывно связаны между собой, и человек, когда наносит вред Земле, разрушает тем самым и Вселенную. Особенность сфер заключается в их зеркальности, чтобы каждый смог лично увидеть лицо «разрушителя Мира». Легенда гласит «Если ты не отображаешься в Сфере, значит ты святой». Но до сих пор, понятное дело, таких случаев не наблюдалось.
Григорианский Египетский музей
Этот музей Ватикана основан в 1839 году папой Григорием XVI. Расположен на северной стороне двора Пинья. Двор обязан своим названием установленной в нем античной скульптуре в виде огромной шишки Пинии. Среди экспонатов саркофаги, погребальные стелы, мумии, статуи, священные жуки скарабеи, папирусные свитки. Наибольший интерес представляет древнеримская скульптурная группа в египетском стиле с виллы Адриана.
Музей Кьярамонти
Музей получил свое название от имени семьи его основателя и размещен в одном из коридоров, реализованных архитектором Браманте в качестве соединения между Ватиканскими дворцами и виллой Иннокентия VIII. В нем содержатся многие скульптуры римского времени, среди которых статуя Ганимеда имперской эпохи, колоссальная голова Афины эпохи императора Адриана (117-138 гг. н.э.) и рельеф I века н.э., изображающий Три Грации.
В этих отделах хранится огромная коллекция классической скульптуры. Здесь же собраны портретные бюсты, в том числе и знаменитая статуя императора Августа.
.
Бельведерский дворец
Музей Пия-Климента — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем — зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами.
Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780 - 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса;
портрет императора Адриана в виде Дионисия;
статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности;
колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев.
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы — все почти замечательной античной работыК сокровищам музея Пио-Клементино относится «Апоксиоменос» - выполненная в IV веке римская копия греческой скульптуры I века до нашей эры, изображающая атлета, очищающего вытянутую руку щеткой для тела. Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия, которая находится в 8-м зале.
Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи.
В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.
Ниша Лаокоона Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама
Ниша Кановы Персей: работы Антонио Канова (1800—1801 года). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке.
Ниша Аполлона Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Ниша Гермеса Статуя Гермеса: также «Антиной Бельведерский», римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана).
Зал греческого креста
Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н.э.) и статуй II - III в. Среди скульптур выделяются фугура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря.
В Зале греческого креста (итал. Sala a Croce Greca) находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350—360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина. Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины - как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.
В Галерее бюстов (итал. Galleria dei Busti) размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.
Пол Кабинета масок (итал. Gabinetto delle Maschere) украшен мозаикой, обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на которой изображены маски (II век н.э). Сама галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например "Три Грации" (римская копия с эллинистического оригинала), "Сатир", "Танцующая женщина" (найдена в окрестностях Неаполя), а также знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).
Создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема, Филоктета, Марсия или Аякса. На постаменте написано: «работы Апполония, сына Нестора из Афин».
В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета "Апоксиомен" с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.)
Григорианский Этрусский музей
Основанный Григорием VI в 1837 году включает многие предметы античности, происходящие из раскопок в южной Этрурии, осуществленных, в частности, в 1836 и 1837 гг. в некрополе Сорбо (Sorbo) генералом Галасси (Galassi) и протоиереем Реголини (Regolini).
Это материалы погребальных наборов высочайшего качества, среди которых присутствуют золотые изделия, колесница и остатки бронзового трона. В музее хранятся некоторые саркофаги, на одном из которых изображены сцены мифа об Атридах (II в. до н.э.), и другой со сценами мифа о Ниобидах (II в. н.э.), а также - двуязычная надгробная стела из Тоди, с записью на латыни и галльском языке (II в. до н.э.).
Во дворце Иннокентия VIII (18 залов) Выставлены предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды из некрополей этрусков.