Майя_Пешкова все записи автора
После арабского вторжения, принесшего Азербайджану большие разрушения, Закавказье в течение нескольких столетий входило в состав Арабского халифата. Вместе с насильственно распространенной религией — исламом — появились культовые постройки — мечети; возводились также караван-сараи, рынки и другие здания. Старый план (7 —10 вв.) сохранили мечети в Ахсу и Шемахе, состоящие из нескольких квадратных помещений с михрабом.
Большой подъем пережило средневековое искусство Азербайджана в эпоху зрелого феодализма. Еще в 10 в. на территории страны образовались фактически независимые от халифата государства. В 11 в. Азербайджан был захвачен сельджуками, однако с распадом Сельджукской империи вновь укрепились самостоятельные государства Ширваншахов, владевших большей частью северного Азербайджана, и Эльдегизидов, которым принадлежал южный и западный Азербайджан.
Несмотря на феодальную раздробленность страны и частые войны, в этот период происходил рост производительных сил, укрепились и развились экономические, политические и культурные связи Азербайджана с соседними странами, особенно с Грузией, Арменией и Дагестаном.
В истории культуры и искусства феодального Азербайджана выделяется период 12 — начала 13 в., нередко называемый эпохой Низами. Это было время, отмеченное значительным подъемом ремесленного производства, оживлением внутренней и внешней торговли, интенсивным ростом городов. Ганджа, Байлакан, Шемаха, Нахичевань, Баку, Шамхор, Тебриз, Ардебиль и другие города были также крупными культурными центрами.
Об архитектуре средневековых крепостей и замков дают представление многочисленные оборонительные сооружения Апшеронского полуострова, среди которых следует назвать относящиеся к 13 —14 вв. замки в селениях 1'аманы, Мардакян и Нардаран. В мощных формах прямоугольных и круглых башен-донжонов, господствующих над окружающей местностью, и в суровой глади крепостных с/ген, укрепленных на углах массивными башенками, ярко и цельно выразился характер монументальной архитектуры феодального Азербайджана.
Дворец Ширваншахов в Баку
Дворец Ширваншахов (Şirvanşahlar sarayı) начали строить при ширваншахе Халил-Аллахе в XV веке. Тогда как раз решили перенести столицу из Шемахи, очень уж часто разрушавшейся землетрясениями, в Баку. Постепенно на холме возник целый дворцовый комплекс. В его состав, кроме самого дворца, входят также диванхане (что-то типа здания совета министров или ученого совета при шахе - хотя точной гарантии того, что это именно диванхане нет - возможно это была одна из гробниц), усыпальница ширваншахов, дворцовая мечеть 1441 года и усыпальница знаменитого мусульманского святого и ученого Сейида Яхьи Бакуви. Вернее, это даже не все, а только то, что уже успели откопать и реставрировать.
Совсем недавно и совершенно неожиданно на территории дворцового парка археологи откопали руины огромных бань. Причем, стены уходят куда-то дальше. Но раскопкам мешают построенные прямо на них здания. Так что остается только догадываться о том, какие именно сооружения входили в состав огромного дворцового комплекса (например, до сих пор не нашли следов от шахской конюшни - а она точно была где-то рядом с дворцом!).
Мавзолей
Дворцовый комплекс был не только административным, но и учебным и культурным центром государства Ширваншахов. Строился он постепенно и в разных стилях. Да и находится на трех разных уровнях — как бы на террасах, вырубленных на склонах скалистого холма.
В 1501 году Баку захватили персидские войска. Дврец был разграблен и разрушен. Все самое ценное — оружие, ковры, ювелирные украшения и старинные книги — увезли в Тебриз. Позднее сокровища Ширваншахов достались туркам, а затем их уже растащили по самым большим и богатым музеям Европы. Дворец также сильно пострадал и в XVIII веке во время штурма города русскими войсками.
Разрушенный дворец долго лежал в руинах. Хотя периодически и предпринимались попытки его реконструировать. Но только в 1964 году дворец Ширваншахов объявили музеем-заповедником и стали понемногу, но упорно, восстанавливать. А в 2000 году дворцовый комплекс (вместе с Девичьей башней и остатками крепостных укреплений Старого города) включили в список памятников ЮНЕСКО. Денег на реставрацию сразу стало значительно больше.
Сейчас на территории дворцового комплекса работает музей. Эспонатов мало, и они очевидно к самому дворцу никакого отношения не имеют — старые фотографии Баку, старые ковры и посуда, старое оружие. Самые интересные экспонаты — каменные блоки с вырезанными на них узорами, цветами, животными и надписями. Но эти сложенные во дворе блоки достали со дня Каспийского моря подводные археологи. И дворцовый двор служит всего лишь местом для их складирования.
К большому многоугольному по своей конфигурации главному зданию с севера примыкает Диванхане, а на особой расположенной несколько ниже террасе размещены дворцовая мечеть и усыпальница Ширваншахов.
К югу от дворца в отдельном дворике высятся шестигранный мавзолей и руины «старой» мечети. Вряд ли весь этот комплекс зданий строился по заранее составленному плану.
Дворец в разрезе
Тем не менее далее сейчас, когда вокруг выросли новые постройки, ансамбль дворца производит целостное художественное впечатление. Его строители опирались на вековые традиции ширвано-апшеронского зодчества. Прекрасно владея мастерством каменной кладки, они создали четкие кубические и многогранные архитектурные объемы, оттенив гладь их стен богатейшим резным узором.
Традиция и высокий художественный вкус позволили каждому из зодчих воспринять архитектурный замысел своего предшественника, творчески развить его и обогатить. Разновременные постройки объединены единством масштабов, а также ритмом и соразмерностью основных архитектурных форм — кубических объемов зданий, куполов, порталов. Вместе с тем живописная композиция зданий дворца превосходно связана с окружающим приморским ландшафтом. Величественный образ дворцового ансамбля, высящегося над городом-крепостью, утверждал и прославлял его властителей.
. Высота крепостных стен достигает 10 м, а ширина – 3,5м.
Величественный архитектурный ансамбль Дворца ширваншахов составляют: большое двухэтажное дворцовое здание 1420-х годов, включающее более 50 залов, из которых сохранилась только часть и 3 узкие винтовые лестницы, диванхане 1450-х годов с восьмигранным залом, усыпальница-тюрбе 1435 года, двухкупольная мечеть шаха с элегантным минаретом (1441 года), восьмигранный мавзолей придворного ученого Сейида Йахья Бакуви (1450-х годов), остатки мечети Кейгубада, Восточные ворота (1585 г), овдан (подземное водохранилище) и полуразрушенная дворцовая баня 15 века.
Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов
Баку на рисунке Э. Кемпфера 1630 года из атласа Хоффмана 1734 года
В самой крепости имелись свои кварталы, изначально заселённые по некоторым общим признакам: Агшалварлылар (семьи совершивших хадж), Гямичилар («лодочники»), Арабачилар («возницы»), Амамчилар («банщики»), Сеидлар (потомки пророка Мухаммеда), Джухуд-Зейналлылар (еврейский квартал) и др
В город можно было въехать через Шемахинские (XII век) и Сальянские ворота. С конца XIX века было построено ещё несколько ворот. В разное время строители и археологи обнаруживали старинные сети сообщающихся подземных ходов.
Стены крепости являлись когда-то и границами Баку. Фотография начала XX века
«Ичери шехер» — Внутренний город. Внутренним он стал называться после нефтяного бума середины XIX века, когда город перестал вмещаться в крепостных стенах и вышел за его пределы. На территории «Ичери Шехер», площадь которой составляет 22 гектара, сосредоточено несколько десятков историко-архитектурных памятников. Четыре из них имеют мировую значимость, 28 — государственную. Наряду с этим, «Ичери Шехер» — это живой организм, имеющий свою инфраструктуру и жилые массивы, где проживает 1 300 семей. Одним словом, это город в городе.
В Ичери-Шехере находится Музей Археологии при Институте Истории и Этнографии НАН Азербайджана, рядом располагается ковровый цех, имеющий выставочный зал, где часто проходят выставки азербайджанских ковров.
Комплекс Ичери-Шехер получил статус историко-архитектурного заповедника в 1977 году.
В декабре 2000 года Ичери шехер вместе с Девичьей башней и комплексом Дворца Ширваншахов включены в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Ичеришехер является жемчужиной общечеловеческого культурного наследия.
В Ичери-Шехере снималась часть знаменитых советских фильмов «Бриллиантовая рука» и «Человек-Амфибия», "Айболит-66", "Тегеран-43", "Не бойся, я с тобой"
Девичья башня (Баку)
Восьмиэтажная Девичья башня (Qız Qalası) — главный символ Баку и всей азербайджанской архитектуры. Если нужно показать только один образец азербайджанской архитектуры, показывают именно ее (дворец Шитрваншахов сфотографировать значительно сложнее).
Строили башню на скале и каменные стены возводили постепенно. Первые три этажа, как полагают историки, появились уже в VII – VI вв. до н.э. Тогда башня была астрономической обсерваторией и по-совместиимтельству храмом зороастрийцев. Здесь постоянно горело пламя — как во всех храмах огнепоклонников.
Но, в отличие от других храмов, для поддержания пламени не нужно было дров (в зороастрийских храмах используют дрова только из ценных и фруктовых пород деревьев). Здесь горел выходящий естественным путем на поверхность природный газ (археологи нашли «трубопровод», по которому он подавался на вершину башни).
Так здесь появился вероятно первый в мире «вечный огонь» - и в совесткое время именно по его образцу и создавались многочисленные памятники героям с непременным вечным огнем. Башня по форме цилиндрическая, но сбоку к ней пристроена каменная стенка - для укрепления. Поэтому сверху башня по форме очень похожа на ковшик с ручкой.
Вместо окон — узкие бойницы. Внутри башни проходит винтовая лестница — с этажа на этаж (на эжтажах выставлены музейные экспонаты — преимущественно старинная одежда и оружие). Можно выйти и на самую вершину башни. Отсюда открывается прекрасный вид на дворец Ширваншахов, Старый город и Каспийское море. Прекрасно видны гигантский флаг, высокая телебашня и современные дома, которые строят в прилегающих к Старому городу престижных районах Баку. Однако, сам Старый город, пока не трогают. Конечно, ремонт и реставрация здесь идут. Но никаких офисных зданий из стекла и бетона пока не строят.
Наименование памятника «Гыз галасы» — нередкое в тюркоязычных областях — связано, видимо, с тем, что башня никогда не была захвачена неприятелем.
Дата постройки Девичьей Башни неизвестна. В верхнюю часть башни справа от входа вмонтирована каменная плита с двустрочной куфической надписью. Надпись гласит: "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда".
Долгое время, исходя из этой надписи, башню датировали XII веком. Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли.
Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера ремонтировавшего сооружение. При осмотре можно заметить, что на этом месте была квадратная ниша или окно.
После установки плиты в верхнюю часть ниши был вставлен случайный камень, а зазоры заделаны раствором, который не использовался при строительстве. То, что на месте плиты располагалось окно, косвенно подтверждается и его расположением - ниша располагалась почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.
Легенда
Внутри башни
О возникновении Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них связано со значением слова «Дева». Одна из легенд гласит, что шах влюбился в свою дочь и решил на ней жениться. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства царь не изменил своего решения и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море.
После этого камень, о который царевна разбилась, назвали «Камнем девственницы», и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Специалисты отмечают, что желание отца взять свою дочь в качестве жены является свидетельством того, что эта легенда носит доисламский характер. Легенда свидетельствует также и о том, что Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни.
Согласно преданию, возле Девичьей башни был казнён святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. На территории Баку Варфоломей появился в I веке, проповедуя христианство среди языческих племён. Однако учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен Девичьей башни. В ходе раскопок у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола
В XVIII—XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города и в 1907 году маяк был перенесён на остров Наргин. Башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенного в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. Последний раз башня реставрировалась в 1960-х годах. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В XII веке Девичья башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. Но все поздние исследования Девичьей башни полностью опровергли все предположения об оборонительном предназначении башни. Ни по своей форме, ни по внутреннему устройству, ни по расположению она не обеспечивала никаких оборонительных целей, и была просто непригодна для этого. Наглядным примером данного является расположение окон; их всего несколько во всей башне, расположены они не на этажах, а вдоль поднимающейся вверх лестнице, и смотрят не вниз, а вверх. Во-вторых чрезмерно малая
площадь его крыши, где невозможно расположение каких-либо орудий. В-третьих, отсутствие постоянной связи между первым и всеми остальными этажами. То есть, от первого этажа вверх вела не постоянная лестница, а временная которую можно было убрать, после чего защитники башни фактически сами себя замуровали бы на верхних этажах. Это подтверждает изначально существовавшее мнение о религиозном предназначении Девичьей башни.
Плоскими каменными куполами внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов, соединённых винтовыми лестницами и освещённых щелевидными оконцами, расположенными южнее выступа. Обитателей башни, число которых могло достичь 200 человек, обеспечивал водой глубокий колодец. Своими размерами (высота 30 м) и мощностью стен (5 м у основания и 4 м вверху) Девичья башня значительно превышает замки Абшерона. Не встречает аналогии и её таинственный выступ, который не был ни контрфорсом, ни тайником, ни отражавшей каменные ядра «шпорой». Средства защиты, видимо, сосредоточивались на верхней площадке, характер архитектуры которой документально не установлен.
Необычна и ребристая поверхность корпуса, образованная чередованием выступающих и утопленных рядов кладки. Описания Девичьей Башни, датируемые началом 20-го века и ранее, не упоминают о ярусах.
В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму под названием «Девичья башня». В следующем году на экраны вышел первый советский фильм, снятый в Азербайджане, который основывался на сюжете легенды. «Девичья башня» называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году. Символу города Баку посвящено и стихотворение Расул Рзы: Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, Девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.
И ранних облаков полёт
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.
Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи –
Планета слушает в тиши.
Гобустан - государственный историко-этнографический и художественный заповедник
Гобустан (азерб. Qobustan), или Гобустанский государственный историко-художественный заповедник (азерб. Qobustan dövlət tarixi-bədii qoruğu) — археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров.
Памятники Гобустана делятся на две группы: 1) наскальные изображения и 2) древние стоянки и другие объекты. В горах Гобустана под нзаваниями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства о жителях региона эпохи каменного века и последующих периодов — наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Здесь находятся также остатки большого доисторического кромлеха, которые отчётливо прослеживаются. Рисунки были найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселённость этой территории в период между верхним палеолитом и средневековьем.
В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.Содержание
Название «Гобустан» означает «край оврагов» (от гобу — впадина, овраг, колодец, стан — край, земля, сторона).
В I веке н.э. на территорию Гобустана прибывает XII легион римского императора Домициана, о чём свидетельствует наскальная надпись на латыни на горе Беюкдаш. В Чингирдаге имеется еще одна наскальная надпись, относящаяся к XIV веку. Эта надпись на персидском языке гласит: «Имад Шаки пришел, помолился и ушел». Благодаря этой надписи учёные считают, что на данной территории в XIV веке было святилище
Утверждается, что о гобустанских петроглифах русские учёные знали еще в 40-х гг. XIX века. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчета по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе.
Но первые археологические раскопки на территории заповедника начались в 30-ых годах XX века. В 1939-1940 гг. азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде обнаружил здесь около 3500 наскальных изображений, рисунков и знаков, а также рукотворных ям, отверстий в скалах и пр.
С 1965 года изучением памятников Гобустана занималась специальная научная экспедиция во главе с Дж.Рустамовым и Ф.Мурадовой. Экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений.
Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР №503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником.
Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал впервые посетил Гобустан в 1981 году и исследовал имеющиеся здесь петроглифы. В 1994 году он второй раз посетил Гобустан.
В 2011 году заповедник посетил руководитель Международного научно-исследовательского объединения «Космопоиск» и специалист в области космонавтики Вадим Чернобров, нашедший интересные для него наскальные рисунки и предметы.
Учитывая значение заповедника для всего мира, правительство Азербайджана для включения его в список объектов Всемирного наследия в 2002 году предоставило необходимые документы ЮНЕСКО. С этой целью в 2006 году был подготовлен и предоставлен ЮНЕСКО план управления и работа по номинации Гобустана. В этот период при поддержке фонда Гейдара Алиева и по инициативе Мехрибан Алиевой в заповедник был приглашён главный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Он был ознакомлен с памятниками Гобустана, а эксперты ЮНЕСКО и ИКОМОС поддержали план Министерства Культуры и Туризма Азербайджана и оценили заповедник.
В проходившей с 23 июня по 2 июля 2007 года в новозеландском городе Крайстчерч 31-ой сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО культурный пейзах наскальных рисунков Гобустана был включён в список объектов Всемирного наследия.
Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем. Она пересечена оврагами и сухими долинами. С севера Гобустан ограничен южным продолжением Главного Кавказского хребта, на западе долиной реки Пирсаатчай, на юге горами Мишовдаг и Харами, а на востоке берегами Каспийского моря и Апшеронским полуостровом. Протяженность с севера на юг — 100 км, с запада на восток — до 80 км.
Скалы Гобустана
Здесь находятся крупнейшие на Кавказе грязевые вулканы. Основной рекой является Джейранкечмез. На горе Беюкдаш имеются также родники и колодцы, питаемые подземными водами известняковых отложений и атмосферными осадками. Климат в пределах заповедника сухой субтропический, с относительно мягкой зимой и жарким летом. Наблюдаются кратковременные весенние и осенние дожди, после которых оживляется растительный и животный мир.
Растительный мир Гобустана типичен для растительности пустынь и полупустынь. Она состоит из трав и кустарников, полыни и аналогичных многолетних растений. Среди кучи камней и скал встречается шиповник, карликовая вишня, жимолость, можжевельник, дикие груши, дикий рис, дикий гранат, виноград и некоторые другие виды деревьев и кустарников.
За последние десятки лет фауна Гобустана сильно обеднела. Естественными обитателями Гобустана теперь являются редко встречающиеся лисицы, шакалы, волки, зайцы и дикие кошки, горные куропатки, дикие голуби, жаворонки, наряду с многочисленными змеями и ящерицами.
Петроглифы с изображением пляшущих людей на скалах Гобустана. III—II тысячилетий до н. э
В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века. Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды. Петроглифы выбиты и нацарапаны на скалах. Они были найдены на трёх участках скалистого плато. Их можно увидеть на территории нескольких соседствующих гор. Это гора Беюк-даш — Большой Камень и Кичик-даш — Маленькии Камень. Есть они и вокруг полукруглой, самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Petroglyphs_in_Gobustan_08.jpg/800px-Petroglyphs_in_Gobustan_08.jpg" middle" border="0">
Рисунки встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал. Утверждается, что рисунки раньше подкрашивались зубным порошком, чтобы было очевидней, но в настоящий момент это перестали делать. Среди рисунком можно встретить сцены охоты, ритуального танца, земледелия, изображены различные животные, лодки и разные символические знаки.
В период бронзы размеры наскальных рисунков Гобустана продолжали уменьшаться. Но в отдельных случаях всё ещё сохранялась прежняя реалистическая манера передачи фигур животных. Силуэтные рисунки людей в этот период начинали заменяться линейными
Для Гобустана характерны как мужские, так и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Контуры мужских фигур, характерные для эпохи бронзы в Гобустане имеются на скале Беюкдаш и носят схематично линейный характер. Все мужские фигуры переданы в анфас в позе ритуального танца и в движении. Присутствует сцена схватки, где каждый из борющихся держит в одной руке оружие — палку или нож. Привлекает внимание групповой ритуально-обрядовый танец, очень напоминающий танец «яллы», с участием группы лиц, стоящих в два ряда. Эти сцены, высеченные на Беюкдаше, датируются III—II тысячелетиями до н. э
Женщины на камнях изображены и как матроны, оплоты матриархата — плотные, толстые женщины, считающимися символами плодородия, и как женщины-воины. Так, в пещере «Семи красавиц» можно увидеть изображения женщин с тонкой талией, крепкими ногами и луками за спиной.
Сцена охоты. Пёс преследует кабана
На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 25 тысяч лет — джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т. д. На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых. Изображены как дикие так и одомашненные животные. Некоторые рисунки, например, свидетельствуют и о прирученных собаках, чьи кости также обнаружены археологами у каменных становищ. Есть, например, сцена охоты, в котором доисторический пёс преследует кабана.
Обилие изображений эпохи бронзы в Гобустане показывает, что в период складывания скотоводческо-земледельческого хозяйства этот регион сохранял свое значение и с точки зрения охоты. Охота занимала всё ещё значительное место в хозяйстве осёдлого населения Гобустана. Люди были как пешими, так и конными охотниками, они были вооружены луками и стрелами, копьями, трезубцами, арканами. Все это нашло отражение в наскальных рисунках.
Изображения козлов. III—II тысячилетий до н. э.
На скалах Язылытепе и Беюкдаш высечены сцены конной охоты на антилоп, оленей, коз. Эти рисунки относятся к рубежу III—II тысячелетий до н. э. и началу II тысячелетия до н. э. Средствами охоты были трезубцы, копья, арканы и другое оружие. Сцены конной и пешей охоты, фигуры пронзенных копьем животных, изображенные во множестве на скалах Гобустана, позволяют предположить, что первобытные охотники совершали в пещерах магические ритуалы — танцы и заклинания. Считается, что они верили, что заколдованное таким образом животное само позволит убить себя.
Среди гобустанских наскальных изображений Язылытепе и Беюкдаше ясно видны выточенные контуры оленей, которые датируются рубежом III—II тысячелетий до н. э. В изобразительном искусстве Гобустана эпохи бронзы наиболее распространены рисунки безоаровых козлов, которых изображали как отдельно, так и парно и группами, в различных позах, стоящими или бегущими. Таких рисунков, датируемых рубежом III—II тысячилетий до н. э обнаружено на Язылытепе и Беюкдаше множество.
Утверждается, что в эпоху бронзы среди племён, населявших территорию Азербайджана был широко распространен культ солнца, что отражено и в петроглифах Гобустана. Солярные знаки здесь выгравированы в виде круга с лучами или перекрестием. С солярной мифологией связывают и датируемые II тысячелетием до н. э. рисунки лодок с сияющим солнечным диском на носу.
Изображение лодки с солнцем в носовой части и людей. Зигзаги обозначают дождь и облака.
На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов — плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок (пироги) с солнцем в носовой части. Существует также мнение, что «солнечная лодка» предназначеня для переноса душ умерших в иной мир. В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо.
Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал обратил на рисунки лодок в Гобустане особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном, вероятно, камышовые, не имеют аналогов в мире. Тур Хейердал на основе сопоставления норвежских петроглифов с гобустанскими сделал вывод, что они выведены «одной рукой, но в разное время». В результате своих исследований Тур Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят из территории Азербайджана. Но эта теория была встречена с сомнениями
Римская надпись
На территории заповедника у подножья горы Беюк-даш есть каменная плита с латинской надписью, относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами, оставленный римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры. Так, В 75 году Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ. Таким образом, легион считается самым далеко зашедшим на восток от Рима легионом. Запись о присутствии легиона была найдена в 30-х годах XX века.
В переводе на русский язык она означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Считается, что в гобустанской надписи, упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Апшерона.
О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана. Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска
Гавалдаш, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту
Гавалдаш (от тюркских слов — «гавал» и «даш» — камень) — это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из неё постукиванием можно извлечь ритмически чёткие мотивы. Звук гавалдаша схож со звонким звуком гавала. В Гобустане имеются 2 гавалдаша: у северного подножья горы Чингирдаг и на горе Беюкдаш. Считается, что гавалдаш известен людям начиная с верхнего палеолита, и что гавалдашами пользовались охотники и скотоводы, жившие на этой территории.
Гавалдаш состоит из ракушечного известняка и представляет собой плоский кусок известняка. Он опирается на скалу только в двух местах и стоит словно на воздушной подушке. Гавалдаш издаёт различные звуки в разных местах в зависимости от плотности раковин в составе известняка. Причиной этого различия звуков является пустота и пористость раковин. Древние люди искали камни, которые издают громкий звук, постукивая по ним маленьким камнем, и получали самые различные звуки. Гавалдаш озвучивается путём постукивания по нему маленькими камнями. В результате извлекаются звуки разных тональностей и резонансов.
Существует мнение, что стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. Также считается, что так древние люди впервые и узнали о гавалдаше и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что гавалдаш находится вдали от жилья, и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды. Также считается, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания
На территории государственного Гобустанского заповедника расположена Гобустанская закрытая тюрьма для особо опасных преступников. По требованию ЮНЕСКО, настаивавшей на выводе тюрьмы из заповедной зоны, было принято решение о ее переводе в поселок Умбаки.