-Метки

Дубай австрия азия англия архитектура бельгия вена венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье польша португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник традиции транспорт украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


Выдающиеся деятели древнего Египта .Часть10. Правители Позднего периода

Вторник, 13 Сентября 2011 г. 14:54 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Шешонк I


Шешонк I (или Шешенк) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 943 — 922 годах до н. э., основатель XXII (Ливийской) династии. Потомок предводителей ливийских наёмников, осевших в Нижнем и Среднем Египте (с центром в Великом Гераклеополе), полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати.

Правители ливийцев давно зарились на египетские богатства, но все их попытки силой овладеть Египтом заканчивались провалом. Тогда они перешли к другой тактике и начали завоёвывать Египет, особенно Дельту, мирным путём. Помогли им в этом сами фараоны, охотно принимавшие к себе на службу предводителей ливийских дружин, отводившие им земли и окружавшие себя наёмной гвардией из ливийцев-максиев (мешауаши). Таким путём в северной части Нильской долины образовался ряд ливийских поселений, предводители которых, быстро восприняв египетскую цивилизацию, почувствовали себя египетскими вельможами и действительно сделались таковыми.
Среди них особенно выдался род, поселившийся у Гераклеополя и начатый ливийцем Буювава. Сын его Мавасен был уже жрецом местного бога Херишефа и князем; правнук Мавасена и дед Шешонка I Шешонк уже был женат на родственнице фараона царевне Мехтенвешкет. Эта семья добилась того, что должность жреца в гераклеопольском храме стала наследственной в их семье, равно как и положение ближайших сановников фараона. Известно, что дядя Шешонка I Осоркон Древний уже занимал египетский трон, будучи законным фараоном XXI династии.

Отец Шешонка I Нимлот, женатый на царевне-жрице Танетсепах, был важным сановником, соединившим высшии жреческие (в Фивах) и военные полномочия. Генеалогия рода Шешонка I известны нам благодаря стеле, некого Пасенхора, жреца и дальнего потомка этой династии, установленной в Серапеуме в Саккара, в правление Шешонка V. Известный, как стела Пасенхора или генеалогия Пасенхора, этот документ содержит список предков жреца, согласно рода довольно часто в момент предоставления функций и статуса отдельной личности, и не в последнюю незначительно установить генеалогию династии, а также давая имя и качеств жены

Сын Нимлота и царевны Танетсепах Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирём (чати) при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени мешауаши. Князь Шешонк занимал при Псусеннесе II настолько видное положение в государстве, что сам фараон с торжественностью приличествовавшею его сану, занимался совершенно частными делами своего подданного, как если бы, то были дела государственные. Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было. Как бы там ни было, Шешонк стал фараоном Египта и основал XXII династию. Поскольку Шешонк избрал своей столицей Пер-Бастет (Бубастис греческих историков) в Восточной Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов. Ливийское происхождение и варварские имена царей и их родни дают некоторое право также на название её ливийской.

Вступив на трон, Шешонк немедленно дал престолонаследию своей линии законное основание, которого он сам не имел. Для этого он женил своего сына Осоркона на египетской царевне дочери Псусеннеса II Мааткаре и таким путём приобрёл для него право на престол через жену, а также бесспорное законное право на трон для своего внука. В начале царствования Шешонк поставил в Абидосе поминальный камень в честь Немарата; здесь он говорит о своих заботах по водворению порядка и благочиния среди жречества.

Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке
Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний и Средний Египет; в Верхнем Египте он на то время упоминался как «князь мешауаши» или «номарх Ма», но вскоре он подчинил себе и весь Южный Египет. Не позднее 5-го года своего правления Шешонк, прибыв в Фивы, которые не оказали ему сопротивления и сделал своего младшего сына Иуапета верховным жрецом в храме Амона-Ра в Фивах. Но Фивы продолжали оставаться обособленным княжеством, готовым оказать серьезное сопротивление правящей фамилии в Дельте.
Шешонк возобновил активную внешнюю политику Египта.
Новый фараон был человеком умным и расчётливым и он на один момент даже напомнил Египту былое величие. Он следил за палестинскими делами, породнился с царём Израильско-иудейского царства Соломоном и даже подарил ему вновь завоёванный египетскими войсками Гезер.

Мумия Шешонка 2 в саркофаге
Союз был скреплён браком дочери фараона с израильским царём. Надо отметить, что до этого момента, ни разу дочери фараонов не отдавались в жены чужеземным царям. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей, одной из всех жён, насколько нам известно, Соломон построил особый дворец. Однако, ища дружбы с Соломоном, Шешонк понимал, что при наличии сильного Израильско-иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Соломоном, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи. В Египте нашёл убежище видный беглец из Израиля Иеровоам.
Принимал у себя Шешонк и другого врага Соломона, отпрыска изгнанного Давидом царского рода Эдома Адера, в своё время, ещё ребёнком, бежавшего в Египет. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы, а затем отпустил его вредить Соломону.

Рельеф в Карнаке, изображающий Шешонка I и его сына Иуапета
После смерти Соломона Шешонк видимо вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Ровоамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Иеровоама, в результате которого от Ровоама отпали 10 северных израильских племен. Спустя некоторое время Шешонк решился воспользоваться сложившейся нестабильной обстановкой как для того, чтобы напомнить в Сирии о египетском владычестве, так и для того, чтобы пополнить свою казну на счёт сокровищ, накопленных Соломоном. Египетские войска не бывали в Азии уже более двухсот семидесяти лет. Согласно Библии и Иосифу Флавию, на 5-ом году правления Ровоама (ок. 925 г. до н. э.) Шешонк совершил вторжение в Иудею.

Оформление написания одного из захваченных Шешонком городов, с его изображения в Карнаке
Из того, что поддаётся прочтению можно сделать вывод, что он разорил и разграбил города Иудеи Иразу, Бет-Хорон (англ.), Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен (англ.) и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем (англ.), Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим.

Южные ворота Великого двора Карнакского храма Амона-Ра в Египте (т. н. Бубастиский портал Шешонка I в Карнаке)
Завладев после походов несметными сокровищами, Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, которой страна не помнила уже 200 лет и которая должна была прославить его имя в веках. Он роскошно украсил храмами свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах, в котором построил пилон.
Это и был — и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 96 метров, в глубину — 82 метра и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 11 метров, высотой в 46 и с верхней поверхностью в 33 м². Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей. Его сын Иуапет — верховный жрец Амона — послал в Сильсиле экспедицию за камнем для огромного двора и пилона, которым предполагалось дополнить Карнакский храм с запада (надпись от II месяца сезона Шему 21 года правления Шешонка I).

Алебастровая канопа для хранения легких Шешонка I. Египетский музей Берлина
В 1907 году в Гераклеополе был найден от времени Шешонка I большой каменный жертвенник с длинной надписью, повествующей о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. Предки династии были здесь владетелями и жрецами, и тем не менее повсеместный упадок не миновал и этого города
Правил Шешонк 21 год. После похода в Палестину фараон правил ещё какое-то время, успев завершить постройки прославляющие эту его победу, и умер, вероятно, в 922 году до н. э. Его захоронение до сих пор не найдено. Единственным погребальным предметом, связаным с Шешонком, можно назвать лишь канопу для хранения его легких, которая имеет неизвестное происхождение и была подарена Египетскому музею в Берлине (AMB 11000) в 1891 году. По-видимому, могила Шешонка была разграбленна ещё в древности.

Пианхи

Пианхи (Пи) — царь Куша и египетский фараон (в данном качестве правил в 728—721 до н. э.), установивший власть XXV династии в Египте. В 728 до н. э. раздробленный Верхний Египет стал легкой добычей войск Пианхи. Случилось, по сути, нечто прямо противоположное двум тысячелетиям предыдущей истории, когда египтяне правили нубийцами.
Первым «черным фараоном» Египта стал Пианхи (751 — 716 гг. до н. э.). Он покорил ливийские княжества на севере Египта и объединил всю страну под своей властью. С него началась нубийская (эфиопская) династия. Что же гнало Пианхи вперед? Что придало ему — мелкому правителю — силы покорить великую страну? Гебель-Баркал, одинокая столовая гора, стоявшая в полутора километрах от Нила. Она нависала прямо над городом Напата, лежавшим между третьим и четвертым порогами, — словно щит, занесенный богами, чтобы защитить столицу. Особенно поражает южный склон этой приметной горы: он напоминает кобру, что привстала и раскрыла свой капюшон.
Впрочем, Пианхи, с которого начинается история «черной» династии, еще остерегался называть себя «фараоном»; он предпочитал быть всего лишь... «великим царем». Он часто бывал в Египте, но правил своей обширной державой, оставаясь в Нубии. Что же известно об этом человеке, сумевшем вернуть Египту единство?

В надписях, оставленных по воле Пианхи, он именовался милосердным царем, всегда справедливым в деяниях своих и даже в войне не ведающим коварства. Так, сообщалось, что Пианхи не нападал на врагов ночью, не заставал их врасплох и шел на них войной, лишь объявив о своем намерении. Если же противник молил о передышке, он получал ее. «Не нападайте ночью, подобно игрокам, но сражайтесь тогда, когда видно... Не похваляйтесь чрезмерной силой. Нет сил у могущественного без его [Амона] ведома» (пер. И. С. Кацнельсона), — подобными сентенциями пестрит знаменитая стела Пианхи, найденная в 1862 году в храме Амона в Напате.
Предшественник Пианхи Кашта усилил Кушитское царство с центром в Напате настолько, что традиционные связи Напатского царства с фиванским жречеством превратились в определённое политическое влияние на фиванские правящие круги, облегчая объединение части Египта под властью XXV (нубийской) династии его преемником. В 728 до н. э. эфиопы под предводительством Пианхи взяли Фивы, а вскоре — и Мемфис.

Пианхи приказал не грабить покоренные города, даже принес жертвоприношения в храме Птаха в Мемфисе. Коррумпированное жречество было довольно и признало власть нубийцев. Признанный полководец, фараон Пианхи, позже оставит наследникам следующее военное правило: «Никогда не нападайте на неприятеля ночью, словно игроки, но сражайтесь только тогда, когда видно. Объявите врагу сражение издали. Сражайтесь, когда он объявит это. Если союзники его будут в ином городе, да дождется он их».

Над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в Египте их не возводили вот уже тысячу лет. Так восторженные ученики почтили память человека, покорившего страну их древних учителей.
Среди пирамид, возведенных в Эль Курру, выделяется самая древняя пирамида Судана - пирамида Пианхи. Она была сооружена приблизительно в 720 году до н.э. Пирамида Пианхи построена в нескольких километрах вниз по течению Нила от Напаты.

Вид на вход в главную пирамиду Эль Курру.
Многие пирамиды Эль Курру построены примерно по одной схеме. Надэемная часть возводилась из глины, песка и необаботанных камней. Это ядро снаружи отделывалось плитами из гладкого песчаника. В надземной части пирамид Эль Курру не было внутренних помещений.
Погребальная камера вырубалась в скале. Вход в нее вел через лестницу. Часть погребальных помещений имела сводчатые потолки. Внутри самой камеры из скалы был высечен постамент - катафалк. На нем устанавливали саркофаг.
На юго - востоке от пирамиды располагали молельню. Ее возводили с высокими и изящно украшенными пилонами.
Около Эль Курру можно увидеть две группы кладбищ. Одна в Зуме на восточном берегу Нила, другая в Тангази на западном берегу. В основной массе это сооружения состоят из глинобитных кирпичей.
После смерти Пианхи почти полвека в Египте царила нубийская династия. Правда, следующему царю — Ша-баке (716 — 701 гг. до н. э.) — вновь пришлось покорять Египет. Зато отныне Шабака, как и его преемники — Ша-батака (701-689 гг. до н. э.), Тахарка (689-663 гг. до н. э.), Танутамон (663— 656 гг. до н. э.) — правили из Мемфиса. Пианхи умер в 721 до н. э. Ему наследовал Шабака.

Тахарка

Тахарка (Таракос у Манефона; библ. Тиргак) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.

Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским (Ис.37:9), Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки.

Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.
Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки. Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил браком на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.

Тахарка воевал в Африке и покорил ряд нубийских племён, списки которых, сходные с начертанными царями XVIII и XIX династий, найдены на одной карнакской статуе и в Мединет-Абу. Для нейтрализации угрозы со стороны Ассирии Тахарка заключил союз с Баалом, царём Тира, к которому присоединилась вся Финикия, а также Кипр; в Аскалоне Тахарка возвёл мощные укрепления. Это вызвало поход Ассархаддона, который разрушил эту коалицию и вторгся в Египет. Мемфис сдался, Дельта была покорена, а её города получили ассирийские имена

Амон и Тахарка
. Тахарка бежал в Напату; на его место была восстановлена додекархия — правление автономных местных правителей. В частности, одним из лояльных к Ассирии правителей был Нехо, основатель XXVI Саисской династии, позже восстановившей независимость Египта. Кроме того, победоносный поход в Египет позволил Ассархаддону называть себя «царём Египта, Патроса и Куша» и поместить своё победное изваяние у Нар-эль-Кельба и в других важных пунктах (немецкая экспедиция нашла в Зенджирли большую плиту с надписью и со скульптурным изображением Ассархаддона, держащего на верёвке коленопреклоненных Ваала Тирского и Тахарку, изображённого типичным негроидом).

Однако последовавшая вскоре смерть Ассархаддона дала Тахарке возможность вновь вернуться в Египет. Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в Напату, где и умер.

Тахарка.Лувр
Политика Тахарки, большей частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покорённых им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия. Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили владения его до Геркулесовых столпов (в частности, в трудах Страбона), до Фракии и даже Индии (Мегасфен). Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, которая была больше даже построенной при фараоне XIX династии Сети I, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатхор и Беса, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика.

Псамметих I

Псамметих I (или Псамтик I, полное имя Уахибра Псамметих I) — царь Древнего Египта (ок. 664 — 610 до н. э.), первый фараон XXVI Саисской династии. Сын номарха Нехо. Совместно с отцом выступал сначала против Ассирии, а затем на стороне Ассирии против Танутамона. После гибели отца в сражении с кушитами, Псамметих бежал в Ассирию и помогал Ашшурбанапалу выдворить из Египта Танутамона. Имя Псамметих, видимо, своим происхождением обязано эфиопскому языку и означает «Сын Солнца».

Воспользовавшись затруднениями, которая испытывала Ассирия в середине VII века до н. э., Псамметих I объявил себя независимым правителем приблизительно на 4 году правления (ок. 660 до н. э.).
При Псамметихе была достигнута значительная централизация страны, что позволило преодолеть могущество самостоятельных местных правителей, раздиравших страну на протяжении всего Третьего переходного периода. Псамметих стремился подчинить номархов своей власти, и утверждал их в должности. Так чиновник Неснауиоу был назначен правителем последовательно в 9 областях, сменяя одну область на другую по усмотрению фараона. Однако власть некоторых номархов была достаточно сильной. Могущественный владетель Гераклеополя соединил в своём лице власть номарха, звание жреца местного божества, начальствовал над судоходством, едва ли не во всём государстве, и управлял средней частью страны.

В Фивах продолжал сидеть старый владетель Монтуемхет, которого Ашшурбанапал даже называет царём Фив. Хотя Монтуемхет, сохранял свои привилегии и полномочия, но его власть перестала быть наследственной. Так, Монтуемхету наследовал не его сын Несуптах, а назначенный Псамметихом Педихор. Положение в Фивах осложнялось ещё и присутствием там нубийской царевны Аменердис II, дочери Тахарки, «владетельной жены Амона» (верховной жрицы, на место которой со времён нубийского правителя Кашты назначались кушитские принцессы). На 9-ом году своего царствования Псамметих дал свою дочь Нейтикерт (Нитокриду, Нитокрис) нубийской царевне в «дочери» и преёмницы.
Но, несмотря на такое родство с владетелями Фив, Псамметих был и оставался северным фараоном. За своё более чем полувековое царствование он почти не оставил своей строительной деятельности в Фивах, зато он много строил в Нижнем Египте, особенно в Мемфисе.

В ущерб фиванскому богу Амону, в течение многих веков возглавлявшему египетский пантеон, Псамметих стал выдвигать богов Дельты — прежде всего богиню Нейт — покровительницу Саиса, а также бога Мемфиса Птаха и древнего Осириса. Рассказ Геродота о постройках нового царя в Мемфисе следует воспринимать как благодарность мемфисскому жречеству за оказанную Псамметиху I помощь при его воцарении.
Северное жречество могло быть значительной опорой Псамметиха I. К этому времени позднеегипетские храмы обладали значительными средствами. Они и дали толчок развитию денежного хозяйства. Очевидно, необходимые средства для найма иноземных воинов Псамметиху были выданы именно храмами, жречеством. Это значит, что в лице XXVI династии власть в свои руки взяла новая, храмовая знать.
Именно она держала под своим контролем процесс денежного обращения. Развитие денежного хозяйства было в интересах этой храмовой знати и вело к государственному единству страны.

Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории, из которых особенно крупной был порт Навкратис. Авторитет Псамметиха в греческом мире был настолько велик, что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье. Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями с Саисским Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника, который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом.

Фараон Псамметих II. Лувр. Фото 2004 года, автор - Guillaume Blanchard
Намереваясь восстановить утерянное величие Египта, Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему духу египетского народа. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались.
, из религиозной традиции Позднего царства вычёркивались позднейшие наслоения. Естественно, из пантеона были исключены все чужеземные божества, в основном семитского происхождения. Таким образом, Сет, который, несмотря на присущую ему коварность и подлость, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и заменяет Апопа в качестве главного отрицательного персонажа египетской мифологии.
С другой стороны, культы Исиды, Баст и обожествлённого Имхотепа достигли наибольшего распространения, а храмы Дельты (Саиса, Буто, Бубастиса и Атрибиса) стали богатейшими в стране, оттеснив на второй план храмы древних Ра, Амона и Птаха. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства. А их мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса, а также Абидоса были отреставрированы.

Псамметих предпринял несколько попыток возобновить египетское владычество в Азии, однако длительная (греческие источники утверждают, что она продолжалась 29 лет — абсолютный рекорд в мировой истории, — хотя достоверность этих сведений оспаривается современной наукой) осада филистимского Ашдода отняла у египтян слишком много сил, а вторжение скифских племён, прошедших через всю Ассирию и проникших на юг вплоть до границ Египта, ок. 625 до н. э. заставило отказаться от территориальной экспансии в Восточном Средиземноморье. Геродот говорит, что Псамметих откупился от них за счёт богатых даров, но, вероятнее, они были остановлены с помощью силы Египетского государства. Усиление Вавилонии и Мидии побудило Псамметиха в конце царствования поддерживать Ассирию.

Правил Псамметих 54 года. Псамметих был женат на Мехетенвесхете, дочери верховного жреца Гелиополя Харсиеса.

Нехо

Нехо II (полное имя Ухемибра Нехо II; в Библии — Нехао) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 610 — 595 годах до н. э., из XXVI (Саисской) династии. В правление фараона Нехо II Египет снова ненадолго вступил в эру процветания и могущества в древнем мире. Продолжая политику своего отца Псамметиха I, развивал внешнюю торговлю, опираясь на греческих торговцев и наёмников и финикийских судовладельцев.

Нехо попытался восстановить давно утраченные позиции Египта в Азии. К этому времени Ассирии уже почти не существовало. Естественно, остатки Ассирийской державы никто не собирался защищать, зато участие в их дележе было заманчивым предприятием. Правда, в решающем сражении Ассирийской державы с Вавилоном египетское войско встало на поддержку Ассирии, поскольку усиление Вавилона могло представлять угрозу для Египта.
В июне 609 Нехо двинулся в поход во главе своей армии на помощь ассирийцам, ведущим военные действия против Вавилонии и Мидии в районе Харрана. Газа и Аскалон оказали сопротивление египтянам, за что были взяты и жестоко наказаны. У Мегиддо путь фараону неожиданно преградил иудейский царь Иосия со своим войском. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто и началось сражение.

В самом начале боя Иосия был смертельно ранен в горло египетской стрелой, и иудеи бежали (4Цар.23:29). Соединившись с ассирийским царём Ашшур-убаллитом II, фараон перешёл Евфрат и атаковал Харран. Тяжёлые бои велись всё лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев, и удержал город. В сентябре 609 вавилонский царь Набопаласар, получив помощь от мидян, двинулся на выручку Харрану. Нехо, узнав о его приближении, снял осаду и без боя отступил за Евфрат. Харран остался в руках вавилонян. Именно 609 до н. э. считается датой падения Ассирийской империи.
В декабре 601 Навуходоносор II в союзе со скифами попытался напасть на сам Египет и подступил к египетской границе. В ожесточенном сражении египтянам удалось остановить врага. Обе стороны понесли огромные потери. После этого сражения Нехо был вынужден вообще отказаться от мысли в ближайшие годы вести борьбу с Вавилоном за азиатские прови
Несмотря на неудачи в сухопутных боях, преобладание Египта на морских путях оставалось непоколебимым. Для военных нужд на Средиземном и Красном морях были построены большие гребные суда. По инициативе Нехо, как сообщает Геродот, финикийские моряки совершили около 600 до н. э. плавание вокруг Африки (на что ушло 3 года). Это плавание вряд ли ставило перед собой военные цели. Вполне возможно, что оно было предпринято с целью торговли или разведывания торговых путей. Нехо развил внешнюю торговлю, опираясь на греческих торговцев и на финикийских судовладельцев.
По словам Геродота, при Нехо начали копать канал, который должен был соединить Нил с Красным морем. Стремление прорыть, или, возможно, восстановить этот канал, скорее всего, преследовало не только торговые, но и военные цели. На строительство этого канала были собранны массы египетского населения. По сообщению Геродота, при постройке канала погибло 120 тысяч человек. Однако строительство так и не удалось завершить. Сооружение канала было завершено при персидском императоре Дарии I, однако он был засыпан в 764 халифом Аль-Мансуром, стремившимся обеспечить торговую монополию Дамаска.

Амасис II

Амасис II (Аб-Мосе) (греческий вариант древнеегипетского имени Хнумибра Яхмос II) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 570 — 526 годах до н. э., из XXVI (Саисской) династии. Амасис по материнской линии имел какое-то отношение к Априю. Вопреки этому, Геродот утверждает, что Амасис был простолюдином, возвысившимся до статуса командира ливийскими наёмниками благодаря своим способностям. В правление Нехо II и Псамметиха II Амасис сделал стремительную военную карьеру, и сам фараон Псамметих II, готовясь к вторжению в Нубию, в 590 до н. э. доверил ему командование крупной египетской армией, отправленной против Напатского царства. Благодаря своим военным успехам Амасис был вознаграждён должностью камергера царского дворца и получил высокое судейское положение.

Во внешней политике Амасис, во время своего длительного правления, проявил огромную энергию. Правда, от завоевательной политики на Азиатском материке он отказался, но морское могущество при нём усилилось. В греческом мире усилилось египетское влияние. Появление в Азии новой грозной силы, Персидской державы, вызвало беспокойство Амасиса. Против персидского царя Кира была создана коалиция, в которую, кроме Египта, вошли Лидия, Вавилон и Спарта.
Наиболее прочные и дружественные связи укрепились между фараоном и тираном острова Самос Поликратом, а также со Спартой и Киреной. Согласно Плутарху, Египет времён Амасиса принял у себя множество выдающихся греческих мыслителей, устремившихся постичь мудрость египетских жрецов. Так, Фалес Милетский совместно с фараоном посещал пирамиды и привёл Амасиса в восторг, вычислив высоту сооружения без инструментов, по отбрасываемой им тени (см. *Об Амасисе и Фалесе). Фараон приносил щедрые дары не только египетским храмам в Саисе и Мемфисе, но и греческим святилищам. Так, в 548 г. до н. э. Амасис сделал крупное пожертвование (размером в 1000 талантов) на восстановление сожжённого храма в Дельфах. Кроме того, он щедро одарил храмы Самоса, Кирены и Линдоса.

В то же время, помня об опыте своего предшественника, фараон не обходил вниманием и египетские храмы: с его именем связаны значительные по размерам и архитектурному мастерству пристройки к храмам в Саисе и Мемфисе, а также ещё один храм, воздвигнутый в северном оазисе в Ливийской пустыне. Развалины храма богини, основанного Амасисом, который в своей титулатуре даже именовал себя «сыном Нейт», сохранились даже в греческом торговом поселении Навкратис, где Нейт отождествлялась с Афиной. Близ первых порогов из целого куска камня была вытесана огромная монолитная часовня, воздвигнутая в Саисе и описанная Геродотом. Однако наёмная армия и флот требовали дорогостоящего содержания, и впоследствии Амасису пришлось секуляризировать доходы и имущество крупнейших храмов Египта. С этого момента начинается наступление власти на привилегированный жреческий класс, достигнувшее своего апогея в персидскую эпоху (и отразившееся в рассказах о бесчинствах Камбиса II, известных греческим авторам).

В числе остальных знаменитых внешнеполитических акций Амасиса — и установление мирных отношений с недавним неприятелем, Вавилоном. Хотя правление нового фараона и началось с вавилонского вторжения, но констатируемая пророками Иеремией и Иезекиилем неудача Навуходоносора II заставила его заново разделить сферы влияния. Сирия и Палестина, известные в месопотамских источниках как Заречье, оставались за вавилонянами, и Египет был вынужден отказаться от любых притязаний на контроль над этими территориями. В то же время египтяне благодаря существенному пополнению своего военного флота, чья мощь станет определяющей для обеспечения египетской гегемонии на Средиземном море до эпохи Птолемеев включительно, закрепили за собой остров Кипр, превращённый в египетского вассала и данника (платившую фараону даже большую дань, чем в период военного доминирования Египта при XVIII династии).
Именно при Амасисе над Египтом нависла угроза персидского вторжения, поэтому фараон направил свои усилия для укрепления трёхстороннего союза Египта с вавилонским царём Набонидом и традиционным союзником царём Лидии Крезом, подкреплённого поддержкой греков, в частности, Спарты. Тем не менее, фараон так и не сумел оказать существенную помощь своим союзникам во время их оккупации персидским царем Киром II Великим. Сам Амасис, правивший 44 года, умер в конце 526 до н. э., накануне персидского нашествия в Египет. А кровавая развязка наступила через шесть месяцев после его смерти при Псамметихе III, когда после битвы при Пелусии в 525 до н. э. весь Египет был захвачен Камбисом II.
Греческие источники отмечают отличное чувство юмора этого фараона (о его остроумии в античном мире ходило множество анекдотов) и его склонность устраивать в свободное от общественной деятельности время пиры и попойки, на которые он приглашал своих многочисленных друзей. В частности, Геродот приписывает Амасису следующее высказывание: «Если бы человек хотел всё время быть серьёзным и не отводил бы времени на развлечения, он превратился бы, сам того не замечая, в злого духа или глупца…»
Рубрики:  Страны
Люди
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

murple   обратиться по имени Вторник, 13 Сентября 2011 г. 15:12 (ссылка)
Спасибо автору за интересный и объемный пост ! Очень познавательно ...
Ответить С цитатой В цитатник
Clara_C   обратиться по имени Вторник, 13 Сентября 2011 г. 15:46 (ссылка)
Отличный материал! Спасибо) Настоящий ликбез)

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Эрнан_Кортэс   обратиться по имени Вторник, 13 Сентября 2011 г. 16:00 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку