Майя_Пешкова все записи автора
Яхмос I
Яхмос I (также известен как Яхмес, Ахмос или Амасис I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1550 — 1525 годах до н. э., основатель XVIII династии. Сын Секенен-Ра Таа II Тао II и царицы Яххотеп (Ах-хатпи, букв. «Луна довольна»), брат Камоса, муж Яхмос-Нефертари, отец Аменхотепа I, царицы Яхмос и Мутнофрет
Яхмос, вероятно, был не фиванского происхождения, так как Луна считалась местопребыванием бога Тота, земное жилище которого находилось в Шмуну (Гермополе). Тот здесь почитался «как мысль и воля солнечного бога Ра». По древнему обычаю, имя почитаемого бога и его небесного символа было возложено и на мать — Яххотеп, и на потомков фараона — Тутмосов (детей Тота) .
В войнах с гиксосами Яхмос потерял своего отца Секененра II и брата Камоса одного за другим, с интервалом в три года. Они оставили ему престол, когда он был совсем юным. Его мать, доблестная царица Яххотеп (дочь Тетишери и Таа I), взяла управление на себя и была, вероятно, сорегентом сына в ранние годы его царствования.
Яхмос продолжил войну с гиксосами. Когда Яхмос, сын Ибаны, молодым юношей принял участие в этой войне, власть фараона Яхмоса уже распространялась на север, по крайней мере, до Мемфиса. Одержав победу в ряде битв на суше и на Ниле, Яхмос подступил к столице гиксосов в Египте - Аварису (егип. Хат-уарит) - и осадил её. Но осада Авариса была прервана вследствие восстания одного из местных царьков южнее Эйлейтииасполя, которое Яхмос счёл настолько серьезным, что лично отправился подавлять его на юг.
Усмирив в достаточной мере своих южных противников, Яхмос, очевидно, возобновил осаду Авариса, ибо тут Яхмос сын Ибаны неожиданно сообщает о его взятии. Осада Авариса, продолжавшаяся несколько лет, была прервана восстанием в Верхнем Египте, и город был захвачен лишь на 11 году правления Яхмоса (ок. 1542).
Взятие Авариса египетскими войсками принудило гиксосов освободить весь Нижний Египет и отступить в Азию. Очевидно, в боях под Аварисом гиксосы потерпели значительный урон. Небольшое количество пленных, захваченных Яхмосом, сыном Ибаны, указывает, что эти бои были чрезвычайно ожесточенными, и египтяне пленных почти не брали. Но, несмотря на очень крупные потери в войсках и на то, что все укрепленные пункты гиксосов были взяты египтянами, гиксосам удалось сохранить часть своих войск и сосредоточить их в Палестине.
Желая обезопасить Египет от вторичного нашествия гиксосов и окончательно сломить силы врага, Яхмос во главе своей армии вторгся в Палестину и, после 3-летней осады, взял крепость Шарухен, бывшую, вероятно, последним оплотом гиксосов вблизи границ Египта.
Крупные успехи, одержанные египтянами во время войны с гиксосами, до некоторой степени, очевидно, объясняются военным союзом с Критом и помощью, оказанной последним морскими силами. Карнакская надпись Яхмоса с полной достоверностью позволяет сделать вывод о возможности этого союза. Крупную роль в заключение этого договора сыграла мать молодого фараона – царица Яххотеп, которая в этом тексте даже названа «Повелительницей Хаунебта (Крита)». Яххотеп, по-видимому, была женщиной энергичной и умной и принимала видное участие в «умиротворении» Верхнего Египта и подавлении мятежей. Сын вменял ей в заслугу также заботу о войске, возвращении и сборе беглецов. За доблесть, проявленную матерью Яхмоса в одном из боёв, она даже была награждена «Золотыми мушками».
После захвата Шарухена Яхмос, по словам его тезки Яхмоса сына Ибаны, предпринял поход на юг, в Нубию. В местности Хентхеннофер непокорные племена лучников (иунтиу-сетиу) подверглись полному разгрому. Как далеко на юг зашёл Яхмос, невозможно определить, во всяком случае, он, несомненно, достиг вторых порогов. Здесь древняя крепость Среднего царства, Бухен, оставалась и при Яхмосе опорой египетского владычества на юге.
Но власть Яхмоса ещё не окрепла в самом Египте. Едва он покорил страну, отправившись в нубийский поход, как его исконные враги к югу от Эйлейтииасполя вновь восстали против него. Сначала Яхмос разгромил в сражении на Ниле, в местности Тинт-та-Аму, какого-то мятежника, имя которого не упомянуто, без сомнения, умышленно, с целью предания его забвению. Восставшие вместе со своим главарём были взяты в плен. Затем фараон нанёс поражение некому Тетиану (Атати-Ана) с шайкой злоумышленников. Войско его было уничтожено, а сам он пал в битве.
Победив восставших, Яхмос смирил номархов, подчинил их центральной власти и уже сам по своему усмотрению назначал их на должности
Видимо, ближе к концу царствования Яхмос предпринял ещё один поход в Азию.
Голова мумии Яхмоса I
Манефон говорит, что царствование Яхмоса продолжилось 25 лет и 4 месяца, но из собственных надписей Яхмоса нам достоверно известен, как позднейший год царствования Яхмоса, лишь 22 год. Видимо, Яхмос правил 22 года и умер молодым, т. к. его мать царица Яххотеп ещё жила в 10 год царствования Аменхотепа I.
После смерти Яхмос I был похоронен в Дра абу-эль Нага, в районе фиванского некрополя. И хотя его прекрасно сохранившаяся мумия была найдена в большом царском тайнике в 1881 году, а Уоллис Бадж купил уникальный портрет из известняка – ушебти царя — для британского музея в 1890 г, гробница его пока не обнаружена.
Жречество объявило Яхмоса богом, и египтяне, до последних времен своей истории, сохранили культ этого царя-освободителя, а его жена и сестра Яхмос-Нефертари потом почиталась как богиня фиванского некрополя. Она занимала пост Супруги Бога и Второго пророка Амона в храме Карнака. Была регентшей своего четвертого сына Аменхотепа I, вместе с которым основала поселок мастеров царских гробниц в Дейр эль-Медине. Когда Аменхотеп I умер, она помогла мужу своей дочери, Тутмосу I, стать фараоном Египта.
•
Тутмос I
Тутмос I — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1504 — 1492 годах до н. э., из XVIII династии. Муж сестры Аменхотепа I Яхмес и, возможно, сын Яхмоса I от второстепенной (не главной) жены Сенисенеб. Имя Тутмос в древнеегипетской транскрипции звучало, предположительно, как Джехутимесу (Дхаути-маси, букв. «Рождённый Тотом»).
Воспользовавшись, должно быть, сменой фараонов, северная часть Нубии восстала. В начале 2-го года царствования Тутмос I во главе армии отплыл на юг для подавления этого восстания. В апреле он достиг Тангу-ра, где произошла битва с восставшими. Тутмос лично поразил нубийского вождя копьём, и, несмотря на поддержку кочевников, вторгшихся из пустыни, враг был полностью разгромлен. Затем Тутмос I продолжил поход вверх по Нилу, а труп побежденного нубийского вождя был повешен на носу лодки вниз головой для устрашения всех непокорных племен Нубии. Возле 3-го порога Тутмос установил 5 триумфальных стен, а египетское господство над завоеванными землями было закреплено закладкой крепости на острове Томбос. После этого Тутмос I продвинулся ещё южнее и захватил большую и плодородную область Донгола «вплоть до страны Караи». Надпись на острове Арко ясно указывает, что во время своего похода на юг Тутмос подверг Нубию полному разорению. Целые племена были обращены в рабство.
В августе того же года Тутмос I повернул назад и возвратился на остров Томбос, где установил триумфальную плиту, надпись на которой утверждает, что к этому времени фараон правил от Томбоса на юге до Евфрата на севере. Однако насколько нам известно, эта его надпись относится к тому времени, когда он ещё не совершил столь крупных завоеваний в Азии. Возможно, плита Тутмоса I свидетельствует о том, что его предшественник Аменхотеп I, всё же предпринял поход в Сирию и Палестину и продвинулся там далеко на север. Спустя год после начала своего нубийского похода, в апреле 3-го года царствования (ок. 1506) Тутмос вернулся к 1-м порогам, где он приказал расчистить канал Сенусерта III.
После похода на юг, Тутмос I предпринял поход в Азию. Но этот поход был, скорее всего, победоносным набегом. Тутмос прошёл Палестину и Сирию, по-видимому, без существенных столкновений с войсками местных властителей. Войска Тутмоса I достигли Нахарины (Митанни), на Евфрате, впервые увидев большую реку, текущую, не в обычном для египтян направлении с юга на север, как Нил, а с севера на юг, что привело их в большое изумление и нашло отражение в египетском названии реки — «Перевернутая вода». Митанийский царь был застигнут врасплох; в происшедшем сражении египтяне одержали решительную победу и захватили множество пленных. На берегу Евфрата Тутмос велел высечь надпись, отмечающую северный рубеж его владений. В Египет фараон вернулся с богатой добычей.
Огромные ценности, захваченные во время походов в Нубию и Азию, и ежегодная дань из покоренных областей обогатили государство. Это, прежде всего, отразилось на зодчестве. Активное храмовое строительство велось по всей долине Нила. Тутмос начал перестраивать Карнакский храм (егип. Апа-сауа) в пышное сооружение достойное «победоносного Амона» (зодчий Инени). Рядом были возведены два обелиска высотой по 23 метра каждый, две громадные двойные каменные башни с воротами посередине (пилоны), дворы с рядами огромных царских изваяний. Тутмос восстановил почитаемый храм Осириса в Абидосе и пожертвовал в него богатые принадлежности и обстановку для культа из золота и серебра и великолепные изображения богов. Начал, но не успел закончить постройки, которые должны были соединить храм Амона с храмом богини Мут.
Голова мумии Тутмоса
Тутмос был первым фараоном, который свою гробницу обособил от поминального храма и отказался от пышного надгробия, с целью сделать её незаметнее и, таким образом, сохранить от разграбления. Гробницу он приказал высечь в скале в пустынном ущелье (в так называемой «Долине царей»), к северо-западу от Фив, а поминальный храм построил, как и прежние цари в долине Нила. Работы над гробницей велись в глубочайшей тайне, вход в неё был тщательно замаскирован. Но все эти предосторожности всё же не спасли усыпальницу от грабителей. Хорошо сохранившаяся мумия фараона была обнаружена в 1881 году в тайнике DB320 в Дейр эль-Бахри.
За колоссами Мемнона дорога разделяется: левая ведет в Долину цариц, а правая — в Долину царей. Над Долиной царей господствует Фиванский пик, который из-за характерного силуэта, напоминающего пирамиду, местные жители называют эль-Курна, что означает “Рог”. В древние времена эту вершину связывали с именем богини-змеи Мерет-сегер, что означает “любящая молчание”.
Скорей всего, именно форма горы, ассоциирующаяся с пирамидами эпохи Древнего царства, побудила первых фараонов XVIII династии избрать именно это выжженное солнцем пустыни впечатляющее место для строительства обители их вечного покоя.
Тутмос I (XVIII династия) первым выбрал долину местом своего захоронения. Он и его придворный архитектор Ирени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы мертвых закладывались еще и в удалении от самих гробниц. Но эти ухищрения не помогли: от расхитителей спастись не удалось.
Тем не менее в течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. В известняковой скале проделывали коридоры длиной до 200 м, круто уходящие вниз на глубину до 100 м. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями. Зато весьма разнообразными были декор и погребальные дары, к которым относились, в частности, гимны, магические формулы из “Книги мертвых”, фигурки божеств и биографии умерших, воспроизведенные в картинах.
Прямые наследники Тутмоса I — два сына от его главной жены Яхмос — Уаджмос (Уад-маси, «Рожденный богиней Уаджит») и Аменмос (Аман-маси, «Рожденный Амоном») умерли раньше отца, умерла и дочь Неферубити, а дочь Хатшепсут была выдана замуж за своего брата, сына Тутмоса I от его второстепенной жены Мутнофрет (Мут-нафа), Тутмоса II. Последний и был провозглашён наследником престола.
Позднейший известный нам год его царствования — девятый, но, согласно спискам царей, Тутмос I правил 13 лет. Возможно, что на последних годах жизни за престарелого Тутмоса I правил его сын Тутмос II.
В благородном семействе фараонов скандал - выяснилось, что среди мумий представителей царской династии есть самозванцы. Первым пострадал Тутмос I. Опираясь на данные компьютерной томографии и ДНК-тестов, египтологи пришли к выводу, что мумия, которая до сих пор приписывалась 60-летнему фараону, на самом деле оказалась останками молодого человека, умершего от ранения стрелой. Теперь строгой проверке подвергнут более сорока царских мумий, хранящихся в Египетском музее в Каире.
Повезло только Тутанхамону - его тело найдено в саркофаге его же гробницы, поэтому сомнений не вызывает. Все же остальные были извлечены из захоронений и спрятаны в других местах, чтобы избежать осквернения и мародерства. Например, останки дочери Тутмоса I царицы Хатшепсут обнаружили в гробнице ее кормилицы и идентифицировали в центре биомедицинской египтологии университета Манчестера (США). А в этом году в каирском музее появилась собственная лаборатория для анализа проб ДНК, так что стоит ждать громких открытий и разоблачений.
Тутмос ІІ
Тутмос II — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1492 — 1479 годах до н. э., из XVIII династии. Муж и сводный брат Хатшепсут, отец Тутмоса III. Тутмос II был сыном фараона Тутмоса I от его второстепенной жены Мутнофрет. Тем не менее, он стал полноценным наследником трона, женившись на своей сводной сестре — царице Хатшепсут, бывшей чисто царского происхождения.
Манефон, который называет Тутмоса II «Хевроном», насчитывает 13 лет его правления. В 1987 на основании изучения количества скарабеев времён Тутмоса I, Тутмоса II и Хатшепсут было практически полностью доказано, что Тутмос II правил всего 3 полных года.
Тутмос II с богинями Сехмет и Хатхор. Изображение на пилоне в храме Карнака
На 1-ом году царствования, в самый день восшествия на престол, Тутмос II послал войска под начальством одного из своих военачальников в Нубию, с целью подавления начавшегося там мятежа. Египтяне достигли 3-их порогов, разбили армию восставших и убили всех мужчин, которых только смогли найти. Взяв в плен сына мятежного вождя и ещё нескольких туземцев в качестве заложников, египетская армия возвратилась назад.
В правление Тутмоса II была послана карательная экспедиция против кочевников племени шасу, в Южную Палестину, также увенчавшаяся успехом. Несмотря на то, что Тутмос, судя по его мумии, был слабым и болезненным царём, надпись на скале близ дороги, ведущей из Сиена (егип. Суйна, совр. Асуан) в Филэ указывает, что он сохранил полное своё господство во всех странах, захваченных его отцом.
Мумия Тутмоса II
Тутмос вёл также строительную деятельность: в частности статуя его отца Тутмоса I и статуя его матери Мутнофрет, а также 2 колоса из 6 находящихся перед южным фасадом 8-го пилона. Вёл строительные работы в храме Ра в Гелиополе.
От царицы Хатшепсут у Тутмоса II было две дочери — Нефрура (Нафра-Риа) и Меритра, а также сын от наложницы по имени Исида (Иси) — будущий великий завоеватель Тутмос III.
Правил Тутмос II не более 3 лет и умер ещё молодым, пораженный какой-то болезнью. Многие археологи считают, что реальной властью за весь период правления фараона была Хатшепсут, что и позволило ей с такой легкостью взять власть в свои руки через 18 месяцев после смерти мужа, лишив Тутмоса III престола. Мумия Тутмоса II была найдена в храмовом комплексе его жены в Дер-эль-Бахри.
Тутмос III
Ту́тмос III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1479 — 1425 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса II от наложницы Исиды.
Имя Тутмос (Thutmosis или Thutmoses) является древнегреческим вариантом произношения египетского имени Джехутимесу — «бог Тот рождён» (иногда переводится как «рождённый Тотом»). В качестве тронного Тутмос III использовал имя Менхеперра (Минхеперра), которое передаётся в «Амарнских письменах» как Манахбирия, или Манахпирра.
Наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, так что по рождению Тутмос III не мог претендовать на престол. Законная линия престолонаследия восходила к Хатшепсут — дочери Тутмоса I и сестре и, видимо, жене Тутмоса II.
Однако, не имеющий явных прав на престол, Тутмос III на одном из праздников в честь Амона был провозглашён фараоном оракулом Амона, якобы по воле бога. Видимо, это произошло из-за отсутствия других претендентов мужского пола на престол. На 3-ем году своего правления, Тутмос воздвиг на месте древнего кирпичного храма Сенусерта III в Семне, южнее вторых порогов, новый храм из прекрасного нубийского песчаника, в котором он заботливо восстановил древнюю пограничную плиту Среднего царства, и возобновил декрет Сенусерта, обеспечивающий приношения храму путём постоянного дохода.
При этом он ни одним словом не обмолвился в своей царской титулатуре, стоящей в начале дарственной надписи, о каком-либо соправительстве с Хатшепсут. Однако затем честолюбивая вдова Тутмоса II, вероятно, при активной поддержке фиванского жречества захватила всю реальную власть в свои руки и провозгласила себя фараоном (видимо, это произошло в конце 4-го года правления Тутмоса III).
После этого Тутмос практически полностью был отстранён от управления страной и почти не упоминается в документах до самой кончины царицы, случившейся в конце 20-го года формального правления Тутмоса
Базальтовая статуя Тутмоса III в Луксорском музее
После смерти Хатшепсут не осталось уже более прямых потомков фараона Яхмоса I, как по мужской, так и по женской линии, и Тутмос продолжил править без всяких препятствий уже единолично. Яростно преследуя память своей мачехи, он приказал уничтожить все её статуи, стесать её имя со стен храмов. Не было пощады и людям из окружения покойной царицы, и ранее умершим, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и ещё живым.
Политическая жизнь страны резко изменилась. Опираясь, прежде всего, на войско и новую служилую знать, Тутмос приступил к активным завоеваниям. Молодой фараон был не только необычайно воинственным, но и очень сильным воином; он утверждал, что прострелил насквозь мишень из кованой меди толщиной в 3 пальца, так что стрела выходила сзади на 3 ладони.
О его сирийских победах рассказывают анналы, начертанные на стенах в Карнакском храме Амона и представляющие извлечения из подробных летописей, помещенных в храмовую библиотеку
Несмотря на то, что основное внимание египетского правительства в царствование Тутмоса III было обращено на завоевание Палестины, Сирии и Финикии и укрепление экономического, политического и военного влияния Египта в Передней Азии, Египет должен был продолжать свою военно-агрессивную политику на юге, в Нубии и прилегающих к ней странах, из которых египтяне издавна вывозили ряд товаров, необходимых для развития рабовладельческого хозяйства, а также много рабов.
В ходе военных походов Тутмоса Египет превратился в могущественную мировую державу, вместе с подчиненными территориями протянувшуюся с севера на юг на 3500 км. За достигнутые при нём рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Степень зависимости от Египта покоренных стран и городов была различной. Наиболее прочно с Египтом была связана Нубия, непосредственно управлявшаяся египетской администрацией во главе с наместником.
Создать себе столь же сильные позиции в Передней Азии, Тутмос не смог из-за трудности перехода через пустыню и постоянного противодействия соседних держав. В Палестине, Сирии и Финикии остались десятки местных царьков. Однако в ближайших переднеазиатских городах стояли египетские гарнизоны, а наследники их правителей воспитывались, как заложники, при египетском дворе, в угодном фараону духе. Что касается царей более обширных государств, таких как Митанни, Вавилония и Хеттское царство, то они сохранили независимость и называли себя «братьями» египетского царя. Это, однако, не мешало фараону рассматривать присланные ими дары как дань, хотя о реальном подчинении не могло быть и речи.
Гранитная статуя фараона Тутмоса III
Огромные богатства, поступающие в Египет из покоренных стран, позволили Тутмосу развернуть широкое строительство. Его следы заметны не только по всему Египту, но и за его пределами, даже в Сирии-Палестине и Нубии. Сооружение храмов, в первую очередь с прославлением самого фараона, служило славе и величию бога Амона. Друг за другом в главном храме Амона поднимались пилоны, обелиски, величественные изваяния, возводились жилые покои и переходы.
Общегосударственный храм в Карнаке превратился в памятник в честь побед Амона и «сына» его Тутмоса III. На стенах и башнях мастерами фараона изображены сокровища, подаренные им Амону.
При Тутмосе III не останавливались и строительные работы внутри Египта. Следы строительной деятельности Тутмоса III сохранились в Файюме (город с храмом), Кумме, Дендере, Коптосе (Копте), Эль-Кабе, Эдфу, Ком-Омбо, Элефантине. Строительство велось с помощью военнопленных, а архитектурные проекты часто составлял сам фараон, что свидетельствует об определённых творческих дарованиях царя.
Самым грандиозным строительным проектом Тутмоса III был Карнакский храм Амона-Ра. По сути, он был построен заново главным архитектором Пуемра на тридцатую годовщину его царствования (1460 до н. э.), когда фараон участвовал в церемонии хеб-сед. Помимо общих изменений в храме, были воздвигнуты юбилейные обелиски, один из которых ныне разрушен, а второй, содержащий упоминание о Тутмосе, «пересекающем Излучину Нахарины», находится в Стамбуле.
Обелиск Тутмоса III, вывезенный в Константинополь
При Тутмосе III в Гелиополе в 1450 до н. э. были воздвигнуты ещё два крупных обелиска — так называемые «Иглы Клеопатры». В 14 г. до н. э. обелиски по приказу римского императора Августа были перенесены в Александрию. Один из них упал на бок и в 1872 был вывезен в Лондон, а другой в 1881 был привезён в Нью-Йорк. Также при Тутмосе III был начат обелиск при храме Ра в Гелиополе, законченный при Тутмосе IV.
Тутмос III был первым фараоном, чьи интересы выходили за рамки государственной деятельности. Кругозор Тутмоса III, хоть и вопреки его воле, формировался под влиянием мачехи фараона, всячески покровительствовавшей искусствам. Этим фактом объясняется и нехарактерный для древневосточного владыки широкий кругозор и интерес Тутмоса III к культуре. Надпись в Карнакском храме сообщает перечень неизвестных египтянам видов растений и животных, завезённых в страну из Азии по специальному личному распоряжению фараона.
Кроме того, как свидетельствует рельеф в Карнакском храме, своё свободное время фараон посвящал моделированию разнообразных изделий, в частности сосудов. Свои проекты он передавал начальнику ремесленников государственных и храмовых мастерских. Трудно представить любого другого фараона, занимающегося подобным занятием. Интересно, что первые стеклянные изделия, которые сохранились до нашего времени, были созданы в Египте при Тутмосе III, и хранят имя этого фараона.
Тутмос III умер 11 марта 1425 до н. э. (на 30 день месяца перет 54-го года своего правления), оставляя своему сыну Аменхотепу II огромное государство, являвшееся гегемоном на всём Ближнем Востоке. Надпись в гробнице ближайшего царского сподвижника Аменемхеба подтверждает, что Тутмос III правил 53 года, 10 месяцев и 26 дней — это третий по продолжительности срок правления египетского фараона (дольше правили только Пепи II и Рамсес II — соответственно 94 и 67 лет).
Аменхотеп II (1436—1412 до н. э.), бывший соправителем отца в последние два года его правления, проведёт ещё один карательный поход в Азию, сопровождающийся жестокостями против местного населения, резко контрастирующими с гуманным отношением его отца к военнопленным, после чего египетское владычество в Сирии и Палестине будет оставаться нерушимым вплоть до правления Эхнатона.
Вход в гробницу
«Наполеон Древнего мира» был похоронен в Долине царей в гробнице KV34. Гробница Тутмоса III была открыта в 1898 экспедицией, возглавляемой французским египтологом Виктором Лоре. В гробнице Тутмоса III египтологами был впервые обнаружен полный текст Амдуат — «Книги о том, что в загробном мире», которую Джеймс Генри Брэстед называл «чудовищным творчеством извращённой жреческой фантазии». Амдуат в своеобразной фантастической манере повествует о двенадцати пещерах загробного мира, проходимых Солнцем-Ра на протяжении двенадцати часов ночи.
Мумия Тутмоса III была обнаружена ещё в 1881 в тайнике в Дер-эль-Бахри близ погребального храма Хатшепсут Джесер Джесеру. Мумии помещались в подобные тайники начиная с конца XX династии, когда по приказанию Верховного жреца Амона Херихора было перенесено большинство мумий правителей Нового царства, сохранность которых находилась в опасности из-за участившихся грабежей гробниц. Рядом с мумией Тутмоса III были обнаружены также тела Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Рамсеса I, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса IX, а также ряда правителей XXI династии — Сиамона, Пинеджема I и Пинеджема II.
Хотя обычно считается, что мумию фараона впервые обследовал французский египтолог Гастон Масперо в 1886, фактически она впервые попала в руки ещё к немецкому египтологу Эмилю Бругшу, обнаружившему мумии фараонов, спрятанные в тайнике в Дейр эль Бахри. Тогда же мумию Тутмоса распеленали для короткого осмотра, поэтому когда Масперо через пять лет приступил к анализу мумии, он обнаружил плачевное состояние тела фараона. Оно было ограблено (тела фараонов буквально пичкали амулетами) и разрезано на три части. Тем не менее, голова Тутмоса III сохранилась намного лучше, что позволяет соотнести настоящее лицо фараона с его скульптурными изображениями.
Не обладая точным портретным сходством, статуи фараона всё же далеки от идеализированного изображения египетского фараона, достаточно точно отображая отдельные черты лица Тутмоса III, например, характерные «нос Тутмосидов» и узкие скулы завоевателя. Однако некоторые исследователи указывают на то, что стилистически многим из его статуй присущи черты его предшественницы Хатшепсут, изображавшейся в облике мужчины-фараона (миндалевидные глаза, несколько орлиный нос и полуулыбка на лице), что свидетельствует о едином каноне изображения фараонов XVIII династии.
Зачастую для того, чтобы отличить статую Хатшепсут от статуи её преемника, требуется целый ряд стилистических, иконографических, контекстных и технических критериев. Существует также много примеров статуй, изображающих коленопреклонённого Тутмоса III, предлагающего божеству молоко, вино, масло или другие приношения. Хотя первые примеры такого стиля встречаются уже у некоторых преемников Тутмоса, считается, что распространение его при Тутмосе свидетельствует об изменениях в общественных аспектах египетской религии.
Аменхотеп II
Аменхотеп II — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1428 — 1397 годах до н. э., из XVIII династии. Сын и наследник самого могущественного фараона Египта Тутмоса III и его жены Меритра Хатшепсут, дочери Хатшепсут.
Жена — царица Меритамон. Аменхотеп был женат на Meritre Hatschepsut — дочери царицы Хатшепсут. Этот брак особенно укреплял царскую власть и авторитет Аменхотепа, который благодаря этому мог опереться на самые разнообразные слои аристократии и жречества, а также на бывших сторонников царицы Хатшепсут, временно оттесненных при Тутмосе III. Чтобы ещё больше укрепить своё положение Аменхотеп приблизил к себе соратников своего отца.
Хотя свои победы и своё «мировое» владычество воинственный фараон, в конечном счёте, приписывает божественному содействию Амона, однако, ревностным храмовым строителем он не был. Его постройки не могут идти ни в какое сравнение с сооружениями его отца Тутмоса III и, тем более, с сооружениями его внука Аменхотепа III. Он достроил храмы, начатые его отцом в Амада и Элефантине. В Фивах фараон построил свой ныне погибший заупокойный храм на западной стороне реки возле святилища своего отца и поправил в Карнакском храме долгое время остававшийся без крыши зал, где находились обелиски Хатшепсут. Он также возводил строения в Мемфисе и Гелиополе, для чего возобновил работы в каменоломнях, расположенных по соседству в Турре. Все эти постройки погибли.
Картуш Аменхотепа II из Карнака
Аменхотеп по физической силе превосходил даже своего отца. Никто не мог натянуть его лука, ни среди египетских воинов, ни среди иноземцев. Сам же Аменхотеп из своего лука мог пробить медную мишень толщиной в 3 пальца, так что стрела проходила через мишень вся и падала на землю. По-видимому, как раз это предание послужило основой легенды Геродота, что персидский царь Камбис II не в силах натянуть лук царя Эфиопии. Также Аменхотеп утверждал, что стоил один двух сотен гребцов. Те, пройдя «полпотока» («поток» — мера длины, равная, возможно, 2 км), выдыхались и переставали грести, а он, гребя веслом длиной в 20 локтей (более 10 м) прошёл 3 «потока» и к всеобщему удивлению привёл судно к причалу.
Манефон утверждает, что Аменхотеп правил 25 лет и 10 месяцев, что подтверждается памятниками. В Фивах был найден кувшин для вина, помеченный 26-м годом правления Аменхотепа. Гробница в Долине царей (KV35). За-упокойный храм царя не сохранился.
Через 9 месяцев после азиатского похода фараона в Нубии были установлены 2 плиты — в Амаде и на острове Элефантина. Надписи на них свидетельствуют о совершённой Аменхотепом II достройке храмов, начатых при Тутмосе III. В Фивах Аменхотеп II создал близ храма его отца собственный заупокойный храм, не дошедший до нашего времени. В гипостильном зале Карнакского храма он восстановил колонны, снятые при Хатшепсут для установки её обелисков. При нём также велось строительство в Мемфисе и Гелиополе. С этой целью были реставрированы камнеломни, в которых велась добыча турского известняка. В 30-ую годовщину назначения его наследником престола Аменхотеп II выставил обелиск в Элефантине
Фараон со своими эфиопскими лучниками в бою
Аменхотеп II слыл умелым стрелком из лука; его личный лук, о котором бытовало утверждение, будто его мог натянуть только фараон, был похоронен со своим владельцем в гробнице KV35 в Долине царей. Именно на основании этого рассказа возникла пересказанная Геродотом история о том, что Камбиз II не сумел натянуть лук царя Эфиопии (то есть Нубии).
Гробница Аменхотепа KV35 была открыта директором Египетской службы древностей Виктором Лоре в 1898; мумия и гробница сохранились хорошо.[1] В гробнице был тайник, где были найдены также мумии фараонов 18 и 19-й династий Тутмоса IV, Рамсеса III, Сети II, Рамсеса IV, перенесенные жрецами из своих ограбленных в древности захоронений (то есть из мест, ставлих известным грабителям) и укрытые от грабителей могил в гробнице Аменхотепа при Сиамоне.
Лоре принял решение не трогать сохранившуюся гробницу, оставить «как есть». Её запечатали и приставили круглосуточную охрану. Но всё тщетно: через два года её ограбили, уже в 1901 году. Тело фараона Аменхотепа II было сильно повреждено грабителями, искавшими сокровища, находившиеся между многими слоями ткани, которой была обмотана мумия. Таким образом, драгоценные предметы из захоронения навсегда были потеряны для наук
Аменхотеп III
Аменхотеп III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).
Гранитная голова Аменхотепа III в британском Музее,
Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.
Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери — царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.
Колоссальная статуя Аменхотепа III с его женой царицей Тейе и их дочерью Хенаттэнеб. Каирский Музей
С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.
Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах.
Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.
Известны сотни его портретов, однако наряду с этим долгие годы его правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III всё ещё требует серьёзного и детального исследования.
Датированные источники, дошедшие до нашего времени от правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других — к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в Дейр-эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, — это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год).
В Египте недалеко от Луксора археологами обнаружено две статуи фараона Аменхотепа III, которым более 3,4 тыс. лет. Одна из статуй изготовлена из черного гранита и представляет правителя сидящим. Вторая статуя – кварцитовая - изображает Аменхотепа в форме сфінкса
Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III — с походом в Нубию. После 11-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума
. Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.
Аменхотеп III, скульптура из музея египтологии в Берлине
Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог.
На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) — одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.
Рельеф Аменхотепа III, из гробницы Хаемхета (TT 57), запад Фив
На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед).
Храм Аменхотепа III в Луксоре
Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.
Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.
Колоссы Мемнона изображающие Аменхотепа III
Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив. Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив.
Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед.
Сфинксы, изображающие Аменхотепа III, установлены на Университетской набережной в Санкт-Петербурге
Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.
Хоремхеб
Хоремхеб (прав. Хар-ма-ху) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1319 — 1292 годах до н. э., последний из XVIII династии (по мнению отдельных исследователей, его можно считать первым фараоном XIX династии).
Хоремхеб происходит из рода номархов города Ха-ниса (Хутнисут; то есть «Дом царя»), главного города 18-го нома Верхнего Египта. Город Ха-ниса в памятниках является и под другим именем, Ха-бенну, то есть «Город Феникса»; это Гиппонон греческих писателей, Алебастрополь географа Птолемея. В честь местного бога Хора, «владыки Хутнисут», будущий фараон получил имя Хор-ем-хеб (букв. «Хор, в празднестве»), ему же он приписывал своё возвышение. Родители Хоремхеба не известны и сам он в своих надписях никогда не называет их.
В царствование Эхнатона Хоремхеб занимал ряд административных и военных должностей. Возможно, Хоремхеб фигурирует в документах Амарнского периода как Паатонемхеб (Па-Атон-ем-хеб — то есть «Атон, присутствующий на празднике»). Это имя, засвидетельствованное в гробнице № 24 в Тель эль-Амарне (егип. Ахетатоне), по мнению ряда историков, было новым именем Хоремхеба, принятым им в угоду культа Атона, проповедуемому Эхнатоном.
Статуя Хоремхеба в качестве писца, до его воцарения. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
При слабых преемниках Эхнатона Хоремхеб, постепенно возвышаясь по лестнице должностей и званий, занял ряд крупнейших постов в государстве. При Тутанхамоне он занимал высокий военный пост, командуя войсками во время азиатского похода. Весьма возможно, что в эту эпоху вся реальная власть находилась в его руках. На стенах своей гробницы в Саккара, которая была построена в то время когда он был всё ещё только чиновником, он называл себя «величайшим из великих, могущественнейшим из могущественных, великим повелителем народа… избранником царя, главенствующим над Обеими Странами (то есть Нижним и Верхним Египтом) в управлении, военачальником над военачальниками Двух Стран».
Его политическое влияние в это время было весьма значительным, при том нужно учесть, что звание «повелителя» (дословно «того, кто при подданных») свойственно престолонаследникам и могущественнейшим временщикам.
После смерти Эйе, Хоремхеб, опираясь на армию, занял трон фараонов, в чём ему, по всей видимости, усердно помогало жречество бога Амона. Захватив царскую власть в свои руки, Хоремхеб изобразил эту узурпацию как выполнение непосредственной воли богов. В своей надписи он пишет о том, что «сердце… бога… пожелало возвести своего сына на свой вечный престол и поэтому бог проследовал с ликованием в Фивы… со своим сыном в объятиях… чтобы привести его к Амону, чтобы облечь его в сан царя». Для того чтобы закрепить своё положение на престоле, Хоремхеб женился на Мутнеджмет, которую большинство историков считают младшей сестрой Нефертити, хотя это не подтверждено документальными источниками.
В течение всего царствования Хоремхеб постоянно старался подчёркнуть законный характер своей власти. Так, в одной надписи он называет фараона Тутмоса III «отцом своих отцов», а на восьмом году своего царствования, как верный потомок своих великих предшественников, он поручил архитектору Майя восстановить гробницу Тутмоса IV, нарушенную грабителями могил. Этим он стремился, как бы особенно подчеркнуть свою непосредственную связь с фараонами XVIII династии.
О тяжелом, даже невыносимом социально-экономическом положении Египта, доставшемся Хоремхебу свидетельствует знаменитый его декрет, начертанный на стене Карнакского храма и начинающийся следующими характерными словами:
«Его величество советовался со своим сердцем… чтобы прогнать зло и уничтожить неправду… он искал превосходного для Египта и исследовал причины утеснения страны»
При Хоремхебе была сформирована армия, которую фараон разделил на две части соответственно двум главным направлениям военной экспансии Египта: «одна в южной области, а другая в северной части». По-видимому, Хоремхеб достиг значительных военных успехов, хотя сведений о его войнах сохранилось очень немного.
Продолжительность правления Хоремхеба — предмет дискуссий среди учёных. Манефон отводит в своём списке, царю завершающему собой XVIII династию, период правления в 4 года и 1 месяц, но, вероятно, тут себеннитский историк (или писатели цитирующие его, так как сам труд Манефона не сохранился) путает Хоремхеба с предыдущим фараоном Эйе, продолжительность правления которого и правда было около 4 лет. Хотя в пользу непродолжительного времени правления Хоремхеба может служить его гробница (KV57).
Создается впечатление, что гробница не была завершена, так как видны различные стадии нанесения рисунка, а кое-где исправления главного художника. Фараон стоящий предпоследним в манефоновском списке царей XVIII династии, носит имя Ἀχερρῆς и имеет продолжительность правления 12 лет и 3 месяца. Разумно предположить, что тут перепутаны местами годы правлений Хоремхеба и Эйе и, что 12 лет и 3 месяца более подходит Хоремхебу, чем Эйе. Нужно однако отметить, что сам Манефон, писавший свой труд тысячу лет спустя, сам толком не знал имена и порядок следования фараонов постамарнского периода из-за повсеместного их уничтожения из памятников в последующее время.
Позднейший достоверно известный год царствования Хоремхеба — 8-й. Хотя сохранилась пара печатей от винных сосудов, помеченных вроде как 13-м и даже 14-м годами его правления, найденные в его гробнице в Долине царей.
Гробница Хоремхеба (KV 57)
Очень интересно свидетельство одного, почти современного ему памятника, а именно — надписи некого Меса, восходящей к эпохе Рамсеса II. В этой надписи на своей гробнице в Саккара Мес увековечил все перипетии бесконечно долгого семейного процесса о земельном наделе, который был предоставлен одному из предков Меса ещё в эпоху Яхмоса I. Один из судебных актов в этом деле датирован 59-м годом правления Хоремхеба, что создало затруднительную ситуацию для современных египтологов. Хоремхеб, который начал свою карьеру ещё при Эхнатоне, вряд ли мог быть таким долгожителем.
Очевидно, из данной длительности правления Хоремхеба следует вычесть 31 (или 32) год, на протяжении которых правили четверо предшественников этого фараона (17 лет — Эхнатон, 1-2 года — Сменхкара, 9 лет — Тутанхамон и 4 года — Эйе), то есть время правления так называемых еретичных царей, память о которых впоследствии уничтожалась. Таким образом, сам фараон Хоремхеб правил 27 или 28 лет. Эта догадка подтверждается и тем, что сохранилось анонимное граффити относящееся к «9 дню, первого месяца сезона шему, 27 года Хоремхеба, любящего Амона и ненавидящего врагов его».
Хоремхеб, преподносящий дары Атуму. Музей Луксора
Это надпись, нацарапанная на плече теперь фрагментированной статуи происходящей из его поминального храма в Карнаке, опровергает теории некоторых исследователей о том, что Хоремхеб правил недолго и по этой причине не смог закончить работу над своей гробницей. Также нужно заметить, что обширные строительные объекты Хоремхеба в Карнаке поддерживают теорию продолжительного нахождения у власти этого фараона. Огромное количество не датированных частных памятников явно относящихся к XVIII династии должно быть отнесено к его правлению. На основании всего вышесказанного большинство историков сходятся во мнении, что правление Хоремхеба было не менее 27 лет.
Заинтересованный в поддержке фиванского жречества и стоящих за ним кругов, Хоремхеб в честь Амона продолжил строительство, так называемого Гипостильного зала, перед Карнакским храмом. Там он пристроил к центральному проходу, возведенному, видимо, ещё Аменхотепом III, боковые части, покоящиеся на 126 колоннах высотой 13 м и поставленных в 7 рядов с каждой стороны среднего прохода. Кроме этого, Хоремхеб ещё возвёл в этом же храме два двойных пилона, для которых, впрочем, он использовал готовые камни из тамошнего храма Атона, построенного Эхнатоном.
Кроме того, Хоремхеб присвоил себе комплекс поминального храма Эйе в Мединет-Абу на противоположном от Карнака берегу Нила и предназначавшийся первоначально для Тутанхамона. Он лишь достроил и расширил его, а также записал вместо титулатуры Эйе свою титулатуру на колоссальной статуе более пяти с половиной метров высотой, расположенной в этом храме.
Храм Хоремхеба в Гебель эс-Сильсила
Хоремхеб соорудил для себя две гробницы. Первая — в Саккара близ Мемфиса, выполненная для Хоремхеба до его воцарения, ставшая местом погребения его жен. Многие рельефы из гробницы находятся в настоящее время в Лейденском музее. Вторая, уже царская, усыпальница Хоремхеба находится в Долине царей и известна как гробница KV57. Несмотря на длительное правление Хоремхеба, стенные росписи в его царской гробницей остались незавершёнными.
Гробница Хоремхеба в Долине царей (KV57). Панорама одной из перегородок, выше шахты. Сцены представляют фараона, принятого миром богов и выполняющего им приношения.
У Хоремхеба было две жены:
Амени. Умерла ещё до того как Хоремхеб стал фараоном, видимо в начале правления Тутанхамона. В гробнице Хоремхеба в Саккара, где она была похоронена, на рельефах подчеркивается её высокое общественное положение.
Мутнеджмет. Возможно, младшая сестра Нефертити. Умерла также раньше Хоремхеба и похоронена в гробнице последнего в Саккара, рядом с его первой женой Амени. На основании датировки печати от винного сосуда, найденного в этой гробнице, можно предположить, что Мутнеджмет скончалась вскоре после 13-го года правления Хоремхеба. В этой гробнице была найдена мумия женщины, примерно сорокапятилетнего возраста, беспорно принадлежащая Мутнеджмет. Рядом с мумией женщины обнаружены останки трупа мертворожденного младенца, что даёт право предположить, что Мутнеджмет умерла во время родов. На основании исследования её мумии видно, что она рожала не один раз, однако ничего не известно о детях фараона Хоремхеба и они нигде не упоминаются.
Именно Хоремхебом были заложены предпосылки для нового возвышения Египта. Он вновь усилил Египет после временного упадка в Амарнский период. Фараоны XIX династии считали Хоремхеба её основателем и чтили его память. Возможно, это и стало причиной сооружения ряда гробниц, в частности, захоронения сестры Рамсеса II Тии, в районе Саккары, где находилась и первая усыпальница Хоремхеба. Память о Хоремхебе, очевидно, сохранил и народ: считается, что прототипом лирического героя Мехи Хоремхеба, известного из любовной поэзии конца Нового царства, был сам фараон.