-Метки

Дубай австрия азия англия архитектура бельгия вена венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье польша португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник традиции транспорт украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


В поисках затонувшего "Титаника"

Пятница, 26 Августа 2011 г. 14:20 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора
О гибели “Титаника” писать достаточно трудно – с одной стороны, нет человека, который не знал-бы о этой трагедии, с другой – есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.



Разумеется, после чуда 20-го века, фильма «Титаник», если кто в мире и не знал про “Титаник”, или знал только, что что-то такое было и вроде утонуло, то теперь все знают и считают, что там и знать больше нечего.

Здоровенное такое пароходище отплыло из Англии в Америку, имея на борту Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и кучу других актеров. Леонардо соблазнил Кейт и они-бы поженились, но тут случился на пути айсберг, и большую часть фильма герои шныряли по закоулкам тонущего “Титаника”, как крысы в лабиринте. Потом, наконец, “Титаник” с треском утонул, Ди Каприо не смог влезть на одну доску с Кейт и очень красиво погрузился в воды Атлантики, Кейт подобрали, и она осталась верна. Еще уцелели главный злодей и другие несущественные. Кейт дожила до наших дней и, дура старая, выкинула в океан драгоценный камень. История “Титаника” для большинства превратилась в историю ужасно красивой любви ужасно красивых героев на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства.
валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Размерения:
длина 268,98 м., ширина 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб. Короче говоря, “Титаник” был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.

Трехвинтовой “Титаник” был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружные гребные винты, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе “Титаник” мог идти со скоростью 24 – 25 уз.


Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. “Титаник” имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь – только до палубы Е. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, “Титаник” был объявлен “непотопляемым”.

Непотопляемый “Титаник” спустился на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы “Харланд энд Вулф” 31 мая 1911 года Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания “Титаника” были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк.
И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года “Титаник” затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек. Так то оно так, да не совсем. Об этом ниже.
Причины столкновения – прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди – лед и айсберги. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Затем, бдительность впередсмотрящих. Несмотря на то, что были это люди со стажем, опытные моряки, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили, что резко сократило возможность для маневра. Далее – если-бы на мостике стали не уклоняться от айсберга, а просто дали-бы машинам «Полный назад» и носом врезались в айсберг, лайнер сильно-бы пострадал, но – не затонул. Смяло бы бак и находившиеся там каюты третьего класса, но судно осталось-бы на плаву. Высадка в шлюпки, об этом ниже.
Роко
вую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С “Титаника” палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль Калифорнии, и поэтому спокойно прошли мимо.

К месту гибели “Титаника” подошел пароход Карпатия, не сразу, а некоторое время спустя. “Титаник” погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки, хотя и там медлить было нельзя. Но для большинства – тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. 5 – 15 минут, и человека можно уже не вытаскивать, разве что для похорон.

А вот если-бы грузопассажирский пароход Калифорния распознал сигналы с “Титаника”, как сигналы бедствия, то он мог-бы оказаться на месте катастрофы еще даже до того, как “Титаник” погрузился в воду, и тогда количество спасенных было-бы несоизмеримо большим. Почти всех могли спасти.
Вот и вся история вкратце. А теперь – некоторые малоизвестные, любителям кино и не только, факты.
Шлюпки, посадка в шлюпки, кого и сколько спаслось, кто и как умирал.

В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем. Шлюпки “Титаника”: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого – 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то “Титаник” должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было – больше. Компания “Уайт Стар Лайн” еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.

На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки.

Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей – 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса – а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин “Титаника” было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На “Титаник”е правил старинный морской закон «Женщины и дети – первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.
За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример – Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. – Мы облачились в наши лучшие одежды, – объяснял Гуггенхейм, – и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»

На “Титанике” в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг – с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.

Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе – небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует – определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй – подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет – кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии “Титаника” ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея – документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:

«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»
Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу
Согласно докладу лорда Мерсея, судно погибло вследствии столкновения с айсбергом, а оно произошло потому, что судно следовало с недопустимо высокой, в данных обстоятельствах, скоростью. Вот и все. А дальше – многочисленные выводы. Сначала я приведу выводы, а уж потом некоторые мысли. Итак:
«..Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям, уповая только на прочность нескольких тысяч тонн склепанных стальных листов. С той достопамятной ночи на трансатлантических лайнерах будут серьезно относиться к ледовым предупреждениям, стараться обойти опасные места или идти умеренным ходом. Никто больше не будет верить в “непотопляемые” суда.

И айсберги не будут больше безнадзорно болтаться по морям. После гибели “Титаника” американское и английское правительства организовали международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами, которые дрейфуют в сторону морских путей. В качестве дополнительной меры предосторожности на зиму морские пути сдвигают к югу.

И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. На каждом пассажирском судне обязательно предусмотрена круглосуточная радиовахта. Люди больше не будут гибнуть из-за того, что какой-нибудь Сирил Эванс в десяти милях от них закончил вахту и улегся спать.
“Титаник” был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Имевший валовую регистровую вместимость 46. 328 т., он был оборудован в соответствии с безнадежно устаревшими правилами обеспечения безопасности. Согласно этим правилам, потребность судна в спасательных шлюпках определялась по нелепой формуле: все британские суда валовой регистровой вместимостью свыше 10.000 т. должны были иметь на борту 16 спасательных шлюпок общим объемом свыше 155,7 м^3 плюс такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75% объема спасательных шлюпок..»

Кроме того, в докладе Мерсея обращалось внимание на необходимость должного обучения экипажа, как в области несения вахты, так и в области организации и проведения шлюпочных тревог. Смешно сказать, но в докладе отмечалась необходимость контроля за зрением моряков, несущих ходовую вахту на мостике. Еще смешнее с высот современности требование к количеству биноклей на судах. На “Титаник”е их было два или три на все судно. Впередсмотрящие, то есть, не только не отличались орлиной остротой зрения, но и биноклей не имели.
Гибель “Титаника” стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели “Титаника” мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днейм становится все оживленнее, скорости – выше, размеры судов – больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. “Титаник”, можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике “Титаника”, покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было, однако скорости и размеры уже определялись прогрессом 20-го века. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия, от радио до фальшфейеров до ракет? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым – а ведь экипаж и общественность именно так и думали!

Тонет все, как ты его ни делай. Стихия есть стихия. Гибель “Титаника” вбила в гены мореплавателей следующих поколений здоровое недоверие к непотопляемости и постоянную, на мостике ли, в каюте во время отдыха, готовность к худшему. Шок и последующие оргвыводы сделали очень и очень много для того, чтобы люди осознали – на дворе 20-й век, и чтобы избежать трагедий на море, необходимо пересмотреть существующие правила. И пересмотрели. Еще как пересмотрели, до сих пор многие из принятых после “Титаника” правил остаются в силе, их даже подправлять не надо.
За одно это “Титаник”у памятник надо поставить. Его гибель не была напрасной.
Некоторые любопытные факты

Айсберг, отправивший на дно “Титаник”, отыскали через 90 лет

Начну с того, что почти через 90 лет после его гибели неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил “Титаник” на дно и дал возможность Камерону получить кучу «Оскаров». Фотографии этого негодяя находились в частной коллекции, и нигде, никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то немалым плавучим обьектом соответствующей крепости – стали, то есть.

Итак, некий Стефан Регорек из Богемии совершал путешествие на борту лайнера Бремен, следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля Бремен проходил то место, где произошла катастрофа. Все присутствоващие на борту Бремена высыпали на палубу, наблюдая в воде многочисленные останки кораблекрушения, и нечто более страшное – десятки трупов. Бремен не стал подбирать тела только потому, что через несколько часов должен был подойти пароход Маккей-Беннет, отфрахтованный специально для этого. Ну, а герой этого рассказа сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой.
Сфотографированный айсберг совпадал с его описанием, данным уцелевшими с “Титаника”.
В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после изучения фотографий Регорека, сопоставления их с описанием айсберга очевидцами, исследования ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком, Стефаном Регореком, с борта лайнера Бремен. И обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.


Самый волнующий вопрос – а был-ли ди Каприо?
И самый смешной ответ – да, был! Правда, сходства между прототипом и ослепительным Леонардо не больше чем его между мной и зеленоглазой Кейт Уинслет (а между нами сходство только в том, что мы оба – приматы).

Реальный Джек Доусон был кочегаром на “Титанике”, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы “Титаника” он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.


Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. Доусону было 23 года.

После выхода в свет фильма “Титаник”, фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом – были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того – его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле ошалевшего от такой всемирной славы кочегара вянуть не успевают, их сменяют новые. Безвестная могилка № 227 в одночасье стала кумирней.
Камерон утверждает, что имя «Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на “Титанике” был на самом деле. Мутит хитромудрый Камерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду – кто его знает?

Воспоминания пережившей трагедию “Титаника” женщины были проданы за 86 тысяч долларов


На аукционе в Англии 29 апреля 2006 года были проданы медальон и написанные от руки воспоминания о гибели “Титаника”, принадлежавшие женщине, которая пережила эту катастрофу. Описание катастрофы, принадлежащее перу Эллен Черчилль Кэнди, ушло за 47 тысяч фунтов, а ее же медальон – за 57 тысяч фунтов. Женщина спаслась, так как ей досталось место в спасательной шлюпке, а точная дата написания ею воспоминаний о трагедии, на 36 страницах, неизвестно. Медальон она передала своему другу Эдварду Кенту, когда покидала тонущий лайнер. Однако друг погиб, а она выжила. Тело Кента было подобрано позже, в ходе операции по подьему жертв катастрофы. Всего на аукционе, проводишемся Henry Aldridge and Son, было выставлено порядка 300 экспонатов с “Титаника”
.
Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту «Титаника» находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, «стоимость» пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма «Рубаи», редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю), — все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались и сейчас в каютах «Титаника».

Все попытки установить точное местонахождение и обнаружить останки судна долгое время заканчивались ничем.


План поиска "Титаника" обсуждался уже всего через пять дней после трагедии. Винсент Астор, сын Джона-Джейкоба Астора, объявил о своем желании отыскать место залегания судна, пробраться в его корпус, чтобы извлечь оттуда тело своего погибшего отца. Однако, его тело обнаружилось буквально на следующий день и об этой идее забыли.

В 1912 г. идея поиска и подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды, обсуждалась вновь. Это задумали осуществить семьи миллионеров - Асторы, Гуггенхеймы и Уайднеры, которые обсуждали вопрос подъема лайнера с "Меритт и Чэпмен Деррик и Урекинг Компани", специализировавшейся на подводных спасательных работах. Однако, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, специалисты понимали, что с технической точки зрения такая операция в то время была неосуществима.
Июль 1980 года - первая поисковая экспедиция. Исследовательское судно "Фея" (H.J.W. Fay) вышло из Порт-Эверглейдз (Port Everglades, Флорида). Это судно снаряжалось дважды, но в обоих случаях из-за сильных штормов экспедиция прекращалась и судно возвращалось ни с чем.

Август 1985 - совместную франко-американскую экспедицию, которая была снаряжена Вудзхоллским Океанографическим институтом (Woods Hole Oceanographic Institution, MA). Ее возглавил д-р Роберт Беллард (Robert Ballard. В экспедиции принимали участие два судна: Le Suroit, имевший на своем борту гидролокатор (судно предоставлено Францией), а также Knorr, который управлял "Арго" (Argo), подводным видеороботом, предоставленным американским ВМФ.



В 1 час 5 минут утра 1 сентября 1985 года, когда экспедиция подходила к концу и должна была возвращаться так ничего и не найдя, а команда уже оставила все надежды, на экране электронной системы управления гидролокатором неожиданно возникло изображение. По очертаниям этого изображения угадывался паровой котел с "Титаника", вросший в океаническое дно. Впервые, через 73 года после катастрофы, глаза человека увидели останки знаменитого судна.
"Арго" помог раскрыть тайну "Титаника". Подтвердился тот факт, что лайнер при крушении развалился на две части между третьей и четвертой дымовыми трубами. "Титаник" находился на глубине в 12 460 футов. На этой глубине давление воды составляет примерно 6 000 фунтов на квадратный дюйм!

Июль 1986 года - вторая экспедиция и с новым научно-исследовательским судном "Атлантис II" (Atlantis II), оснащенный небольшим подводным обитаемым аппаратом "Элвин" (Alvin), с управляемым небольшим внешним фотороботом под названием "Джейсон младший" (Jason Junior, сокращенно J.J.)


Носовая часть лайнера погрузилась более чем на двадцать метров в ил и песок. Левый якорь находился всего в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты".

Это была работа бактерий, для которых металл служил источником питания. На глаз невозможно было определить степень разрушения корпуса "Титаника", но позднее эксперты вудс-холских лабораторий установили: "Титаник" в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к тому, что корпус рассыплется на части.

Осмотрели палубу, и глазам предстала мрачная картина: вместо досок ее покрывал слой из мельчайших раковин, моллюсков, которые за три четверти века уничтожили практически все дерево. Стало ясно, что ситуация внутри судна та же: прекрасная обшивка, мебель - все это уже, видимо, давно исчезло. Сохранились лишь некоторые детали, сделанные из дуба.



Во время восьмого погружения, 21 июля, "Элвин" направился к кормовой части судна, находившейся в 650 метрах от носовой части и тоже погруженной почти на 15 метров в песок и ил. Выступало лишь пять с половиной метров борта гигантской кормы, большая же ее часть и три винта были невидимы.
Последний, одиннадцатый, спуск состоялся 24 июля. По этому случаю Бэллард укрепил на носовой части "Титаника" вторую металлическую плиту от нью-йоркского клуба изобретателей с надписью, обращенной ко всем, кто, возможно, в будущем тоже доберется до "Титаника": "Оставить его в покое". Двенадцатидневная экспедиция завершилась, и "Атлантис II" взял курс на Вудс-Холл.


Беллард и его команда оставили последнее пристанище лайнера нетронутым кроме того, что они установили пластину в память о погибших здесь в 1912 г.
В процессе этой экспедиции "Титаник" открыл много своих тайн, которые он хранил в течение семидесяти четырех лет. Одним из самых значительных открытий стало подтверждение того факта, что огромное судно лежит на дне отнюдь не в целости, как в начале полагал и доктор Бэллард.


На протяжении всех этих лет вопреки показаниям очевидцев и свидетелей, считалось, что "Титаник" затонул неповрежденным. Но теперь было доказано обратное.
Результаты этих двух экспедиций позволили вынести окончательное решение: "Титаник" никогда не будет поднят с морского дна. У многих это вызывает сожаление. Судно уже три четверти столетия "отдыхает" в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры более не существуют.

Координаты местонахождения останков лайнера
1000 миль к востоку от Бостона (Массачусеттс) и 375 миль юго-восточнее Сент-Джона (Ньюфаундленд)
- Глубина: 3 840 метров (12 600 футов)
- Носовая часть: 41°43'57" с.ш., 49°56'49" з.д.
- Кормовая часть: 41°43'35" с.ш., 49°56'54" з.д.
- Котлы: 41°43'32" с.ш., 49°56'49" з.д.

Научные исследования

Корпус "Титаника", как и любое металлическое изделие, подвержен коррозии. В процессе проведенных исследований проб металла корпуса лайнера, были обнаружены весьма интересные продукты коррозии. Структура, химия и минералогия продуктов коррозии позволило ученым проникнуть в геохимию железа и других металлов, погруженных в глубоководную морскую среду. Тот факт, что "Титаник" был полностью новым судном, даже не завершившим свой первый рейс и затонувшим, позволяет проводить хорошо контролируемое научное исследование.

Наиболее очевидными продуктами коррозии на "Титанике" является многослойная ржавчина (rusticles). Она похожа на сталактиты и достигает в некоторых местах длины в несколько десятков сантиметров. Ржавчина имеет однородную красную внешнюю поверхность, которую составляет гидроокись железа (iron oxyhydroxide). Когда подобный нарост разламывается, то открывается нижний "материнский" слой ярко-оранжевого цвета. Игло-подобные кристаллы, которые составляют ядро многослойной ржавчины, именуются гетитами (goethite).

Когда было проведено исследование биологической активности, оказалось, что ржавчина разрасталась в присутствии бактерий. Причем, присутствовали бактерии того вида, которые поглащают сульфат и быстро размножаются в анаэробной (лишенной кислорода) среде.



На этом притягательном объекте катастрофы имеются также некоторые другие интересные продукты коррозии, именуемые "ржавыми потоками" ("rust flows") и "ржавыми хлопьями" ("rust flakes").

Обраружено преобладание "потоков" на палубе судна, последовательный анализ которых показал, что они нарастают примерно по 10 сантиметров за год. "Хлопья" очень схожи по структуре с многослойной ржавчиной и представляют собой смесь гетита и лепидокрокита (lepidocrocite). Оба этих минерала образуются в присутствии железа и предполагают колонизирование бактерий. Исследование показало, что биологическая активность морской воды играет очень существенную роль в корродировании "Титаника". Теперь ясно, что эти бактерии просто необходимы для формирования и быстрого распространения "ржавых потоков" и их многослойной разновидности.

Вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы имеющие юридическое значение.
Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели «Титаника», некоторые пассажиры утверждали, что, пока «Титаник» тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

Действительно, «Ясону» удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору «Ясона» удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!
О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов.

Следующий шаг был предпринят Российским институтом океанологии имени П. Ширшова. В 1991 году российские батискафы опустились на глубину почти 4 километра и сделали первую видеозапись, а также взяли образцы облицовки корпуса. После этой экспедиции официальные представители Института им. П. Ширшова сделали заявление о том, что предыдущие экспедиции настолько беспечно обращались с поддающимися перемещению под водой предметами и механизмами корабля, что восстановить полную и точную картину кораблекрушения уже не представляется возможным.
В 1996 году Роберт Баллард предпринял беспрецедентную попытку поднять 10-тонный обломок корпуса, но лопнули страховочные канаты.

Рубрики:  Страны
Люди
Природные явления
Метки:  

Процитировано 20 раз
Понравилось: 9 пользователям

nikkini   обратиться по имени Пятница, 26 Августа 2011 г. 16:51 (ссылка)
хочется все больше и больше о нем узнавать
Ответить С цитатой В цитатник
dormara   обратиться по имени Пятница, 26 Августа 2011 г. 21:25 (ссылка)
Спасибо, очень интересный пост, с удовольствием прочла на одном дыхании!
Ответить С цитатой В цитатник
мурзик49   обратиться по имени Пятница, 26 Августа 2011 г. 21:56 (ссылка)
интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Шапасе   обратиться по имени Пятница, 26 Августа 2011 г. 22:15 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно было прочитать!
Ответить С цитатой В цитатник
fyodor490531   обратиться по имени Пятница, 26 Августа 2011 г. 23:37 (ссылка)
Интересно и познавательно. Много новой информации !!!
Ответить С цитатой В цитатник
White_Cr0w   обратиться по имени Заголовок Суббота, 27 Августа 2011 г. 02:17 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Di_Parker   обратиться по имени Суббота, 27 Августа 2011 г. 04:27 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
melona   обратиться по имени Суббота, 27 Августа 2011 г. 10:48 (ссылка)
Очень понравился пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Алёнка_Грекова   обратиться по имени Суббота, 27 Августа 2011 г. 14:42 (ссылка)
Спасибо за интересную информацию.
Ответить С цитатой В цитатник
Iuliaza   обратиться по имени Воскресенье, 28 Августа 2011 г. 19:33 (ссылка)
Большое спасибо за пост! Очень интересно:)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку