Майя_Пешкова все записи автора
Сигирия (что значит «львиная скала») — скальное плато, возвышающееся на 370 метров над окружающей равниной в самом центре острова Шри-Ланка.
Скала Сигирия с остатками древней столицы находится в двухстах километрах от столицы Шри-Ланки — Коломбо и в семидесяти километрах от основной средневековой столицы — Анурадхапуры. С обеих сторон к дороге, ведущей к Сигирии, подступают джунгли, и нужно подъехать довольно близко, чтобы увидеть, как стопятидесятиметровая вершина скалы поднимается сахарной головой над лесом.
Дорога внезапно обрывается перед крутой лестницей, кое-где вырубленной в камне, кое-где сложенной из кирпича. Рядом с лестницей вырастают из скалы когти сказочной птицы в три человеческих роста. Лестница долго кружит, обламываясь на поворотах, пока не приводит к длинной извилистой галерее. С одной стороны она ограничена отвесной стеной, с другой — каменным парапетом Галерея извивается, как горная тропа, огибая выступы скалы.
Подъем по металлической лестнице
К дворцу ведет длинная лестница, высеченная в скале и проходящая сквозь лапы гигантского льва. Главная достопримечательность дворца - галерея, одну из ее стен украшали около 500 фресок с изображением полуобнаженных женщин, но до наших дней сохранились лишь несколько фресок. Камни и красивые сады, вызывавшие восхищение в течение 1500 лет, отражают мастерство и технологии инженеров того времени.
Касап собрал у себя в королевстве лучших архитекторов, и они создали для него великолепный город, вокруг которого цвели чудесные сады и красовались необычные, по тем временам, фонтаны. Площадь этих садов вместе с фонтами занимает около 130 гектаров.
Самые сказочные и неповторимые лестницы были придуманы именно этими архитекторами и установлены к вершине горы Сигирия. До наших дней прекрасно сохранился огромный королевский трон.
Внутри крепости Сигирия ранее находилось несколько водных садов, а почти на вершине скалы до сих пор стоят большие лапы льва, сделанные из камня. Если терпеливый турист сможет добраться до крепости Сигирия, то посмотрит вниз со скалы на пройденную дорогу.
Это просто невероятное зрелище. Главное – не забыть про безопасность. Лучше сфотографировать и сразу же отойти обратно, подальше от края. Взобравшись на самую вершину горы Сигирия, можно увидеть не только развалины старинного замка, но и древний бассейн с дождевой водой, в котором можно поплескаться или бросить монетку и загадать желание.
Вид с вершины скалы
Сигирия, каменная крепость, которая сейчас признана настоящим сокровищем мирового искусства, является главной достопримечательностью Цейлона.
Главная часть города — его крепость-дворец, которая служила главным убежищем для правителя, ланкийского царя Кассапы.
По описанию путешественников, фронтон дворца, выстроенный из мрамора и окруженный садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Чтобы войти во дворец, необходимо преодолеть огромную лестницу, состоящую из 1360 ступеней, которые ведут на террасу размером в 1,7 гектаров. Здесь когда-то находился весь дворец.
Руины царских покоев
.
Гора напоминает по форме спящего льва — главный символ страны. Если подняться по невысокой лестнице, сделанной в виде львиных лап, можно попасть к королевскому бассейну, возле которого стоит огромный трон. Это возвышение носит название «львиной скалы». С этого места открывается шикарная панорама — окрестные леса, рисовые поля и разбросанные повсюду небольшие озера.
По описанию путешественников, фронтон дворца, выстроенного из мрамора, был выложен драгоценными камнями. Дворец окружали террасы с садами и водоемами. Удивляет то, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены, на выступах которых имелись узкие платформы для часовых, где они не могли заснуть из-за риска упасть. Камни на скале всегда были наготове на случай вторжения. Один из них до сих пор еле держится, готовый вот-вот упасть.
Историческая уникальность Сигирии состоит в том, что только здесь были найдены сохранившиеся до наших дней древнейшие в Азии водные сады. Эти декоративные водоемы созданы задолго до знаменитых европейских парков — Версаля и Петродворца.
История:
История Сигирии трагична и не всегда понятна. Для того чтобы эти фрески родились на свет, необходимо было появление сначала царя-бунтовщика, царя-отверженного. Время действия — V век. Место действия — Шри-Ланка. «Жил когда-то царь. И было у него две царицы...» Так начинается легенда о Сигирии, легенда, в которой правда переплетается с вымыслом, но больше правды.
«...Было у него две царицы. Одна была прекрасна, но низка происхождением, и царь любил ее. Другая была некрасива, но кровь ее была благородной, и она любила царя.
И было у царя два сына. Сын прекрасной царицы был красив собой, но зол и коварен. Сын некрасивой царицы был уродлив, но мудр и добр. И была у царя дочь изумительной красоты, которую царь берег пуще зеницы ока.
Царь отдал свою дочь за командующего королевской конницей, но принцесса не была счастлива в браке. Свекровь обижала ее. Узнал об этом царь. А надо сказать, что царь мог быть очень добрым человеком, и когда он был добр, то добрее его не найти никого на свете. Но если уж царь разозлится, то злее его тоже не найти на земле.
Царь узнал, что с его дочерью плохо обращаются. И он рассердился. Он увидел следы от кнута на белом теле дочери и тогда приказал сжечь заживо мучительницу принцессы. Что и было сделано.
Командующий царской конницей был закадычным другом красивого, но злого принца. Движимый местью, он склонил принца к заговору против отца. Принц захватил трон, убил отца и замуровал его в крепостной стене. Новый царь попытался разделаться и со своим младшим братом. Но младший брат был, как уже говорилось, очень умен. Он почувствовал неладное и убежал из страны.
Новый царь был несчастлив. Он боялся мести младшего брата, боялся народа, недовольного убийством царя. И тогда царь нашел неприступную скалу, стоявшую посреди долины, поросшей непроходимыми джунглями, и построил на скале город Сиги-рию, новую столицу, куда никто не мог бы добраться: так хитро она была устроена, что два-три солдата могли оборонять ее против целой армии.
Восемнадцать лет царь прожил на скале, управляя оттуда островом Шри-Ланка. Он предавался разгулу и проводил время в пирах и забавах, чтобы заглушить голос совести и страха. И вот однажды дозорные донесли, что с моря приближается большая армия. Тогда царь собрал свои отряды и приказал им спуститься вниз, в долину, чтобы встретить врага в поле.
Во главе наступавшей армии стоял младший брат. Началась битва. Боевое счастье склонилось на сторону младшего брата. Видя неминуемое поражение, царь повернул было, чтобы скрыться в неприступной крепости, но в последний момент стыд одолел его, и он решил умереть царем, а не изгнанником. Он вынул меч и вонзил себе в горло.
Младший брат, отомстив за смерть отца, вернулся в старую столицу Анурадхапуру и стал править там. Скалу же, где жил отцеубийца, люди вскоре забыли, забыли и пути туда»
Так, или почти так, и было на самом деле. Царь Кассапа (478— 496), реформатор, личность незаурядная и трагическая, после убийства отца построил на скале город-крепость и жил в городе, пещеры и дома которого, как соты, иссверлили каменные обрывы, скрывая входы за глыбами.
В 496 году младший брат царя Моналлана, вернувшись из Индии, куда он бежал во время борьбы за престол, победил Кассапу.
Фрески Сигирии
Длинная галерея, названная зеркальным коридором за то, что ее стены отполированы до такой степени, что в них можно увидеть собственное отражение, ведет в королевские покои, на стенах которой до сих пор сохранилось 11 из 500 фресок. Главным образом, на них изображались полуобнаженные женщины — наложницы правителя. Кстати, у царя Кассапы было 365 наложниц, по числу дней в году.
Одна из танцовщиц
. Они находятся на высоте пятнадцати метров над галереей в большой труднодоступной нише. К нише раньше вела неустойчивая деревянная приставная лестница. Сегодня туда можно добраться (прогресс, осуществленный туристским управлением Шри-Ланки) по металлической винтовой лестнице, обнесенной из соображений безопасности проволочной сеткой.
В нише находятся фрески Сигирии — чудо острова.
Фигуры двадцати одной женщины — единственный пример светской живописи средневекового Шри-Ланки и, пожалуй, совершенно уникальный образец искусства средневековой Азии. Фрески Сигирии порой сравнивают с индийскими фресками Аджанты. Но это не совсем правильно. Фрески Аджанты, как бы талантливы они ни были, не выходят из рамок дозволенного религией и связаны с ней.
Они — не бунт, а подвиг талантливых мастеров, которые сумели оживить религиозные сюжеты, но при этом не пошли на восстание против канонов. В Сигирии — не так. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что изображают фрески, — то ли это небесные танцовщицы апсары, осыпающие землю с небес цветами, то ли это богини дождя и молний, то ли похоронная процессия, то ли церемония двора Кассапы, то ли просто девушки, купающиеся в озере.
Уже подобное разночтение сюжетов — а в буддийской мифологии ученые разбираются настолько уверенно, что практически нет фресок, которые не были бы наверняка отнесены к тому или иному каноническому сюжету, — уже подобное разночтение наводит на мысль, что здесь нарушены религиозные каноны. Обнаженные красавицы в человеческий рост стоят парами.
В каждой паре одна девушка темнокожая, другая — белокожая. Вероятно, художник этим показывает, что одна из них — благородная дама, другая — ее служанка. Девушки свободно размещены на плоскости стены, что необычно для азиатской живописи, и они передвигаются и живут как бы в тумане — ниже бедер фигуры утопают в белом непрозрачном облаке или в воде.
Именно «передвигаются и живут» — я не знаю другого средневекового произведения искусства, в котором бы художнику удалось так достоверно запечатлеть жизнь и движение. Стандарты красоты меняются не только от столетия к столетию, от страны к стране, но и в течение какого-нибудь десятка лет. Но есть некоторые особо высокие произведения искусства, которые побеждают и моду, и вкусы, и столетия. Венера Милосская, Венера Боттичелли, Нефертити прекрасны всегда и для всех. То же и с девушками Сигирии.
Художник хотел создать красоту. Он сделал это и победил время. Вот почему я убежден, что в Сигирии не было ни группы мастеров, ни школы со своими канонами и законами. Был один мастер.
Как Микеланджело, месяцами расписывавший Сикстинскую капеллу, изогнувшись в напряженной позе под потолком на лесах, но работавший и работавший, чтобы победить материал, чтобы вырваться из власти условности и создать неповторимое, так и мастер Сигирии, наверное, месяцами раскачивался на ненадежных лесах над недоступной нишей и смелыми мазками писал галерею своих красавиц. Не важно, как он их назвал, как он объяснил царю, что за женщины ожили у ворот его дворца.
Может, он и в самом деле сказал, что это апсары или богини молний. От названия не менялось существо фресок — они были земные, они не призывали к смирению и размышлениям о бренности жизни, они могли заставить даже самого скучного из людей любить жизнь и радоваться ей.
Художник, громя все каноны и законы, писал знакомых ему, земных и желанных женщин. Нет среди них одинаковых лиц, нет одинаковых фигур, и руки с тонкими пальцами настолько подвижны, пластичны и выразительны, что нельзя отделаться от впечатления движения, медленного и грациозного танца. Галерея, над которой написаны женщины, извивается дальше вокруг скалы и превращается в широкую террасу. Отсюда начинается трудный подъем вверх, мимо гигантской статуи льва, давшего название всей скале.
А вокруг скалы — остатки города, недолговечной столицы. Башни его стен, разрушенные, и сейчас подымаются выше чем на десять метров над вершиной, и остатки рва достигают тридцати метров в ширину. Где-то здесь стоял трон розового гранита, где-то были павильоны и казематы...
Несколько лет назад какой-то маньяк захотел убить красавиц Сигирии и, прежде чем его остановили, успел нанести фрескам значительный вред. Любопытно отметить, что маньякам не по нраву великие произведения, — вспомните, на кого нападали они: «Ночной дозор» Рембрандта, «Джоконда». Давно исчезла память о гордом царе, и погиб его город, но фрески остались. Вряд ли царь Кассапа дозволил бы художнику писать их, раскачиваясь над пропастью на неустойчивых лесах, если бы знал., что город его будет славиться только ими, — царям обидно сознавать, что власть искусства превышает власть царей и правительств.
18 лет правил Кассапа этой крепостью и, наконец, решил сразиться с братом. Он послал ему вызов, и тот принял его. Два огромных войска встретились на равнине. Но удача была не на стороне Кассапы, его войска бежали. Оставшись один, Кассапа перерезал себе горло. Так закончилась история великого города на вершине Сигирии: Могаллан приказал стереть все следы правления брата, уничтожив цитадель. Старая столица Анарадхапур была вновь восстановлена.
В наши дни:
О существовании крепости европейцам стало известно только в 1907 году, когда британский исследователь Джон Стил описал «огромную картинную галерею» Сигирии — «возможно, крупнейшую картину в мире». Речь идёт о зеркальном зале, прежде облицованном фарфором, с многочисленными фресками, которые простираются на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Излюбленный мотив сигирийской стенописи — обнажённые женщины-танцовщицы.
Очень долгое время о Сигирийской крепости знали только по преданиям. Считали, что ее уже не существует. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению Сигирии. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.
Сегодня Шри-Ланка и вершина Сигирии невероятно популярны: каждый год сюда съезжаются тысячи людей со всех уголков света, чтобы посмотреть на одно из чудес древности, сохранившееся и по сей день.