PSB1949 все записи автора
Двигаясь по великолепному каналу, протяженностью 55 морских миль приближаемся к Стокгольму, расположенному на 14 островах. Около Стокгольма находится удивительный архипелаг, состоящий из 30000 островов, скал и шхер.
Программа дня:
Главное богатство и уникальность Стокгольмских шхер – это их девственность и нетронутость. Культура быта и трепетного уважительного отношения к природе в Швеции необычайно высока. Знаете ли вы, например, что нужно сделать в лесу с использованной туалетной бумагой? Уверена, что нет. А шведы знают с детства, что её нужно закопать и засыпать получше землёй, чтобы не летала она по деревьям и кустам при первом порыве ветерка, а побыстрей растворилась в почве.
Надо сказать, что путешествие в шхеры может быть интересным не только летом. Пассажирские кораблики курсируют между островами круглый год.
Даже маленькие причалы оборудованы для погрузки автомобилей на паромы.
Берега, в отличие от фьордов Норвегии, довольно пологие и относительно плотно заселены.
На прибрежных скалах, расположились уютные домики,
у некоторых гордо развивается национальный флаг.
Практически везде имеются причалы для катеров.
В домах протекает неспешная жизнь.
Стокгольм уже близко. В половине восьмого замечаю большой дымный след. Неужели, думаю я, хваленые «зеленые» шведы так дымят из своих труб?
При ближайшем рассмотрении оказалась большая беда – пожар!
Очень жаль, когда горят такие дом.
Для стоянки нам определен этот причал, практически в центре города.
Экскурсия по Стокгольму (http://beta.stockholmtown.com/ru/) начинается со смотровой площадки,
откуда открывается вид на город,
на парк аттракционов Грена Лунд.
На площадке установлена специальная стойка с бесплатными картами города. Берем, на всякий случай.
Направляемся в музей корабля «Васа», расположенному на музейном острове Юргорден.
Vasa - единственный в мире сохранившийся корабль постройки 1600-х годов, представляет собой уникальное сокровище. Корабль, более чем на 95 %, состоит из оригинальных частей
и богато украшен сотнями резных фигур.
Так как реставраторы были не уверены в точной раскраски корабля, его оставили не раскрашенным, а на макете они дали волю своей фантазии. Возможно, так он и выглядел.
Военный корабль Vasa затонул в день своего первого рейса в центре Стокгольма в августе 1628 года
(Когда корабль был практически готов, по указанию Густава Адольфа II, тогдашнего Шведского Короля, надстроили еще одну палубу, чем нарушили его центровку. Оказывается, что и в те времена, ц. у. некомпетентных высокопоставленных лиц приводило к трагедии).
и был поднят в 1961 году через 333 года пребывания на дне моря. В течение почти полувека корабль постепенно, с большой осторожностью, тщательно реставрировался практически до своего первоначального состояния.
Три мачты, возвышающиеся над крышей специально построенного музея, показывают высоту оригинальных мачт корабля.
В наши дни Vasamuseet является наиболее посещаемым музеем Скандинавии. Каждый год сюда приходит более миллиона посетителей. Вокруг этого старинного корабля расположено 9 различных экспозиций, рассказывающих о жизни на корабле. Фильм о Vasa показывается на 16 языках.
Рядом расположился Северный музей. Это великолепное здание специально строилось как музейное.
Этот национальный музей истории культуры Швеции вмещает впечатляющую коллекцию прикладного искусства и краеведческих артефактов, от результатов археологических находок до частных пожертвований. Здесь Вы увидите утварь, костюмы и мебель с начала 16 века и до наших дней. Северный музей – самый примечательный в Скандинавии музей, иллюстрирующий жизнь нации, он содержит более миллиона экспонатов. Здесь можно найти обеденные столы и одежду разных эпох, от парных подвязок и мужских галстуков до пурпурных пышных цветочных шляп 1890-х годов. В подвальном помещении размещается большая выставка инструментов шведских мебельных мастеров, а также предметы кочевых саамов.
По виду замок, да и только.
На площадке дежурят много полицейских.
Они же раздают туристам памятки, на разных языках, в том числе и на русском, предупреждающие о карманниках и призывающие оберегать свои вещи.
Нам надо продолжать экскурсию, но автобус стоит. Несколько человек не явились. Подождали, поискали и минут через 20, гид принимает решение – ехать. Направляемся в Королевский дворец. По пути делаем остановку для фотографирования.
И здесь лебеди,
что-то вылавливают.
Пирезжаем к Королевскому дворцу. Появляются наши отставшие. Просто анекдот: в музее зашли в туалет, а выйти не могут - дверь не открывается. Стучали. Пришла полиция, освободила. На «пальцах» они объяснились, и полицейские любезно привезли их во дворец.
Охрана на входе.
Охрана королевского дворца Швеции – вторая по древности после гвардии Ватикана. Она была учреждена в 1523 году королем Густавом Васой и до середины ХУШ века состояла из 200 солдат, в задачу которых входила не только охрана дворца, но и обеспечение порядка и пожарной безопасности в городе.
Сегодня службу в охране дворца несут самые обычные, рядовые солдаты срочной службы, причем всех родов войск. Одеты они обычно в форму своих частей, по желанию могут служить и девушки.
Шведская «земля» начинается не от Кремля, а от Королевского дворца. Причем одного из самых больших частных дворцов в Европе – в нем 608 комнат (некоторые путеводители утверждают, что это на одну комнату больше, чем в знаменитом Букингемском дворце!). Дворец распластался огромным четырехугольником-каре на склоне, двумя полукруглыми флигелями-крыльями охватывая двор, на котором проходит торжественная смена караула. Построен дворец в 1754 году по планам знаменитого шведского архитектора Никодемуса Тессина младшего.
Наиболее торжественная смена караула проходит около полудня Под звуки оркестра в теплое время года или под барабанный бой зимой солдаты поднимаются по площади ”Slottsbaken” и проходят до внешнего дворцового двора, образованного полукруглыми флигелями. Это излюбленное развлечение для туристов, которые собираются здесь задолго до начала церемонии. На смену караула мы опоздали, поэтому предлагаю фотографии, сделанные в 1984 году.
В особо торжественных случаях в церемонии принимают участие кавалеристы, одетые в старинную униформу синего цвета, с блестящими касками на головах. Причем иногда на лошадях прибывает и оркестр, играющий на ходу военные марши. Кавалерийский полк охраны дворца насчитывает 36 лошадей (и столько же всадников) и является на сегодня самым большим в мире. Но на лошадок посмотреть довелось, хотя и с крупа.
Дворец является официальной резиденцией Его Высочества Короля. Здесь находятся рабочие кабинеты короля и королевы (живут они с 1982 года в бывшем загородном дворце Drottningsholm). Здесь работает персонал королевского двора, который насчитывает около 200 человек. Здесь послы вручают верительные грамоты, здесь устраиваются официальные королевские приемы и церемонии, здесь останавливаются главы зарубежных правительственных делегаций. Кроме того, во дворце располагаются музеи.
время от времени он закрывается для королевских «мероприятий», происходят перестановки и изменения – словом, это не застывшее, упорядоченное музейное собрание, а живой, обитаемый дворец.
За некоторое время до торжественных приемов дворец закрывается полностью или частично для посетителей. Перед государственными визитами (а их обычно бывает два - три за год) приводится в «жилой» вид гостевой этаж – кладут ковры, вешают гардины, расставляют цветы. В галерее Карла Х1 расстилается ковер, состоящий из трех частей, которые соединяются застежками наподобие молнии. За неделю начинают накрывать стол длиной 40 метров – обычно парадный обед рассчитан на 150 – 160 персон. На льняную скатерть с королевской монограммой ставят серебряные предметы сервировки – подсвечники, вазы и декоративные украшения, а также, согласно старинной традиции, солонки (соль в прежние времена была признаком роскоши и богатства). Затем расставляют бокалы и фужеры. Интересно, что если в прежние времена гостям подавали шведскую минеральную воду, то сегодня в красивых графинах ставят на стол обычную водопроводную воду. И, опять же согласно старинной традиции, на серебряной тарелочке перед каждым из гостей ставят типичный шведский сухой хлебец. В завершение приема всех приглашают на кофе в соседний зал Белое море. Причем кофе, опять же по давней традиции, заваривают в больших старинных медных кофейниках, из которых официанты разливают его по чашкам гостям.
Сегодня примерно половина помещений дворца открыта для посетителей, работают несколько музеев. Можно осмотреть:
Музей античных скульптур Густава III, Представительские этажи, включающие в себя Апартаменты Бернадотта, Парадный этаж, Гостевые апартаменты, Орденские залы и Государственный зал, Музей ”Три короны” - ”Tre kronor”, Оружейную палату и Королевскую сокровищницу.
Опять, то же, что и в Копенгагене – в действующий музей и, пожалуйста, только не фотографировать. А у нас: в Московском Кремле, широкой публике доступны только соборы, Алмазный фонд и Оружейная палата. А Грановитая палата, Большой Кремлевский дворец, Сенатский дворец, Теремной дворец...??? На замечательно проведенные реставрационные работы были затрачены наши, налогоплательщиков, деньги и было бы справедливо, чтобы и мы могли видеть это Российское достояние.
Экскурсионная программа закончилась, и мы отправляемся на прогулку по городу. Сначала Старый город (Gamla Stan).
Это один из самых больших и наиболее тщательно оберегаемых средневековых центральных частей городов в Европе, является одной из самых интересных достопримечательностей Стокгольма. Здесь, в 1252 году, был основан Стокгольм.
Действительно, ничего не изменилось с прошлого века (с 1984 года) – те же магазины и полно туристов, разве что одежда другая.
Здание Шведской Академии с музеем Нобеля,
на центральной площади.
Канализационные и водопроводные люки, возможно не старинные, но, все же.
Встречаем «чудо» нашего автопрома, когда то экспортируемого в Швецию в приличных количествах. Что бы мы в России не говорили, а видеть приятно, тем более, что состояние машины – отличное.
Вспомнилось, как происходило оформление документов для поездки в 1984 году. Помимо тог, что надо было добиться от профсоюза путевку (на нее делалась 40% скидка, которую оплачивал профком), и получить одобрение партийного комитета по месту работы, необходимо было пройти согласование в Райкоме КПСС - комиссию старых большевиков. Эта комиссия была обязательна для всех: являешься ли ты членом или б/п (беспартийный). Повели на нее и меня. Задавали различные вопросы о внешней и внутренней политике СССР – как то отвечал. Когда спросили что от о новой, недавно принятой Конституции – «поплыл». «Как же Вы будите объяснять шведским рабочим наш Основной Закон?» спрашивают, не выдержал: ни как говорю, я шведского языка не знаю. Меня и «вынесли». Спасибо нашему секретарю парткома, как то замял это дело и мне разрешили поездку.
Продолжая прогулку, минуем Ратушу Стокгольма, расположенную на острове Кунгсхольмен, и увенчанную тремя коронами. Здесь проводятся банкеты по поводу вручения Нобелевской премии.
Проходим мимо Риксдага – парламента,
офиса Премьер министра Швеции (Sager Hous),
дома дворянства (Riddarhuse), построенного в период с 1641 по 1674 годы,
Здание Дома дворянства в Стокгольме построено архитектором Симоном де Валие (Simon de Vallée´) по заказу шведского дворянства в XVII веке, которому все еще и принадлежит.
Здание остается одной из наиболее изысканных архитектурных работ в северной Европе.
Стены Зала заседаний украшены 2 325 щитами с гербами шведской аристократии.
и прочих красивых зданий.
Попадаем не пешеходную улицу Дроттнинггатан, с множеством мелких и крупных магазинов (о шопинге здесь: http://www.all-stockholm.ru/articles/now/id_55.html[/url]),
и малых архитектурных форм.
Правда, наган похож на комбинацию из трех пальцев?
Прилегающие улочки, так же отданы пешеходам и магазинам.
Мода меняется, в соответствии со временем. Так одевались модницы в 84,
а так сейчас.
На площади Sergels torg и под ней, расположено множество торговых центров.
Концертный зал Konserthuse,
на площади Хёторгет (Hotorget – сенной рынок), соседствует с рынком овощей и фруктов.
Как и у нас, торговцы – выходцы из стран нашего ближнего зарубежья. Этот парень из Казахстана, угостил нас бананами, когда узнал, что мы из России.
Здесь же, я примерил своеобразные очки, но их забраковали мои спутники.
По пути к порту, делаю несколько снимков:
железнодорожного вокзала,
перехода,
моста и мостика.
Понимая, что мы опаздываем на корабль, сели в такси и водитель – иранец, не много говорящий на русском, быстро довез нас в порт.
В 16:30 корабль отчалил. Еще несколько снимков города и канала:
Через 4 часа, после отплытия, с корабля высадили лоцмана, и мы взяли курс на Финский залив. Впереди - Таллин.