Всегда под рукойаналогов нет ^_^
Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
Видео поздравления на мобильныйСкачать совершенно бесплатные видео поздравления и отправить кому-либо не составит труда. А так же можете скопировать код и разместить понравившуюся видео открытку у себя в блоге, онлайн журнале, сайт
Представление о древнеславянских святынях у большинства россиян крайне смутные; в голове рисуются большие холмы с деревянными идолами, изображающими пантеон языческих божеств, огороженные высоким частоколом - словом, что-то похожее на капища в фильме «Викинг» с Данилой Козловским.
На территории России, однако, таких исторических памятников не осталось. Почему? Быть может, от распространения христианства, апологеты которого воздвигали на прежних святынях новые храмы, может и оттого, что деревянные архитектурные сооружения древности до наших дней попросту не дожили - их уничтожили пожары, войны, да и просто течение времени. Однако территория нашей страны полнится следами древности - пускай и не такими величественными, как в «Викинге», но для истории невероятно важными.
Все мы проходили в школе историю Древней Руси и знаем, что князь Владимир до Крещения пытался провести религиозную реформу и создать пантеон славянских богов во главе с Перуном. Пожалуй, этим фактом о славянском язычестве школьный курс и ограничивается. Куда отправиться, чтобы узнать больше?
Что осталось от древних язычников
Для начала вспомним, что в V веке нашей эры из Европы на север двинулись праславянские племена. Уже к VII–VIII веку они разделились на три ветви: западную, южную и восточную. К сожалению, самое скромное наследие оставили именно наши предки, восточные славяне. Их историю и быт приходится собирать по крупицам, а религия считается одной из наименее изученных. Именно из-за огромного количества лакун появилось множество спекуляций, подделок и домыслов.
Всего в России найдено 20 славянских культовых сооружений дохристианской эпохи, семь из них находятся в Великом Новгороде. На втором месте Смоленская область, там шесть памятников. Правда, они представляют собой холмы, полянки и груды камней, и только наметанный взгляд опытного археолога определит в них капище. Двумя памятниками могут похвастаться Вологодская и Псковская области, по одному приходится на Брянскую, Липецкую и Воронежскую области. В целом более-менее хорошо культовые сооружения древних славян сохранились только в Новгородской области, в остальных местах они почти разрушены.
Щеглец
Всего на территории России насчитывается несколько десятков древнеславянских культовых сооружений, воздвигнутых в дохристианскую эпоху. Причем большинство из них не представляет из себя что-то грандиозное - зачастую это холмы, засыпанные песком и шлаком ямы или небольшие груды камней. Самая большая концентрация таких памятников находится в Великом Новгороде и его окрестностях, а самый древний известный артефакт там - крупный гранитный валун под названием Щеглец.
Щеглец расположен в нескольких километрах к северу от деревни Мытно Новгородской области на левом берегу от реки Вишеры. Камень испещрен петроглифами бронзового века - на нем изображены солярные знаки, а также контуры человеческих ладоней и, вероятно, медвежьи стопы. По некоторым оценкам, петроглифы появились на камне во II или в I тысячелетии до нашей эры (позже они пострадали от рук вандалов, решивших выделить рисунки краской).
В те времена на территории этой территории роживали финно-угорские племена, позже мигрировавшие на север в сторону Карелии и Финляндии - возможно, они и оставили на Щеглеце древние знаки. И кто знает - быть может, именно от подобных артефактов и пошли былины о камнях-указателях, указывающих богатырям дорогу и предсказывающих судьбу: «Налево пойдешь - коня потеряешь».
Хутынь
Согласно народному преданию, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь был воздвигнут на месте, находившемся во власти нечистой силы - якобы даже название Хутынь означало «худое место». Уединившийся для молитвы в этих краях монах Варлаам убедил новгородского князя Ярослава построить здесь храм. «Место во власти нечистой силы» с позиции ранних христиан - кажется, емкое описание культового языческого сооружения.
Насчет расположения какой-либо святыни в этих местах ходят лишь слухи, но вот единственная сохранившаяся до настоящего времени сопка в верховьях Волхова находится именно в Хутыни - она представляет собой внушительную насыпь диаметром 25 метров, склоны которого и сегодня достигают высоты в пять метров.
В Хутыни были обнаружены каменные круги IX века, но сейчас вы их не увидите, поскольку вся территория капища занята Варлаамо-Хутынским Спасо-Преображенским монастырем. Камни заменили миленьким огородом, но кое-что все же осталось. Найдите сердце монастыря - часовню Варлаама, которая стоит на удивительно ровном холмике. По преданию, в этих местах водилась нечистая сила и святой поселился именно здесь, чтобы ее изгнать. Холмик насыпал он сам за грехи всех тех, кто приходил каяться, но свою жизнь не менял.
Часовня Варлаама Хутынского
Если присмотритесь, то увидите, что часовня стоит не просто на холмике, а на сопке - ритуальном или погребальном священном месте славян. Удивительно, что сопка до сих пор считается волшебной. Если пройти по ней босиком три раза против часовой стрелки, то она якобы исполняет желания. Почему именно так? По часовой стрелке ходят, когда почитают светлых и солнечных божеств, а против - когда почитают темных и тех, что связанны со смертью.
Еще, по преданию, святой Варлаам, выбирая место для скита, увидел на этом холме знак: крест, вписанный в круг. Уж не тот ли это символ, что и на Щеглеце?
В конце XX века всего в сотне метрах от этой насыпи были случайно открыты остатки второй сопки - или, как предполагают некоторые исследователи, иного культового сооружения. В любом случае, в языческие времена это «худое место» явно насчитывало немало сложных памятников и артефактов.
Средневековый собор Спаса Преображения в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре солнечным мартовским вечером.
Новгородский кремль
Если холмика вам недостаточно и вы хотите получить максимально научный подход, познакомиться с археологическими находками, материальной культурой и, конечно же, религией древних славян, то сразу после Щеглеца и Хутыни отправляйтесь в Новгородский кремль. Там находится исторический музей, сотрудники которого много лет скрупулезно исследуют славянские капища по всей России.
За 700 рублей для вас проведут индивидуальную экскурсию по залу с археологическими находками, где вы сможете увидеть в том числе обрядовые предметы: обереги, украшения, скоморошьи маски, детские игрушки.
Экспозиция музея Новгородского Кремля
Новгородский государственный музей-заповедник.
Адрес: Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, 2
Сайт: novgorodmuseum.ru
После экскурсии, когда будете подкованы в славянском язычестве, отправляйтесь в жемчужину древнего Новгорода Перынь - наиболее крупное из найденных и самое знаменитое славянское капище на территории России.
Перынь
Еще один древний памятник вблизи Великого Новгорода - урочище Перынь. Урочищем в широком смысле в народе называют любое место, географический объект или ориентир, выделяющийся от остальной местности. Это может быть стоящий особняком в чистом поле лесной массив, поляна, холм или даже населенный пункт. На Перыни, как предполагают некоторые исследователи, находилось древнерусское языческое святилище, посвященное Перуну, богу-громовержцу, одной из центральных фигур во всей древнеславянской мифологии.
Крест на месте, где предположительно стоял идол Перуна
В древние времена Перынь представляла собой остров (ныне, из-за строительства насыпной дамбы, - всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков), стоящий между широкой рекой Волхов у самого ее истока у озера Ильмень и речками Прость и Ракомка.
Согласно новгородским летописям, в 980 году в этих местах воевода князя Владимира (тот до принятия христианства проводил на Руси реформу язычества, формируя единый пантеон богов) Добрыня установил идол Перуна. Долго он на острове не простоял - всего через восемь лет князь, принявший христианство, приказал привязать идола к конским хвостам и скинуть с горы. Тот же воевода Добрыня, говорят, срубил статую и сбросил в Волхов (к слову, именно эта сцена и воспроизведена в «Викинге»). На месте урочища позже был основан Перынский скит, простоявший до 1922 года.
Берег озера Ильмень. Новгородская область
В середине XX века на Перыни были проведены археологические раскопки, в ходе которых на вершине древнего холма была обнаружена площадка диаметром в два десятка метров, окруженная широким рвом. Внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, внешняя же имела отдельные полукругые выступы - всего восемь штук, на дне которых были обнаружены угли и черепки сосудов. А в центре всего этого сооружения находилась яма от огромного столба с глубиной и диаметром в один метр.
Неподалеку от холма археологи нашли остатки еще двух похожих рвов. Исходя из этого можно предположить, что тут было тысячелетие назад.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перынском скиту.
Однако оригинальный внешний вид Перыни до сих пор является предметом дискуссий. Вместо древнего языческого храма под открытым небом урочище могло представлять собой несколько сопок, сакральных памятников в виде насыпей над захоронениями. Впрочем, именно погребальные памятники функционально наиболее близки к святилищам, поскольку несут сакральную нагрузку и тоже связаны с культовыми практиками.
Рюриково городище
Рюриково городище - место, откуда действительно началась история земли Русской. Именно здесь было найдено наибольшее количество славянских артефактов, именно здесь, на берегу озера Ильмень, в том месте, где река Волхов начинает свое течение из Ильменя в Ладожское озеро, проходил путь из варяг в греки. Именно сюда был призван княжить Рюрик.
Сегодня на этом месте сохранились развалины церкви XII века. Раскопки городища продолжаются, и, если вы приедете сюда в летнее время, сможете посмотреть на работу археологов.
Рюриково городище
Карта языческих мест вокруг Великого Новгорода
Синь-камень
На территории России осталось предостаточно следов деятельности древних славянских народов. Люди прошлого оставили после себя массы жертвенных ям, городища с капищами и требищами, курганы и сопки. Однако полноценные, сложноустроенные святилища и культовые архитектурные комплексы восточных славян до нас так и не дошли, а заявленные как культовые сооружения находки у многих исследователей вызывают сомнения.
Возможно, открытие древних славянских святилищ на территории России - задача будущих археологов, которые выведут новые методики анализа таких памятников. Существует и теория о том, что функцию культовых святилищ у древнеславянских язычников могли выполнять объекты природного происхождения: рощи, камни, водоемы, холмы или поляны.
Конечно, проследить, что те или иные рощи или камни являлись древнейшими языческими святилищами, не представляется возможным - все, что у нас есть, это переходящие из уст в уста, из поколения в поколение предания. Одним таким преданием оброс валун на берегу озера Плещеево в нескольких километрах от Пepecлaвля-3aлeccкoго, одного из древнейших городов Центральной России. С виду это обычный камень, погруженный в грунт, и по словам некоторых очевидцев отдающий синим цветом.
Синь-камень (синий камень) на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском.
Однако устные легенды - источники крайне смутные, и даже об одном этом валуне существует несколько разных преданий. Согласно одному, Синь-камень является частью древнего языческого святилища - сам он считался сердцем Ярилы, бога Солнца. По другой легенде, валун был святилищем бога Велеса, покровителя скотоводов.
Долгое время камень лежал на Ярилиной горе, в 1152-м году был сброшен с нее, а позже и вовсе зарыт местными священниками в землю. Однако с годами водная эрозия вновь подняла его верхушку из-под земли. Столетия спустя его даже якобы выкапывали, он тонул в озере, а затем возник на берегу вновь. Сегодня к нему водят экскурсии.
Как правило, древние политеистические религии (и славянское язычество в частности) были теснейшим образом связаны с природными явлениями. Чего уж там, после Перуна одним из главнейших божеств у древних славян считалась Мать - сыра земля - персонифицированный образ всех живых существ и растений, сосредоточение плодородия, упоминания которой не избегали даже христианские древнерусские летописцы.
И какой храм для такой системы верований может быть более грандиозным, чем тот, что появился без участия человека - силами одной лишь природы?
Современные язычники
Вот насколько мало осталось от древних славян. Но вам ведь наверняка хотелось бы увидеть, как все это было в жизни, как люди выглядели, пели и танцевали, какими были их обряды? А может, даже хотелось бы поучаствовать? Я вас обрадую: это возможно, если познакомиться с родноверами и славянскими неоязычниками.
Но почему их называют «неоязычниками»? Индуисты же не «нео-» и коряки или индейцы Северной Америки тоже не «нео-». Дело в том, что эта приставка указывает, что традиция была прервана, то есть в какой-то момент не осталось живых носителей и отправителей культа (волхвов, жрецов). А это значит, что никто точно не может сказать, как именно проводились богослужения и обряды в древние времена. Все, что сегодня можно увидеть, лишь реконструкция, иногда хорошая, а иногда и не очень.
Праздник Ивана Купалы
Как реконструируют славянское язычество
● Славяне относятся к индоевроейцам, наши древние родственники раскиданы по всему миру, а значит, мы можем попробовать интерпретировать археологические находки на территории проживания славян, сравнив их с чем-то похожим у других индоевропейцев, например скандинавов, галлов, балтов. Именно так многие пытаются раскрыть фигуру бога Велеса, сопоставляя ее со скандинавским Одином.
● Восточные славяне - часть праславянского этноса. Они отделились от западных и южных славян довольно поздно, а значит, их религиозные представления могли быть близки. Фигура Перуна почти полностью реконструирована из балтийского Перкунаса, который, в свою очередь, вместе с Зевсом, Индрой и Тором является одним из индоевропейских громовержцев.
● Отголоски древних верований сохранились в народном сознании: суевериях, приметах, сказках, песнях и обычаях. Что-то появилось уже после Крещения, а что-то сохранилось еще с дохристианских времен. Но вот понять, что языческое, а что исконно православное довольно сложно. Далеко не вся народная религиозность имеет языческие корни.
● И, конечно, не стоит забывать о материальных памятниках культуры и записках иностранных путешественников, побывших на славянских землях или что-то слышавших об этих народах. К сожалению, до Крещения у восточных славян не было своей письменности, и все попытки доказать существование славянских рун или узелкового письма провалились.
Музей «Рождение сказки и славянской мифологии», Переславль-Залесский
В Московской области, прямо на трассе недалеко от Переславля-Залесского находится музей истории сказки и славянской мифологии. Там два отделения: о волшебных существах - для детей (возможно, будет страшновато) и о богах - для взрослых.
В этом музее можно провести время всей семьей. По территории ходят аниматоры в костюмах лешего, бабы Яги и русалки, можно сфотографироваться на фоне избушки на курьих ножках или посмотреть русские народные детские игрушки. Атмосфера очень приятная, но любители докопаться до правды снова останутся недовольны: рассказы экскурсоводов основаны на все той же «Велесовой книге» и грубом смешении мифологии трех славянских ветвей.
Музей «Рождение сказки и славянской мифологии», Переславль-Залесский
Адрес: Ярославская область (трасса М8 Москва - Холмогоры), Переславский район, д. Васильево, ул. Московская, 1
Сайт: muzeiskazki.ru