Настоящие_мужчины все записи автора
Это голая царица Иудейская, или просто голая иудейка? Как отличить?
В первом уровне здесь одни Сусанны, а во втором - одни Вирсавии;
в третьем - они обе вперемешку: сможете отличить, где кто?
Здравствуйте, сегодня о том, как отличать одних обнаженных женщин на произведениях классического искусства от других. Сейчас займемся узкими пластами ню.
Чтобы понимать примерно 2/3 сюжетов классического искусства надо хорошо помнить две книги:
Библию и "Мифы Древней Греции" Николая Куна. Оставшаяся треть историй, а может даже четверть, почерпнута из римской истории, Житий святых (см. "Золотая легенда" или Димитрий Ростовский), "Божественной комедии" Данте, "Влюбленного" и "Неистового Роланда", "Декамерона", артурианы и Шекспира (кого забыла?), плюс важных для каждой отдельной страны национально-освободительных сюжетов.
Мы же с вами ограничимся пока только Библией, благо Священное Писание в своей первой половине - дико увлекательное чтение про дворцовые интриги и человеческие недостатки, "Сильмариллиону" и "Игре престолов" и не угнаться (потому что их писал один автор в течение одной жизни, а Библию - куча, за много поколений).
Итак, именно в Ветхом Завете описаны два древнейших случая вуайеризма - в 10 веке до нашей эры и в 7 веке до нашей эры. В живописи они изображаются достаточно похоже, причем часто одними и теми же художниками, различить их можно по нюансам позы и окружающим атрибутам.
В центре - обязательно голая женщина. Поехали.
Случай 1. ВИРСАВИЯ, впоследствии царица Иудейская
История коротко: Вирсавия была женой полководца по имени Урия, который служил у царя Давида. Однажды, когда муж был в командировке, она решила помыться. И с этой целью вышла на свежий воздух (обычно рисуют сад).
Ж.Л. Жером. "Вирсавия", 1888-1895
Когда она занималась омовением, ее увидел известный бабник царь Давид (обычно рисуют, как он сидит на балконе или выглядывает из окна башни).
Царь Давид Вирсавию возжелал, послал за ней гонца, она пришла к нему во дворец, там они испили кофию с пирожными и посмотрели новый сезон "Короны" на Netflix, потом Вирсавия пошла домой. Через некоторое время оказалось, что она беременная. А муж в длительной командировке, вы помните же, и скоро вернется, а он считать умеет. Вирсавия написала паническое письмо царю Давиду, тот воспользовался служебным положением (как назидательно) и отправил Урию в невыполнимую миссию (см. рассказ Конан Дойля "Горбун").
Урия погиб, Давид взял Вирсавию очередной женой, она родила ребенка, но за их грех Бог наказал родителей и ребенок умер. Ее следующий сын оказался Соломон, и несмотря на наличие большого количества единокровных конкурентов, родившихся ранее, царство унаследовал все-таки он.
Вирсавия стала советчицей сына-царя. Так что считается, что конец у истории Вирсавии хороший, она даже стала предком Иисуса Христа.
Ян Массис. "Давид, наблюдающий за Вирсавией", 1560-е
Случай 2. СУСАННА
К вопросу о симметричности истории: богословы предполагают, что Сусанна тоже была не из простых, возможно, женой царевича Иоакима, чей отец-царь (тоже Иоаким) был потомком Соломона типа в 17-м колене. Но в Библии на это прямого указания нет.
Как-то она решила помыться, и тоже делала это на свежем воздухе, в саду своего дома. Тяжело жилось приличным женщинам без водопровода, прямо как в Крыму в частном секторе.
Якопо Тинторетто. "Сусанна и старцы". Ок. 1555
Она начала купаться и послала своих служанок что-то там принести. Когда те ушли, из кустов выпрыгнули два почтенных старца, иудейских старейшины, которые часто ходили в гости к ее мужу по своим управленческим делам и давно ее вожделели. И поэтому специально притаились в кустах, чтобы подсматривать.
Дальше все было совсем не так, как в истории с подглядывающим Давидом, потому что Давид был красивый музыкант с длинными волосами а-ля юный Фредди Меркьюри, а тут были мерзкие старикашки, причем целых две штуки.
Старейшины начали Сусанну домогаться, причем тезис у них был такой:
- Кончай ломаться, если ты нам не отдашься (обоим), мы сейчас начнем кричать и созовем народ. И соврем всем, что застукали тебя с молодым любовником. И тебя за это казнят.
Сусанна, как женщина благопристойная и целомудренная, предпочла смерть. Эти судьи подняли тревогу, действительно, сбежался народ. Сусанну поволокли на судилище и, послушавшись показаний почтенных чиновников, приговорили к смертной казни за прелюбодеяние. К побиению камнями, это неприятно.
И вот, когда ее уже повели на место казни, по пути толпе попался юный пророк Даниил, который "от Бога" знал, что старцы наврали. Он поворотил всю толпу с осужденной обратно, допросил судей по отдельности, поймал их на противоречии в показаниях и доказал, что они лжесвидетели и клятвопреступники. И поэтому побиванием камнями казнили именно их.
Вообще вот эта картинка не по теме голых женщин, но уж больно она дышит справедливостью, захотелось с вами поделиться. (Кто не смотрел Монти Пайтон "Житие св. Брайана" - бегом смотреть, там совершенно гениальная комическая сцена побиения камнями, как бы странно это ни звучало).
Maarten van Heemskerck. Побивание старцев камнями. 1563
ИТОГО:
имеем две похожих иконографии ветхозаветных картин. На обоих вариантах:
- голая женщина, прекрасная еврейка
- моется
- в саду (или в патио, открытом дворике)
- за ней подглядывают
Картины Франца фон Штука. Слева - "Сусанна" (1913), справа "Вирсавия" (1912)
ОТЛИЧИЕ №1: Количество вуайеристов
В той истории, которая с хэппи-эндом (тамадой, конкурсами, криками "горько") подглядывающий - только один, будущий жених, царь Давид. Причем, поскольку ему придется посылать к Вирсавии специального гонца ради свидания, Давид подглядывает издалека: его рисуют на башне, на балконе, иногда он - едва заметный силуэт, точка на архитектурном заднике картины.
В той истории, которая закончится кровавым размазыванием двух пенсионеров по асфальту, подглядывающих двое. Они сидят в кустах и готовятся оттуда выпрыгнуть.
Массимо Станционе. Сусанна и старцы. 1630-е
Питер Ластман. "Туалет Вирсавии". 1619.
ОТЛИЧИЕ №2: Язык тела
У Вирсавии все хорошо, она спокойно моется, по тексту Библии - вообще не в курсе, что за ней кто-то смотрит.
С Сусанной все сложнее: художники больше любили не сцену спокойной помывки, а уже следующий эпизод истории, когда старцы выползли из-под кустов и начали ее домогаться. По языку тела Сусанны на таких картинах явно видно ее недовольство харассментом со стороны коллег мужа.
Рубенс. "Вирсавия у фонтана". 1630-е
Мастерская Рубенса. "Сусанна и старцы". 1670-е. Эрмитаж.
ОТЛИЧИЕ №3: Свидетели
По тексту Св. Писания, Сусанна отослала своих служанок за новым шампунем и осталась в саду одна. Это важный момент, потому что никто не мог свидетельствовать в ее пользу, опровергая клевету.
Для истории Вирсавии наличие посторонних людей в саду значения не имеет. Иногда ее пишут в одиночестве, иногда с парой служанок, иногда в сопровождении целого массажного салона.
Артемизия Джентилески. "Сусанна и старцы". 1619.
Артемизия Джентилески. "Вирсавия". 1630-е
Вот тут картина с редким вариантом иконографии: это Сусанна (потому что две старческие башки в кустах справа за статуей), но она со служанками. Однако! Сусанна как раз дает одной из них ключ, а вторая уже почти скрылась, т.е. это как раз переломный момент. Такие картины попадаются редко.
Франц Флорис. Сусанна и старцы. 16 век
ОТЛИЧИЕ №3: Атрибуты
У Сусанны никаких специальных атрибутов нет.
А у Вирсавии бывает письмо, которое ей принесли от царя Давида. Она либо получает его (от гонца или старухи-сводни), либо думает над ним. Во втором случае она может быть в полном одиночестве. (И даже полностью одетой: логично, пока письмо шло с гонцом, женщина успела искупаться).
Хендрик ван Бален. Вирсавия получает письмо от царя Давида. 1600-е
Рембрандт. Купающаяся Вирсавия. 1654
Еще у Вирсавии со временем возник свой собственный отдельный атрибут, не обусловленный текстом источника.
ПЕДИКЮР
Иоганн Кениг. Купание Вирсавии. 1610-е
Особенно этот прием был популярен в кругу Рембрандта.
Неизвестный художник. Вирсавия
У других художников он остается рудиментарно: в виде хватания Вирсавии за ногу (один из приемов айкидо), надевания ей на ногу сандалии и т.п.
Сезанн. Вирсавия. 1885-1890
***
Теперь для закрепления материала я рекомендую перечитать пост с начала, обращая внимание на те нюансы картин, которые ускользали от вашего внимания прежде.
Затем можно приступить к упражнению "Это Сусанна или Вирсавия?"
1) Школа Рембрандта
2) Cornelis Bisschop
3) Дж. А. Пеллегрини
***
ОТВЕТЫ:
1) Это Сусанна, потому что в кустах два пожилых казнокрада-вуайериста.
(Ну, однозначно, эти влиятельные политические деятели были казнокрадами вдобавок. Вряд ли поклеп на Сусанну и попытка изнасилования были их первыми преступлениями).
2) Это Вирсавия, потому что она читает письмо, а вдали справа на башне - человек в чалме, т.е. Давид.
3) Это Вирсавия, потому что слева вдалеке человек в короне, надетой на чалму, т.е. Давид, восточный царь (так представляли их головные уборы).
Ответ на заглавное фото с картинами:
В первом уровне здесь одни Сусанны, а во втором - одни Вирсавии;
в третьем - они обе вперемешку:
В первом уровне здесь одни Сусанны, а во втором - одни Вирсавии;
в третьем - они обе вперемешку:
Вирсавия, Сусанна, Вирсавия, Вирсавия, Сусанна, Сусанна.
Для расширения кругозора составила вот хронологические галереи шедевров:
Вирсавия,
Сусанна
link