epingle (Feo-Gorodok) все записи автора
Выступление Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви
митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра
Ваше Святейшество, Святейший Владыко!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
возлюбленные о Господе собратья-архипастыри и сослужители!
Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!
Прежде всего возношу благодарение давшему мне силы при-быть сюда Христу Иисусу, Господу нашему (1 Тим. 1. 12), великому Пастыреначальнику (1 Пет. 5. 4), сподобившему нас собраться здесь для обсуждения весьма важных вопро-сов, относящихся не только к будущему, но и к настоящему паствы Русской Православной Церкви и народов нашего до-рогого Отечества.
В том-то и дело: молодежь — это не только наше будущее, это наше настоящее. Молодежь заслуживает нашего особого внимания в силу того, что призвана открывать новые пути для распространения евангельских заветов. Без нее мы в современном обществе, вместо того чтобы продвигаться, не сдвинулись бы с мертвой точки. А если мы привлечем и объединим молодежь, особенно ту, которая горит любовью к Богу и желанием служить Церкви и Отечеству, то будем способны на великие дела ради Церкви, Православия и нашей многострадальной Родины. В особенности Русская Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, может выполнять эту миссию — способ-ствовать распространению Православия и его великого наследия среди всех народов, благовествуя дальним и ближним (Еф. 2. 17).
Молодежь — надежда государства и украшение Церкви. В религиозно-нравственном воспитании молодежи заин-тересованы семья, государство и Церковь для того, чтобы указать верные пути к осуществлению идеалов чело-веческого духа. Молодежь — это наша смена; это будущие строители не только лично-семейной, но и социально-государственной жизни. Семья, школа, общество, государство и, особенно, Церковь должны позаботиться о создании здоровой и благоприятной атмосферы для духовно-нравственного воспитания молодежи, а для этого требуется культивирование ее воли в сторону добра. Основное правило святоотеческой педагогики хорошо вы-разил великий учитель Церкви Ориген: «не учить ничему такому, чего он (воспитатель) сам не старался бы осу-ществить в своей собственной жизни, чтобы влиять на учеников сколько словом, столько же и примером».
Религиозно-нравственное воспитание требует реально-трезвенного подхода со стороны не только общества и государства, но и семьи и Церкви.
В наших зарубежных условиях Церковь всегда была тем стержнем, вокруг которого строилась наша жизнь. Цер-ковь поддерживала русские благотворительные, культурно-общественные, молодежные, спортивные и другие организации. Церковь создавала сеть русских церковно-приходских школ и привлекала детей к деятельному уча-стию в церковной жизни в качестве алтарных прислужников, чтецов и певцов. Ежегодно проводятся съезды для молодежи по разной тематике — как епархиальные, так и всезарубежные. Устраиваются паломничества, церков-но-певческие конференции и т. д. Результаты всей этой работы очевидны: молодежь, близкая Церкви уже в четвертом поколении, сохранила свою веру, свою русскость и свой язык. Один ныне покойный батюшка Русской Зарубежной Церкви, бывший священником в Шанхае у святителя Иоанна (Максимовича), а потом и в Харбине, и в Австралии, молодых людей всегда наставлял так: «Если вы будете участвовать в церковной жизни, к примеру, петь в хоре или прислуживать, принимать участие в работе прицерковного братства или сестричества, вы никогда не будете отставать в русском языке, будете хорошо говорить по-русски и никогда не отойдете от Церкви».
Невзирая на то, что у нас существуют и процветают русские прицерковные школы, мы недостаточно выходим к людям, к подрастающему поколению. Мы должны преподносить им Православие так, чтобы оно им было понят-но. Люди приходят на службы и мало что понимают. Это относится как к богослужебному языку, так и к ходу бого-служения. А необходимо все разъяснять: что такое облачение, почему священник так благословляет, почему го-ворит такие-то возгласы, почему то-то и то-то делается во время богослужения. И по личному опыту могу сказать, что это действует — у людей возникает интерес. Они задают больше вопросов, больше начинают читать и стоят в церкви уже осмысленно. Мы всегда должны помнить, что богослужение является духовной школой. Оно дается нам не только для молитвы, но имеет огромное воспитательное значение. Мы всему обучаемся во время бого-служения: и церковной истории, и житиям святых, Священному Преданию, Священному Писанию. Все это позна-ется нами в «училище благочестия», как любил называть храм Божий святитель Тихон Задонский. Мы должны больше разъяснять, что происходит во время службы, тогда это сохранит людей в Церкви, и они начнут видеть всю красоту, все духовное богатство православного богослужения. Они начнут на самом деле участвовать, а не быть просто наблюдателями.
У нас молодежь разнородная: есть молодые люди русского происхождения, воспитанные в русском православ-ном духе, есть такие, которые русского происхождения, но воспитаны так не были и позже пришли к Церкви. Кто-то приехал из России нецерковным и здесь, за рубежом, воцерковился, найдя в наших храмах кусочек Родины на чужбине. Есть и местные жители, разными путями пришедшие к Православию, которые активно участвуют в церковной жизни.
Наша Церковь должна работать с молодежью, воспитанной столь неодинаково. Задача интересная и в то же время очень сложная. Притом именно таким образом мы сможем выполнить одну из своих миссий — передать наследие, полученное от наших русских предков. Они, выехав из России, сохранили вне ее пределов дореволю-ционную Русь, ее наследие, которого многие были лишены на нашей Родине. И перед нами уникальная задача — передать русское православное наследие всему миру. К этому мы и стремимся.
Ассимиляция — одна из основных проблем молодежи, так как она грозит отдалением от Церкви. Православие и «русскость» сохраняются только при Церкви. Опытным путем доказано, что без нее невозможно сохранить ни веру, ни язык, ни культуру. И если у нас молодой человек считает себя русским, то он по всей вероятности церковный человек, принимает участие в приходской жизни. Ассимиляция остается большой проблемой, потому что нам приходится жить в условиях инославной и иноверной среды, секулярного общества, которое преподносит другое мировоззрение, и преподносит очень заманчиво. Из-за этого родителям часто бывает трудно воспитывать детей «по-русски» и не допускать влияния секулярного западного воспитания. В Америке и вообще на Западе проповедуется комфорт, эгоизм. Чрезвычайно распространены, например, наркомания, пьянство, внебрачные связи. Все это проповедуется и позволяется как нечто естественное. Очень трудно противостоять этому влиянию, потому что подобный стиль жизни, подобное мировоззрение усиленно насаждаются нашим обществом. Эти ис-кушения действительно обуревают нашу молодежь. Но если у них есть русские православные друзья и вообще православные друзья, с которыми они общаются, если у них есть добрые, хорошие руководители, с которыми они могут откровенно делиться своими переживаниями, своими мыслями, то тогда можно ожидать, что они сохранят веру и не отступят от заповедей Божиих.
Посему самое главное — чтобы у молодежи были люди, которые подают пример доброй жизни, пример любви и которые могут говорить с ней на ее языке, понимать ее, отвечать на вопросы и просто посвящать ей время. Это очень важно, потому что мы тем, что работаем с молодежью, общаемся с ней, даем ей семя, из которого может в будущем получиться добрый плод. Общение я считаю главным. Мы не должны бояться молодых, и они не должны бояться нас. Работая с молодежью, мы получим больше радости, чем проблем. Если мы будем как можно больше посвящать ей времени и сил, то, конечно, ее мировоззрение постепенно станет православным, и тем самым мы уже противоборствуем этому духу секуляризма в обществе.
В России насаждалось безбожие, и поэтому для нее жизненно необходимы Православие и Церковь. В этом спа-сение России. У нас с отпадением от Церкви связана именно ассимиляция. Если русский человек становится или американцем, или французом, или австралийцем, он обычно отпадает от Церкви. А наша культура вся пропитана духовностью Святой Руси, Православием, поэтому мы стараемся воспитывать нашу молодежь в русских школах при наших приходах, чтобы они оставались православными. В России такой проблемы нет, потому что русские остаются русскими, несмотря на западное влияние. И главное — передавать веру, совершать некое «апостоль-ское хождение в народ», как писал святитель Феофан Затворник, и открывать молодежи свет Православия. У нас же двоякая задача: преподавать молодым не только Православие, но и нашу культуру, иначе они не остаются в Церкви, и их, следовательно, постигают многие беды и напасти.
Конечно, много различных влияний воздействуют на молодые души, и Церкви нужно их преодолевать, но и отношение: «они к нам не идут», «нами не интересуются», «они нам и не нужны» — совершенно неприемле-мо. Дорогие сопастыри, все работники на Ниве Христовой и общественные деятели! Будем настойчиво и целеустремленно, с любовью, терпением и пониманием служить молодежи, прививая ей любовь к Православию и идеалам нашей Родины, обеспечивая таким образом не только наше светлое будущее, но и сохраняя и приумножая наше настоящее.
Сердечно благодарю за возможность участвовать в заседаниях этого Собора. Желаю всем от Господа доброго здоровья, благополучия и всяческих успехов. Милость Божия и Его небесная помощь да сопутствуют всем вам в дни работы этого форума и в последующей вашей работе.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святого Духа да пребывают со всеми вами. Аминь!