-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_Komarova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2008
Записей: 35
Комментариев: 1
Написано: 149





Не знаете, какого вы духа - Православный журнал ''Фома''

Вторник, 17 Июля 2012 г. 20:27 + в цитатник

В Отчий дом - навсегда, или только погостить? - Православный журнал ''Фома''

Вторник, 03 Июля 2012 г. 20:53 + в цитатник
foma.ru/article/index.php?news=4448

 

В Отчий дом - навсегда, или только погостить?

Что значит покаяться? И всякое ли покаяние несёт прощение?

Отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург:

Исповедь — это только оболочка Таинства. Внутри этого Таинства совершается покаяние, то, что христиане называют «метанойя» — изменение ума. Нельзя подходить к Исповеди психологически-обрядово, сдавая священнику свои грехи, как пустую тару: мол, хочу исповедоваться, чтобы смыть всю грязь и ощутить себя чистеньким.

Покаяние — это когда «мосты сожжены», это чувство, что назад, в грех, возврата нет.

Да, кающийся осознаёт, что слаб, что ему нечем гордиться, поэтому в своем покаянии просит у Бога поддержки. Но даже понимая свою духовную немощь, мы, тем не менее, не должны оставлять себе лазеек для отступления. Вспомним слова из притчи о блудном сыне: «мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся». Мы возвращаемся в дом Отца — и возвращаемся навсегда, а не приходим погостить. Конечно, мы не знаем, какие испытания нам еще предстоят, где наша слабость проявится. Так будем молить Бога о помощи!

Часто мы осознаем в себе грех, но говорим, что не будем каяться, потому что не готовы порвать с этим грехом навсегда. Но если тебе бóльшую радость приносит твой грех, а не общение с Господом, значит, ты — человек неверующий. Ты можешь признавать, что Бог есть, но ведь и бесы веруют, и трепещут (Иак 2:19). Это не вера христианина. В таком случае нам нужно каяться в первую очередь в том, что для нас Христос не является ценностью. Мы можем верить в Него, но не быть верными Ему.

Покаяться — не значит ощутить себя порядочным человеком. Перед кем мы хотим ощущать себя порядочными? Перед самими собой? Перед людьми? Может, перед духовником?.. Но самыми порядочными людьми были фарисеи! Попробуем задать себе другие вопросы: хочу ли я быть с Богом, хочу ли дышать полной грудью? Хочу ли быть Ему верен?

Есть и другая опасность. Часто слышу от людей: «Церковь меня простит, но сам я себя никогда не прощу». Это в нас говорят уныние и отчаяние, замешенные на гордыне. Совесть — голос Божий, она подсказывает нам, что мы выбрали не ту дорогу. Но совесть — это не поза «никогда себе этого не прощу», поскольку совесть должна устремлять душу христианина к преображению через Покаяние. 


Реинкарнация: почему православие не может ее принять? - Православный журнал ''Фома''

Вторник, 03 Июля 2012 г. 20:45 + в цитатник
foma.ru/reinkarnacziya-poch...inyat.html

 

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился... Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

 

Бог и бюрократия

— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове...

 Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО МЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ МОЖЕМ СЕСТЬ НА ПРЕСТОЛ СУДЬИ ВСЕВЫШНЕГО И РАСПОРЯЖАТЬСЯ, КУДА КОГО ПОСЛАТЬ — В АД ИЛИ В РАЙ.

В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

 

— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

— НЕТ НИКАКОЙ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ СУДЬБЫ, ПРАВОСЛАВИЕ ЭТОГО НЕ ПРИНИМАЕТ.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.

Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными...

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму...

— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной...

— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

 

Почему жизнь одна?


— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше  у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МОГУТ СТАТЬ, НАОБОРОТ, ПРЕДПОСЫЛКОЙ К ТОМУ, ЧТОБЫ КРЕПЧЕ «ЗАЦЕПИТЬСЯ» ЗА БОГА. А БЛАГОПОЛУЧНЫЕ — ВСПОМНИТЕ ФАРИСЕЕВ…

Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

— По каким?

— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого

Фото: Александр Малин. 

всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

 Почему?

— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».

А РЕИНКАРНАЦИЯ, ПО СУТИ, ПРЕДЛАГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СДЕЛКУ:

делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен...

— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния...

 Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В ПРАВОСЛАВИИ НЕТ «ФИНИША» — ЕСТЬ «СТАРТ», НО НЕТ «ФИНИША».

Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса — христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А ЕСЛИ ЗА 1000 ЖИЗНЕЙ НАКОПИЛОСЬ 1000 ТЕЛ — В КАКОМ ТЫ ВОСКРЕСНЕШЬ?

И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.

 

Человек создан для радости (продолжение выше)

 



Поиск сообщений в Elena_Komarova
Страницы: [1] Календарь