-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Contemporary

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 946


Нам Джун Пайк - отец видеоарта

Вторник, 20 Ноября 2007 г. 23:34 + в цитатник
artnight все записи автора

Нам Джун Пайк родился в 1932 году в Сеуле, в результате корейской войны оказался в Японии, где изучал музыку и философию. Защитил диссертацию по творчеству Шенберга, продолжал образование в Германии у пионера электронной музыки Штокхаузена. В 1958 году познакомился с великим американским композитором Джоном Кейджем. Эта встреча изменила судьбу Пайка, который, возможно, иначе остался бы просто музыковедом и композитором. Он стал художником. Но и Кейдж совершил переворот в современной музыке благодаря общению не с музыкантами, а в первую очередь с художником-дадаистом Марселем Дюшаном и пропагандистом дзен-буддизма на Западе Дайсецу Тейтаро Судзуки.

Пайк перебирается в Нью-Йорк, который тогда бурлил от новых идей, занимается хеппенингами и перформансами. Становится членом объединения “Fluxus”, в которое входили художники из разных стран, ставшие впоследствии классиками искусства ХХ века - Йозеф Бойс, Робер Филиу, Джордж Мачюнас, Джордж Брехт, Бен Вотье, Вольф Фостель. А также молодая японская художница Йоко Оно. И уже в 59-м начинает работать с телевизорами. Скупает по дешевке дюжины подержанных “ящиков”, строит из них видео-инсталяции. Его зачаровывает мутное свечение полумертвых кинескопов и треск разболтанных динамиков, одновременно он пристально следит за развитием технологии. В 65-м покупает первую портативную видеокамеру “Sony”, а в 69-м вместе с инженером Шуия Абе создает революционный по тем временам видео-синтезатор. Удивительная черта творчества Пайка - сочетание технологизма и чувственности. Перформансы, осуществленные им совместно с виолончелисткой Шарлоттой Мурман, любимой солисткой Леопольда Стоковского (“Секстроническая опера”, “ТВ-лифчик для живой скульптуры”, “ТВ-пенис”), вызывали возмущение ревнителей нравственности. За “Секстроническую оперу” дуэт Пайк - Мурман даже попал ненадолго за решетку.

Московская выставка называется “Medium is The Message”. Это - цитата из Маршалла Маклюэна, занимавшегося исследованием роли СМИ в современном обществе. Еще в 50-е годы этот проницательный мыслитель заявил: “Средство это сообщение, сообщение это средство”, имея в виду, что СМИ, особенно электронные, ни о чем, кроме себя, не информируют. Телевидение в те времена было в детском возрасте, но позже догадка Маклюэна подтвердилась. В 91-м, сразу после “Бури в пустыне”, Жак Бодрийяр в статье “Войны в Заливе не было” убедительно объяснил, что сотням миллионов зрителей на всей планете было все равно, что происходило в Ираке. Их заколдовал грандиозный эфирный спектакль, устроенный CNN. Этому феномену во многом посвящено и творчество Нам Джун Пайка. На самом деле, не слишком важно, что именно мерцает, переливается, пульсирует на экранах мониторов. Важен сам факт свечения экрана.

Одна из знаменитых работ Пайка - “ТВ-сад”: в ночном саду под растениями лежат несколько телевизоров, экраны которых обращены вверх. В экранах мерцает луна, которую снимает камера. Вы видите электронную луну под своими ногами. Буддист ли Пайк? Не знаю. Но то, что он вырос в буддистской культуре, безусловно имеет значение. Известнейшая его работа - “ТВ-Будда”: перед монитором стоит фигурка Будды и созерцает собственное изображение, транслируемое на экран видеокамерой. Это - великолепный образ “шуньяты”, совершенной пустоты, только которая и может передать полноту истины. Кто-то из учителей дзен сказал: “Будда - это дохлая кошка, валяющаяся на помойке”. Medium is The Message

 (267x400, 44Kb)

 

 (500x500, 56Kb) (500x500, 78Kb)

 

 (500x444, 93Kb)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку