Galyshenka (Camelot_Club) все записи автора
Прогулявшись недавно на ЛиРу по Патриаршьим (
Из) и почти воочию налюбовавшись местом, откуда М.Булгаков начал действие романа Мастер и Маргарита, так захотелось встретить на этих зеленых аллеях (нет, не всю дьявольскую троицу Азазелло, Бегемота и Коровьева), а хотя бы только Бегемота - любимца всех читателей, наверное самого известного персонажа черного жирного и вальяжно-ленивого кота, отличительной чертой которого было то, что он ходил на задних лапах:
«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».
Что же это за странное, прямоходящее очаровательно-ужасное создание?
Прототипом кота был естественно кот, огромный серый домашний питомец Булгаковых Флюшка (по свидетельству второй жены Булгакова Л. Е. Белозерской). Видимо, какие-то Флюшкины повадки, возможно и не очень хорошие, достались Бегемоту, только масть пришлось поменять - служба в свите князя темных сил обязывает: черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.
И имя черному коту досталось новое, а может и не новое вовсе? Да и почему Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»?
Высказывались предположения, будто имя кота скопировано с названия популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».
Вероятно и то, что имя "Бегемот" происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере ветхого завета. Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство кота, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.
В набросках Булгакова к «Мастеру и Маргарите» содержится много выписок из книги М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом», опубликованной в 1904 году. В ней, в частности, есть глава о французском священнике Урбане Грандье и «луденских одержимых». Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи Анны Дезанж , жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.
В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову – упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном – обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные».
Но наш кот не был бы Бегемотом, если бы не имел еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивался человеком – этакий кот-оборотень.
Очеловечиванием котов занимался еще Шарль Перро (сказка «Кот в сапогах»). Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».
Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор замечательной сказки «Черная курица», а также фантастической повести «Лафертовская маковница» (1825). Там у старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота Маша:
«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…
Наш же Бегемот во время последнего полёта принимает несколько иной облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».
... И тут возникает еще одна версия - Кот Бегемот как боевой соратник Ленина и Красина.
Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин, он же член вооружённого подполья РСДРП(б) с 1904 года «Герман»:
"...не является ли в свою очередь прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота другой красинский боевик — Н.Е. Буренин (партийные клички — "Герман", "Герман Федорович"; не отсюда ли шутливое обращение Воланда к коту — "окаянный ганс"?), — интеллигентнейший человек, сопровождавший в эмиграции Горького и Андрееву? Профессиональный музыкант (не отсюда ли белый фрачный галстук Бегемота?), в Америке и на Капри он каждый вечер играл для Горького его любимого Грига, аккомпанировал пению Ф.И. Шаляпина... Не вызывает ли это, в свою очередь, ассоциации с фразой Воланда "О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите ... вечером слушать музыку Шуберта?"
Бегемотовские портреты и цитаты