23 июня исполняется 135 лет со Дня рождения
Анны Андреевны Ахматовой (при рождении Го́ренко).
«Почти не бывало случая, чтобы, придя ко мне, Анна Андреевна не попросила музыки», — так говорил о поэтессе её друг, театровед Виталий Виленкин. Классика, современники — Прокофьев и Стравинский — она любила всё.
А вот исполнять должен был, как правило, Рихтер.
О том, как музыка пришла в жизнь Анны Ахматовой, известно из её автобиографических заметок. Поэтесса вспоминает, что в детстве она пела французские песенки, а её отец, отставной морской инженер, часто брал её с собой в Кировский (ныне Мариинский) театр. Однако, такую любовь Анны Андреевны не разделял её муж, поэт Николай Гумилёв. В шуточной манере, а как известно из поговорки, доля правды там была, он постоянно говорил о превосходстве поэзии над музыкой.
Но, с другой стороны, на Ахматову продолжало влиять её окружение, состоящее во многом из композиторов. Она общалась с Владимиром Дешевом, Иван Ершовом и Юрием Шапориным. Но важнейшим знакомством в её жизни была встреча с Дмитрием Шостаковичем.
Дмитрий Шостакович
исполняет фрагмент 7-ой симфонии
"А за мной тайной сверкая
И назвавшая себя — Седьмая
На неслыханный мчалась пир
Притворившись нотной тетрадкой
Знаменитая Ленинградка
Возвращалась в родной эфир."
фрагмент «Поэма без героя»
Его «Ленинградская» симфония упоминается в «Поэме без героя», а позднее поэтесса посвящает композитору стихотворение «Музыка».
Д. Д.Ш.
"В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили."
Д. Шостакович,
"Ленинградская" симфония,(фрагмент)
С каждым годом музыка оказывала всё большее влияние на Ахматову. Сочинения её последних лет чаще связаны с конкретными музыкальными произведениями.
Так, по воспоминаниям Виленкина, стихотворение «Отрывок» поэтесса написала во время прослушивания у него на квартире «Юморески» Шумана.
Роберт Шуман
Юморески, соч.20 исп.Святослав Рихтер
…И кто-то, во мраке дерев незримый,
Зашуршал опавшей листвой
И крикнул: «Что сделал с тобой любимый,
Что сделал любимый твой;
Словно тронуты черной, густою тушью
Тяжелые веки твои.
Он предал тебя тоске и удушью
Отравительницы-любви.
Ты давно перестала считать уколы —
Грудь мертва под острой иглой.
И напрасно стараешься быть веселой —
Легче в гроб тебе лечь живой!..»
Я сказала обидчику: «Хитрый, черный,
Верно, нет у тебя стыда.
Он тихий, он нежный, он мне покорный,
Влюбленный в меня навсегда!»
1912 г.
Найдя своё место в начале жизни Анны Андреевны, музыка прошла с ней весь непростой творчески и жизненный путь.
*****
«Поэма без героя»-(https://rustih.ru/anna-axmatova-poema-bez-geroya/)
Работа над поэмой началась 27 декабря 1940 года в Ленинграде и продолжалась в Ленинграде и Ташкенте до 1943 года. Затем поэма неоднократно перерабатывалась. Хотя последняя редакция была завершена в 1963 году, Ахматова до 1965 года вносила в текст изменения и дополнения.
Рукопись «Поэмы без героя». 1940–1942 годы. Ленинград — Ташкент
Все мысли Ахматовой обращены к Петербургу. В финале две исторические эпохи сливаются в единый образ великого Города, с которым навсегда связана судьба поэтессы.
Ахматова посвятила поэму всем ленинградцам, погибшим в годы фашисткой блокады города.
babeta-liza, Буала, соединила в посте ДР Ахматовой, День памяти и скорби и взаимоотношения поэтессы с музыкой.
На этой волне впервые прочитала "Поэму без героя"...