21 марта – 185 лет со дня рождения
Модеста Петровича Мусоргского
21 марта 1839 - 28 марта 1881
Дань памяти и уважения композитору, 185-летие со дня рождения которого отмечается в этот мартовский день.
Имя его сегодня знают во всём мире, но судьба его была трагична — при жизни его творчество так и не оценили по достоинству. Он, как истинный гений, оказался впереди своего времени — только в ХХ веке совершился настоящий прорыв в понимании его устремлений, поисков и находок.
Два произведения, которые у многих «на слуху»: знаменитые «Картинки с выставки», оркестрованные искренним почитателем творчества Мусоргского Морисом Равелем, и оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе», авторскую редакцию и несколько аранжировок предлагаю вашему вниманию.
Титульный лист партитуры фантазии для оркестра
«Ночь на Лысой горе», в издании В. Бесселя(1886)
"Ночь на Лысой горе"(1867) - одно из ранних симфонических произведений М.П. Мусоргского, будущего автора его великих опер "Борис Годунов" и "Хованщина".По разным причинам при жизни композитора оно не исполнялось. Впервые было исполнено в 1886 году в Петербурге, в редакции Н. А. Римского - Корсакова. Прекрасный симфонист, мастер инструментовки, он собрал воедино оригинальный материал, сделал некоторые сокращения и изменения, но бережно сохранил дух и основные образы авторского варианта.
"Ночь на лысой горе"
Оригинальная авторская версия
В. Гергиев, BBC Symphony Orchestra
Оркестровая картина - программное произведение, сюжетом которой послужили старинные народные поверья. Сам композитор разделил его сюжет на четыре части следующим образом: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане. 4. Шабаш. В дальнейшей работе над произведением это деление на четыре части было устранено, но их образные смыслы остались. "Форма и характер моего сочинения российски и самобытны", - писал композитор - , указывая, в частности, на используемый им типично русский прием свободных "разбросанных" вариантных преобразований музыкального материала.
Начинается "Ночь на Лысой горе" издалека приближающимся и усиливающимся свистом флейт, гобоев, кларнетов, завыванием скрипок на фоне тяжелого топота в басах - ведьмы слетаются на Шабаш. Этот пронзительный свист в ночной тишине взрывает воздух, кажется, что само небо загорелось и задрожало. После такого вихревого вступления вырисовывается первая оформленная тема из двух тактов - тема пляски народного характера. Она потом будет повторяться неоднократно в разных вариантах -ритмических, динамических, тембровых. Появление Сатаны (тромбоны в оркестре) означает начало дикой, грубой пляски вокруг его трона, то усиливающейся, то затихающей. После приказа Сатаны пляска сменяется дикими оргиями. Динамика оркестра постоянно меняется, но ночное бдение нечистой силы постепенно заканчивается с приходом ясного, прозрачного утра. Оркестровые колокола имитируют тихое звучание церковного колокола. На фоне переливающихся струн арф, словно пастушеский рожок, звучит соло кларнета, принося с собой свежесть утренней зари, рождая чувства умиротворения, гармонии и красоты.
Несколько транскрипций -
Оркестр русских народных инструментов училища им.Мусоргского