Симфоническое творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908) в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад.
«Мне пришла мысль написать оркестровую пьесу фантастического характера на пушкинский пролог к „Руслану и Людмиле“, — вспоминал композитор.
...— Пушкин, вкратце перечисляя элементы русского сказочного эпоса, входившие в рассказы чудесного кота, говорит:
Одну я помню, &mdash
Сказку эту
Поведаю теперь я свету,
и рассказывает сказку о Руслане и Людмиле. Я же рассказываю свою музыкальную сказку.
... Сказка моя, во-первых, русская, во-вторых, волшебная...
... Пусть всякий ищет в моей сказке лишь те эпизоды, какие представятся его воображению, а не требует с меня перечисленного в пушкинском прологе.
(из книги «Летопись моей музыкальной жизни.
Н.А.Римского-Корсакова)
«СКАЗКА» ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА OP. 29(1880)
"...эта сравнительно небольшая оркестровая пьеса содержит в себе целую энциклопедию музыкальной фантастики, от нее ведут нити к позднейшим операм Римского-Корсакова...
Здесь нет ни развернутых картин, ни развивающегося повествования, ни любимых композитором плавных переходов-сопоставлений. Драматургию «Сказки» скорее можно уподобить мозаике звуковых мгновений: «персонажи» показываются и скрываются, чтобы вновь неожиданно возникнуть перед удивленным слушателем.М. Рахманова
Уже в Первой симфонии, в сущности ученической и впоследствии переработанной автором, ярко выделилось "свежестью чисто русских поворотов гармонии "....
СИМФОНИЯ№1 e-moll Op.1 (1865 г.)
0:00 - I. Largo assai - Allegro
7:36 - II. Andante tranquillo
15:54 - III. Scherzo. Vivace - Trio
20:41 - IV. Allegro assai
Но ведь есть еще и третья симфония, основанная на русской национальной мелодике, фортепианный концерт и многое другое!
СИМФОНИЯ №3 in C-major, Op.32(1873)
I. Moderato assai - Allegro
II. Scherzo - Vivo
III. Andante attacca
IV. Allegro con spirito
КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ Op.30(1882—1883)
Концерт представляет из себя сочинение в одной части, но с несколькими контрастными разделами. Главная тема концерта - народная песня, взятая из сборника №18 Милия Алексеевича Балакирева, которая подвергается различным мелодическим превращениям. Николай Андреевич посвятил концерт Ференцу Листу.
партия фортепиано Святослав Рихтер!
Впервые он был исполнен 140 лет назад, в марте 1884 г. в Санкт-Петербурге.
К сожалению этот замечательный в своём роде концерт "а-ля рюс" редко исполняется, главным образом благодаря его краткости и не слишком выгодной для пианиста фортепианной партии.
УВЕРТЮРА НА ТРИ РУССКИЕ ТЕМЫ, Ор.28(1866 г.)
СИМФОНИЕТТА НА РУССКИЕ ТЕМЫ ля минор соч. 31 (1878-79 или 1884)
...в сборнике «100 русских народных песен», откуда взяты почти все темы Симфониетты, предпочтение отдается песням обрядовым и игровым: именно они определяют образный строй сочинения и его инструментальный колорит, нередко связанный с воплощением «идеальных» звучаний народных инструментов или их ансамблей.
I. Allegretto pastorale 00:00
II. Adagio 07:45
III. Scherzo-finale. Vivo 18:10
КОНЦЕРТНАЯ ФАНТАЗИЯ НА ДВЕ РУССКИЕ ТЕМЫ
ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ си минор, Ор.33(1887)
Концертная фантазия ор. 33 для скрипки с оркестром написана в первой декаде января 1887 года. Посвящена скрипачу Петру Артемьевичу Краснокутскому, концертмейстеру оркестра Мариинского театра и преподавателю Санкт-Петербургской консерватории — коллеге Римского-Корсакова.
liudmila_leto, замечательно. И мы с твоей помощью познакомимся получше с его музыкой. А "русская" тема особенно интересна, т.к. наше народное творчество к сожалению иногда получает низкую оценку (так скажем) в сравнении например с итальянскими, неаполитанскими песнями...