Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Песня "Тоска по весне"(KV-596)
на стихи Христиана Адольфа Овербека(Перевод Т. Сикорской)
голос и фортепиано
фортепианный квартет
Соната для скрипки и фортепиано №5 фа мажор Людвига ван Бетховена (1770–1827), так называемая «Весенняя» издавна считается одним из любимых, наиболее популярных произведений композитора.
Законченная красота и изящество, жизнерадостный характер в сочетании с «классической» ясностью и простотой музыкальных образов – вот что характеризует эту сонату.Трудно сказать что-либо определённое о происхождении наименования сонаты – «Весенняя». Известно, что Бетховен лишь в редких случаях и неохотно допускал попытки конкретизировать словами содержание его музыки.
00:00 Allegro
10:26 Adagio molto espressivo
16:53 Scherzo: Allegro molto
18:14 Rondo: Allegro ma non troppo
«Весенняя песня» — тридцатая из 48 фортепианных миниатюр Феликса Мендельсона(1809-1847), известных как «Песни без слов».
Мендельсон сочинял «Песни без слов» на протяжении всей жизни — с двадцати лет и почти до самой кончины. Всего он создал восемь тетрадей по шесть песен в каждой. «Весенняя песня» входит в Пятую тетрадь (ор.62 No. 6 ), пьесы которой были композитором созданы в 1842 -1844 годах.
Первая симфония Роберта Шумана(1810-1856) была создана в 1841.Музыка симфонии навеяна стихотворением поэта А. Бётгера.Шуман определил симфонию как «Весеннюю», а в письме к скрипачу Луи Шпору говорит, что создавал ее в том «весеннем порыве», который охватывает человека «всякий раз по-новому». Композитор уточняет, что он не имел намерения изобразить в музыке этот «весенний порыв», но переживал его, создавая симфонию, и это наложило отпечаток на ее облик. Иными словами, говоря о си-бемоль-мажорной симфонии как о «Весенней», Шуман имел в виду не картины пробуждающейся природы, а определенное душевное состояние, которое с весной может ассоциироваться.
1. Andante un poco maestoso - Allegro molto vivace 00:00
2. Larghetto 10:57
3. Scherzo: Molto vivace - Trio I: Molto piu vivace - Trio II 17:38
4. Allegro animato e grazioso 23:58
Вальс "Весенние голоса". (Соч.410) - одно из самых популярных произведений Иоганна Штрауса-сына(1825–1899). Написанный в 1882 году, он впервые прозвучал в 1883-м на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин».
Этот вальс изначально задумывался с вокальной партией в исполнении высокого женского голоса — колоратурного сопрано, в сопровождении оркестра.
И все же чаще это произведение звучит как просто инструментальное.
Часто фортепианную миниатюру Эдварда Грига(1843-1907), из созданной в 1886 году третьей тетради «Лирических пьес» (ор.43 №6), называют «Весной». Но более точный перевод именно «К весне».
А это авторская аранжировка «К весне» для струнного оркестра, которую композитор обозначил новым опусом и добавил выразительности названию.
«Последняя весна» (ор.34 №2).
Есть еще пьеса «Весна».
Двенадцать мелодий (на слова А. Винье) op.33 (пер.М.Слонова).
№2 "Весна"
Пейзажная звукопись проникнута тёплым, задушевным лиризмом — такова пьеса для малого оркестра «Слушая первую кукушку весною»(1912) британского композитора Фредерика Делиуса (1862-1934).
«Взлетающий жаворонок» Ральфа Воан-Уильямса (1872-1958)— «романс» для скрипки с оркестром
«Мы должны слушать музыку так, как если бы принимали участие в её создании» - эта фраза композитора - один из ключей к его творчеству.
Она как будто говорит: «Послушайте меня, просто послушайте - и сами всё поймёте»…