Армянин из Греции – звезда советской эстрады 60-х - Жан Татлян. |
Его называли «советским Азнавуром» и «советским Синатрой». Судьба этого музыканта могла бы стать основой увлекательного фильма – детство в Греции, переезд в Советский Союз и дикая популярность на эстраде, эмиграция во Францию и уже в новом веке возвращение в Россию. Ныне 80-летний Жан Татлян проживает в нашей стране, но вот слушателям новых поколений его имя не слишком известно, ведь звездой эстрады у нас он был в 1960-х. В советской песенной культуре он оставил след и как певец, и как композитор, исполнял свои авторские произведения на стихи советских поэтов. В сегодняшнем материале перенесемся в прошлое и вспомним некоторые песни Жана Татляна через призму его удивительной судьбы.
Жизненный путь нашего героя начался в южных землях с древней и славной историей, в «колыбели европейской культуры», как за её античное прошлое именуют Грецию. Он появился на свет в Салониках в семье фабриканта. Жан Арутюнович рассказывал, что его мама – из легендарной Спарты. Отец, Арутюн Татлян, владел обувным производством и магазином, был главой большой семьи, проживавшей в собственном доме. Детишек в семье было трое. Младший, сын Жан родился в 1943-м. Его раннее детство было буржуазным, как бы сказали в стране, в которой семейство оказалось, когда мальчишке исполнилось 4.
После Второй мировой войны армян из разных стран агитировали переезжать на историческую родину, в Армянскую Союзную республику в СССР. Взыграл зов крови, отец, по словам певца, был большим патриотом, ценил национальную культуру, и в 1947 году семья решилась на переезд. Источники высвечивают контраст «греческой жизни» с той, что ждала их в Советской Армении. В середине 50-х Татляны поселились в соседней кавказской республике, в городе Сухум. Ещё подростком Жан проявил артистические способности, твердо укрепившись в желании быть музыкантом. В школьные годы победил в певческом конкурсе. Парень подрабатывал побелкой стен, чтобы на свои первые деньги купить гитару, несколько аккордов ему показал сотрудник Сухумской филармонии, где впоследствии Жан некоторое время работал.
Профильное образование Татлян получил, расширив и без того богатую жизненную географию, в эстрадно-цирковом училище в Киеве. В начале 60-х юношу замечает Константин Орбелян, руководитель государственного джаз-оркестра Армении и приглашает к себе. Татлян перебирается в Ереван, становится солистом прославленного коллектива и именно в оркестре обретает всесоюзную популярность.
Пиком карьеры сам музыкант обозначил 1964 год, вспоминая, что тогда его стали узнавать на улице. В этот год он впервые появляется на «Голубом огоньке», как солист ансамбля джаза Армении исполняет песню «Гитарово», авторы произведения указываются так: композитор К. Бронке, русский текст Ю. Батицкий. Эту задорную композицию, исполненную Татляном с гитарой в руках, называют его первым хитом.
В этот же период в творческой судьбе певца и композитора происходит новый знаковый поворот. Работая в известном оркестре, он как и многие музыканты, хотел создать собственный коллектив. Популярному певцу поступает предложение перебраться в другую часть огромной страны, на север, к берегам Невы. В Ленинграде музыканту обещают создать все условия, и он принимает приглашение. Именно этот город, а не Ереван или Сухум, пожалуй, можно считать главным советским городом в судьбе Татляна. Недаром в эмиграции, открывая свой ресторан в Париже, Жан Арутюнович дает ему название «Санкт-Петербург».
В Ленинграде, где музыкант жил и работал до своего отъезда из страны, он познакомился и сдружился с Григорием Клеймицем, в дальнейшем известным по работе в ансамбле «Поющие гитары». Клеймиц становится пианистом и музыкальным руководителем ансамбля Жана Татляна.
В «ленинградский период» Татлян невероятно востребован как певец, количество его концертов в год превышало количество дней, сам он озвучивал цифру 400.
«Очень хорошим голосом, очень привлекательной внешностью, темпераментом, это, наверно, характерно для его национальности, этот певец запомнился, он набирал популярность и становился безумно популярным»,
- так о Татляне вспоминает диктор центрального телевидения Евгений Кочергин, которому довелось побывать на его концерте.
С теплом об эстрадной звезде армянского происхождения отзывается и старший представитель звездного семейства Пресняковых – Владимир Петрович:
«Он не играл голосом, не демонстрировал его силу, тембристость, он просто очень задушевно пел».
В реалиях эстрады 60-х молодой армянин казался прогрессивным и в каком-то смысле даже экзотичным исполнителем, что сыграло важную роль в обретении им широкой популярности. В реалиях советской эстрады все исполнители, работавшие в официальном дискурсе, должны были иметь в репертуаре песни советских композиторов, под этой формулировкой подразумевались члены творческого союза. В исполнительском наследии Татляна, наряду с его собственными композиторскими работами, видное место занимают песни автора, прослывшего «самым модным композитором Советского Союза» той эпохи. Он был армянином и по совпадению носил то же отчество, что и певец – Арно Арутюнович Бабаджанян. Их пути пересеклись ещё в армянском оркестре, куда Бабаджанян частенько наведывался. Разглядев талант, он стал предлагать ему свои песни.
Ниже памятные образцы репертуара Жана Татляна представлены в двух блоках: несколько исполненных им песен Арно Бабаджаняна и его собственные.
Когда речь заходит об Арно Бабаджаняне, всегда где-то рядом всплывает имя легендарного баритона, его младшего друга – Муслима Магометовича Магомаева, снискавшего негласный статус главного исполнителя хитов маэстро. Сказать, что по творческому облику, подаче, вокалу два представителя кавказских народов СССР, Магомаев и Татлян - очень разные и воплощали разные грани советской эстрады тех лет – это ничего не сказать. И, тем не менее, благодаря Арно Бабаджаняну у них оказалось несколько общих песен. В советское время репертуар артистов не был уникален, одновременно или на небольшом временном промежутке одни и те же песни звучали голосами разных артистов, и кто из них был первым и главным исполнителем – не суть важно. Так, не многие помнят, что слова «Лучший город земли» в адрес всесоюзной столицы впервые прозвучали из уст уроженца Греции армянского происхождения – Жана Татляна. Песня прославленных советских авторов Арно Бабаджаняна и Леонида Дербенева стала большим хитом и настолько прочно ассоциируется с Магомаевым, что уже и не воспринимается как композиция из репертуара Татляна, хотя первенство в исполнении принадлежит именно ему. Оба спели «Лучший город» в 1964-м.
Исполняя песни Бабаджаняна, Татлян в каком то смысле оказался в тени «великого Муслима». В советскую эпоху имена эмигрировавших из страны певцов замалчивались, а хиты подхватывали другие артисты. Так случилось, например, с Ларисой Мондрус, Вадимом Мулерманом и другими. Татляна эта тенденция тоже коснулась, поэтому несмотря на огромную популярность, до нас дошло не так много записей из 60-х.
Роберт Рождественский – частый соавтор Арно Бабаджянана. На фоне вереницы хитов, написанных ими для того же Магомаева - «Свадьба», «Благодарю тебя» и других - песня «Воспоминания» представляется менее очевидным образцом совместного наследия поэта и композитора. Информации о ней немного. Слушая проигрыш медленной лиричной композиции, сразу узнаешь творческий почерк Арно Бабаджаняна и как бы само собой ждешь голоса Муслима Магометовича, который, естественно, эту песню тоже исполнял. Песню «Воспоминания» на стихи Роберта Рождественского пел и Жан Татлян. Аудиозапись его исполнения подписана 1967 годом. Кто был первым -не знаю.
Татляну перепало и другое творение тандема Бабаджанян-Рождественский. Он записал «Песенку о капели». В этой композиции ощущается и дух советской эстрады того времени, и характерные для Бабаджаняна модные «западные веяния», и настроение наступающей весны. Как раз сейчас по сезону.
Энергичная стильная композиция исполнена Жаном Татляном в 1965 году. Автор слов – подзабытый поэт-песенник Сергей Льясов, часто упоминающийся в связи с Татляном. Жан Арутюнович исполнял несколько песен на его стихи и сам соавторствовал с ним как композитор. А «Воскресение» - творение Арно Бабаджаняна. Встречались упоминания, что мелодия этой песни то ли раньше звучала, то ли до сих пор звучит на радио как позывной в воскресном эфире.
Композитор Бабаджанян положил на музыку стихи армянского поэта Гарольда Регистана и песня досталась представителю того же народа, органично и интересно зазвучав с легким «вкусным» акцентом, в ней Жан Татлян ярко показал возможности своего голоса. Вместе с «Капелью», «Воскресением» и «Лучшим городом земли» песня была издана на пластинке Жана Татляна «Песни Арно Бабаджаняна» 1965 года.
«Море зовет», пожалуй, самый узнаваемый хит Жана Татляна авторства Арно Бабаджаняна, не оттененный параллельным или последующим исполнением Магомаева. Хотя Муслим Магометович претендовал на эту песню, Бабаджанян его отговорил. К тому моменту, кроме Татляна, песню уже записал и стал исполнять в концертах Юрий Гуляев.
«Муслим, пусть поют Татлян и Гуляев, а я тебе ещё напишу»,
- сказал композитор Магомаеву.
По большей части Татлян пел авторский материал. В одном из интервью Жан Арутюнович назвал себя первым певцом на советской эстраде, кто, не являясь членом Союза композиторов, смог исполнять преимущественно песни собственного сочинения. Возможно, утверждение кому-то покажется спорным. Не считая бардов, явление авторства-исполнительства именно на эстраде, в официальном музыкальном дискурсе советской эпохи характерно для более позднего времени. В этом смысле Татляна, действительно, можно назвать, если не первым, то одним из первых авторов-исполнителей и «поющих композиторов».
Эту песню, вспоминая о Татляне, нередко называют одной из первых. «Уличные фонари» или просто «Фонари» Жан Татлян написал на стихи Юрия Гарина в 1962 году. Автор и исполнитель вспоминал, что пришел с этой песней на армянское телевидение и спел её просто под гитару. Сходу была сделана запись, а уже через месяц он услышал, как мотив его «Фонарей» насвистывает кондукторша в троллейбусе.
Песня прозвучала в киноконцерте 1964 года «Вас ждет Ереван». С демонстрации отрывка с исполнением песни из этого фильма начала посвященную певцу программу цикла «Мой герой» Татьяна Устинова.
В одной компании с хорошо знакомыми Татляну, упомянутыми выше Бабаджаняном и Магомаевым вспоминается недавно ушедший из жизни поэт и певец Анатолий Горохов. Они дружили и работали вместе. Анатолий Сергеевич сочинил стихи «Королевы красоты» и других узнаваемых хитов Магомаева с музыкой Бабаджаняна. Довелось ему соавторствовать и с певцом и композитором Жаном Татляном. Например, на его стихи написана композиция «Старая башня», датированная 1969 годом.
В числе самых известных фигурируют две разных композиции Жана Татляна с прилагательным «Осенний» в названии. Они представлены в изданный уже в современную эпоху сборник серии «Золотая коллекция». Обе авторские, написаны на стихи разных поэтов. С Анатолием Гороховым Татлян сочинил «Осенние следы».
Уже в новом веке проживающий в России Татлян исполнял эту композицию на концерте дуэтом с Татьяной Булановой. Есть запись выступления 2010 года.
Текст другой «осенней» песни Татляна вышел из-под пера Сергея Льясова. Она называется «Осенний свет», издавалась в 1966 году на пластинке «Мелодии» «Жан Татлян поёт свои песни».
Забавная, немного наивная и детская по тексту песня, в исполнении Татляна прозвучала, как бы сказали сегодня, «фирменно». Стихи об обитателе зоопарка «медвежьем ребенке» написал уроженец Гатчины, ленинградский поэт Николай Иосифович Малышев, чьи песни были в репертуаре Нины Бродской, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи, Аиды Ведищевой и многих других видных певцов советской эпохи.
Композиция «Белый медвежонок» Жана Татляна в его авторском исполнении была издана на миньоне 1969 года с тремя песнями, туда же вошла «Старая башня» и композиция «Корабли».
Звезда Жана Татляна на советской эстраде стремительно погасла в 1971 году с его отъездом из страны. Пишут, что принятию решения предшествовало опубликованное годом ранее в «Советской культуре» коллективное письмо с критикой исполнителя, за которым последовал запрет концертной деятельности. Сам Татлян объяснял судьбоносный шаг тем, что, работая в СССР и являясь звездой всесоюзного масштаба, не имел возможности выехать за границу, хотя западные коллеги, в частности, французские музыканты, говорили о нём и хотели видеть у себя.
«В СССР я был птичкой в золотой клетке: считался невыездным. Властей смущало все – моя биография (выходец из семьи репатриантов), мои лирические песни: почему не поет о комсомоле и БАМе?»,
– так рассказывал сам певец.
Он не бежал из страны, а уехал легально, выбрав направление на Париж. Певца армянско-греческого происхождения французы восприняли как «советского шансонье», негласно окрестив «Ленинградским Азнавуром». Обустроившись во Франции, певец вливается в круги русской эмиграции, поёт в варьете, выступает в известных и популярных заведениях французской столицы – «Распутин» и «Московская звезда», потом создает собственное кабаре, занимается ресторанным бизнесом.
И как певец, и как ресторатор он добрался до Американского континента. Заведения Татляна работали в Париже и Нью-Йорке. Эмигрант из СССР, армянин с богатой биографией выступал перед американской публикой на 200-летии США в качестве представителя Франции. В Америке он получил предложение из «игорной столицы», контракт на выступления с ним заключило казино «Империал» в Лас-Вегасе.
На «заграничном» французско-американском этапе репертуар артиста стал жанрово, языково и культурно разнообразен. В Париже он пел и русские, и греческие, и цыганские песни, а в Лос-Анжелесе – англоязычные композиции.
В город своей советской славы, уже ставший Санкт-Петербургом, Жан Татлян впервые после отъезда из СССР вернулся в начале 90-х, с успехом дал несколько концертов и подумывал остаться, но изменившаяся музыкальная реальность, и «дикие» законы формировавшегося коммерциализированного шоу-бизнеса его остановили:
«С меня фактически начали требовать деньги за право показаться в эфире, выпустить диски. Для меня, уже привыкшего к цивилизованному бизнесу, это было шоком»,
– цитирует Татляна проект «Парижская правда» в рубрике «Судьба и песни».
Музыкант уезжает в Версаль и ещё несколько лет проводит на французской земле, а в миллениум вновь возвращается к берегам Невы, на этот раз уже насовсем.
В России певец продолжает творческую деятельность. На правах живой музыкальной легенды в 2004-м появился на сцене «Славянского базара» в Витебске, в разные годы продолжал выступать с концертами. И в последние годы Жан Арутюнович остается творчески активным, время от времени появляется в медийном пространстве, принимает участие в телепрограммах, охотно дает интервью.
Личная жизнь Жана Татляна по сей день держится музыкантом в строжайшем секрете. Певец признается, что у него было много романов, так как для творческого человека любовь — основной источник вдохновения. Татлян женился поздно. В одном из интервью он признался, что сделал много ошибок, но нашел свою избранницу.
Известно, что жена появилась у Татляна, когда музыканту уже минуло пятьдесят лет. Певец счастлив со своей супругой и старается наверстать время, прожитое без нее. Есть ли у Жана внебрачные дети — неизвестно. Со слов Татляна, табу на тему личной жизни является его попыткой защитить свое благополучие от сглаза.
Певец имеет двойное гражданство, но большую часть времени живет в России. В Санкт-Петербурге у певца собственная квартира, которую он обустроил и отделал по личному вкусу. Очень любит певец проводить время в доме на Ладоге, который тоже обновил своими руками.
В 2002 году артистом был зарегистрирован товарный знак «Татако». Компания производит сухие соусы и приправы.
В почтенном возрасте певец, поэт и композитор, чья жизнь началась в семейном особняке в греческом городе на Эгейском море, проживая в Санкт-Петербурге, проводит много времени в своём доме у живописных берегов Ладоги. На вопросы журналистов о поворотах судьбы и карьеры, Жан Арутюнович отвечает, что всё в его жизни сложилось удачно.
Рубрики: | Музыка/Поп-музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |