-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей: 11753
Комментариев: 199924
Написано: 234790


Готическая музыка

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 15:29 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях. Светские музыканты-профессионалы поначалу были лишь вокальными исполнителями: они создавали и пели эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Их именовали бардами и скальдами.




   Среди рыцарства встречались талантливые исполнители-полупрофессионалы и музыканты-любители. К ним можно отнести именитых французских трубадуров и труверов, а  также немецких миннезингеров, таких как Адам де ла Аль и Вальтер фон дер Фогельвейде. Но среди таких музыкантов было и немало выходцев из низших слоев общества, в частности – из городских ремесленников.

Так называемая "Библия Мациевского". Датировка - 13 век.Страна происхождения - Франция,место хранения - Biblioteca Monasterio del Escorial, Madrid, Spain

Библия Мациевского


    При дворах королей, герцогов и графов создавались разнообразные жанры песен – эпические, виреле, баллады и другие.

Постепенно в быт входили все новые и новые музыкальные инструменты, многие из которых были заимствованы у восточных народов.
   Одновременно в сельской местности развивается фольклорная музыка, появляются странствующие артисты, такие как скоморохи и менестрели. Развивается и церковная музыка, формируются различные стили пения. На Западе регламентируется система одноголосной духовной музыки – Григорианское пение.

Трубадуры (французское troubadours, от окс. trobar — слагать стихи)  или, как их еще часто называют, минестрели — это поэты и певцы эпохи Средневековья,  творчество которых охватывает промежуток времени с одиннадцатого по тринадцатое столетие, а расцвет его начинается в двенадцатом,  а заканчивается в начале тринадцатого века. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции,  его главным центром была область Прованс.



 

Трубадуры сочиняли свои стихи на наречии ок -  романском языке, который был распространен во Франции к югу от Луары, а также в расположенных по соседству с Францией областях Италии и Испании. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах.

Искусству трубадуров было родственно творчество труверов. Появившись в южных областях Франции при тех  же исторических условиях, что и музыка трубадуров, лирические произведения труверов имели много общего с ней. Более того, труверы находились под прямым и очень сильным влиянием поэзии трубадуров, что было обусловлено интенсивным литературным обменом.


Blackmore's Night - Castles & Dreams

Castles and Dreams — первый DVD Ричи Блэкмора, Кэндис Найт и их проекта Blackmore's Night, вышедший в 2005 год

Гильом де Машо (Guillaume de Machaut, или Machault, около 1300 — апрель 1377, Реймс) — французский поэт и композитор, являющийся важнейшим представитель эпохи Ars nova. С 1323  года был писцом, секретарём, а позже придворным (familier, букв. «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346). В 1337 Гильом де Машо занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где служил до конца жизни. Во время эпидемии 1348–49 



 

Машо переболел чумой, а позже перенёс тяжёлую двухмесячную английскую осаду в 1359–60 гг. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) Гильом де Машо вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французским в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти и некоторые другие крупные французские аристократы, в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян, выступали заказчиками его поэтических и музыкальных сочинений. 

Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Слово «Миннезанг» используется в нескольких значениях.



В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» (нем. höfische Dorfpoesie).



В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии. (источник - Wikipedia)



Григорианское пение (лат. cantus gregorianus; англ. Gregorian chant, фр. chant grégorien, нем. gregorianischer Gesang, итал. canto gregoriano), григорианский хорал[ cantus planus — традиционное литургическое пение римско-католической церкви.



Месса.В исполнении любимого хора Собора Парижской Богоматери

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь составлением литургического обихода, возможно, антифонария. Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад» [подразумевается, многоголосия]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus (что можно перевести по-русски как «плавный распев», «ровный распев» и т. п.).

Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессы высокого Возрождения.

По степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлабические (1 тон на слог текста), невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др.

По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами.



Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев молитвословного текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает ритмику хорала, включая тончайшие ритмические нюансы (например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков и т. д.).

Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты); удельный вес и особенно частотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебном распеве католиков (около 300 гимнов, 5 «тридентских» секвенций) незначительны[ После Второго Ватиканского собора григорианские песнопения допускается исполнять на любых современных языках, в т. ч. на русском. Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения.



В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в VIII—IX веках (в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен.



Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты (в том числе, тонарии, выполнявшие роль памятки для певчих). От IX века до нас дошли первые нотные рукописи. Первоначально григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. К XII—XIII векам григорианское пение утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия).

 

С XIII века богослужебное пение западных католиков получило название cantus planus (буквально «плавный» или «ровный» распев) — подразумевается, одноголосный распев с ненотированным ритмом, в противовес cantus mensuratus (или mensurabilis, буквально «размеренный», т. е. мензурированный или мензуральный), т. е. многоголосной музыке с зафиксированным в нотации ритмом. Ныне термином cantus planus (англ. plainchant и т. д.) нередко называют совокупность всех традиций и «диалектов» григорианского пения.



В позднем средневековье, в эпоху Возрождения, в музыке барокко и в XVIII—XIX веках cantus planus послужил тематической и конструктивной основой многоголосной музыки (в т. ч. и особенно как Cantus firmus). В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных текстов и мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению так называемых солемских (от Солемского аббатства во Франции) изданий градуала, антифонария и других обиходных певческих книг. К григорианскому пению примыкают также памятники средневековой латинской гимнографии — тропы, секвенции, строфические гимны оффиция и др.

 

В Новое время особенно популярные распевы (Salve regina, Te Deum, Stabat mater и др.) использовались и вне богослужебной практики, некоторые из них (особенно часто Dies irae) приобрели символическое значение и широко внедрялись «светскими» композиторами в свои опусы.

Начиная с 1980-х гг. предпринимаются попытки «исторических реконструкций» локальных традиций григорианского пения — амвросианской, мозарабской, беневентанской, староримской (например, интерпретации ансамбля «Органум» под руководством Марселя Переса). Поскольку нотные рукописи локальных традиций имеют более позднее происхождение (XII—XVI вв.), чем древнейшие рукописи григорианского пения, такие реконструкции носят гадательный характер. Григорианское пение используется также представителями популярной музыки (Enigma, Gregorian, Lesiem

Византийская духовная музыка. 
Апостол Павел свидетельствует, что первые христиане воспевали Бога в псалмах, гимнах и духовных песнопениях (Эф. 5, 19). Таким образом, музыка использовалась в Церкви всегда. Историк Церкви Евсевий пишет, что псалмы и песнопения были созданы верующими "с самого начала для прославления Господа". Наряду с древнегреческим языком для составления гимнов, христианские поэты использовали и древнегреческую музыку, которая была распространена тогда во всем просвещенном мире. Великие Отцы трех первых веков, такие, как Св. Игнатий Богоносец, Св. Иустин Философ, Св. Иреней, Св. Григорий епископ Неокесарийский, чудотворец, проявляли особый интерес к псалмопениюу.



Позднейшие Святые Отцы также проявляли большой интерес к церковной музыке и, продолжая древние традиции, были в одно и то же время и поэтами (гимнографами), и музыкантами. Так, святой Иоанн Златоуст в своем противостоянии еретикам-арианам, которые, соблазняя верных христиан, пели благозвучные гимны, в которых пропагандировали свою ересь, сочинил прекрасные благозвучные гимны с православным содержанием, чтобы верующие пели их и не уклонялись в заблуждения еретиков. То же делал и Афанасий Великий в Александрии, а Св. Ефрем Сирин, дабы защитить православных от еретиков-гностиков, которые использовали обольстительную музыку, взял фрагменты этой музыки и написал под них гимны православного содержания. В начале VI в. жил святой Роман Сладкопевец, который среди прочих гимнов сочинил ок. 1000 кондаков, а VII в. даровал нам Святого Андрея, епископа Критского, автора Великого Канона.



Особое место в певческой традиции занимает Св. Иоанн Дамаскин (676-756), который, помимо того, что писал прекрасные песнопения, систематизировал церковную музыку. Он разделил музыку на восемь гласов: первый, второй, третий, четвертый, первый плагальный, второй плагальный, третий плагальный (или варис) и четвертый плагальный, и установил способ записи музыки с помощью особых знаков. Святой Иоанн Дамаскин ограничил самовольное, мирское сочинение музыки и отстаивал в ней простоту и благочестие.



За святым Иоанном Дамаскиным следует длинная череда гимнографов и музыкантов: Св. Косьма Сладкопевец, Св. Феодор Студит, братья Феодор и Феофан, Св. Иосиф Гимнограф, монахини Кассиана и Фекла, императоры Лев Мудрый и Константин Багрянородный, иеромонах Гавриил и священник Иоанн Плусиадинос, которые написали также и учебные книги по византийскому пению.



В это-то время, в девятом веке, византийская музыка приходит в Святую Русь. В своей Хронике Иоаким пишет, что после крещения Св. князя Владимира, митрополит Михаил призвал в Киев среди прочих священнослужителей, нескольких певчих, в то время, как в другом историческом источнике, Генеалогической книге митрополита Киприана, мы читаем, что во времена правления Ярослава Мудрого на Русь пришли трое певчих , которые научили русских братьев благочестивому песнопению.

 

XII в. дал византийской музыке прекрасного певчего, Св. Иоанна Кукузеля. С малых лет благодаря своему удивительному голосу он учился в императорской музыкальной школе, стал великолепным музыкантом и был назначен главным над всеми императорскими певчими. Император хотел женить его на принцеесе, но Иоанн всем сердцем стремился к монашеской жизни.

Большая Гейдельбергская рукопись

Поэтому под тем предлогом, что он отправляется на родину, чтобы испросить благословения родителей на брак, он ушел из императорского дворца на Святую Гору Афон. Там, не открывая, кто он есть на самом деле, святой Иоанн становится монахом в Великой Лавре. (источник - www.cypriot.ru

Средневековые музыканты. Манускрипт XIII века

В 506 году отправилась в путь посольская миссия к франкийскому королю Хлодвигу. Они передали дары от остготского короля Теодориха Великого: одного певца и одного музыканта, играющего на кифаре (Кифара: старинный греческий щипковый музыкальный инструмент, похожий на шарманку).



Хлодвиг давно выпрашивал такой подарок у своего восточного коллеги — очевидно, он был знатоком в музыке и её любителем. Возможно, он услышал новую музыку от странствующих проповедников, которые играли необычно звучащую, старинную музыку на Востоке, или проезжающих торговцев, которые могли рассказать ему о византийских кофейнях, где можно было услышать такую музыку... — теперь же он хотел услышать её в живую, у себя дома.

..

Как только была вручена грамота на этот «музыкальный подарок», Теодорих попросил проявить милосердие к «пленникам»; вероятно Боэций, канцлер Теодориха и известный музыкальный теоретик своего времени, порекомендовал ему этих музыкантов.



Наверное подаренный королю певец был знаменит. Существуют упоминания имён только нескольких музыкантов до 500 года, поиски композиторов или поэтов 6–10 веков в первоисточниках не дают результатов, только с конца 11 века снова появляются упоминания о музыкантах — во Франции о трубадурах и труверах (так называли трубадуров в Северной Франции), а в Германии о миннезингерах.

Шалмей-предшественник гобоя

Гобой

Именно во второй половине первого тысячелетия светские песни и танцы появились в официальных бумагах, летописаниях и вошли в теорию музыки. Мощь католической церкви и папства стала быстро увеличиваться: им было необходимо претворять в жизнь идею христианского миропорядка. Средством достижения этой цели была, например, унификация порядка богослужения.

Средневековые варганы (14 век).Варган представляет собой небольшой язычковый музыкальный инструмент.   в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку 

Из церковных песнопений стали изыматься народные мотивы, их так отшлифовывали или изменяли, что светское происхождение — вероятно от танцев — было больше не заметно. По крайней мере многие пытались найти сходство между ними. Чтобы это не удалось, и в конце концов не было раскрыто, даже сами короли и другие приближенные к Папе люди в свое „свободное время" не собирались отказываться от танцев и плясок.

Корнеты

Французские короли — Хлодвиг и его наследники — значительно расширили свое королевство, до Тюрингии на востоке, до Пиреней на юге, а на севере завоевали Галлию. Раннехристианская старогалликанская церковная музыка пока ещё изобиловала народными мотивами.В это время миссионерство привело в движение сложный ассимиляционный процесс: молебны и песнопения стали пересекаться с традиционными обычаями. Но и здесь светские песни в 6 и 7 веке существовали на незаконном положении, и так же, как язычество — выдавались за сатанинские.

Духовой орган

Но так просто, как это себе представляли Папы, всё это не было выполнено. В это время появились внутрикатолические распри Рима против Византии, которые сделали еще затруднительнее навязывание единомыслия в Европе. На юге с 711 года Испания была завоевана арабами, а с 831 года и Палермо на Сицилии.

Старинный ксилофон

Вместе с исламом на всю Европу в течение последующих веков оказывалось влияние новой культуры. С приходом мусульман также появились и новые инструменты: волынка и свирели, например, пришли с Ближнего Востока. Существование исламо-арабского влияния на Европу во всех сферах жизни бесспорно.

Клавесин

В то время как Папы стремились к уничтожению языческих и античных идей, арабы оберегали множество старинных рукописей из Древней Греции, которые на рубеже тысячелетий снова получили распространение. С ними появились новые или забытые старые идеи в теории музыки, которые до того времени могли представляться в качестве теории к объяснению божественного миропорядка на основе музыкальных знаний.

    

Лира,

монохорд,

цимбалы



          

Стал популярным басовый лад в музыке вышеупомянутых инструментов. То есть благодаря басовому ладу мелодии стали звучать с более низким басовым тоном — а позднее с целыми двумя продолжительными тонами — двумя басовыми ладами, как, например, у волынок. Это были самые ранние формы многоголосой музыки, и с 12 века эта техника стала заимствоваться из музыки шпильманов в религиозные песнопения, а потом её усовершенствовали для исполнения на оргáнах.

Волынка

Многоголосая музыка в рамках светской музыки уже давно нашла распространение, а отсюда следует, что Вальтер фон дер Фогельвайде в одной своей песне поёт о том, что ему «по старинке» следовало сопровождать терциями. В христианской теории музыки терция всегда очень ценилась, также как и диссонанс — а в народной музыке их было принято избегать.

 

Литавры и барабан
В настоящее время исполнителям средневековой светской музыки очень тяжело обнаружить расхождение дошедшей до нашего времени христианской теории музыки и музыкальной практики шпильманов — трудно понять, как музыка могла бы звучать и как её играли на самом деле. Чтобы найти на эти вопросы практически осуществимые ответы,  изучают первоисточники, а также такие тексты, в которых духовные лица обругивали светскую музыку, высказывались о распутстве танцующих, проклинали музыку странствующих музыкантов, а их инструменты запрещали...

   

Лютня

                                                                                                            Гусли

На самом деле можно увидеть волынщиков и легкомысленных танцовщиц на капителях соборов — но только снаружи! Они должны были напоминать о том, что им нечего делать в церкви. Однако именно такие фигуры, как и многочисленные изображения музыкантов и танцоров — доказательство распущенности музыки шпильманов в то время.

Мандолина и никельхарпа

Колесная лира

Флейта

Мелодии того времени можно найти в немногочисленных собраниях позднего Средневековья, таких как Carmina Burana, гейдельбергские, глогауэрские, лохамерские, иенские и берлинские книги песен. Существует несколько рукописей с чисто светской инструментальной музыкой — одним из важных источников является рукопись в Лондоне, которая была неоднократно переложена на современные ноты и затем опубликована, и сегодня из нее берут мелодии и мотивы почти все группы, играющие средневековую музыку (например, знаменитая песня Saltarello имеено оттуда). Эта музыка относительно молода — появилась не раньше чем в 13 веке; песни и мелодии французских трубадуров и труверов дошли до нас уже из 12 века.









Грандиозная сокровищница для всех — берлинская государственная библиотека, в которой хранятся по-настоящему ценные рукописи и вторичная литература 19 века.

Исследователи 19 века были очень предприимчивы. Их истолкованием средневековых песен и мелодий можно пользоваться с некоторой осторожностью, но их труд по поиску и переводу имеет очень большую ценность. Из этих книг было взято  много мелодий. По большей части там напечатаны только примеры нот, и в этих «пухлых» томах очень трудно найти «порядочные» мелодии.

Группа Corvus Corax, исполняющая средневековую музыку Amphi festival 2014





Кроме того многие музыканты всегда пробуют отыскать где-нибудь оригинал (чаще всего копию), чтобы сравнить его с переводом и понять, что же на самом деле написано в старых рукописях. Часто находятся отличия  вариантов от разных групп, что неудивительно и вполне законно.Музыканты Средневековья перенимали и запоминали мелодии в своих путешествиях, и отдельные части мелодий забывались или изменялись — например, французская мелодия могла быть переложена на немецкий текст — или автор мог допустить какую-либо ошибку, что часто встречается во многих копиях литературных трудов. 

Лютнист. Манускрипт XIII века
Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение, крупнейшими представителями которого являются Ноткер и Туотило), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса.

Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо). Средневековой музыке Европы посвятили свои труды многие музыковеды (в том числе Пьер Обри).

Запись знаменного пения крюками
В Восточной Европе и в Армении развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм. В Византии, Болгарии, Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое знаменное пение (знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари, стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот (крюки).

В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней Азии, Иран, Индия, Китай, Япония) формируется феодальная музыкальная культура особого типа. Её признаки — широкое распространение светского профессионализма (как придворного, так и народного), приобретающего виртуозный характер, ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами, достигающими, однако, высокой изощрённости в отношении мелодики и ритмики, создание весьма устойчивых национальных и межнациональных систем музыкального мышления, объединяющих в себе строго определённые виды ладов, жанров, интонационных и композиционных структур (мугама, макамы, раги и др.).

   
У славян средневековая музыка существовала как часть культуры скоморохов. Скоморохи — восточно-славянские средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглеры.

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVI века. В XVII—XVIII веках скоморошество как социальная группа постепенно исчезает, так как вызывает недовольство царской власти (указы "Стоглав" 1550г., "Об исправлении нравов и уничтожении суеверий" 1648г.), а также по причине изменения структуры общества (рост городов, закрепощение крестьянства) и музыкального инструментария. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

  

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. В процессе урбанизации, связанной во многом с петровскими преобразованиями полностью исчезают инструменты крестьянской песни (домра, волынка, гудок), уступая место городским инструментам (балалайка, затем гармонь, семиструнная гитара), а в аристократических кругах — некоторым западноевропейским (клавесин, виола, флейта). Соответственно, музыкальное искусство скоморохов вытесняется городской песней и различными формами академической музыки.


Монах Хукбальд (ок. 840—930) из бенедиктинского аббатства написал трактат De harmonica institutione («Об установлении гармонии», то есть музыки)

Отгер, граф Ланский (Х век) труд Musica enchiriadis («Учебник музыки»), где излагаются правила раннего многоголосия

Гвидо, бенедиктинец из Ареццо (Италия) (ок. 992—1050) изобрел нотоносец — систему линий, на которых записываются ноты.

Миниатюра из Большой Гейдельбергской рукописи XIII век

Средневековый метал

Средневековый метал (нем. Mittelalter metal, англ. Medieval metal) — поджанр фолк-метала, который объединяет хард-рок или метал со средневековой музыкой. Жанр возник в середине 90-х, благодаря экспериментам групп Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax. Он характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов.

Средневековая музыка Corvus Corax была названа «фолк-металом без метала» А теперь метал по-средневековому











In Extremo

Letzte Instanz (с 1996) ,



Tanzwut

В средневековом метале, наряду с характерными для жанра инструментами - гитарами, бас-гитарами и ударными, широко используются также традиционные народные инструменты. Наиболее распространены духовые инструменты, такие как волынка, флейта, шалмей и вистл. Многие группы используют в своем творчестве также струнные инструменты: скрипку, колесную лиру, никельхарпу и мандолину. Синтезатор в средневековом метале используется довольно редко, среди групп, имеющих или имевших элементы индастриал-метала в творчестве, можно выделить Tanzwut, Saltatio Mortis и In Extremo. Поскольку данный жанр зародился в Германии, большая часть песен исполняется на немецком языке. Однако коллективы также исполняют народные средневековые песни и баллады на латыни, французском языке, а также скандинавских языках.

Источники:

Музыкальная энциклопедия, S. 12044 (vgl. Музыкальная энциклопедия. Т. 3, S. 741—742)

Atlante storico della musica nel Medioevo, a cura di Vera Minazzi e Cesarino Ruini. Introduzione e conclusione F.Alberto Gallo. Milano: Editoriale Jaca Book, 2011; нем. перевод: Musica: geistliche und weltliche Musik des Mittelalters, hrsg. v. Vera Minazzi u. Cesarino Ruini. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2011; франц. перевод: La musique au Moyen Âge, ed. Vera Minazzi, Cesarino Ruini. Paris: CNRS éditions, 2011 (иллюстрированная история музыки Средневековья)

http://medmus.ru/

Серия сообщений "Музыкальные инструменты":
Часть 1 - Жестокий романс Португалии
Часть 2 - "Четыре струны в небе - контрабас"
...
Часть 45 - В последний день лета. Насекомые в музыке ;-)
Часть 46 - 🎹 ЧЕТЫРЕ РОЯЛЯ 🎶
Часть 47 - Готическая музыка
Часть 48 - Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
Часть 49 - Прелюдии Баха, прослушав которые становится ясно, что музыка - это магия

Рубрики:  Музыка/Рок в роке
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 10 пользователям

Буала   обратиться по имени Вторник, 13 Февраля 2024 г. 17:34 (ссылка)
Благодарю Майя, как всегда много интересной информации и замечательная подборка музыки, и баллад!
Хорошего вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 17:59ссылка
Добрый вечер,Лена.Спасибо за комментарий.Я очень люблю период средневековья,готческий стиль в архитектуре и соответственно во всех видах искусства и литературы.Это и романтический стиль в поэзии,рыцарсий роман,музыка,конечно.К сожалению во многом осовремененная,но хоралы исполняются по оригинальным текстам и музыке
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 18:12ссылка
А я в целом готический стиль не очень люблю, а вот музыку порой слушаю.
Таточка-Танюша   обратиться по имени Вторник, 13 Февраля 2024 г. 19:16 (ссылка)
Неожиданно... интересно было прочесть... Не все успела прослушать и хочу еще осмыслить. Спасибо Маечка. Забираю с благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 20:31ссылка
Благодарю,Таня.Я по каждому стилю делала муз.подборку.Сама люблю музыку Найтвиш(Nightwish),только не держатся вставленные видео
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 21:38ссылка
Видео то появляются, то исчезают, но главное все же можно посмотреть, а потом и в Инете пересмотреть. Мне очень интересно. Я люблю разную музыку постигать.. Классный пост.
ГалКон   обратиться по имени Вторник, 13 Февраля 2024 г. 20:57 (ссылка)
Привет, Майя! Спасибо большое! Многое из поста мне в нове, а некоторые моменты для меня, человека не имеющего даже начального музыкального образования, вообще как китайская грамота. Да если еще наложить сюда проблемы со слухом. Очень понравился рассказ о средневековых музыкальных инструментах. Некоторые из них видела в музеях, а о других узнала в первый раз.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
babeta-liza   обратиться по имени Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:05 (ссылка)
Благодарю, Майя! Очень интересно и познавательно. Обязательно послушаю. Пока забираю. У нас весь вечер стреляли, я поэтому поздно зашла и уже ухожу. Устала.
Уютного вечера и всех благ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:09ссылка
babeta-liza, Лиза, береги тебя Бог!
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:16ссылка
Благодарю, Галя! Сейчас тихо. Даже Моцарт не пошел гулять, испугался...
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:24ссылка
babeta-liza, бедненький Моцарт. У меня собачка ужасно боится грозы и даже завывания вьюги за окном. А здесь практически обстрелы. Храни вас Бог.
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:27ссылка
Да, он очень боится шума. Доброй ночи Галя!
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:27ссылка
Спасибо,Лиз.Что тут скажешь,только одно,затемните свет ,берегите себя.Наготове все документы,при вас в шаговой доступности,тревожный чемоданчик с самым необходимым и сух паек на пару дней.Вода.Вот это все должно быть не в доме.Все держите наготове,не разбирая.Я это все проходила,когда с первым мужем служили на границе с Афганом,еще задолго до начала войны ,регулярно нас обстреливали пакистанские наемники под руководством ЦРУ,толкая СССР к военным действиям.Мы там были с 1975 г,а в 79 началась война,мужчин направили туда,а семьи вывезли гоубоко в тыл...Муж не вернулся
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:30ссылка
Благодарю, Майя! У меня давно такой чемоданчик готов. Я это тоже знаю.
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:31ссылка
Держитесь,не паникуйте.Все будет хорошо.А дочка где живет?
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:34ссылка
Мы не паникуем...уже привыкли.А дочка в Москве, переживает за нас, все хочет поближе к себе перевезти нас, но мы против...
Все убегаю спать...
Galyshenka   обратиться по имени Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:22 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Красивая музыка, очень ритмичная необычная. С удовольствием послушала.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Февраля 2024 г. 23:32ссылка
Спасибо,Галя.Многие мелодии родом из средних веков
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку