Творческий портрет Арама Ильича Хачатуряна.К 120- летию со дня рождения (ч. 4) |
![]() | Трудно представить, что столь разных по возрасту и эмоциональному строю людей связывают долгие личные и профессиональные отношения. Неудавшийся виолончелист Хачатурян и гений игры на этом инструменте Ростропович особенно сблизились, когда в судьбе каждого из них наступили «грозовые времена». Арама Ильича в период застоя начинают забывать, а Мстислава Леопольдовича вместе с женой Галиной Вишневской вынуждают к эмиграции. Последним сочинением Хачатуряна стала соната для виолончели соло. |
![]() | Мстислав Леопольдович потом вспоминал, как оттаивала душа Арама Ильича на родине предков, как он любовался сочными пейзажами, будто бы сошедшими с картин его старинного приятеля, художника Мартироса Сарьяна(1880-1972) . Хачатурян ловил взгляды прохожих. Сильно расстроился, когда на улице его не узнал мимо проходящий старик. Арам Ильич тут же вспомнил, что на заре карьеры в Ереване его считали московским композитором, а в столице, наоборот — ярким представителем армянской музыкальной культуры. Неужели за сорок с лишним лет творческой карьеры он не смог доказать, что писал музыку для всех людей? |
Он не представляет, как и, главное, зачем разрывать эту цепь событий. Композитор с волнением смотрит, как расстаётся с блестящим прошлым и настоящим Ростропович, выезжая из квартиры на улице Огарёва, 13. Здесь они вместе жили больше 10 лет. Хачатурян с немым ужасом наблюдает, как обитатели элитарного дома делят дорогую мебель из освобождающихся стометровых «хором» Ростроповича и Вишневской.В толпе безмолвно стоит Шостакович, товарищ Хачатуряна с предвоенных лет. Дмитрий Дмитриевич поскорее хочет покинуть постыдное место. У него давно выработалась привычка заглушать неприятности работой над новым сочинением. Арам Ильи никогда не понимал, как такое возможно. Но в этот раз решил последовать примеру коллеги. | ![]() А.Хачатурян и М.Ростропович. 1968 |
![]() | - Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время виолончель? - спросили как-то у Ростроповича. - Потому что я ее полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово "виолончель" - мужского рода. Я был потрясен! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, то неизвестно, какой бы инструмент я выбрал... |
Серия сообщений "Грузия, Армения, Азербайджан":
Часть 1 - Зарделась, как маков цвет...
Часть 2 - Цветущий Баку
...
Часть 30 - Ичери Шехер - 3
Часть 31 - Ичери Шехер - 4
Часть 32 - Творческий портрет Арама Ильича Хачатуряна.К 120- летию со дня рождения (ч. 4)
Рубрики: | история/Жизнь Замечательных Людей Музыка/Классическая музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |