-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234440


Маленькие шедевры для фортепиано с оркестром

Воскресенье, 22 Октября 2023 г. 09:35 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора 🎼 Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования. 🎼 Аристотель
В истории музыки существуют миниатюрные произведения для инструмента с оркестром, которые, обладая большой художественной ценностью, не пользуются, тем не менее, популярностью.
Речь пойдет о двух таких маленьких жемчужинах музыкального искусства. Оба произведения были написаны французскими композиторами, жившими в XIX и XX веках. Эпохи совсем разные, и произведения, следовательно, совершенно не похожи друг на друга.

Свою симфоническую поэму "Джинны" Сезар Франк (1822-1890)сначала мыслил как чисто оркестровое сочинение без фортепиано. Но позже одна весьма известная и влиятельная во Франции пианистка попросила безотказного и добросердечного композитора специально для нее вписать в сочинение фортепианную партию. Франк исполнил эту просьбу, однако написал настолько неудобно, что этой пианистке пришлось отказаться от премьеры. Сам композитор почему-то довольно прохладно относился к "Джиннам".

И напрасно: такой красочной, живой изобразительности могли бы позавидовать даже Дебюсси и Равель, пусть это и романтическое, а не импрессионистское произведение, в котором джиннам, условно говоря, противопоставлен человек. Поэма Франка - это настоящая восточная сказка, сочинение уровня "Шехерезады" Римского-Корсакова. Тем не менее почти все великие пианисты прошлого века обходили ее стороной. Все, кроме Святослава Рихтера, сделавшим замечательную запись с Кириллом Кондрашиным в 1952 году.




Святослав Рихтер, фортепиано
Кирилл Кондрашин, дирижер

Мастер образности, Рихтер играет с такой страстью и мощью, что временами кажется, будто он сносит оркестр, а не оркестр - его. При этом его игра лишена какой-либо грубости, прямолинейности. "Джинны", несомненно, одна из самых огненных (притом довольно ранних) записей пианиста. Поражает и то, насколько чувственно и вместе с тем строго, возвышенно звучит у него тема-мольба после первой кульминации, когда стихает первая волна ярости джиннов. Ну и, конечно же, сама тема отличается божественной красотой.

Прообразом для "Джиннов" послужило одноименное стихотворение В. Гюго из сборника "Восточные мотивы". Джинны — в трактовке Гюго — ночные духи, мрачное порождение тьмы и бездны. Вызывая своим появлением ураган, они надвигаются на человека, подобно черному смерчу, несущему гибель. Два образа противопоставлены в поэме: наваждение и облик человека, сопротивляющегося ему. Завывания бури и вопли джиннов, усиливающиеся по мере их приближения, переданы в оркестровой интродукции: "Вопль бездны! Вой! Исчадия могилы! Ужасный рой, из пасти бурь вспорхнув, Вдруг рушится на дом с безумной силой. Все бьют крылом, вонзают в стены клюв". Протестующе-страстные интонации вступающего фортепиано подобны могучему слову, силой которого человек пытается остановить разбушевавшуюся стихию. Непрерывно нарастающая волна развития достигает апогея в моменте максимальной ярости Джиннов. Разительный контраст составляет лирическая тема, идущая на его фоне у фортепиано. Необычайно выразительная, полная мольбы мелодия звучит с беспокойством и тревогой. Постепенно тема смягчается, мелодия фортепиано делается спокойнее, как бы доверчивее и затем становится ведущей - приходит временное просветление и успокоение, как бы предвосхищающее перелом. Еще раз — теперь последний — вспыхивает порыв урагана, но более слабый. Джинны удаляются.

*****



Совсем иное по характеру Концертино для фортепиано с оркестром Артюра Онеггера(1892-1955), написанное в 1925 году. Это яркое, остроумное, чрезвычайно подвижное произведение, раскрепощенные ритмы которого будто говорят о нарастающем движении человеческой жизни. Как если бы трамвай, застывший на потрепанной фотографии 20-х годов прошлого века. Или немного хаотичная толпа людей на входе в мюзик-холл. Никакой патетики и виртуозности романтизма здесь нет и в помине, это настоящая музыка XX столетия.

В Концертино, пожалуй, наибольший интерес представляет даже не столько фортепианная партия, незамысловатая, прозрачная, хотя и довольно эффектная, сколько тонко организованное взаимодействие духовых инструментов, их тембры, напоминающие звуки джаза того времени. Особенно хороша средняя медленная часть, где взволнованная лирическая мелодия на фортепиано обрамлена дуновениями перекликающихся духовых и струнных. Отголосок этого Ларгетто можно услышать в Концерте Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром, написанном семью годами позже, в 1932 году. Важную роль играют ритмы, напоминающие атмосферу некоторых произведений то Прокофьева, то Равеля (как известно, любивших джаз).

Концертино Онеггера длится еще меньше, чем "Джинны" Франка - около 10 минут, и очень жаль так быстро с ним расставаться. Великолепна запись Бориса Крайни в содружестве с дирижером Зденеком Кослером - ударная, но при этом негрубая, яркая игра на рояле, и весьма сочный оркестр. Духовые звучат замечательно, и по темпам, похоже, идеальное попадание.




Allegro molto moderato - Larghetto sostenuto - Allegro


Остается лишь гадать, почему эти миниатюры не популярны у музыкантов, которые редко их исполняют. Можно, конечно, предположить, что из-за сочетания краткости и достаточно большого состава оркестра их невыгодно исполнять на концертной сцене, но ведь есть звукозапись. Поэтому единственным ответом на этот вопрос может быть короткая реплика: "Так получилось". Впрочем, две упомянутые выше записи могут дать достаточные представления об этой музыке.

https://rg.ru/2013/04/12/fortepiano-site.html
http://intoclassics.net/news/2014-05-29-26629

Концертино - (итал. concertino, буквально — маленький концерт)музыкальное сочинение для солиста с сопровождением оркестра.
Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
Музыка/История известных произведений
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Буала   обратиться по имени Воскресенье, 22 Октября 2023 г. 17:40 (ссылка)
Благодарю, Людмила!
Интересно!
Хорошего вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Октября 2023 г. 19:37ссылка
Лена, благодарю за пожелание!

А музыка поэмы Сезара Франка также переменчива, как осенняя погода...
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 22 Октября 2023 г. 22:01 (ссылка)
Благодарю Люда! Уютного осеннего теплого вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 23 Октября 2023 г. 10:39ссылка
Лиза, осень люблю, даже в ее ненастной погодой.
mari_tais   обратиться по имени Вторник, 24 Октября 2023 г. 06:41 (ссылка)
Благодарю!
Чудесного настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку