Понедельник, 16 Октября 2023 г. 19:55
+ в цитатник
liudmila_letoвсе записи автора
…Хороший композитор всегда умеет совмещать собственный профессионализм с той жизнью, которой живут обычные люди. Он не имеет права быть снобом, должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несётся из окон и звучит на танцплощадках. Иначе его не поймут.
Г. Гладков
Прощальная песня из к.ф."Обыкновенное чудо"
музыка-Геннадий Гладков, слова-Юлий Ким,
Ушел из жизни легендарный композитор.Ушел из жизни человек, подаривший целому поколению самое настоящее детство. На 89-м году жизни не стало автора музыки к сотне советских мультфильмов, фильмов и спектаклей...
Геннадий Игоревич Гладков
(18 февраля 1935 — 16 октября 2023)
Народный артист Российской Федерации (2002).
Музыка у Геннадия Гладкова была в генах. Его отец Игорь Гладков был великолепным аккордеонистом и пианистом - выступал в ансамбле Александра Цфасмана. Дед работал аккомпаниатором у певицы Лидии Руслановой и собирал для нее народные песни. Дядя был виртуозным перкуссионистом… Ну, а сам Гена посещал музыкальную школу при консерватории и заодно пел в хоре.
Страшно подумать, но в юности он практически отказался от карьеры композитора: по основному образованию зачем-то стал химиком, а потом отправился работать на завод. И трудился там целый год. Только потом понял, что музыка не отпускает, сдался и подал документы в музыкальное училище…
Потом он окончил консерваторию, и чуть не ушел в преподавательскую деятельность. Как и в случае с химией, ничего не получилось: музыка снова о себе напомнила. В общем, в середине 60-х он приступил к первой своей большой работе - музыке к спектаклю «Волшебник Изумрудного города» (так получилось, что именно эта книжка была у него в детстве любимой). Вскоре все это вышло на пластинке, которая прекрасно продавалась.
Но успех «Волшебника…» - ничто по сравнению с триумфом «Бременских музыкантов», появившихся через несколько лет. Когда режиссер Инесса Ковалевская предложила Гладкову поработать над мультфильмом, именно он выбрал в качестве материала сказку братьев Гримм об осле, петухе, псе и коте, решивших податься в музыку. К животным быстро добавились персонажи-люди, поэт Юрий Энтин (уже ставший постоянным гладковским соавтором) и актер Василий Ливанов написали либретто… И вскоре родился мультфильм, музыка из которого золотыми нотными знаками выбита в душах людей, рожденных в СССР.
Между прочим, в одном из интервью Геннадий Игоревич рассказывал: «Тогда у меня была страшная ситуация, незадолго до этого умер наш трехмесячный сын. И после этого жуткого падения во тьму «Бременские музыканты» были отдушиной, спасением…» Трудно, конечно, поверить, что его солнечная музыка родилась на фоне трагедии, - и тем не менее, это так.
Интересно, что первая пластинка с музыкой из «Бременских музыкантов» разлеталась со свистом («У нас как только план подходит к концу квартала, мы сразу выбрасываем “Бременских” и закрываем все наши потери» - говорили Гладкову на фирме «Мелодия»), а с продолжением, «По следам Бременских музыкантов», возникли сложности. Не в творческом плане, - просто почему-то сиквелу популярнейшей сказки начали ставить палки в колеса. Муслима Магомаева настоятельно отговаривали от того, чтобы исполнять партию Трубадура («Ведь вы серьезный певец, зачем вам это?»), пластинку с песнями не хотели выпускать (и выпустили лишь когда в ее защиту выступил Тихон Хренников, сказавший «У меня внук кашу не ест, пока не поставишь ему музыку из «Бременских»!»)
У него было еще несколько выдающихся мультфильмов («Малыш и Карлсон», «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Голубой щенок», «Очень синяя борода», «38 попугаев»). Но невозможно не вспомнить о его музыке для художественного кино, в первую очередь - о сотрудничестве с Марком Захаровым. Оно началось с забытого ныне фильма «Стоянка поезда - две минуты», продолжилось музыкальным спектаклем «Проснись и пой» в Театре сатиры и «Тилем» в «Ленкоме». А самое главное - это «12 стульев», «Обыкновенное чудо» и «Формула любви».
Музыка Геннадия Гладкова
из советских фильмов и мультфильмов (1988)
Лентелефильм
Геннадий Игоревич рассказывал, что работать с Марком Захаровым было очень трудно. Тот не имел специального музыкального образования, но прекрасно чувствовал музыку, а еще лучше чувствовал театр и кино. Поэтому сидел рядом с Гладковым прямо в процессе сочинения композиций, выступая в роли зрителя, который потом будет реагировать на ту или иную мелодию. Он сразу оценивал то, что получилось, говорил Гладкову, рождает мелодия мгновенный отклик в душе или нет. Это иногда казалось почти пыткой. Но именно так родились «Давайте негромко, давайте вполголоса…», «Ах, Рио, Рио», «Белеет мой парус, такой одинокий» и множество других чудесных песен и волшебных мелодий. К слову, «Обыкновенное чудо» Гладков потом называл своей любимой работой. А «Уно моменто» в «Формуле любви» исполнил в дуэте с Александром Абдуловым за Семена Фараду, который записаться не смог. Помогло хорошее владение вокалом, - вспомним детские упражнения в хоре. (Кстати, Геннадий Игоревич пел и за Короля во второй серии «Бременских музыкантов»; «состоянье у тебя истерическое, скушай, доченька, яйцо диетическое» - это его вокал).
За 88 лет он успел невероятно много. «Джентльмены удачи», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Собака на сене», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Благочестивая Марта», «После дождичка, в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов»… И все это - только вершина айсберга: были десятки других картин, коротких и длинных, анимационных и игровых. И это не говоря о «серьезной» музыке, оставшейся для широкого слушателя в тени его гениальных песен.