Ева Гонсалес Портрет кисти Эдуарда Мане
Ева Гонсалес (19 апреля 1849, Париж — 5 мая 1883, Париж) — французская художница-импрессионистка.
![](https://uploads3.wikiart.org/images/eva-gonzales/portrait-of-a-woman-in-white.jpg!Large.jpg)
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5086979/pub_60e2e532f0ef723441e87a8b_60f0e0fb72494866a9f91ef9/scale_1200)
История Евы Гонсалес, пожалуй, типична для тех времен, когда художницам приходилось бороться за признание в мире «мужского» искусства. Как и другие художницы-импрессионистки, она была вынуждена противостоять недоверию и жестокой критике, искать темы, неинтересные мужчинам, преодолевать отношение к ней как к «обычной натурщице» и «неумелой подражательнице», выходить из тени знаменитых учителей… Однако в случае Гонсалес все это приобретает особенно драматичный оттенок: путь от начинающей художницы, ученицы и модели Мане, к яркой фигуре импрессионизма она прошла с головокружительной скоростью. Ей было отмерено всего тридцать четыре года жизни…
Утреннее пробуждение. 1876. Кунстхалле. Бремен
Ева Гонсалес родилась 19 апреля 1849 года в Париже. Выросла в музыкальной семье; её отец Эммануэль Гонсалес, испанец по происхождению, был писателем, а мать, родом из Бельгии, занималась музыкой. В салоне семьи бывали Теодор де Банвиль и директор газеты «Siècle» Филипп Журде.
![](https://pictures.abebooks.com/inventory/22386378271.jpg)
Отец-Emmanuel Gonzalès -- французский писатель и драматург.
Ева Гонсалес родилась в Париже, в семье испанского писателя Эммануэля Гонсалеса. Ее отец был основателем Общества литературы, а потому с ранних лет Ева была хорошо знакома с представителями богемной жизни Франции тех лет.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Eva_Gonzales_-_La_Plante_favorite.jpg)
К любимым растениям
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/Eva_Gonzales_-_Le_Moineau.jpg)
Воробей
Те, чьими романами зачитывалась вся Европа, были для нее всего лишь отцовскими приятелями. Она росла под шумные дискуссии о новых веяниях в литературе, под бурные споры о судьбе искусства.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Eva_Gonzales_-_Portrait_de_Jeanne_Gonzales.jpg)
Портрет сестры Жанны Гонсалес
В 1865 году в возрасте 16 лет Ева Гонсалес приступила к обучению графике и живописи в мастерской художника Шарля Шаплена, у которого обучались исключительно ученицы-женщины. В 1869 году она перешла в собственное ателье.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Eva_gonzales_au_bord_de_la_mer113907%29.jpg/800px-Eva_gonzales_au_bord_de_la_mer113907%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_L%27Espangole_%28Portrait_de_la_modiste%29.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_L%27Espangole_%28Portrait_de_la_modiste%29.jpg)
Ева Гонсалес .На берегу моря Портрет модистки
В шестнадцать она начала заниматься живописью под руководством портретиста Чарльза Чаплина, настоящего мастера пастели.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Demoiselle_d%E2%80%99honneur.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Demoiselle_d%E2%80%99honneur.jpg)
Ева Гонсалес — Фрейлина
Благодаря Альфреду Стевенсу она познакомилась в 1869 году с Эдуардом Мане и стала его ученицей. К этому времени относится портрет Евы Гонсалес, написанный знаменитым художником, где она изображена сидя у мольберта с натюрмортом.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Edouard_Manet_Eva_Gonzales.jpg/800px-Edouard_Manet_Eva_Gonzales.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Eva_Gonzales%3B_%27Mille_Vue_%27_%28Thousandth_Look_%29_self-portrait..JPG/800px-Eva_Gonzales%3B_%27Mille_Vue_%27_%28Thousandth_Look_%29_self-portrait..JPG)
Портреты Гонсалес кисти Мане
В 1870 г. она участвовала в Парижском салоне со своей картиной «Горнист», которая получила положительную критику. В этой картине, как и во многих других работах этого периода, отчётливо прослеживается влияние Мане. Для раннего этапа творчества художницы характерно преобладание тёмных цветов палитры и резкая контрастность.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Eva_Gonzales_-_Enfant_de_troupe.JPG)
Горнист. 1870. Вильнёв-сюр-Ло
«Горнист» считается ответом Гонсалес на картину Мане «Курильщик». В течение последующих лет Ева Гонсалес регулярно принимала участие в Парижском салоне.
![](https://sr.gallerix.ru/_EX/1940691011/5335.jpg)
Мане «Курильщик».
Мане неохотно брал учеников и редко обсуждал с кем-то свои творческие планы. Его закрытость была вполне объяснима: художник тяжело переживал разгромную критику в свой адрес. Его живопись называли грубой мазней, а выбор сюжетов – безвкусным и нелепым.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5d/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Mari%C3%A9e_%28Jeanne_Gonzal%C3%A8s%29.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Mari%C3%A9e_%28Jeanne_Gonzal%C3%A8s%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ce/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_femme_en_rose.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_femme_en_rose.jpg)
портреты пастелью
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Le_lecture_au_jardin.jpg)
Ева Гонсалес – Чтение в саду
Однако что-то такое было в этой девушке, что заставило его раскрыть перед ней все секреты мастерства. Он был захвачен ее образом, ее живым интересом, ее стремлением к живописным экспериментам, но само это знакомство, многому научившее Еву, и сыграло с ней злую шутку.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/13/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_White_Shoes.jpg)
Белые туфли. 1879-1880. Частная коллекция
Мане написал ее портрет – холодный, декоративный, где она, в белом платье и несколько нарочитой позе, застыла у мольберта
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/The_Bouquet_of_Violets_MET_Wrightsman118-CROP.jpg/800px-The_Bouquet_of_Violets_MET_Wrightsman118-CROP.jpg)
Букет Фиалок
. Цветы на полу, жесткий завиток волос, бесстрастное лицо, как у античной статуи… Да кто же пишет в таком виде, в таком наряде? Кто так держит кисть?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_The_Milliner.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/Gonzal%C3%A8s_-_La_Matin%C3%A9e_rose%2C_1874%2C_RF_12299%2C_Recto.jpg)
The Milliner Розовое утро
Сразу понятно – очередная пустоголовая красотка, покорившая сердце взрослого мужчины. Именно это впечатление помешало многим критикам увидеть в Гонсалес самостоятельную художницу на той самой выставке, где был представлен и ее портрет, и ее работы.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_de_Jeanne_Gonzal%C3%A8s_%28CR_41%29.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_de_Jeanne_Gonzal%C3%A8s_%28CR_41%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Mari%C3%A9e.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_Mari%C3%A9e.jpg)
Портрет сестры Мария
Ева, кстати, не осталась в долгу и ответила на этот искусственный портрет серией… автопортретов, показав «Еву глазами Евы», взгляд женщины на саму себя без мишуры и приукрашивания.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7d/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_de_Madame_E._G._%28Emmanuel_Gonzal%C3%A8s%29%2C_m%C3%A8re_de_l%E2%80%99artiste.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_de_Madame_E._G._%28Emmanuel_Gonzal%C3%A8s%29%2C_m%C3%A8re_de_l%E2%80%99artiste.jpg)
Ева Гонсалес - Портрет мадам Э.Г. (Эммануэль Гонсалес), матери художницы
Картина «Мадемуазель Э.Г.» и Мане обсуждалась больше, чем творчество Гонсалес, на ее собственной ретроспективе 1885 года (спустя два года после смерти) и на выставке ее работ в Галерее Дабер в 1950 году.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Eva_Gonzal%C3%A8s.jpg)
«Альбом портретов-визиток Эдуарда Мане»
Гонсалес была единственной ученицей Мане, переняла у него некоторые живописные приемы, и это было еще одним пунктом обвинения: всего лишь подражательница.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_de_jeune_fille_%28CR_7%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Sous_le_berceau_%28Honfleur%29.jpg)
Ева Гонсалес
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Les_oseraies_%28Ferme_en_brie%29.jpg/1024px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Les_oseraies_%28Ferme_en_brie%29.jpg)
Ева Гонсалес - Розовые рощи (Ферма в Бри)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Bateau_%C3%A0_mar%C3%A9e_basse.jpg/1280px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Bateau_%C3%A0_mar%C3%A9e_basse.jpg)
Ева Гонсалес – Лодка во время отлива
Однако позднее искусствоведы и критики изменили мнение о работах Евы Гонсалес. Во-первых, она, как более известные Берта Моризо и Мэри Кассат, выбирала специфически «женские» темы, обращаясь преимущественно к частной жизни женщин и образам детей.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/08/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Branches_de_p%C3%AAches.jpg)
Персики
Периодически она писала натюрморты, небольшие, камерные, словно выхваченные быстрым взглядом в интерьере комнаты – небрежные букеты цветов, балетные туфельки… Пейзажной живописи она посвятила время лишь в Дьеппе, куда уехала во время франко-прусской войны. Обычно женщины в то время не писали городские этюды на пленэре – это привлекало слишком много внимания посторонних и было небезопасно.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Dans_les_bl%C3%A9s_%28Dieppe%29.jpg/1024px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Dans_les_bl%C3%A9s_%28Dieppe%29.jpg)
В пшенице (Дьепп)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Joueuse_de_harpe.jpg)
Ева Гонсалес - арфистка
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_La_femme_en_bleu.jpg)
Ева Гонсалес — Женщина в синем
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Le_chignon.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Le_chignon.jpg)
Ева Гонсалес - Булочка
Сама художественная оптика Гонсалес была очень феминной, мягкой, чувственной, а ее полотна – воплощением женского взгляда на все те образы, которые она выбирала для своих работ. Несмотря на то, что Гонсалес упрекали в перенятой у Мане грубости живописной манеры, ее работы отличает сдержанная, как бы «стертая» палитра и стремление к сохранению контуров. Мане, в отличие от нее, со временем перешел к ярким, подчас режущим глаз оттенкам. Удивительно, но одна из ее работ, представленная на парижском Салоне, описывалась как «полная мужской энергии» и… вызвала сомнения в подлинности!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/33/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_le_th%C3%A9.jpg)
Ева Гонсалес - чай
Со временем у Евы Гонсалес появились и свои почитатели. Большим поклонником ее работ был писатель Эмиль Золя. Кроме того, ее активно поддерживала Мария Дерайсмес - личность удивительная, активная сторонница борьбы за права женщин, искусствовед, представительница масонского движения.
Несмотря на то, что Еву Гонсалес относят к импрессионистам, да и сама ее живопись использует однозначно импрессионистские методы, ни в одной из выставок самого объединения она участия не принимала.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Paysage_de_Toscane_d%E2%80%99apr%C3%A8s_Corot.jpg/1920px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Paysage_de_Toscane_d%E2%80%99apr%C3%A8s_Corot.jpg)
Ева Гонсалес – Пейзаж Тосканы по Коро
Постоянными моделями Евы были два человека – ее сестра Жанна и гравер Анри Шарль Жерар. Они познакомились в 1876 году, три года были помолвлены, дружили со многими художниками тех лет. Художница начала экспериментировать с пастелью, ее работы стали легче, прозрачнее. Важной вехой того времени стала покупка ее пастелей газетой L'Art и признание в Англии, Бельгии и Франции.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/db/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Prunes%2C_raisins_et_verre_d%27eau.jpg)
Ева Гонсалес – Сливы, виноград и стакан воды
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Nature_morte_aux_deux_p%C3%AAches_avec_raisins.jpg)
В 1883 году Ева ждала ребенка и наслаждалась наконец-то обретенной славой и принятием со стороны критиков. К этому времени она успела принять участие во многих крупных и значимых выставках, заслужив признание как настоящая художница, а не слабая последовательница гения. Во время родов она умерла от эмболии – в тридцать четыре года, оставив после себя осиротевшего сына и почти девяносто работ.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_%28CR_104%29.jpg/800px-Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Portrait_%28CR_104%29.jpg)
портрет
Во время франко-прусской войны и Парижской коммуны Ева Гонсалес находилась в Дьепе, где посвятила себя пейзажной живописи. К 1872 года она сумела создать свой собственный стиль, и её полотна стали красочнее. Хотя Еву Гонсалес и относят к импрессионизму, она не принимала участие ни в одной из групповых выставок этих художников. Ева Гонсалес часто писала женские портреты, а также натюрморты и пейзажи. Творчество Евы Гонсалес было также оценено Закари Астрюком и Эмилем Золя.
В 1879 году она сочеталась браком с другом Мане графиком Анри Гераром
После рождения сына Ева Гонсалес умерла 5 мая 1883 года от эмболии.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/47/Eva_Gonzal%C3%A8s_-_Pivoines_%28CR_68%29.jpg)
букет
После ее смерти Жерар (кстати, женившийся впоследствии на той самой Жанне, ее сестре) и отец Евы сделали все, чтобы о Еве не забыли. Они организовали ее посмертную выставку, часть работ была продана в частные коллекции уже тогда, еще часть ушла с молотка на аукционах. Еще две крупные выставки работ Гонсалес проводились в 1907 году и в пятидесятых. Некоторые картины были приобретены правительством Франции, но, конечно, большая часть сохранилась в коллекции ее сына и его наследников. И, как бы то ни было, сегодня никто не назовет Еву Гонсалес «просто ученицей Мане».