-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234277


История Московского Кремля(3):Успенский Собор

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 11:57 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Девять веков стоит на земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст, смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый период ее многовековой истории, каждый поворот ее сложной судьбы оставили свой неизгладимый след. Это место - Московский Кремль.

 
На протяжении многих столетий. И сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX столетий. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля - златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.
 

           южный фасад                                                             

 Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

 
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров

. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Вид с восточной стороны (на алтарные апсиды)



Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года)
 

1.Западный портал. Вход
2.Поминальный крест под киотом-навесом на месте захоронения митрополита Ионы
3.Южный портал
4.Фрески на южном фасаде с изображениями святителей
4.Придел в честь Похвалы Богородицы
5.Юго-западный столп
6.Юго-восточный столп
7.Северо-восточный столп
8.Алтарная преграда и иконостас
9.Киот для иконы Богоматерь Владимирская
10.Надгробия патриархов и митроплитов
11.Шатер для хранения священных реликвий
12.Царское моленное место – Мономахов трон
13.Патриаршее моленное место

Фрески при входе в Успенский собор 

северный фасад

Первое упоминание Успенского собора в летописях связано с похоронами Юрия Даниловича, павшего в Орде от руки тверского князя Дмитрия, отомстившего за смерть своего отца Михаила. Тело Юрия перенесли из Орды в деревянном гробу и "положиша его во церкви святыя Богородица честнаго Успения, во приделе святого Димитрея" (Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы. М. 1913, с. 197 цит. по Бусева-Давыдова с. 16).При реставрации в 1913 году при вскрытии пола в алтарной части обнаружили склеп, который был сочтен гробницей Юрия Даниловича. При раскопках внутри и вокруг современного Успенского собора было обнаружено большое количество могил, как богатых, так и бедных, самые ранние из которых относятся к XII веку. Самые богатые могилы находятся под центральной частью современного собора, так что вполне возможно что в XII веке на этом месте уже стоял деревянный собор.Идею строительства нового собора брату Юрия Ивану Калите подал митрополит Петр. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года.

В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу. Она недолго оставалась пустой, святитель не дожил до освящения собора. Преемник Петра, Феогност, в 1329 году основал в его память придел - пристройку с северо-востока с престолом, посвященным празднику поклонения веригам апостола Петра (Петроверигский придел).

Положение ризы Господней царем Михаилом Федоровичем Романовым и его отцом патриархом Филаретом. Икона. Конец XVI – начало начало XVII века. Дерево, тепера. 

Эти вериги чудесным образом упали с апостола, заключенного в темнице, когда его освободил ангел. Апостол Петр был святым покровителем Петра-митрополита. Еще один придел - Похвалы Богоматери - был устроен в 1459 митрополитом Ионой в благодарность за помощь Богородицы при битве молодого Ивана III с татарским ханом Седи-Ахматом. Успенский собор Калиты стоял на самой высокой точке Кремлевского холма и получил прозвание "что в Маковце".

Александр Литовченко (1835-90). Молодой царь Алексей молится перед мощами митрополита Филиппа в присутствии патриарха Никона.

Простояв около 150 лет, белокаменный собор Калиты обветшал. От пожаров белый камень обгорал и крошился, стены становились непрочными. После очередного пожара летом 1470 года собор практически развалился и решено было строить новый.

Годуновская псалтирь. Москва, 1594. РГБ. Ф.218. №78 Входит в группу из 11 лицевых псалтырей, выполненных в 1594 г. по заказу боярина Дм. Ив. Годунова для вкладов в разл. монастыри.

Этот собор заложил митрополит Филипп весной 1472 года. Строить собор пригласили мастеров Кривцова и Мышкина, о которых ничего, кроме фамилий, неизвестно. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора

Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши и туда были помещены мощи московских святителей - Петра, Киприана, Фотия и Ионы.Возле гробницы Петра в алтаре строящегося здания поставили временную деревянную Успенскую церковь, чтобы не прекращать службы. Именно в этой временной церкви 12 ноября 1473 г. произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог.

 
Весной 1474 года стены были готовы и мастера начали выкладывать своды, когда обрушилась вся северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют "трус" - землетрясение. Иван III пригласил в качестве экспертов псковских мастеров, которые причиной разрушения назвали "неклеевитую" известь. При раскопках во второй половине XX века на поверхности кладки столбов были обнаружены подтеки, что подтверждает жидкую консистенцию известкового раствора, применявшегося Кривцовым и МышкинымПри раскопках в 1968 году были обнаружены остатки нескольких каменных зданий, предшествующих современному собору. Федоров В.И. и Шеляпина, проводившие раскопки, относили их к трем зданиям - собору Кривцова и Мышкина, собору Калиты и церкви предположительно конца XIII

 

Вначале Иван III предложил заняться возведением храма псковским мастерам, которые исследовали причину обрушения собора, но те отказались. Тогда было дано поручение русскому посольству Семена Толбузина найти и пригласить архитектора в Италии. Итальянские мастера в то время были крайне популярны в Европе - они строили в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Семен Толбузин за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти.Биография Фиораванти с большой полнотой прослеживается по документам. Он происходил из семьи болонских архитекторов, родился около 1420 года и у себя на родине был известен скорее как инженер, чем как архитектор.В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Остатки стен собора Кривцова и Мышкина были разобраны всего за неделю. Он обложил стены хворостом, поджег и после разбил тараном потерявший свою прочность после обжига известняк.

ковчег Ионы Московского  

Надгробия в Успенском соборе Кремля

Успенский собор был завершен в 1479 году. "Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви, видети бо бяше ея мало отступив кому, яко един камень" (Цитирую по Клоссу и Назарову).Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор.Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения.

Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест).
Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора

 

Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене.Еще более осложнила задачу Фиорованти необходимость построения апсид, без которых не мог обойтись православный храм. В итоге зодчий вышел из положения, сделав апсиды глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми в восточную часть здания. Кроме того, с боков снаружи их прикрывают небольшие стенки (выступы угловых лопаток). Самих апсид пять.Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и приделы (Поклонения веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского), существовавшие у храма предшественника



Это пятиглавие в Успенском соборе сдвинуто к востоку в соответствии с традицией, при которой основной световой барабан размещался над амвоном. Как средний, так и угловые барабаны в соборе расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. В итоге центричность композиции присутствует лишь во внешней композиции здания, в его завершении, где средний барабан господствует своими размерами над угловыми. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. 

   

В настоящее время Успенский собор вместе с куполами и алтарными полукружиями покрыт медными кровлями по металлическому каркасу из полосового железа кузнечной работы. Тип покрытия приближается к позакомарному, однако все соборные кровли имеют искусственное повышение к центру для лучшего отвода воды. Под кровлями - обширные чердаки. Эти кровли, за исключением несколько раз менявшегося самого медного покрытия, относятся к 1683 г.Первые фрески появились в соборе через два года после построения храма, в 1481 г.. когда были расписаны алтарная преграда, Петроверигский и Похвальский приделы. В 1513-1515 гг. храм был украшен росписью полностьюЧасть росписей 1481 г. дошла до наших дней, фрески же начала XVI века были полностью переписаны в 1642-1643 гг. Однако содержание фресок не изменилось: согласно царскому указу были повторены первоначальные сюжеты фресок, снятые "на образцы".


Успенский собор, будучи кафедральным, с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом коронации русских государей.Здесь в 1498 г. Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки) в обход своего старшего сына Василия от Софьи Палеолог.   

Саккос митрополита Макария. 1549. Москва, мастерские кремля. 1549. ткани - Италия, 1-я пол. 16 века. Золотный бархат, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, шитье, басма. ММК. На облачении вышита надпись, что этот саккос был подарен митрополиту Макарию царем Иваном IV "на славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".19-го февраля 1654 г. в Успенском соборе был окрещен царевич Алексей сын Алексея Михайловича. По этому случаю царь Алексей дал собору новую жалованную грамоту, освобождавшую крестьян от всех податей и вплоть до XVIII века Успенские крестьяне ничего не давали государству. Они знали только протопопа "с братией".

 "Мономахов трон" (копия, ГИМ)

 Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского - из 11-ти).

Моленное место цариц в Успенском соборе Московского Кремля

  Неоднократно в XVII проводились поновления росписей. В 1642-1643 году проводились обширные работы по восстановлению стенного письма. Работы проводила группа царских и "городовых" иконописцев под руководством Ивана Пасеина. Фрески согласно царскому указу повторяли живописные сюжеты 1513-1515 гг.Кроме того в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.

Реликвии собора

Стихарь. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1883. Золотная парча, шелк, галун. Выполнен к коронации Александра III.

  


Собор был свидетелем многих событий, особенно во время бурного начала XVII века. В 1605 г. восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор "со оружием и дреколием", как вспоминал впослед-ствии патриарх Иов, прервали богослужение и "извлекши его из алтаря,. по церкви и по площади таская позориша многими позоры".

Ларец для хранения Акта о престолонаследии. Санкт-Петербург. Мастер Ивар Венфельд Бух. Серебро, недрагоценный металл, муар; литье, чеканка,

детали креста 

Фелонь, епитрахиль и набедренник. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1896. Золотная парча, шелк, галун. Являются частью большого комплекса парадных богослужебных облачений, выполненных для духовенства Успенского собора к коронации Николая II.

Литургический прибор.

Покровцы из литургического комплекта. Москва, мастерская царицы Ирины Федоровны, 1593

Воздух и два покровца. Россия, начало 1880-х. Глазет, шелк, золтные нити

   С уничтожением патриаршества Успенский собор лишился важного источника его содержания; после этого у него остался только один источник материального обеспечения - государственная казна.

 

Большой Сион Московского успенского собра 1486 года. "В лето 694 сделан бысть си Иерусалим повелением благоверного и Христолюбивого великого князя ивана васильевича господаря всея руси в 25 лето господарьства его в церков успения чистыя и ко гробу чудотворца Петра на Москве". Россия,  

Малый Сион. Гальванокопия 1913 г. с сиона, выполненного в Москве в 1486 г. для Успенского собора Московского Кремля

Крест выносной Корсунский. Западная Европа, 15 (?) век. Серебряные обкладки - Россия, 16-17 вв. ММК. В комплекс «корсунских» святынь также входит двусторонний образ «Христос Пантократор / Богоматерь Одигитрия (Корсунская)»

Крест выносной Корсунский. Западная Европа, 15 (?) век. Серебряные обкладки - Россия, 16-17 вв. ММК. В комплекс «корсунских» святынь также входит двусторонний образ «Христос Пантократор / Богоматерь Одигитрия (Корсунская)»


1 сентября 1742 г. была учреждена Московская епархия 

 Успенский собор как и вся Москва сильно пострадала во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября в самый день вступления французов в Москву и продолжавшийся до 8 сентября истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что находящийся в нем со своей гвардией Наполеон должен был на время оставить его. Но что пощадил огонь, то не пощадил неприятель.

Верещагин.В Успенском соборе  
Многие ценности были вывезены из Москвы. В распоряжении управляющего московской митрополией преосв. Августина находилось 300 подвод. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены и основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.
Владимирская и Иверская иконы были направлены во Владимир, а Патриаршая ризница - в Вологду. Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей.

 

Поленов Успенский собор. Южные врата
 
Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Снявши дорогое паникадило они повесили на крюк, на котором оно висело, весы, и взвеишвали на них получавшиеся от плавки слитки золота и серебра. После их ухода на одном из столпов собора была найдена надпись, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота.


Кроме того в соборе было устроены стойла для лошадей. Иконы в большинстве случаев оказались исцарапанными, некоторые - со вбитыми в них гвоздями, так что иконописцам впоследствии пришлось возобновлять 375 икон. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчевых облачений.

Вошедшие в Кремль русские войска (первым вошел полк князя Шаховского) нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики образов. Тела митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак.В 1856 г. в соборе устроили отопление. В связи с этим западное крыльцо собора превратили в закрытый тамбур, а во время подготовки к коронации в 1896 г. Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку известного архитектора К.М. Быковского.

В конце XIX - начала XX веков была произведена реставрация Успенского собора. .Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917г. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная Успенский собор, как и весь Кремль, был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. 



Состояние кремлевских памятников, в том числе Успенского собора, оставалось тяжелым. Протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи.Сведения о соборах за военный период 1941—1945 гг. более чем скудны. Сообщается об укреплении более 100 икон в мастерских Третьяковской галереи, в том числе из Успенского собора. Вновь и вновь поднимался вопрос о необходимости провести отопление, вентиляцию и электроосвещение в со Лишь в 1946 г. начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе

.

С середины 50-х гг. ситуация в стране постепенно начинает изменяться к лучшему, что сказывается, в частности, и на отношении к кремлевским памятникам.
. Однако подлинное возрождение соборов Кремля, в том числе и Успенского, и превращение их в настоящие музейные комплексы началось лишь после передачи музеев в ведение Министерства культуры СССР в феврале 1960 г. С 1960-х гг. в Успенском соборе начинают проводится систематические работы по реставрации монументальной и станковой живописи, которые продолжаются до середины 80-х гг.

Калачова И. Я. Успенский собор. — М., 2008
Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133.  
Мельник А. Г. Храмовые интерьеры XVII века, созданные с ориентацией на внутреннее пространство московского Успенского собора // Филевские чтения. Тезисы конференции. — М., 1997. — С. 35—36.
Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. 

Серия сообщений "Кремли":
Часть 1 - СПИСОК ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В РОССИИ (часть 5) Московский Кремль и Красная Площадь
Часть 2 - МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА 3D-ПАНОРАМЫ
...
Часть 21 - История Московского Кремля.(1)Из глубины веков
Часть 22 - История Московского Кремля(2):Благовещенский собор
Часть 23 - История Московского Кремля(3):Успенский Собор
Часть 24 - История Московского Кремля(4):Венчание на царство в Успенском соборе
Часть 25 - История Московского Кремля(5): Архангельский собор
...
Часть 49 - Ведьмина гора, секретные подземелья, кремль-двойник и другие тайны Московского Кремля
Часть 50 - Тайны подземелий Московского Кремля.Часть 1.Тайники под башнями
Часть 51 - Тайны Московского Кремля.Часть 2: Красная площадь

Рубрики:  архитектура/Храмы, соборы, сакральная архитектура
По России/Москва и москвичи
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 13 пользователям

yuriy_iWowWe   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 14:50 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ГалКон   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 15:40 (ссылка)
Спасибо, Майя, за огромный труд в составлении постов о самом нашем главном наследии Кремлевском дворце, который включает в себя целый комплекс памятников архитектуры, истории и зодчества. Очень величественен Успенский собор, его уникальные фрески до сих пор никого не оставляют равнодушными. Не зря этот собор считался и считается главным в России. А сколько исторический реликвий там хранится! Была я в этом соборе в детстве с мамой, но тогда я не понимала всей его исторической значимости и ценности. А вот на маму он произвел впечатление. Она даже у одной из икон молилась там. В своей церковно-приходской школе она была первая ученица по Закону Божьему, знала молитвы в отличие от меня, пионерки неверующей.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 17:13ссылка
Спасибо,Галя.В школе сейчас есть курс"Основы христианской веры и морали",но дети оттуда не взяли НИЧЕГО...многие ни разу в церкви не были,а уж молитвы...Этому должны учить истинно верующие люди,священнослужители,а не обычные учителя-атеисты)))
ГалКон   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 19:41 (ссылка)
Не скажу, что мама была глубоко верующим человеком, все же она прожила всю сознательную жизнь уже при советской власти (когда произошла революция, ей было 9 лет), но то, что прочно засело в голове, то осталось с ней на всю жизнь. Помню, что у нас в комнате в углу висела икона, а потом мы с сестрой (одна комсомолка, другая пионерка) насели на нее и ей пришлось ее снять. Мы с сестрой начали заглядывать в храм только после ее смерти. Знаю лишь одну молитву "Отче наш".
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Сентября 2023 г. 12:06ссылка
Спасибо...Ничего себе...Мама родила тебя в сорок лет?Терроризировали маму своим атеизмом)))
Буала   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 19:51 (ссылка)
Добрый вечер, Майя!
Прекрасная публикация, благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
babeta-liza   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 21:46 (ссылка)
Благодарю Майя за чудесный познавательный пост! Великолепие собора просто поражает!
Уютного вечера и чудесного настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Galyshenka   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 21:55 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Собор конечно поражает монументальностью и красотой фресок, но кроме этого своей многострадальной судьбой и умением возрождаться, как и вся наша Русская земля.
Но все-таки что творили французы-христиане в Успенском соборе, это конечно за гранью. Это же просвещенная Европа 19 века!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Сентября 2023 г. 12:09ссылка
Благодарю,Галя...А что творила эта просвещенная Европа в годы Великой Отечественной?А сейчас?
ГалКон   обратиться по имени Среда, 13 Сентября 2023 г. 15:47 (ссылка)
Майя_Пешкова, В 39 лет. И папе тоже было столько же. Они оба были 1908 г. После войны было много женщин позднородящих. Сестра у меня родилась еще до войны. Когда она началась ей было всего 4 года.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку