-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234772


История Московского Кремля(2):Благовещенский собор

Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 12:10 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площадиОдин из древнейших в Москве, он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце.

Благовещенский собо́р — православный храм Московского Кремля в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на Соборной площади в Москве. Был построен в 1489 году под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкин 

 
По преданию, деревянный Благовещенский собор был построен в 1291 году Владимирским князем Андреем Александровичем. Первые письменные упоминания о каменном храме относятся к концу XIV века.

Это была одноглавая бесстолпная домовая церковь великокняжеской семьи, выполненная из белокаменных блоков на подклете, сохранившемся до наших дней.Предположительно, алтарную преграду церкви украшали фрески с изображением преподобных.

Тогда храм называли Благовещением «на Царских сенях», «на великокняжеском Государевом дворе», «на переходах» 

В 1405 году храм украсили фресками художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. В 1416-м здание разобрали и возвели новое, расширенное до размеров современного. Собор стал трёхглавым с большим центральным и двумя малыми восточными куполами.

По стилю он был близок памятникам раннемосковской архитектуры: Успенскому собору в Звенигороде, церкви Рождества Богородицы на Сенях. Фасад, верх барабана и апсиду украшал резной пояс

Иван III Васильевич.Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).

В 1484 году по приказу Ивана III началось строительство нового здания храма под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Возведение было закончено через пять лет, после чего его освятил митрополит Геронтий. Храм, выполненный из кирпича, был окружён крытыми галереями — папертями. От предшествующей постройки сохранили подклет, использовавшийся для хранения княжеской казны.

Украшения фасада относились к разным строительным школам — псковской, владимиро-суздальской, московской.В центральной части храма была использована ступенчатая система сводов

. Восточная и южная галереи соединяли собор с дворцом и Казённой палатой. Северо-западная использовалась как парадный вход во дворец и выход на Соборную площадь[10]

.

На основании папертей были возведены белокаменные столпы, украшенные цветочными четырёхлепестковыми розетками. В 1508-м по указу Василия III собор расписали Феодосий, сын Дионисия, и Фёдор Едикеев.

На стенах были изображены Аристотель, Фукидид, Птолемей, Плутарх, Платон и Сократ со свитками в руках. В том же году иконы украсили драгоценными окладами.

Храм пострадал во время пожара в 1547 году: повредились резное убранство и открытые паперти, были уничтожены иконы, книги, настенные росписи. При ремонте фасадов в середине XVI века белокаменные архивольты и капители столпов заменили на кирпичные.

Благовещенский собор, 1852

Благовещенский собор, 1896
Последний раз храм перестраивали в 1560-е годы при Иване Грозном. На сводах галерей построили придельные церкви, посвящённые Собору Пресвятой Богородицы, Собору архангела Михаила, святому Георгию и Входу в Иерусалим.

В это время были также сооружены западные главы на основном объёме храма, после чего он стал девятиглавым. Кровли покрыли золочёной медью, и собор стали называть «златоверхим»

Приделы, построенные из маломерного кирпича, перекрыли сводами с распалубками. Стены по образу Архангельского собора отделали филёнками[.. На южной стороне в местном ряду иконостаса была написана «Четырёхчастная» икона. В 1561-м Василий III подарил собору храмовый образ Благовещения, привезённый из новгородского Юрьева монастыря. По указу Фёдора Иоанновича на центральной главе установили золотой крест с цатой — символом полумесяца

В конце XVIII века разобрали Казённую палату, перестроили южную паперть, заложили арочные проёмы между полуколоннами.

В 1800 году полы в пристройках были заменены на белокаменные резные с чёрным мастичным орнаментом. В 1822-м придел во имя великомученика Георгия перестроили и переосвятили во имя Александра Невского.

В нём установили иконостас в стиле ампир, заложили старые и пробили новые окна. В 1836 году по проекту архитектора Ивана Мироновского к юго-западному углу собора пристроили ризницу и реконструировали южный фасад паперти, украсив его аркадой

В 1836 году в южной части храма был создан придел во имя святого Николая Чудотворца.

В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлёвского дворца, построенного для Николая I. В 1863—1867 годах была проведена реставрация собора под руководством Фёдора Рихтера. В результате работ заменили кровлю, отремонтировали стропила, кладку сводов и глав. В 1896-м работниками ювелирной фирмы Ивана Хлебникова для иконостаса был изготовлен новый оклад.

Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Роспись северного крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI века

Во время Октябрьской революции 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в собор попал снаряд и разрушил его крыльцо. В 1918-м его вместе с другими храмами Кремля закрыли для богослужений.

В мае того же года был учреждён комитет по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, возглавляемый Игорем Грабарём. По его инициативе в кремлёвских соборах начала работать реставрационная группа под руководством отдела по делам музеев при Наркомпросе.

Им удалось расчистить иконы из деисусного и праздничного рядов иконостаса, предположительно, авторства Андрея Рублёва и Феофана Грека. Среди них были найдены «Спас на престоле», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст».

София Премудрость Божия. Икона двусторонняя запрестольная. На обороте - Распятие Москва (?). Первая четверть XV века

В 1950 году восстановили южный портал по фрагментам строения XV века, обнаруженных под слоем штукатурки. Через пять лет собор был превращён в музей. В 1970-е годы его отремонтировали и вызолотили купола.

Распятие со страстями в клеймах. Москва, сер. 16 века. Из пристолпного киота Благовещенского собора

Масштабные реставрационные работы были проведены в 1980—1984 годах художниками-реставраторами Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством Леонида Сергеевича Муравьева-Моисеенко.

Уверение Фомы. Москва, сер. 16 века. Из праздничного ряда центрального иконостаса

После очищения стен от поздних записей им удалось обнаружить ранее не выявленный авторский слой живописи середины XVI столетия. Однако часть композиций была безвозвратно утрачена в результате работ XIX века.

Единородный сын

К 500-летнему юбилею собора в 1989 году была открыта экспозиция икон, которыми обладал в древности домовый царский храм. С 1993-го на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви совершаются патриаршее богослужения.

Складень с иконой "Богоматерь Тихвинская". Мсоква, 1670-е. Царские мастерские. В Благовещенском соборе Кремля

В этот день со ступеней собора Патриарх Московский и всея Руси выпускает на волю белых голубей.Приделы собора были отреставрированы в 2008—2010 годах. Фасадам вернули первоначальный облик до реставрации 1930—1960-х годов.

"Четырехчастная" из Благовещенского собора Московского Кремля

Положение во гроб Из праздничного чина Школа или худ. центр: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?) 81 × 62.5 см Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. 3250 соб/ж-1403 Из праздничного яруса иконостаса собора.

Фотография Н.Найдёнова, 1882


Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым.

Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери

Богматерь Умиление (типа Смоленско-Шуйской). Москва, 15 век. Ветхозаветные праведницы и пророчицы. Москва, ок. 1700 - рама к иконе. 1838 - оклад

. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Петр и Павел

Богоматерь и Архангел Гавриил

Богоматерь Одигитрия. Византия, XIV век. Из пядничного ряда центрального иконостаса 

Внутренний вид собора до реставрации Фёдора Рихтера на картине Степана Шухвостова «Обедня в московском Благовещенском соборе», 1857 год. Третьяковская галерея

Иконостас собора является древнейшим в России высоким иконостасом. Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека.

Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда.В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

Южная паперть

Рака для ковчегов-мощевиков. 1894. Благовещенский собор Бронзовая посеребренная рака для хранения древних реликвариев с мощами вселенских святых, литая золоченая решетка перед ней и два напольных золоченых подсвечника изготовлены в 1894 г. по инициативе Комиссии по реставрации Благовещенского собора. 

Рака для ковчегов-мощевиков. 1894. 

===================================

Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
Благовещенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — 376 с.
Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. 

Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М. 1990 (Собрание икон Благовещенского собора, Фрески Благовещенского с

Серия сообщений "Кремли":
Часть 1 - СПИСОК ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО В РОССИИ (часть 5) Московский Кремль и Красная Площадь
Часть 2 - МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА 3D-ПАНОРАМЫ
...
Часть 20 - Смоленск
Часть 21 - История Московского Кремля.(1)Из глубины веков
Часть 22 - История Московского Кремля(2):Благовещенский собор
Часть 23 - История Московского Кремля(3):Успенский Собор
Часть 24 - История Московского Кремля(4):Венчание на царство в Успенском соборе
...
Часть 49 - Ведьмина гора, секретные подземелья, кремль-двойник и другие тайны Московского Кремля
Часть 50 - Тайны подземелий Московского Кремля.Часть 1.Тайники под башнями
Часть 51 - Тайны Московского Кремля.Часть 2: Красная площадь

Рубрики:  По России/Москва и москвичи
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 18 пользователям

yuriy_iWowWe   обратиться по имени Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 15:42 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Таточка-Танюша   обратиться по имени Благодарю! Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 17:41 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Майя_Пешкова   обратиться по имени Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 18:01 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ГалКон   обратиться по имени Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 19:41 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный пост о Благовещенском соборе в Кремле. Красавец по архитектуре и декору! Убранство собора изобилует раритетными иконами прославленных русских иконописцев. Восхитительны наши соборы, они являются прямыми свидетельствами нашей истории и культуры!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 23:48ссылка
Спасибо,ГАля.Точная дата строительства собора неизвестна, а первое упоминание о нем датируется 1397 г. В середине XIX в. рядом историков была выдвинута версия, предполагающая, что создание первого деревянного собора начато по приказу Александра, сына князя А. Невского и датируется 1291 г. Возведенная им деревянная церковь должна была служить нуждам княжеского двора.
Так,что седой старик наш собор,но украшает Кремль многие столетия
Над созданием кремлевских храмов и дворцов работали итальянские архитекторы, но создание Благовещенского собора князь Иван III доверил псковским мастерам, до этого работавшим над строительством Успенского собора и имевшим слегка подпорченную репутацию из-за внезапно обрушившийся в результате землетрясения недостроенной крыши. Специальная комиссия установила невиновность зодчих, а через 10 лет после происшествия доверили вписать в архитектурный кремлевский ансамбль белокаменный храм, изготовленный по подобию Владимирских и Киевских церквей.
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 00:04ссылка
Мне нравятся наши соборы более строгой архитектурой по сравнению в европейской готикой. Наши стоят в основном белые, величественные и нарядные, как невеста в подвенечном платье.
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 20:23ссылка
Ну начну с того,что готический стиль в архитектуре возник намного позднее чем русско-византийский,в котором строились наши древние храмы,примерно на несколько веков.У нас также есть готические храмы так же как и за границей церкви наших русских архитектурных школ:киево-черниговская (охватывала Киевскую, Черниговскую, Рязанскую, Смоленскую и Волынскую земли), новгородская (Новгородская и Псковская земли), полоцкая, галицкая, владимиро-суздальская (Северо-Восточная Русь)
Первым каменным храмом древнерусского государства был храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, известный как Десятинная церковь, строительство которого относят к 989—996 годам.
По прямым известиям летописей и данным археологии, к середине XI века на Руси христианские храмы имелись в десяти городах. Каменные храмы имелись в Киеве — три каменных храма, Новгороде, Чернигове, Тмутаракани и, вероятно, в Переяславле Южном — по одной каменной церкви; точное число деревянных неизвестно. Деревянные храмы имелись также во Владимире Волынском, Вышгороде, Ростове, Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области) и, вероятно, в Полоцке. За вторую половину XI века известно о строительстве ещё 18—19 каменных церквей: в Киеве — восьми, Переяславле — пяти и по одной в Новгороде, Полоцке, Смоленске, Вышгороде, Новгороде-Северском и, вероятно, в Минске. Таким образом, к концу XI века фиксируются 13 городов с церквями. В течение всего XI века на Руси было построено 25—26 каменных храмов. Кроме того, археология выявляет в основном каменное строительство, поэтому в XI веке могло существовать также некоторое количество неизвестных деревянных храмов
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю..Ты можешь хвалить свои храмы до посинения и это естественно.Но в каждой религиозной конфессии есть свои прекрасные храмы,которые составляют основу и шедевры сакральной архитектуры
babeta-liza   обратиться по имени Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 21:11 (ссылка)
Какой великолепный собор! Уникальные иконы и росписи в храме! Благодарю Майя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 11 Сентября 2023 г. 23:51ссылка
Спасибо,Лиз
Древнегреческие и древнеримские ученые, изображенные на стенах собора, символизируют Божий промысел, который действовал через великих языческих мыслителей и философов Античности, пришедших через свои труды к познанию истины....А все поначалу думают,что это святые))
зуева_татьяна   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 17:59 (ссылка)
Спасибо за такой интересную и подробную историю Благовещенского собора Московского Кремля!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Дана95   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 19:22 (ссылка)
Майя_Пешкова, Спасибо за интересный пост и историю Благовещенского собора!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 20:05ссылка
Благодарю ,Дана
ГалКон   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 20:29 (ссылка)
"Ну начну с того,что готический стиль в архитектуре возник намного позднее чем русско-византийский,в котором строились наши древние храмы,примерно на несколько веков.У нас также есть готические храмы так же как и за границей церкви наших русских архитектурных школ:киево-черниговская (охватывала Киевскую, Черниговскую, Рязанскую, Смоленскую и Волынскую земли), новгородская (Новгородская и Псковская земли), полоцкая, галицкая, владимиро-суздальская (Северо-Восточная Русь)"....

Спасибо, Майя! У меня не отправляются обычным способом комментарии, поэтому приходится пользоваться кнопкой "Комментировать". А чтобы знать на что я отправила отзыв. Пришлось часть комментария вставить.
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Вторник, 12 Сентября 2023 г. 23:02 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. душа радуется, какой красивый, величественный собор. Воистину Золотые купола России.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку