-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234363


Загадка Марии Башкирцевой: самый популярный женский дневник XIX века

Пятница, 01 Сентября 2023 г. 06:37 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора


 

Мария Башкирцева — художница, которая в конце XIX века на некоторое время стала, пожалуй, самой знаменитой «русской в Париже». При жизни она была известна как живописец и первая красавица, а после ранней трагической смерти огромную популярность обрели ее опубликованные дневники. 

автопортрет

Ее дневниками зачитывались Цветаева, Брюсов, Хлебников, Батай, Гладстон, Шоу; ее ругали Чехов, Лев Толстой и Розанов. О ее эпистолярном романе с Ги де Мопассаном в 1938 году сняли итало-австрийский фильм. В Ницце ее именем названа улица. Откровенность и эмоциональность дневника, опубликованного через три года после ее смерти, стали примером для множества женщин-писательниц, которые печатали свои дневники в ХХ веке, — от Кэтрин Мэнсфилд до Анаис Нин.

=========================

автопортрет

Мария Башкирцева, согласно найденным в Национальной библиотеке Франции записям, родилась 12 (24) ноября 1858 года в имении Гавронцы (Гайворонцы) недалеко от Полтавы Полтавской губернии Российской империи в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной (1833—1920). В посмертных изданиях дневника её возраст был убавлен.

Портрет  Константина Павловича Башкирцева

Детство Маши прошло в селе Черняковке (владения полковника Черняка), по современному административному делению — Чутовского района Полтавской области Украины. Ныне , ежегодно на День молодёжи происходит международная художественная ярмарка в Марииной долине, названной в честь Башкирцевой.

После развода мать уезжает с Машей, которой на тот момент было двенадцать лет, в Европу: Вену, Баден-Баден, Женеву. Там девочка влюбилась в герцога Гамильтона, а позднее в Ницце — в аристократа Бореля.

Мария

Вскоре увлечение Борелем проходит, и в 1873 году гувернантка 15-летней девушки сообщает ей страшную новость: герцог Гамильтон женится, но, увы, не на ней. «Точно нож вонзается в грудь», — пишет Мария в своём дневнике.

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее.
Двадцати трех лет, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, с темными, как будто сжигаемыми мыслью глазами… …Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум».
Французский поэт Франсуа Копе

Портрет брата  Павла Башкирцева.
Девочка, безусловно, была одаренной: она говорила на нескольких языках как на родных, думала о карьере профессиональной певицы (меццо-сопрано) и показывала большие успехи в рисовании. При чтении дневника видно, каким горячим темпераментом и настойчивым характером отличалась Башкирцева, как она хотела славы. Австрийский драматург-декадент Гуго фон Гофмансталь (автор либретто для опер Рихарда Штрауса) даже говорил, что у нее «комплекс Наполеона».

«К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда, — остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».
Из дневника Марии Башкирцевой

Мария Константиновна Башкирцева - Зонтик
Проблемы со здоровьем, начавшиеся с юности, помешали осуществить мечты о карьере певицы. Несколько выгодных браков сорвались.В возрасте шестнадцати лет Мария узнаёт, что у неё туберкулёз. Теперь она проводит много времени на лечебных курортах, где интенсивно работает, написав огромное число живописных работ чувствуя приближение скорой смерти

За книгой

. Тем не менее молодая девушка задумывается и о судьбе своего дневника, который решает издать после её смерти. К этому же последнему периоду (1884) относится её известная активная переписка с Ги де Мопассаном, который, впервые получив письмо от некоего скромного учителя Жозефа Савантена, от этой «писанины» поначалу отмахивается. В ответном письме, но уже от имени девушки, а не учителя, Башкирцева отказывается от личной встречи, предложенной самим писателем.

автопортрет

В 1877 году Башкирцева едет в Париж, где поступает в Академию Р. Жюлиана, и уже через 11 месяцев ее показывают на Салоне среди ученических работ и награждают золотой медалью

Читающая у водопада девушка

. Следующими объектами её девичьих влюблённостей оказываются граф Александр де Лардерель, Поль Гранье де Кассаньяк, граф Пьетро Антонелли (племянник кардинала Джакомо), Одифре и другие.Увлекшись де Кассаньяком, депутатом и оратором, Мария всерьёз обращается к политике. Существуют свидетельства, что Башкирцева пишет под псевдонимом статьи о феминизме, ибо даже в Академии Жюлиана, где девушка изучает живопись, идеи феминизма вызывали смех.

Осень

 Несколько лет упорного труда в мастерской по 8–10 часов в сутки — и ее полотна приняли на знаменитый Салон. Однако, несмотря на похвалы прессы, ее обошли награды, причем, возможно, лишь потому, что она женщина.

Последние страницы дневника глубоко трагичны: умирает от рака учитель Марии, знаменитый французский 36-ти летний художник Жюль Бастьен-Лепаж. Муся, как ласково называли девушку, из последних сил ухаживает за своим любимым учителем и… умирает первой. Последняя её запись в дневнике: «…Горе нам! И пусть только здравствуют консьержки!.. Уже два дня койка моя стоит в салоне, но он так велик, что его разгородили ширмами, и мне не видны рояль и диван. Мне уже трудно подняться по лестнице».

Мария Башкирцева - В тумане - 1173 - Австрийская галерея Бельведер

Мария Башкирцева скончалась от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронена в Париже, на висячем кладбище Пасси в центре Парижа. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный братом Жюля Бастьен-Лепажа –Эмилем , является также местом позднего захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных. Над входом в него — строчка из Андре Терье, а внутри хранятся мольберт Марии, её личные вещи и мебель, скульптура и некоторые картины, в том числе одна из последних работ Башкирцевой — «Святые жёны».

Мария Башкирцева - Парижанка, портрет Ирмы, модели Академии Жюлиана   - Музей изящных искусств города Парижа

Мопассан, посетив позже её могилу, сказал
Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!

=============================

Дневник
  В Викитеке есть полный текст :дневника Марии Башкирцевой

Автопортрет с палитрой. 1880, частное собрание
С двенадцати лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (сто пять тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости.

Этот рисунок был выставлен в Салоне 1883 года.

В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, в молодости переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и посвятившая «блестящей памяти» Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». На обложке своей второй книги «Волшебный фонарь» Цветаева анонсировала целый сборник под названием «Мария Башкирцева. 3-я книга стихов», однако он не вышел (а может быть, и не был написан).

Мария Башкирцева - портрет госпожи X

Валерий Брюсов писал в своем дневнике:

Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она — это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами.

Высочайшую оценку дневнику Башкирцевой дал в своей литературной автобиографии «Свояси» (1919) Велимир Хлебников:

Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа. В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой — и больше ничего. Эта духовная нищета знаний о небе внутреннем — самая яркая чёрная Фраунгоферова черта современного человечества 

портреты девушек

Дневник Башкирцевой нередко сравнивают с Дневником Елизаветы Дьяконовой. Сравнивая дневники, некоторые критики нередко отдавали предпочтение нерехтской провинциалке. «Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и Мария Башкирцева, написать „дневник“, который послужил бы „фотографиею женщины“, — отмечал в „Петербургской газете“ некто под псевдонимом Одиссей, — но у Башкирцевой получились негативы, несколько драматизированных, театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до последнего штриха». В том же смысле высказался В. В. Розанов. Ещё до завершения первого издания, в 1904-м, он выступил на страницах «Нового времени» с горячим призывом:

Прочитайте два тома интереснейшего «Дневника» г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, «Русью пахнет», если сравнить этот непритязательный «Дневник» с гениально-порочным «Дневником» полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе.


Мишель Тарновский. Мария Башкирцева. 1914. Музей изящных искусств Ниццы.
А двенадцать лет спустя, после того, как вышло уже четвёртое издание дьяконовского «Дневника», Розанов обозначил своё пристрастие к нему ещё отчетливей, заявив, что «это одна из прелестнейших книг русской литературы за весь XIX век».

Сама Дьяконова писала о дневнике Башкирцевой так:
Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! «Я» — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.

Мария башкирцева

Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы «весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный», и Мария Б. была его самой типичной представительницей.

Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: «Заблудшая, несчастная душа» — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами…Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!

Судьба наследия

Картина М. К. Башкирцевой «В студии» (хранится в художественном музее Днепра)
Имение Башкирцевых было продано в 1900 году графу С. Д. Шереметеву.

В 1917—1919 годах имение было разрушено; в годы войны от него не осталось и следа.

В 1908 году мать Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ Марии (сто сорок одну работу; среди них рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 году из этой коллекции в Днепропетровский художественный музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину сто двадцать семь работ Башкирцевой. Несколько работ было передано в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось восемь живописных полотен и тринадцать рисунков Марии Башкирцевой.

Во время эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали шестьдесят шесть полотен Башкирцевой. Сегодня на Украине осталось только три её картины: в музеях Харькова, Днепра и Сум.

Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью ввиду того, что большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке Гавронцев.

страницы дневника

В 1980-х годах в Национальной библиотеке Франции был обнаружен оригинальный текст дневника, ранее считавшийся утраченным. При его изучении обнаружилось, что большая часть дневника Башкирцевой неизвестна публике, а уже опубликованная содержит ряд лакун и явных искажений (в том числе и год рождения художницы), внесённых семьёй, не желавшей оглашения своих семейных тайн.

Ныне идёт публикация полного текста дневника на французском языке и его английского перевода (доступна первая часть под названием «I Am the Most Interesting Book of All». В 2013 году была издана вторая часть английского перевода под названием «Lust for Glory»). Полное издание по-новому раскрывает личность Башкирцевой, а также освещает жизнь эпохи.

Украинский литературовед Михаил Слабошпицкий издал роман «Мария Башкирцева», переведённый на русский и французский языки. Большое исследование личности Башкирцевой проделал писатель Александр Александров. Итогом его работы стала книга «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой»


Картина М. К. Башкирцевой «Встреча» 1884 г.

Часовня на могиле Марии Башкирцевой на центральном кладбище Пасси в Париже. Внутри мемориальная мастерская художницы с её подлинным мольбертом и мебелью. Национальный памятник Франции.


В Париже, в Люксембургском музее, с 1886 года стояла статуя «Бессмертие» авторства Леона Лонжпье. Скульптурная группа изображает молодого гения, умирающего у ног ангела смерти.

Портрет Александрины Патченко, невестки художницы, сидящей на диване с книгой в правой руке.

Последний держит в руках табличку со списком великих людей, сошедших преждевременно в могилу, но уже покрывших себя бессмертием на Земле. Глаза гения устремлены в список. И среди восьми французских имён, начертанных в этом списке, стоит одно русское имя — «Мария Башкирцева». Позднее при режиме Виши статуя была уничтожена. Некоторое время спустя, изготовленная копия была установлена на одном из кладбищ города Скикда (Алжир)

В честь Марии Башкирцевой назван кратер на Венере

==================================

Рубрики:  история/Жизнь Замечательных Людей
живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 7 пользователям

ГалКон   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2023 г. 20:01 (ссылка)
Спасибо, Майя, большое за интересный рассказ и художнице русского происхождения Марии Башкирцевой. Ее имя, как художницы, я узнала впервые, хотя некоторые картины ее уже видела в интернете. В дневник человек заносит свои мысли и переживания по поводу той или иной ситуации. И неправильно давать им оценку, как сделала Елизавета Дьяконова. Ее высказывания наводят на определенные мысли о зависти, хотя она ее и отрицает. Очень жаль, что такая молодая,красивая и талантливая художница так рано угасла.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Сентября 2023 г. 22:16ссылка
Спасибо,Галя.Жаль ее,красивая и талантливая девочка...жаль ее утраченных картин...хохлы и тут отличились
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Сентября 2023 г. 22:25ссылка
Что имеем не храним... Только вот вторая половина этой поговорки к хохлам не относится. Они с удовольствием расстаются вообще с культурными ценностями.
babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2023 г. 20:58 (ссылка)
Благодарю Майя! Дневник Марии Башкирцевой не читала, а с работами ее знакома. Очень талантливый художник!Именно талант, а не одаренность, как пишет (скорее из-за зависти) Дьяконова.
И запомнится она другим поколениям , на мой взгляд, как художник, а не автор своего дневника.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 01 Сентября 2023 г. 22:11ссылка
Спасибо,Лиз.Дневник прочла в википедии,жаль.что ссылка не срабатывает.Очень интересно,умно,трогательно написано.Найдешь время,прочти
Galyshenka   обратиться по имени Суббота, 02 Сентября 2023 г. 00:38 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо Майя, за очередное открытие. Фамилия Башкирцева была на слуху, но кто и что - не знала к сожалению. Действительно очень жаль, такая красивая, очень талантливая девушка, остро чувствующая, тонкая художественная натура, так рано ушла. Конечно она оставила яркий след, как хотела. И картины производят очень приятное впечатление. Мне очень понравилась "Девушка, читающая у водопада".
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 02 Сентября 2023 г. 01:16ссылка
Благодарю,Галя....Вот потихоньку находим талантливых людей из бывшей Российской империи,высококультурной империи
Sofija_Dubrovina   обратиться по имени Суббота, 02 Сентября 2023 г. 21:02 (ссылка)
СПАСИБО. Интересное сообщение.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку