Сегодня,9 июля,День рождения музея Александра Грина,расположенного в Крыму,в городе в Феодосии по адресу: улица Галерейная, 10.
Музей Грина выполнен в духе старинного парусного корабля, отражающего романтичные произведения писателя, начиная с входной потрескавшейся деревянной двери — обвязанной канатами на входе, за которой скрывается карта вымышленой гриновской страны Гринландии с только ей присущими океанами, портами, бухтами.
У каждого музея есть своя «изюминка» — так ведь? Вот как писала о музее Грина Анастасия Цветаева: — «В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей. Его портреты, его книги о кораблях и кораблекрушениях, о мужественных и суровых людях, о бегущей о волнам Фрези Грант. Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган…»
Страна Гринландия-это не просто местность, которую можно представить как угодно, а всегда живущая в воображении писателя страна. А сам Грин неоднократно очень четко описывал план того или иного города со всеми ландшафтными изменениями, улицами, площадями и определенными ориентирами. Он рассказывал так, как буд-то перед ним лежала карта. Но карта-панно, встречающая на входе появилась гораздо позже, во время создания музея.
Грин о Зурбагане
«В Зурбагане, горной, дикой, удивительной ст ране,
Я и ты, обнявшись крепко рады бешеной весне.
Там ручьи несутся шумно, ошалев от пестроты,
Почки лопаются звонко, загораются цветы.
Там ты женщин встретишь юных, с сердцем диким и прямым,
С чувством пламенным и нежным, бескорыстным и простым.
Если хочешь быть убийцей-полюби и измени;
Если ищешь только друга-смело руку протяни;
Если хочешь сердце бросить в увлекательную высь,
Их глазам, как ворон черным, покорись и улыбнись».
Панно «Бригантина» на стене музея
Именно в Феодосии писатель нашел свою сказочную, солнечную гавань. В этом доме — нынешнем музее Грин жил и занимался творчеством более 5 лет. На сегодняшний день это один из самых посещаемых музеев Крыма, является памятником российской и мировой культуры. И как благополучно сложились обстоятельства, что именно в это время, после затяжной самоизоляции выставочные залы открылись для посещения. Во всяком случае на Крымских курортах. И это не все. У посетителей есть шанс полюбоваться оригиналами иллюстраций известных художников к произведениям А.Грина.
Музей Грина — один из наиболее известных и посещаемых музеев города. Здесь открываются выставки, проходят творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами.
Здание примечательно издалека и весьма узнаваемо по фотографиям Феодосии за счет крупного романтического рельефного панно «Бригантина», которым оформлен торец дома.
Музей открыт в доме, где с 1924 по 1929 год жил писатель (в этом доме Грин написал такие свои произведения, как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов).
Инициатором создания музея и первым директором в 1970-1973 годах стал Геннадий Иванович ЗолотухинАвтор художественного проекта музея — Савва Григорьевич Бродский.
С женой Ниной в Феодосии
Открытие музея состоялось 9 июля 1970 года (решение о создании музея было принято в 1966 году). Первые годы новый музей функционировал как отдел Феодосийского краеведческого музея.
Тропа Грина
В 1978 году музей стал самостоятельным и получил название «Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина».
Музей Грина в Феодосии — это не обычный академический музей, так как в его основе лежит не биография и жизнь писателя, а мир, созданный в его произведениях, мир его героев. Вся экспозиция музея пропитана духом романтического творчества писателя.
Небольшое одноэтажное здание, бывшее некогда домом для Александра Грина, за исключением лишь одной мемориальной комнаты — кабинета, восстановленного согласно тому виду, который был у него при жизни писателя, получило необычное оформление и превратилось в символический парусный корабль.
Здесь белые стены обшиты темным деревом и покрыты замысловатыми морскими узлами сизальского каната, а комнаты напоминают трюмы и корабельные каюты и имеют соответствующие звучные названия:
Карта «Гринландия»,
На входе в музей Александра Грина за дубовой дверью посетителей встречает «Роза ветров» и рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии, сотворенной и описанной писателем в своих произведениях.
Это один из самых интересных экспонатов музея, созданный в результате внимательного изучения творчества Грина и кропотливых расчетов для достижения максимальной достоверности. Окружение этих островов, морей, заливов на потолке и стенах переносят посетителей в мир приключений — городов со странными названиями, населенными сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками.
Трюм фрегата
Следующая комната музея носит сугубо морское название «Трюм фрегата». В ней преобладает тема морской романтики, собственно, ведущая тема творчества Грина.
Это небольшая комната, стены которой покрыты вантами, сплетенными из сизальского каната, распространяющего горьковато-соленый запах моря, выступающими силуэтами парусников, таких как барк, бригантина, фрегат.
Освещение здесь приглушенное, создаваемое корабельными фонарями. «Трюм фрегата» помогает полнее ощутить волнующую поэзию парусного флота.
Каюта странствий
«Каюта странствий» — комната, посвященная детству и юности Александра Грина. Особенностью ее экспозиции, как и «Автобиографической повести» писателя, является сочетание строгой документальности с романтической возвышенностью: фотографии и книги на полках соседствуют с моделями парусников, старой шарманкой в углу.
Клиперная
При входе в эту комнату первое, что привлекает внимание, это модель клипера — первого парусного судна, появившегося на страницах произведений Александра Грина. Этот факт и обусловил название комнаты, посвященной началу литературного пути писателя.
В потолок «Клиперной» вмонтирован корабельный люк, с которого свисает все тот же сизальский канат с замысловатыми узлами, на окнах — решетчатые ставни, резные знаки зодиака, на одном из подоконников — корабельный фонарь.
Ростральная
Следом за «Клиперной» идет «Ростральная», названная в честь находящейся здесь ростры — носовой части парусного корабля, выполненной почти в натуральную величину. Создается ощущение, что корабль как бы вплывает в комнату. С бушприта свисает корабельный фонарь, а за ним — знаменитые алые паруса. Модель корабля с алыми парусами привлекает внимание почти всех посетителей, ведь это произведение, благодаря которому большинство из них познакомилось с творчеством Александра Грина.
Каюта капитана
Это одна из наиболее атмосферных комнат дома-музея в Феодосии, воссоздающая уголок капитанской каюты: старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, подзорная труба, карта-лоция, барометр, на полке — книги и звездный глобус. Все здесь, включая капитанскую фуражку на одном из стульев, создает ощущение, что капитан вышел и скоро вернется.
Именно в этой комнате была написан роман «Бегущая по волнам» — произведение, в котором таинственная и влекущая тема моря звучит с особенной силой, что связано с переездом Грина на побережье — в Феодосию.
Экспозиция этого дома музея состоит не только из фотографий, гравюр, рукописей, здесь также есть воссозданные части кораблей, модели парусников, старинные морские приборы и карты, маячные фонари, океанские раковины..
Выставка «Грин и современность» размещается в большом зале.
Также в музее периодически проводятся временные тематические выставки, встречи с музыкантами, поэтами и художниками.
Комната с биографическими фото Грина,его семьи и соратников.
А.Грина тесно связывали дружеские отношения с М.Горьким, А.Куприным и др.известными писателями того времени, которые оказали свое влияние на творческую деятельность писателя:
А жизни и творчеству писателя посвящена целая комната. Это рабочий кабинет С.Грина. Единственная комната в музее, которая представлена такой, какая была при писателе. Ее обстановка была воспроизведена по воспоминаниям его современников и старым фотографиям.
О Грине как о писателе-романтике подумалось сразу-как только на глаза попалось старенькое первое издание „Алые паруса“ под стеклом в деревянной рамочке. Интересно, что идея этого произведения родилась в голове писателя спонтанно. Однажды, увидев в витрине магазина среди игрушек кораблик с белыми парусами.
Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его новому роману. По возвращении Грин устало сказал Нине: «Амба нам. Печатать больше не будут».На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Как выяснили историки, на заседании правления Лидия Сейфуллина заявила: «Грин — наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!».Ещё одну просьбу о помощи Грин направил Горькому; неизвестно, дошла ли она по назначению, но ответа тоже не было.В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать».
Повесть он посвятил второй жене Нине. А белый цвет заменил алым, поясняя позже, что „алый-цвет ликования“. Если честно, то трудно представить, как человек, не имевший собственных детей так трогательно смог описать характер и поведение маленькой девочки.
Между тем книги «советского романтика» Грина продолжали издаваться в СССР вплоть до 1944 года. В блокадном Ленинграде транслировались радиопередачи с чтением «Алых парусов» (1943), в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».В годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и многие другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович), был в советской печати заклеймён как «космополит», чуждый пролетарской литературе, «воинствующий реакционер и духовный эмигрант».ниги Грина в массовом порядке изымали из библиотек.
После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят. Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу. Его произведения издавались миллионными тиражами.
Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.
В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали).
В июле 1970 года был открыт также Музей Грина в Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея.
Образ музея в виде старинного парусного корабля и вся атмосфера внутренних помещений пропитаны творчеством писателя, романтикой морских странствий и способствуют возвращению в радости и мечты детских лет.
Музей очень явственно раскрывает сущность писателя, чем он жил и дышал.И существует по сей день благодаря множеству творческих людей, внесшим свой вклад как в документальной биографической информации так и в тематике музейных комнат. Музей А. С. Грина по праву считается эксклюзивным в своем роде в стране (и в мировой практике таких отыщется немного)-
Посещение Музея Грина в Феодосии оставляет после себя удивительно светлое чувство. Если будете в Феодосии, то обязательно зайдите.
Это как вернуться в детство…..
Александр Грин. «Алые паруса»:
«Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно — ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви»…
------------------------------------------------
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/feodosiya/museum/
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/feodosiya/museum/12424/
https://feomuseygrina.ru/