-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 235231


Литературно-мемориальный музей Александра Грина (Феодосия)

Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 15:58 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Сегодня,9 июля,День рождения  музея Александра Грина,расположенного в Крыму,в городе в Феодосии по адресу: улица Галерейная, 10.

Музей Грина выполнен в духе старинного парусного корабля, отражающего романтичные произведения писателя, начиная с входной потрескавшейся деревянной двери — обвязанной канатами на входе, за которой скрывается карта вымышленой гриновской страны Гринландии с только ей присущими океанами, портами, бухтами.

У каждого музея есть своя «изюминка» — так ведь? Вот как писала о музее Грина Анастасия Цветаева: — «В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей. Его портреты, его книги о кораблях и кораблекрушениях, о мужественных и суровых людях, о бегущей о волнам Фрези Грант. Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган…»

Страна Гринландия-это не просто местность, которую можно представить как угодно, а всегда живущая в воображении писателя страна. А сам Грин неоднократно очень четко описывал план того или иного города со всеми ландшафтными изменениями, улицами, площадями и определенными ориентирами. Он рассказывал так, как буд-то перед ним лежала карта. Но карта-панно, встречающая на входе появилась гораздо позже, во время создания музея.

Грин о Зурбагане

«В Зурбагане, горной, дикой, удивительной стране,

Я и ты, обнявшись крепко рады бешеной весне.
Там ручьи несутся шумно, ошалев от пестроты,
Почки лопаются звонко, загораются цветы.
Там ты женщин встретишь юных, с сердцем диким и прямым,
С чувством пламенным и нежным, бескорыстным и простым.
Если хочешь быть убийцей-полюби и измени;
Если ищешь только друга-смело руку протяни;
Если хочешь сердце бросить в увлекательную высь,
Их глазам, как ворон черным, покорись и улыбнись».

Панно «Бригантина» на стене музея

Именно в Феодосии писатель нашел свою сказочную, солнечную гавань. В этом доме — нынешнем музее Грин жил и занимался творчеством более 5 лет. На сегодняшний день это один из самых посещаемых музеев Крыма, является памятником российской и мировой культуры. И как благополучно сложились обстоятельства, что именно в это время, после затяжной самоизоляции выставочные залы открылись для посещения. Во всяком случае на Крымских курортах.  И это не все. У посетителей есть шанс полюбоваться оригиналами иллюстраций известных художников к произведениям А.Грина.

Музей Грина — один из наиболее известных и посещаемых музеев города. Здесь открываются выставки, проходят творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами.

Здание примечательно издалека и весьма узнаваемо по фотографиям Феодосии за счет крупного романтического рельефного панно «Бригантина», которым оформлен торец дома.

Музей открыт в доме, где с 1924 по 1929 год жил писатель (в этом доме Грин написал такие свои произведения, как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов).

Инициатором создания музея и первым директором в 1970-1973 годах стал Геннадий Иванович ЗолотухинАвтор художественного проекта музея — Савва Григорьевич Бродский.

С женой Ниной в Феодосии

Открытие музея состоялось 9 июля 1970 года (решение о создании музея было принято в 1966 году). Первые годы новый музей функционировал как отдел Феодосийского краеведческого музея.

Тропа Грина

В 1978 году музей стал самостоятельным и получил название «Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина».

Музей Грина в Феодосии — это не обычный академический музей, так как в его основе лежит не биография и жизнь писателя, а мир, созданный в его произведениях, мир его героев. Вся экспозиция музея пропитана духом романтического творчества писателя.

Небольшое одноэтажное здание, бывшее некогда домом для Александра Грина, за исключением лишь одной мемориальной комнаты — кабинета, восстановленного согласно тому виду, который был у него при жизни писателя, получило необычное оформление и превратилось в символический парусный корабль.

Здесь белые стены обшиты темным деревом и покрыты замысловатыми морскими узлами сизальского каната, а комнаты напоминают трюмы и корабельные каюты и имеют соответствующие звучные названия:

Карта «Гринландия»,

На входе в музей Александра Грина за дубовой дверью посетителей встречает «Роза ветров» и рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии, сотворенной и описанной писателем в своих произведениях.

Это один из самых интересных экспонатов музея, созданный в результате внимательного изучения творчества Грина и кропотливых расчетов для достижения максимальной достоверности. Окружение этих островов, морей, заливов на потолке и стенах переносят посетителей в мир приключений — городов со странными названиями, населенными сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками.

 Трюм фрегата
Следующая комната музея носит сугубо морское название «Трюм фрегата». В ней преобладает тема морской романтики, собственно, ведущая тема творчества Грина.

Это небольшая комната, стены которой покрыты вантами, сплетенными из сизальского каната, распространяющего горьковато-соленый запах моря, выступающими силуэтами парусников, таких как барк, бригантина, фрегат.

Освещение здесь приглушенное, создаваемое корабельными фонарями. «Трюм фрегата» помогает полнее ощутить волнующую поэзию парусного флота.

Каюта странствий
«Каюта странствий» — комната, посвященная детству и юности Александра Грина. Особенностью ее экспозиции, как и «Автобиографической повести» писателя, является сочетание строгой документальности с романтической возвышенностью: фотографии и книги на полках соседствуют с моделями парусников, старой шарманкой в углу.


Клиперная
При входе в эту комнату первое, что привлекает внимание, это модель клипера — первого парусного судна, появившегося на страницах произведений Александра Грина. Этот факт и обусловил название комнаты, посвященной началу литературного пути писателя.

В потолок «Клиперной» вмонтирован корабельный люк, с которого свисает все тот же сизальский канат с замысловатыми узлами, на окнах — решетчатые ставни, резные знаки зодиака, на одном из подоконников — корабельный фонарь.

Ростральная


Следом за «Клиперной» идет «Ростральная», названная в честь находящейся здесь ростры — носовой части парусного корабля, выполненной почти в натуральную величину. Создается ощущение, что корабль как бы вплывает в комнату. С бушприта свисает корабельный фонарь, а за ним — знаменитые алые паруса. Модель корабля с алыми парусами привлекает внимание почти всех посетителей, ведь это произведение, благодаря которому большинство из них познакомилось с творчеством Александра Грина.

Каюта капитана
Это одна из наиболее атмосферных комнат дома-музея в Феодосии, воссоздающая уголок капитанской каюты: старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, подзорная труба, карта-лоция, барометр, на полке — книги и звездный глобус. Все здесь, включая капитанскую фуражку на одном из стульев, создает ощущение, что капитан вышел и скоро вернется.

Именно в этой комнате была написан роман «Бегущая по волнам» — произведение, в котором таинственная и влекущая тема моря звучит с особенной силой, что связано с переездом Грина на побережье — в Феодосию.

 

Экспозиция этого дома музея состоит не только из фотографий, гравюр, рукописей, здесь также есть воссозданные части кораблей, модели парусников, старинные морские приборы и карты, маячные фонари, океанские раковины..

Выставка «Грин и современность» размещается в большом зале.

Также в музее периодически проводятся временные тематические выставки, встречи с музыкантами, поэтами и художниками.

Комната с биографическими фото Грина,его семьи и соратников.

А.Грина тесно связывали дружеские отношения с М.Горьким, А.Куприным и др.известными писателями того времени, которые оказали свое влияние на творческую деятельность писателя:

А жизни и творчеству писателя посвящена целая комната. Это рабочий кабинет С.Грина. Единственная комната в музее, которая представлена такой, какая была при писателе. Ее обстановка была воспроизведена по воспоминаниям его современников и старым фотографиям.


О Грине как о писателе-романтике подумалось сразу-как только на глаза попалось старенькое первое издание „Алые паруса“ под стеклом в деревянной рамочке. Интересно, что идея этого произведения родилась в голове писателя спонтанно. Однажды, увидев в витрине магазина среди игрушек кораблик с белыми парусами.

Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его новому роману. По возвращении Грин устало сказал Нине: «Амба нам. Печатать больше не будут».На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Как выяснили историки, на заседании правления Лидия Сейфуллина заявила: «Грин — наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!».Ещё одну просьбу о помощи Грин направил Горькому; неизвестно, дошла ли она по назначению, но ответа тоже не было.В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать».

Повесть он посвятил второй жене Нине. А белый цвет заменил алым, поясняя позже, что „алый-цвет ликования“. Если честно, то трудно представить, как человек, не имевший собственных детей так трогательно смог описать характер и поведение маленькой девочки.

   Между тем книги «советского романтика» Грина продолжали издаваться в СССР вплоть до 1944 года. В блокадном Ленинграде транслировались радиопередачи с чтением «Алых парусов» (1943), в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».В годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и многие другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович), был в советской печати заклеймён как «космополит», чуждый пролетарской литературе, «воинствующий реакционер и духовный эмигрант».ниги Грина в массовом порядке изымали из библиотек.

После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят. Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу. Его произведения издавались миллионными тиражами.

Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали).

В июле 1970 года был открыт также Музей Грина в Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея.

Образ музея в виде старинного парусного корабля и вся атмосфера внутренних помещений пропитаны творчеством писателя, романтикой морских странствий и способствуют возвращению в радости и мечты детских лет.

Музей очень явственно раскрывает сущность писателя, чем он жил и дышал.И существует по сей день благодаря множеству творческих людей, внесшим свой вклад как в документальной биографической информации так и в тематике музейных комнат. Музей А. С. Грина по праву считается эксклюзивным в своем роде в стране (и в мировой практике таких отыщется немного)-

Посещение Музея Грина в Феодосии оставляет после себя удивительно светлое чувство. Если будете в Феодосии, то обязательно зайдите.

Это как вернуться в детство…..

Александр Грин. «Алые паруса»:

«Я был в одной стране. Там царствует любовь. Хоть ей не строят храмы. Детей не заставляют петь хвалу. Там просто любят. Медленно и скромно. Наивно и немножечко смешно. Обыденно — ведь там не представляют, как можно жить, не ведая любви»…

------------------------------------------------

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/feodosiya/museum/

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/feodosiya/museum/12424/

https://feomuseygrina.ru/

Рубрики:  история/Музеи
Литература/О писателях и поэтах (Русская литература)
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 7 пользователям

feb2311   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 17:10 (ссылка)
Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда - сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая - у тебя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:04ссылка
Спасибо.Это имеет отношение к музею?
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:11 (ссылка)
Отличный музей! Благодарю Майя за чудесный рассказ, о моем любимом в детстве и юношестве, писателе А.Грине! Вечная память любимому писателю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:36ссылка
Спасибо,Лиз.Очень понравился музей,необычный и душещипательный,это я о жизни Александра,о голодной жизни...о запретах,о судье его супруги Нины
ГалКон   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:29 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересную экскурсию по музею Александра Грина. Вот не пойму чем помешал Грин с его детскими романтическими произведениями в 30-е - 40-е годы Союзу писателей, что объявили ему "войну" и оставили на голодное сосуществование? А до Горького его письма скорее всего не доходили. Да и после с авторскими правами поступило правительство позорно. А музей мне очень понравился. Оригинальное оформление музея - это своего рода натурные иллюстрации книг писателя. Все необычно, помогает проникнуться духом морской романтики, полнее ощутить тот мир, в котором жили герои Грина, понять их поступки. Чудесная экскурсия в восхитительный музей! Цитирую с большой благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:43ссылка
Спасибо,Галя...ну вот не писал он в духе соцреализма...все остальные стили союз писателей не признавал...
Они предостерегали: «В нашу революционную эпоху, эпоху борьбы… за научное марксистское миропонимание, мы должны быть особенно беспощадны ко всем мистико-идеалистическим тенденциям, которые грозят проникнуть в нашу литературу. Ошибка приводит Грина в идеологический тупик». Газета потребовала от писателя «целиком отречься от своей идеалистической философии». В журнале «Книга и профсоюзы» с оценкой «Бегущей по волнам» выступил видный критик Георгий Блок: «Творчество Грина чуждо нашей современности. По своим настроениям и темам книга и непонятна, и чужда рабочему читателю. Созданный воображением Грина мир иных людей и иных отношений не нужен советскому читателю своей отвлеченностью. Рабочему читателю эту книгу не рекомендуем»
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Июля 2023 г. 20:47ссылка
Господи, сколько же перегибов было в то время!
izogradinka   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2023 г. 06:33 (ссылка)
Посчастливилось побывать в этом музее. Красивый, интересный)))
Благодарю, Майя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Ylada   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2023 г. 19:26 (ссылка)
Майечка, большое спасибо! С радостью и благодарностью цитирую. Сейчас старшая дочь в Крыму. Как раз сегодня они были на экскурсии в этом Музее. Ну и я значит с ними...
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 13 Июля 2023 г. 00:38 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Раньше, когда не знала о судьбе А.Грина, мне казалось, что свои произведения он сочинял в дореволюционный период. С советской действительностью его творчество никак не вязалось. А может быть поэтому его так и полюбили. И создали такой прекрасный музей его памяти. ЧСтож, время действительно все расставляет по своим местам.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку