-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234440


СЛУШАЮТ, РУГАЮТ И ХВАЛЯТ РИХАРДА ВАГНЕРА

Понедельник, 22 Мая 2023 г. 11:25 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Сегодня родился Рихард Вагнер (22 мая 1813 - 13 февраля 1883)— великий реформатор оперы, один из столпов немецкой музыкальной культуры. Основанный им фестиваль в Байрейте до сих пор остается одним из важнейших событий летней европейской театральной жизни. Репутация самого Вагнера не так однозначна: его музыка и при жизни делила людей на ярых поклонников и противников, а открытый антисемитизм и посмертная популярность в нацистской Германии наложили серьезный отпечаток на отношение к нему в послевоенный период.

2023-05-19_18-25-35 (700x400, 316Kb)

Пять самых известных фрагментов из произведений Рихарда Вагнера

«Полет валькирий»



Наверное, каждый хотя бы раз в жизни слышал «Полет валькирий» Вагнера. Он звучит в начале третьего действия оперы «Валькирия», входящей в цикл опер «Кольцо нибелунга». Основой для этого цикла послужила средневековая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах».

Когда в опере звучит «Полет валькирий», девы-воительницы, сестры валькирии Брюнхильды, мчатся по грозовому небу на своих могучих конях сопроводить в Вальхаллу героев, павших на поле битвы.


«Свадебный хор (марш)»



В Западной Европе и Америке на свадьбах всегда исполняется «Свадебный хор» Вагнера из оперы «Лоэнгрин». Традиционно он звучит в начале церемонии, когда выходит невеста. Часто это произведение Вагнера ошибочно называют «Свадебным маршем».

Опера «Лоэнгрин», в которой звучит «Свадебный хор», была написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. В основе оперы – борьба добра и зла, рыцаря Лоэнгрина и брабантского графа Фридриха. Лоэнгрин спасает оклеветанную Фридрихом дочь герцога Брабанта Эльзу и берет ее в жены при условии, что она никогда не будет спрашивать о его происхождении.

«Свадебный хор» звучит в начале третьего действия оперы, когда хор славит новобрачных Лоэнгрина и Эльзу. Однако же хэппи-энда в опере нет – Эльза, мучаясь в сомнениях, нарушает свое обещание и спрашивает Лоэнгрина о том, кто же он. Он вынужден рассказать, что является рыцарем Чаши Святого Грааля, после чего покидает Эльзу, и она умирает от горя.

Современным людям не всегда интуитивно понятна мотивация героев средневековых эпосов, в легенде о Лоэнгрине не дается конкретного ответа, почему именно он ставит возлюбленной такое условие. Известно, в средневековых кельтских и нормандских легендах Чаша Святого Грааля считалась той самой чашей, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран Иисуса, когда его распяли на кресте. В Средневековье рыцари безуспешно искали Грааль, поскольку считалось, что испивший из него получит прощение грехов и вечную жизнь.

Вступление к опере «Лоэнгрин»



Известно и популярно среди поклонников классической музыки вступление к этой опере. В ней Вагнер отказался от увертюры, обобщающей все содержание оперы, и вместо этого передал во вступлении образ главного героя.

Рыцарь Святого Грааля Лоэнгрин в прелюдии предстает идеалом благородства. Его тема отличается удивительной чистотой и гармонией, в начале и в конце ее исполняют скрипки в высочайшем регистре.

Еще Чайковский считал вступление к «Лоэнгрину» «самым вдохновенным сочинением» Вагнера.


Увертюра к опере «Тангейзер»



Это произведение Вагнера не так известно широким массам, однако невероятно популярно среди любителей классической музыки и часто входит в программы симфонических концертов. Публика любит оперу «Тангейзер», хотя сам Вагнер считал ее своей худшей.

В основе оперы лежит средневековая легенда о состязании певцов, в котором принимает участие рыцарь и певец Генрих Тангейзер.

Увертюра предваряет оперу и является квинтэссенцией всего, что Вагнер хотел в ней показать, а показать он хотел противостояние духовного и чувственного начал. Духовное начало выражено в образах пилигримов и невесты Тангейзера Елизаветы, чувственное – в образе богини Венеры, в гроте которой какое-то время находился Тангейзер.

Увертюра состоит из трех частей. Начинается она с хора пилигримов. Вторая часть ей резко контрастна, это тема Венеры. Завершается увертюра репризой – снова звучит тема пилигримов.

Увертюра «Фауст»



Увертюра «Фауст», навеянная знаменитым произведением Гете, считается одним из выдающихся произведений раннего периода творчества Рихарда Вагнера. Первоначально Вагнер планировал написать симфонию по «Фаусту», однако с ней не сложилось, и увертюра осталась самостоятельным произведением.

Как и большинство произведений классической музыки, увертюра написана в трехчастной форме. В ней передан мятущийся дух Фауста, за который борются Господь и Мефистофель. Вагнера, который и сам был полон противоречий, не мог не интересовать этот образ.


Что же слышали в музыке Вагнера в разное время


Такого стука и шума, свиста и скрипа я до тех пор еще никогда не слыхивал. Все это, взятое вместе, возбудило во мне такую невыносимо-ноющую боль, какую я испытывал при пломбировании зубов у дантиста.
Марк Твен


Я бы еще долго колебался засвидетельствовать вам в письме свое восхищение, если бы мне ежедневно не попадались на глаза недостойные, нелепые статьи, где делаются все возможные усилия, чтобы опорочить ваш гений. Вы не первый человек, сударь, по поводу которого мне приходилось страдать и краснеть за свою страну.
Шарль Бодлер


Если Вагнер одержит верх, что же станет тогда с искусством пения? Больше не будет ни бельканто, ни фразировки, ни произношения. Какой в них смысл, если единственное, что от вас требуется,— это «реветь».
Джоаккино Россини


Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен, и силен тем, что щупает искусство и теребит его… Будь он талантливее, он бы не то сделал.
Модест Мусоргский


Вагнер все так же жив и все так же нов; когда начинает звучать в воздухе революция, звучит ответно и искусство Вагнера.
Александр Блок


Вагнер — глупый, балаганный скоморох, бездарный шут и чучело гороховое. Все это так глупо, балаганно, что удивляешься… тысячи квазиобразованных людей сидят и внимательно слушают, и смотрят, и восхищаются.
Лев Толстой


Музыка надолго сохранила след вагнеровской хватки, некую лихорадку, неизлечимую у всех, кто надышался ее болотных испарений.
Клод Дебюсси


Нельзя класть жизнь художника на такой недостойный вздор, как политика… во французской революции лишь один Давид запятнал себя тем, что полез в грязную сутолоку. Никакой пользы не принес и Вагнер тем, что лазал на дрезденские баррикады, а между тем он рисковал унести в могилу Нибелунгов, Тристана и Парсифаля.
Александр Бенуа


Думал, ну побываю в Байройте, а там можно будет спокойно помереть. На деле вышло грубовато во всех отношениях.
Валентин Серов


Вагнеризм мне мало симпатичен как принцип, сам Вагнер как личность возбуждает во мне чувства антипатии, но я не могу не отдать справедливости его огромному музыкальному дарованию.
Петр Чайковский


Что касается музыки: то прошлой осенью я сознательно и с любопытством поставил опыт, чтобы узнать, как я теперь отношусь к музыке Рихарда Вагнера. Как же мне претит эта пасмурная, душная и прежде всего лицедейская и претенциозная музыка! Это музыка неудавшегося композитора и человека, но при этом — тут я готов поклясться — великого актера.
Фридрих Ницше


В Байрейте музыкальные драмы исполняются так, что напоминают серьезные парламентские дебаты, причем изложение поэтической темы приобретает все качества хорошей речи на тему о бюджете.
Бернард Шоу


Прелюдия к «Тристану и Изольде» напоминает мне старинный итальянский рисунок одного мученика, кишки которого медленно наматывают на вал.
Эдуард Ганслик(Австрийский музыковед и музыкальный критик)


Откройте клавир «Тристана и Изольды»: это прогрессивная музыка для котов. Повторить ее сможет любой дрянной пианист, который будет нажимать на белые клавиши вместо черных или наоборот.
Генрих Дорн(Немецкий композитор)


Вагнер — саксонский гном с феноменальным талантом и ничтожным характером.
Томас Манн


У меня есть музыкальная совесть, к которой я прислушиваюсь, а Вагнер эту совесть утратил в погоне за величием и новизной.
Николай Римский-Корсаков


Представьте себе большой красивый шелковый гобелен, невероятно многоцветный и сложный, на котором есть одно несмываемое пятно. Это по-прежнему прекрасный гобелен, образец чудесного мастерства, по-прежнему великолепные краски, и шелк, и рисунок, но пятно существует. И я боюсь, что Гитлер и нацизм запятнали Вагнера. Для некоторых это пятно губит всю картину. Для других это нечто такое, с чем нужно смириться.
Стивен Фрай(британский актёр, писатель и драматург)

https://www.kommersant.ru/doc/5985652
https://aif.ru/dontknows/1226508

Музыкальные творения Вагнера в XX—XXI веках продолжают жить на самых престижных оперных сценах.
Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
Музыка/История известных произведений
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Майя_Пешкова   обратиться по имени Понедельник, 22 Мая 2023 г. 13:06 (ссылка)
Спасибо,Люда.Для меня Вагнер навсегда связан с моим любимым замком Нойшванштайн...
В 1861 году 16-летний принц Людвиг Баварский посетил премьеру оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Юноша был потрясен. В фантазиях он представлял себя рыцарем-лебедем Лоэнгрином, а Рихард Вагнер, с которым Людвиг вступил в переписку, стал кем-то вроде его духовного отца. Лебедь, о котором напоминало название отцовского замка Хоэншвангау, завладел воображением принца. Позже, когда Людвиг II строил собственную резиденцию Нойшванштайн, он сделал эту гордую красивую птицу главным мотивом декоративного оформления замка. А музыку Вагнера просто нужно слушать....сложно и очень красиво... Вагнер произвел революцию в опере , в которой он стремился синтезировать поэтическое, изобразительное, музыкальное и драматическое искусство, причем музыка была вспомогательной по отношению к драме. Извини, Люда, если не попала в твою концепцию. Большое спасибо, что вспомнила Вагнера,ведь сегодня его день рождения...
Вагнера слушала в замке Нойшванштайн в дни памяти Людвига 2..
Он строил в горах замки своей мечты , чтобы укрыться там от людей в мире музыкально-поэтических грез: плавать в ладье на механической тяге в сопровождении лебедя в рыцарском наряде Лоэнгрина, слушать музыку Вагнера (Божественного Друга) в искусственном гроте Венеры, мысленно перевоплотившись в Тангейзера, или упиваться поэтическим горным пейзажем, залитым лунным светом.Музыка божественна...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Мая 2023 г. 15:20ссылка
Майя, а за что извиняться? Ни кому не навязывая своего мнения, я попыталась "иносказательно", с помощью фрагментов из опер, показать именно "революцию в опере благодаря своей концепции тотального произведения искусства , в которой он стремился синтезировать поэтическое, изобразительное, музыкальное и драматическое искусство, причем музыка была вспомогательной по отношению к драме".

У Вагнера могу слушать только фрагменты. мной любимые.Вот такая я)))

А то, что о нем и его творчестве говорили те или иные известные личности, добавляет немного интриги в восприятии музыки(мне так кажется)
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Мая 2023 г. 17:47ссылка
Многим Вагнер для восприятия кажется тяжелым, но даже эти ,представленные в посте в полной мере раскрывают талант и новаторство этого неоднозначного композитора...Когда я имела возможность услышать оркестр под управлением Андриса Нельсонса вместе с Бостонским симфоническим оркестром в ночном концерте в замке я и не могла представить как это будет звучать с вагнеровскими тубами, басовой трубой, арфами, контробасовыми тромбонами, огромной смычковой группой.... до Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, «Кольцо нибелунга» исполняет четверной состав оркестра с восемью валторнами).Звук отражался в горах неоднократно, самые узнаваемые лейтмотивы переплетаясь друг с другом, получают каждый раз новые варианты развития, все лейтмотивы этого цикла в результате объединяются и взаимодействуют в сложной музыкальной фактуре.... мне трудно в полной мере описать красоту и гармонию всего услышанного, ведь таких концертов в жизни было слышано множество, но вагнеровские цикла «Кольцо нибелунга» оставили глубокий след в моем восприятии музыки...
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Мая 2023 г. 00:57ссылка
Майя_Пешкова, могу только представить твои впечатления. Видела подобную сцену в фильме "Людвиг" Висконти. Увидеть и услышать такое в живую - это действительно незабываемые ощущения.
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Мая 2023 г. 01:37ссылка
Это только мое личное восприятие и совершенно не значит,что такое же будет у кого-то еще...ведь музыкальные пристрастия у каждого свои в компании с жизненным опытом, какими-то ассоциациями и восприятием того или иного персонажа в этом действе....у меня вот компания :замок,Людвиг,Вагнер,лунная ночь,музыка....

а вот интересный материал о Вагнере,если кто захочет приобщиться


Перейти к дневнику

Вторник, 23 Мая 2023 г. 08:51ссылка
Майя_Пешкова, Майя, благодарю за ссылку на цикл "Величайшие шоу мира".
Буала   обратиться по имени Понедельник, 22 Мая 2023 г. 17:30 (ссылка)
Добрый вечер, Людмила!
Я вот тоже, Вагнера могу слушать фрагментами... извините, прочла Ваш ответ на комментарий Майи.
Но, эта публикация мне была интересна, благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Мая 2023 г. 08:49ссылка
Буала, Елена, так все комментарии открыты именно для того, чтобы все их читали.
Это помогает поддержать обсуждение или высказать мнение.
Спасибо Вам!
Galyshenka   обратиться по имени Вторник, 23 Мая 2023 г. 00:52 (ссылка)
liudmila_leto, спасибо, Люда. Браво, как всегда.
Очень интересны высказывания знаменитостей разных времен о музыке Вагнера. Как музыка Вагнера их объединила. Неожиданно было для меня, что Россини слушал Вагнера. Мне казалось, что Россини жил до Вагнера, в совершенно другой эпохе.
Ответить С цитатой В цитатник
oberon-00   обратиться по имени Вторник, 23 Мая 2023 г. 10:17 (ссылка)
Интересен негласный спор Верди и Вагнера.
Современники обоих композиторов были согласны в одном - Верди это мелодия в музыке, Вагнер - драма. Отсюда различное отношение к ним, и как к личностям, так и их музыке.
" Истинный германец Вагнер не мог примириться с тем, что за пределами его мрачной, овеянной дыханием древних богов и героев, полночной державы раскинулась светлая и радостная обитель Верди."


Замедлено движение земли
Развернутыми нотными листами.
О флейты, закипевшие вдали,
О нежный ветр, гудящий под смычками…

Прислушайся: в тревоге хоровой
Уже труба подъемлет глас державный,
То вагнеровский двинулся прибой,
И восклицающий, и своенравный…
Э. Багрицкий.

валькирии (700x473, 759Kb)

Полет Валькирий
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Мая 2023 г. 13:08ссылка
oberon-00, Александр, наверно так и должно быть - "единство и борьба противоположностей".
Спасибо за Нагибина ,Итальянская тетрадь (сборник)
https://litmir.club/br/?b=284731&p=79
Перейти к дневнику

Среда, 24 Мая 2023 г. 10:50ссылка
Людмила. Рассказ называется "Где стол был яств...", а полностью - "там гроб стоит"
Впервые с удивлением узнал о ссоре-вражде Рахманинова и Скрябина. И тоже как у Верди и Вагнера - о музыке..
Опять об отношении к творчеству композитора и его личности.
Повышенная самооценка, болезненное тщеславие, высокомерие, грубость, хамство, подлость, антисемитизм, гомосексуализм - все эти качества, присущие Вагнеру, делают его личностью далеко непривлекательной.
Но музыку его уже нельзя отменить или запретить. Тогда в музыкальной культуре человечества образуется провал, потеря, пустое место. Так что музыка - это одно, а ее создатель - другое. С этим надо смириться .
Благодаря фильму "Армагеддон" "Полет Валькирий" стал известен всему миру. Действительно сильная музыка.
Я нашел отрывок из скандинавских саг. Об этих воительницах. Послушай.

Стремительный удар меча, стрелы укол, блеск топора
И мир исчез из глаз твоих, и неба нет, и нет друзей.
И ты один.
Но это лишь на краткий миг...

Но вот летит могучий конь, он бел, как снег, он чист, как свет.
На нем валькирия спешит, с ней Вотан шлет тебе привет.
Тебя он ждет, он ждет тебя, готово место для тебя.
И вы взлетаете, как дым, как легкий пар, как облака, —
ты и посланница небес

валькир (700x447, 333Kb)

Перейти к дневнику

Среда, 24 Мая 2023 г. 13:09ссылка
Я уже нашла этот рассказ, естественно прочту весь сборник.

А про личность композитора...мне давно нет дела до того, какой он.Важно его творчество.
«Какое наслаждение уважать людей! ... мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела»
/А.П. Чехов/
Rebecca_Mills_7   обратиться по имени Вторник, 23 Мая 2023 г. 20:21 (ссылка)
Людмила, на редкость интересный получился пост. Невозможно было пройти мимо.
Во-первых, спокойное изложение такой, взрывчатой темы, во вторых, избранная музыка и в третьих, очень краткий, но информативный объем поста - можно просмотреть в один присест.
Тяжелая, тягучая, мрачная музыка - жить не хочется. Несколько раз принималась слушать его тетралогию в надежде - где то проснется интерес, но не выдерживала более 20 минут. И это постоянная идеосинкразия на эту музыку. Я думала - одна я такая, стыдилась признаваться, но вот прочла у тебя мнения великих людей и рада, что оказалась в компании со Львом Николаевичем и многими другими. Стало легче.
Если бы я выбирала музыку, то к твоим - Валькирии и Свадебному хору я добавила бы Хор моряков из оперы Летучий голландец. И все. Не больше.
Не удивительно, что многие композиторы - Хиндемит, Веберн, Рихард Штраус, "Французская шестерка", Скрябин, Прокофьев попали под влияние Вагнера. Поэтому слушать их тоже...
Людмила, спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 24 Мая 2023 г. 08:55 (ссылка)
Ребекка, именно для этого и поместила мнения великих.

Приведенный тобой Хор моряков, натолкнул на мысль сделать пост из хоровых фрагментов опер Вагнера.
Замечательная идея!БлагоДарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку