-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234941


Гении-духи-покровители в мифологии

Воскресенье, 26 Февраля 2023 г. 05:00 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Гений (I век, Национальный археологический музей, Мадрид)

Гений — лучшее руководство к счастью. Несчастный гений подозрителен.

   Гений (от лат. genius «дух»)  — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения — змея. В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci) 

 

Брюллов К. Гений искусства


Покровительство гения
Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных ; отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи.

Гении в ассирийской мифологии
В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они занимают тело человека или место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», — пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.

В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу. Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства:
Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью.

— Шурпу, VII, 20-26
Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.

Гении в римской мифологии

Как и многие другие древние народы, римляне верили, что у каждого человека есть свой покровитель. Их называли гениями и юнонами, причём одни являлись защитниками мужчин, другие – хранительницами женщин. Их можно называть по-разному: древними “Ангелами-хранителями”, вторым “я” человека, индивидуальными духами.

Гении и юноны были рядом с людьми с момента появления человека на свет до его смерти. Они сопровождали его на протяжении всей жизни, могли вдохновить на какое-либо дело или подсказать верный принцип действий в сложной ситуации. Что же рассказывают о них предания и поверья народов Древнего Рима?
 

Гении. В римской мифологии это духи-хранители. Каждый имел такого личного бога. Он сопровождал человека от колыбели до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своем жизненном пути. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни, насколько умел, а в тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Поэтому римляне приносили гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни. После смерти человека его шений оставался на земле и пребывал рядом с могилой. Иногда считали, что человек имеет двух гениев, доброго и злого. Первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй - к дурным.

Домашние боги. Художник Дж.У.Уотерхаус

Пенаты и лары. Были свои боги в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображение этих богов помещали в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.

Никола Пуссен «Амуры и гении», 1630-1633 годы
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Картина была приобретена из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже
 

Хранителями жилища были лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом (этим они отличались от пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место). Изображения ларов так же хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее. Ларам приносила также жертву молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.

=================

Имена гениев и юнон тоже могут рассказать о многом. Как отмечают филологи, слово “гений” восходит к корню “ген”, что означает “рождающий”. А вот название юнон напрямую связано с латинскими словами, означающими молодость и юность.

Вероятно, изначально гении и юноны были духами-покровителями продолжения рода и новых поколений. Значение таких божеств было особенным, ведь от наличия детей, от появления новых представителей племени зависела судьба целых народов.

С ходом времени верования несколько изменились. Гениев стали отождествлять с личными качествами римлян, а в дальнейшем они стали мужскими покровителями. Всю жизнь гении и юноны были рядом с человеком, а после смерти бродили у могилы своего подопечного, не в силах оставить его одного даже в ином мире.

Интересно, что в Древнем Риме считали, будто существуют не только персональные гении и юноны, но и покровители местности. Как рассказывают предания, гении могли быть у долин, холмов, театров, исторически значимых мест. Более того, у всего римского народа также был свой гений. На римском форуме была установлена его статуя, а на Капитолийском холме был установлен щит, надпись на котором гласила:

“Гению города Рима, или мужчине, или женщине”.

Эрколе Феррата «Гений с портретными медальонами», Италия, начало 1670-х – 1686 годов
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
 

Как вы заметили, имя гения не указывается, причём отмечается, что он – покровитель обоих полов. Как считают историки, обусловлено это могло быть разными причинами:

во-первых, нельзя исключать, что в момент установки щита ещё не существовало разделения на мужских и женских духов-покровителей.
во-вторых, имя самого гения могло тщательно скрываться, ведь узнав его враги Рима могли получить власть над защитником города, а значит покорить и сам Вечный город.

Франсуа Буше «Гении искусств», 1761 год
Местонахождение: Музей искусств, Анжер, Франция
 
Несколько позднее самым почитаемым гением для римлян стал гений их императора. Традиция эта получила развитие в период правления Октавиана Августа, что считал своего гения главным хранителем и божеством, одаривающего правителя удачей. В честь него император установил изваяния, посвящённые гению, во всех крупных городах Римской империи, потребовав от народа проявления не меньшего почтения к персональному хранителю.


 Чтобы не разгневать гения, юнону или другого бога-покровителя, необходимо было выполнять строго предписанные правила, которые помогали задобрить могущественного защитника. Верующие римляне стремились во всём угодить своим богам, за что, как считали, непременно будут вознаграждены. В то же время важно было помнить о некоторых принципах, что следовало использовать при “общении” с богами и духами. Поднося в жертву гению или юноне хлеб, требовалось произнести:

“Прими вот этот хлеб, который я тебе приношу”.

Элизабет Виже-Лебрен «Гений Александра I», Франция, 1814 год
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Картина была поднесена художницей Александру I
 
Говорилось это для того, чтобы дух понял, что может взять лишь эту часть даров, а не весь хлеб, хранящийся в амбарах (чем, конечно, разорил бы семью). Истолковать какие-либо ответные знаки, что давал бог людям, могли лишь опытные жрецы.

В мифологии древних римлян и греков ГЕНИИ (от лат. genius «дух») духи покровители и верные спутники мужчин, параллельно ЮНОНА была покровительницей женщин. Это могучие мифологические духи - считались так же защитниками семьи, домашнего очага, деревни, города и государства. Символом ГЕНИЯ является змея.

Гении и юноны в Древнем Риме были персональными покровителями человека. Представить жизнь без них древние римляне попросту не могли, ведь эти защитники были частью самой сути человека. Как ни странно, но подобная традиция не исчезла даже со сменой религии. Ведь и сегодня нам хочется верить, что в критический момент нас обязательно выручит тот самый “добрый гений” или Ангел-хранитель, выступающий личным покровителем.


В мифологии Древней Греции

НЕВИДИМЫЕ ДУХИ ГЕНИЙ - Олицетворял жизненную силу и энергию!!!
Изначально под ГЕНИЕМ подразумевали высокие внутренние качества человека, а позже он стал самостоятельным божеством, который рождался вместе с человеком. Очень часто предполагалось что было два ГЕНИЯ - добрый и злой!

Дух гения обеспечил процветание семье, благословив главу семьи и его жену детьми. Его сила проявлялась в супружеском ложе, и визуально она была представлена ​​такими символами, как рог изобилия, фаллос, фаллосообразные змеи цветы или зелень.

Семьи чествовали дух гения в годовщину рождения хозяина дома. Этот предшественник современного дня рождения описан в стихах, написанных римским поэтом I века до н.э. Тибуллом, который описывает день рождения своего друга как счастливое событие.

 
В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны. Добрый гений именовался агатодаймоном или агафодаймоном (от др.-греч. ἀγαθός, хороший, благой), злой — какодемоном (от др.-греч. κακός, плохой, злой).

Даймоний (также даймон, от греч. δαιμόνιον — «божественное») — философское понятие, известное, прежде всего, по письменному наследию учеников Сократа — Платона и Ксенофонта — и означающее внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в котором сокрыта опасность для телесного или морального благополучия

Отдельные обладающие даймонием люди, выступающие в качестве советчиков, способны предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось в древней Греции как нечто божественное. У ученика Сократа Ксенофонта даймоний причисляется к искусству предсказания, другой его ученик Платон толковал даймоний как совесть.

Сократ и Платон. Миниатюра XIII века

В диалоге «Федон» (см.) Платон рассказывает, что после смерти, дух-покровитель даймон сопровождает душу умершего на суд.

Даймоний был описан в нескольких сочинениях Плутарха, прежде всего — в «О даймонии Сократа». В своей биографии Нумы Плутарх называет Залевка, Зороастра, Миноса, Нуму и Ликурга как людей, к которым являлось божество, то есть обладавших даймонием.

По мнению философа науки Эдгара Цильзеля, понятие «даймоний» схоже с понятием гения в римской культуре: оба эти понятия представляют собой развитие примитивно-анимистических представлений о душе и веры в духов 

Сократ описывал своего личного даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок. В «Федоне», 107—108, Сократ объясняет, что даймоний человека, заботившийся о душе при жизни, помогает душе покинуть мир живых и спуститься в Аид, что роднит даймония с описанием ангела Азраила.

В диалоге «Эпиномис» Платон, ученик Сократа, говорит, что даймоны «относясь к роду, умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью, они прочитывают все наши мысли и относятся к добрым и благородным с поразительной милостью, однако очень злые мысли они воспринимают с крайним отвращением».

Mehus , Lieven (Flemish, 1630-1691) -- Гений живописи

В диалоге «Государство» Платон говорит, что злоключения человечества объясняются «недостатком внимания со стороны даймона, воспитавшего нас, руководившего нами… и сделавшегося слабым и беспомощным». В диалоге «Тимей», 41, Платон приводит миф о сотворении мира, в котором демиург обращается к первым богам и приказывает создать племя существ, которое являлось бы «руководящим принципом для тех, кто хочет следовать справедливости и за богами».

  Платон описывал поэтов, которые становились одержимыми, как прорицатели или пророки. В состоянии божественного безумия их умы не принадлежали им. Сегодня мы можем думать об этом как о «вспышке» или «гениальности». Альберт Эйнштейн описал это как «внезапное озарение, почти восхищение», а Элизабет Гилберт называет творчество «совершенно паранормальным» опытом.

Считалось, что способность Микеланджело изображать эмоции была напрямую вдохновлена ​​Богом.

Гении в христианской традиции



 
Представления о гении, духе-хранителе, сохранились в христианской традиции в образе ангела-хранителя, данного человеку Богом при Крещении для помощи и руководства. Католическая и Православная Церкви учат почитать и призывать в молитвах Ангелов-Хранителей, как ближайших духовных наставников и покровителей.

Гении в оккультизме и магии
В 1898 году С. Л. Макгрегор Мазерс перевёл с французского языка на английский один необычный трактат под названием «Книга священной магии Абрамелина-мага, кою Авраам Еврей передал сыну своему Ламеху. Гримуар пятнадцатого века». Рукопись этой книги, выполненная на иврите и представляющая собой руководство по практической магии, хранилась в парижской библиотеке Арсенала (Bibliothèque de l’Arsenal) и в конце XVII века была переведена на французский.

В этом гримуаре маг Абрамелин провозглашает, что каждый человек связан с особой духовной сущностью, которая именуется Священным Ангелом-Хранителем, без вступления в духовный союз с которым для человека невозможно по-настоящему продвинуться по пути духовного развития или повелевать обитателями сфер низшей природы.

Единственный Наивысший Ритуал — это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. При этом весь человек поднимается и вытягивается в вертикальную прямую линию. Любое отклонение от этой прямой линии грозит превратиться в чёрную магию. Любая другая операция — это чёрная магия.

— А. Кроули, «Магия в теории и на практике»

Помимо утверждения существования высшего покровителя человека «Книга священной магии Абрамелина-мага» содержит описание детальной процедуры вызова личного гения, а также системы магии, переданной личным гением самому Абрамелину. Так, согласно «Книге священной магии Абрамелина-мага», установив собеседование с ангелом, маг получает инструкции для вызывания «Четырёх Великих Князей Зла» и подчиняет их, связав клятвой преданности.

В последующие дни маг призывает и подчиняет прочих духов зла, пока все население адских царств не поклянётся в преданности и не станет повиноваться магу, что означает торжественную победу человека над низшей природой, персонифицированной в образах демонов.

Адоль фон Менцель.
«Кронос и гений искусства Менцеля».
1882.
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин

Эта процедура очень напоминает события, описанные в другом магическом гримуаре, известном под названием «Завещание Соломона», в котором легендарный царь посредством помощи божьих ангелов подчинил себе всех злых демонов и заставил их участвовать в строительстве Божьего Храма, что может быть понято как буквально так и иносказательно.

Поль Сезанн "Поцелуй Музы"

История также содержит упоминания о контактах магов с гениями, обучающими и наставляющими людей. Так, в «Критической истории Испанской инквизиции» Хуан-Антонио Льоренте рассказывает историю об учёном докторе XVI века, Эухенио Торальбао, которому явился ангел Зекиил.

Ангел являлся «в облике белого и белокурого юноши, одетого в платье телесного цвета и чёрную верхнюю одежду» и учил доктора добру и тайным наукам. Эухенио Торальбао наивно полагал, что раз Зекиил «никогда ничего не говорил против христианской религии», то инквизиция не будет иметь к нему претензий, а потому не скрывал своего союза с гением. Однако лишь униженное отречение от ангела и покровительство влиятельных особ обеспечили учёному сравнительно мягкий приговор за колдовство — 4 года тюрьмы.

Питер Пауль Рубенс.
«Гений коронует Религию».
Эскиз к фреске «Апофеоз Иакова I» в Уайтхолле, Лондон.
1629-1634.
Лувр, Париж.

Более успешным примером такого контакта современные оккультисты считают историю английского мага Джона Ди, который в конце XVI века с помощью своего ассистента Эдварда Келли предпринял успешную попытку установления контакта с ангелами. Её итогом стало создание при содействии архангела Уриила системы енохианской магии, которая большинством современных магов признаётся наиболее сильнодействующей.

В заключении хочу сказать о том, что как бы ни называлось качество человека способного изобретать или создавать прекрасные произведения искусства, без создания правильной атмосферы в мастерской не может обойтись не один Творец. И пусть ничего не отвлекает Вас от творческого процесса!

Фреска Базилики Св.Петра в Ватикане.Уставший гений 

================================
Источники:
Гении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VIII. — С. 337—338.
Гуили Р. Э. Энциклопедия ангелов. — М.: Вече, 2008. — 416 с. 
Фоссе Ш. Ассирийская магия. Пер. с франц. В. Л. Санина; пер. с аккадск. и шумерск. В. В. Емельянова. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 336 с.  
Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской. Genius loci // Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык. — 1982. // Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений

https://musaget.ru/genii-i-yunony-angely-hraniteli-rimskoy-mifologii/

Рубрики:  мифология/Мифы древнего мира
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 9 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 26 Февраля 2023 г. 11:50 (ссылка)
Майя_Пешкова, Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 26 Февраля 2023 г. 21:56 (ссылка)
Благодарю Майя! Галя из Ярославля появилась на сайте.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Февраля 2023 г. 22:37ссылка
Спасибо.Значит все впорядке,можно идти спать)))
ГалКон   обратиться по имени Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 02:35 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный пост! Мне как-то ближе наше вероисповедание, согласно которой у каждого человека есть свой Ангел-хранитель. В это я верю. И если предстояла какая-то сложная командировка или просто поездка, или в мою бытность, когда работала, приходилось идти на работу очень рано. Особенно в выходные и праздничные дни. В это время даже собачников нет. Было страшно и я всегда обращалась молитвой к Ангелу-хранителю. Может он и не помог бы в сложной ситуации, но это успокаивало.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 10:42ссылка
Спасибо,Галя.Я вроде бы никого не агитирую на другую веру,тем более,что пост не о религии ,а мифологии))У разных народов просто личный дух-покровитель назывался по-разному
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 18:16ссылка
Привет, Майя, ты меня неправильно поняла. Я имела ввиду не агитацию перехода в другую веру, а о том, что плохо знаю римскую и греческую мифологию.
зуева_татьяна   обратиться по имени Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 14:05 (ссылка)
Спасибо!! Сказочно, мифологично и одухотворенно!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 18:55ссылка
Благодарю,Таня
Galyshenka   обратиться по имени Понедельник, 27 Февраля 2023 г. 22:01 (ссылка)
Майя_Пешкова, большое спасибо, Майя. Для меня очень интересная тема- мифология древней Греции и Рима. Мне кажется, что это основа европейской культурной традиции. А этот пост мне был особенно интересен- столько истоков даже для лексики, не говоря даже и о некоторых современных представлениях. Теперь знаю, например, что такое "ларь" на самом деле, и даже нехорошему слову "кака" оказывается есть объяснение (от др.-греч. , плохой, злой). И оказывается есть связь между словами "Гений" и "гены" и т.д. А как праздновали День рождения человека древние-они преподносили дары его гению! Вообще очень много интересных моментов! Понятно теперь происхождение не только Ангелов-хранителей, но и домовых, и т.д. А гений места для меня вообще загадочное явление, хотя даже здесь, в нашем сообществе есть такая рубрика.
Даже жаль, что мы так глубоко не изучаем мифы древнего мира в школе, лишь поверхностно. А ведь так интересно на самом деле.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку