Януш Корчак был известен как польский врач, педагог и писатель, автор известных книг "Король Матиуш I" и "Как любить ребенка", и еще двадцати книг.
Пожалуй, когда он выбирал себе род занятий – а задумывался он прежде всего о писательстве, примером для него был русский доктор Чехов. Едва отучившись на врача, служил в русской армии – был призван в качестве военврача на фронт в русско-японскую войну, бывал в Харбине и Мукдене. Служил военврачом в Первую мировую – у него уже был свой сиротский приют, который ему пришлось оставить на долгих четыре года войны. Он прекрасно говорил по-русски, в его библиотеке было множество русских книг.
В 1910 году ему предложили возглавить в Варшаве приют для еврейских детей. Для приюта было построено особое здание; осиротевшим детям из бедных семей оно казалось роскошным: чистые кровати, фаянсовые унитазы, центральное отопление…
Впрочем, все чаще он задумывался над тем, что для того, чтобы вылечить общество, надо начинать с детей: больные взрослые не воспитают здоровое поколение.
Так своя жизнь была отдана детям. Корчак также читал лекции в университете и педагогических училищах. На польском радио он вел еженедельную программу "Разговоры со Старым Доктором", где обсуждал с родителями сложные вопросы воспитания, а детям советовал, как лучше отстаивать свои права. Программу очень любили слушатели. К слову, Корчак был тогда единственным евреем, выступавшим на радио — все остальные еврейские программы в стране были запрещены.
После смерти Пилсудского в 1935 году в Польше резко выросли антисемитские настроения. Выступления Корчака на радио были приостановлены, а вскоре ему запретили читать лекции в университете. Ситуация в Варшаве становилась сложнее с каждым месяцем. Росло количество бедных, родители не могли дать детям полноценное образование. По воспоминаниям одного из авторов книги, некоторые даже отправляли детей к железнодорожным поездам, чтобы те воровали картофель или уголь.
Усиливались гонения на евреев. Однажды Корчак увидел в Варшаве надпись: "Еще один еврейский ребенок — на кусок хлеба меньше для поляков". Под надписью было изображение еврейского ребенка, бегущего от хлеба. Нацисты полагали, что скоро еврейским детям совсем не нужно будет давать хлеба. В таких условиях добывание денег и провианта для Дома требовало от директора все больших усилий.
Лишение возможности вести передачи на радио и права читать лекции в университете было для Корчака очень болезненным — он любил Польшу и ощущал себя полноправным ее гражданином. Наблюдая за ростом антисемитизма в стране и понимая, что ни к чему хорошему это не приведет, Корчак начал всерьез думать о том, чтобы переехать в Эрец-Исраэль и перевезти туда детей. В 1930-е он дважды побывал в Эрец-Исраэль, работал в кибуце, надеясь создать там базу для нового Дома сирот.
Дом сирот на ул. Крохмальная, 92. В центре – Януш Корчак и Стефания Вильчинская.1923 г.
Возглавляемый Янушем Корчаком варшавский приют "Дом сирот" был похож на маленькое "государство в государстве" в стране, стремительно скатывающейся к нацизму. Оно было построено на особых принципах — самоуправления, равноправия и доверия к ребенку. Как директор приюта Корчак получал деньги от благотворителей, но при этом следил, чтобы они не вмешивались в жизнь Дома. Сам в детстве много страдавший от несправедливости и жестокости, Януш Корчак мечтал построить в своем приюте общество куда более справедливое и гуманное, чем то, которое в реальности окружало Дом сирот. В нем действовала своя конституция и органы самоуправления.
оркестр дома , где Корчак играл на дудочке
В голодном варшавском гетто, где на улицах лежали неубранные трупы, он ставил со своими детьми спектакли, устраивал концерты, звал к ним интересных взрослых. На одной из таких встреч родился гимн приюта:
Белый и черный, желтый и красный,
Перемешайте, люди, все краски.
Братья и сестры, сестры и братья,
Люди, раскройте друг другу объятья.
Все мы — созданья Единого Бога,
Всем нам указана Богом дорога.
Всем нам дарован общий Отец.
Вот что понять мы должны, наконец.
По сути Корчак создал правовую детскую республику, в которой дети могли осмысленно делать собственный выбор, а законы надежно защищали их от деспотизма взрослых. В основе конституции этой республики были милосердие и прощение. Вот что было записано в "Кодексе товарищеского суда" Дома сирот: "Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего его простить. Если он совершил проступок потому, что не знал, теперь он уже знает. Если он совершил проступок потому, что ему трудно поступать по-другому, он постарается привыкнуть. Но суд обязан защищать тихих ребят, чтобы их не обижали сильные… защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали разболтанные и лентяи… заботиться, чтобы был порядок, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, тихие и добросовестные люди…"
Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.
До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, трижды отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.
Дети построились в колонну по четверо, их было уже более двухсот. Старшие мальчики по очереди несли зеленое знамя короля Матиуша с изображением клевера, уже в гетто на обратной стороне полотнища появилась голубая шестиконечная звезда. Впереди шел доктор Корчак с двумя малышами – одного нес на руках, другого вел за руку. Воспитатели и работники шли рядом с детьми: Стефания Вильчинская, Роза и Генрик Штокманы, Бальбина Гжиб, Дора Соцкая, Сабина Лейзерович, Наталья Поз, Генрик Астербаум, Роза Липич-Якубовская. Большинство молодых педагогов когда-то были воспитанниками этого приюта. Они запели походную песню, и дети подхватили:
– Пусть буря бушует, мы не отступим!..
Мы никогда не узнаем, что сказал доктор Корчак своим детям, но они были спокойны. А вот люди, которым приказали стоять у своих домов, понимали зловещий смысл происходящего. Очевидец вспоминал: "Горе глазам, видевшим тот ужас. Рыдали камни мостовых…"
На Умшлагплатц уже кричали, рыдали и молились тысячи людей. Корчак разместил свою колонну на дальнем конце площади, чтобы раньше времени не тревожить детей. Началась погрузка в вагоны. Есть свидетельства, что в этот момент к Корчаку подошел немецкий офицер и разрешил ему вернуться, но одному, без детей. Корчак покачал головой и жестом попросил офицера отойти. Доктор, воспитатели и дети вошли в вагоны, двери закрылись, состав тронулся.
И стихает плач в аду вагонном,
И над всей прощальной маятой –
Пламенем на знамени зеленом
Клевер, клевер, клевер золотой!..
( Александр Галич, из поэмы "Кадиш" посвященной памяти Януша Корчака).
6 августа, эта дата условно значится как дата смерти...
Весь "Дом сирот" и их директор погиб в газовых камерах концентрационного лагеря Треблинка.
И так хочется верить, что сбудутся слова, произнесенные героем книги Януша Корчака “Король Матиуш Первый”:
“Скоро зеленое знамя завоюет все континенты. И тогда на земле прекратятся драки, ссоры и войны. Ребята с малых лет привыкнут жить в мире и, когда вырастут большими, не захотят воевать”.
Люби своего ребёнка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним — радуйся,
потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.
Этот памятник в центре Варшавы
а вот этот на кладбище Варшавы (импровезированная могила)
В самом лагере Треблинка отдельный камень "Корчак и дети"
там вообше только камни штук 1700 *по количеству мест , городов и деревень* из которых вывозились люди. лагерь был уничтожен полностью за год до освобождения Польши.
Лулу_Прада, жаль не знала эту историю, не была у памятника в Варшаве.
Вообще в голове не укладывается бесчеловечность нацистов (причем любой нации представители)