Светлое Христово Воскресенье в дневниках начальницы института благородных девиц. |
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна…
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна,
В них, в тех звуках — миг прощенья,
Злобе суетной — конец.
Беспредельного смиренья
И любви златой венец,
В них — молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечные
Смытый кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!
Мария Львовна Казем-Бек, урожденная Толстая (1855–1918), — видный православный педагог, начальница Института благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге. Ее записи охватывают несколько десятилетий XIX века и начало XX века, отражая эпоху царствования Александра II, Александра III и святого страстотерпца Николая II. Автор рисует портреты и дает характеристики многих государственных деятелей, придворных сановников и церковных иерархов, деятелей науки и культуры. На этом историческом фоне разворачивается повествование о жизни собственной семьи. Убежденная поборница единой и неделимой России, симфонии самодержавия и Церкви, М. Л. Казем-Бек судит обо всем как глубоко верующая христианка. Образ ее поражает глубиной православного мировосприятия, тонкостью патриотического чувства, высотой аристократического духа, ярким литературным дарованием.
Казем-Бек, М. Л. Дневники. - Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2016. - 560 с.
1890 год
1 апреля, Светлое Христово Воскресенье
Вот и Пасха!.. А у меня не празднично на душе... Это происходит отчасти от недавних страданий и приёмов морфина, а главным образом тревожит меня озабоченный вид Александра. Его волнует направление, воцарившееся в последнее время в Министерстве, и перемена в отношениях его с Манасеиным...
1891 год
21 апреля, Светлое Христово Воскресенье
Праздник, как всегда, я встретила с Патей и Лёлей дома, в нашей церкви. Александр и Коля были во Дворце. Это разделенье значительно умаляет праздничное настроение. Отчего не устроить торжественную службу во Дворце в самый день Пасхи за вечерней?.. А заутреню и обедню пусть бы все слушали, кто хочет, со своими семьями.
1892 год
5 апреля, Светлое Христово Воскресение
Вот и праздник наступил.
Великий пост, который обыкновенно проходит так быстро и незаметно, показался мне нынче длинным и тягостным. Все неприятности из-за Коли произошли постом. В четверг на первой неделе, в день моего рождения, Вера Ланская в последний раз была у нас в доме; в четверг на Страстной неделе Коля уехал из Петербурга.
Грустно было вчера встречать Пасху без Коли... Мы, по обыкновению были в своей церкви, а Александр во дворце, где произошло смешное приключение: перед "выходом" в одной из комнат верхнего этажа сделался пожар, сам по себе незначительный, но во время которого испортились провода электрического освещения, и дворец вдруг погрузился во мрак. Шествие проследовало в церковь по темным залам, после чего Государь распустил по домам всех присутствовавших.
Несколько лет в начале XX века Мария Львовна Казем-Бек была начальницей Родионовского института благородных девиц в Казани
Институт этот являлся привилегированным закрытым учебно-воспитательным учреждением для девочек из дворянских семей, отчасти духовенства и купечества не только Казанской, но и приволжских губерний, Урала и Сибири. Здесь воспитанницы и учились, и жили. Обучение, как и в других таких институтах, носило сословный характер, учебный план включал Закон Божий, иностранные языки (особое внимание уделялось французскому), русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, хоровое пение, гимнастику и танцы, а также различные виды домоводства (кройку и шитье, вышивку и вязку) и правила «светского обхождения» (впоследствии ввели курсы естествознания и педагогики).
Воспитание основывалось на православном вероучении, в ученицах стремились развить «привязанность к родителям и воспитателям, любовь к порядку и труду соответственно назначению их в семействе и обществе». Старшеклассницы помогали младшим, заменяя им сестер. В обязанность воспитанниц входило дежурство на кухне и поддержание порядка в учебных и жилых комнатах. Сделанные ими ручные работы распродавались на благотворительных базарах, ежегодной «вербной» выставке, разыгрывались в благотворительных лотереях.
3 января 1908 года, по Высочайшему соизволению Государя Императора Николая II, Мария Львовна Казем-Бек возглавила Елисаветинский институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Институт этот, основанный 6 ноября 1808 года, первоначально именовался «Домом Трудолюбия». Затем он был преобразован в Елисаветинское училище. В 1870-е годы в училище обучалось 220 воспитанниц с платой за обучение по 300 рублей в год, вносимой казенными ведомствами, частными лицами и благотворительными организациями. В 1892 году по ходатайству великой княгини Елизаветы Феодоровны училище получило статус дворянского института с педагогическими классами. В него принимались на казенное содержание дочери обер-офицеров или соответствующих гражданских чинов 10-12 лет. В 1893-1896 годы архитектор Р.А. Гедике выстроил на углу Большого проспекта и 13-й линии Васильевского острова новый корпус Института с храмом во имя святителя Спиридона Тримифунтского в верхнем этаже. Первой начальницей института была княгиня Е.М. Урусова (до 1903 г.). Ее преемницей стала вдова гофмейстера М.Л. Казем-Бек.
Под непосредственным руководством Марии Львовны Казем-Бек в должности Начальницы института было проведено празднование столетнего юбилея этого учебно-воспитательного заведения. 6 ноября 1908 года ей удалось открыть Общество вспомоществования бывшим воспитанницам Института и служившим в нем. В 1918 году институт прекратил существование. В советское время его здания последовательно занимали учебные заведения, детская библиотека им. А.Н. Островского. В настоящее время все строения занимает проектная организация.
12 знваря 1918 года Мария Львовна умерла в Казани. . Прах ее был предан земле в некрополе при Спасо-Преображенском монастыре, который большевики закрыли осенью 1918 года. Монастырский собор впоследствии взорвали, надгробия некрополя разрушили и её могила не сохранилась.
Дневники Марии Львовны дошли до нас благодаря стараниям ее дочери — Прасковьи Александровны Казем-Бек (1873-1943), которую в семье ласково называли Патей. Окончив Смольный институт благородных девиц, она удостоилась звания фрейлины императрицы Александры Фёдоровны, была искусной пианисткой и талантливой рисовальщицей.
В период Русско-японской войны 1904—1905 годов, а также в годы Первой мировой войны оказывала медицинскую помощь раненым солдатам в качестве сестры милосердия. Впоследствии служила санитаркой в бронепоезде адмирала А.В. Колчака, в 1918-1920 годы. После окончания Гражданской войны жила в Казани, где перепечатала рукопись материнских дневников на пишущей машинке в нескольких экземплярах. Позднее (в 1930 году) один из экземпляров поступил в русский сектор «Отдела редких книг и рукописей» Казанского университета от собирателя В. В. Егерева. Собрать все Дневники целиком из разных коллекций (частных, музейных и библиотечных) удалось благодаря усилиям Марии Николаевны Громовой, правнучки автора.
https://pravoslavie.ru/95563.html
Рубрики: | история/Женщины в истории По России/моя Казань По России/Россия царская Праздничное настроение/Религиозные праздники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |