Иранские ковры, несущие стране славу |
Персия - Большой Иран это термин , используемый для обозначения регионов Кавказа (Грузия, Азербаджан, Армения), западной и Центральной Азии, и части части Южной Азии (Афганистан, Пакистан, Индия) , которые имеют существенное иранское культурное влияние из - за того , был или долго исторически управляли различными имперскими династиями иранской империи
Центральная Азия простирается от Каспийского моря на западе до Китая на востоке и от Авганистана на юге до России на севере. Область состоит из бывших советских республик Казахстан, Кыргыстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Он также разговорно называют как «станы» как страны в целом , считающейся в регионе все имеют имена , заканчивающиеся с персидским суффиксом « stan», что означает «землю».
На сегодня в Исламской Республике проживают более 30 народов и каждый из них внёс свой неповторимый вклад в искусство ковроткачества. Именно поэтому — за качество и красоту — иранские ковры ручной работы второй, после нефти, предмет экспорта. Веками ковры через весь мир несли славу Ирана: до дворцов Венеции и Генуи, до снежной Москвы и белых палат господина Великого Новгорода.
Производство ковра в Иране пропитано искусством, креативностью, основано на коллективном труде и считается проявлением народной культуры иранцев, что на протяжении истории блистало в культуре и искусстве этой земли.
Иранский исследователь и автор книги «Энциклопедия иранского ковра ручной работы» доктор Хусейн Таджаддод пишет во введении своей книги: «С древних времен мир знал Иран по двум знаменитым вещам: поэзии и коврам. Другими словами, иранское искусство и эстетический вкус иранского народа проявляются в иранских коврах, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения материала и формы. При этом ковровое искусство превосходит иранскую поэзию тем, что поэзия – личное искусство, а ковроткачество - коллективное».
Словом «фарш» (ковёр) называют в персидском языке всё, что можно расстелить, например, соломенные ковры, войлок и ковёр.
Однако, когда говорится о ковре, имеются в виду обычные ковры, которые плетут из таких материалов, как хлопковые нити, шерсть и шелк, с различными цветами и узорами. Ковровая промышленность считается одной из древних промышленностей в Иране, что на протяжении истории прошла процесс совершенствования с точки зрения утонченности, красоты, а также техники плетения. Многие туристы и историки в своих книгах указывали на наличие фабрик по производству ковров в разных районах Ирана, в том числе в Азербайджане, Фарсе, Хузестане, Исфахане и др., где художники и ковровщики с большей любовью занимались ковроткачеством. Грецкий историк Ксенофон в своей книге «Киропедия» указывает на тот момент, что иранцы, для того чтобы смягчить свои кровати, расстилали на ней ковер. Такие писания говорят о распространении ковровой промышленности в Иране, а также об эффективной роли ковров в ежедневной жизни иранцев. Можно сказать, что ковры были одной из потребностей в жизни иранцев. Иранский дом без ковров ручной работы является бездушным, не наполненным духом любви и жизни, что указывает на тесную связь народа с культурой и искусством своей родины.
Производство ковра в Иране пропитано искусством, креативностью, основано на коллективном труде и считается проявлением народной культуры иранцев, что на протяжении истории блистало в культуре и искусстве этой земли.Многие люди, прямо или косвенно, участвуют в процессе производства ковра, в том числе: красильщик, дизайнер ковра, чтец схемы, ткач и штопальщик.
С исторической точки зрения еще не определены время и место создания первых ковров, а также не установлено, какой народ первым стал производить ковры. Причиной этого может служить природная структура ковров ручной работы. Так ткачество ковра является результатом процесса совершенствования вязания и сплетения пряжи из стеблей растений и коры деревьев для производства корзины. После этого были создали грубые ковры из кожи и шерсти животных. А после того, как человек стал развивать животноводство, ткачи научились ткать пушистые ковры из шерсти овец.
История показывает, что технику ковроткачества вначале изобрели женщины, и большинство ткачей ковров в истории этого искусства были женщины. Кроме ковров, они создали также покрывала для покрытия домашних животных, и мешки для вещей.
Пазирик – ковер из шерсти в разных цветах. В этом ковре наблюдаются узоры, на которых изображены всадники, постящиеся олени, легендарные элементы с головой орла и телом льва, а также каемка с разными видами растений и цветов. По словам экспертов по вопросам искусства, техника, которая наблюдается в Пазирике, указывает на богатый культурный и художественный опыт ковроткачества, насчитывающий несколько веков. Это показывает, что за несколько веков до изготовления ковра Пазирик, в Иране была распространена эта профессия, и иранцы хорошо были знакомы с тайнами ковроткачества. Ковер Пазирик сохранился в связи с тем, что более 2400 лет находился во льдах Сибири. 11 июля 1953 года британский журнал «Новости Лондона» написал об этом ковре: «Важнейшая обнаруженная вещь в Пазирике – это ковер с различными узорами, выполненный из шерсти, с обратной стороны также повторял рисунок из узелков. Этот ковер, который был найден вместе с трупами лошадей в глубине земли недалеко от гробницы …, использовали в качестве подстилки под седло лошадей. Это красивая и утонченная работа, которая содержит каемку с изображениями мистических крылатых животных. Над каемкой можно увидеть ряд иранских всадников. Так один всадник сидит на лошади, а за ним один человек держит в руках сбрую лошади. Всадники в особых иранских шапках (период династии Ахаменидов)».
Ковер Пазырык
В 1953 году Руденко написал книгу, в которой, описывая особенности этого ковра, в том числе его узоры и разные окраски, как красную, голубую, зеленую, желтую и оранжевую, прямо связывая этот ковер с иранцами. С учетом сходства узоров этого ковра с оригинальными изображениями в период Ахеменидов в Персеполисе, Руденко утверждает, что ковер был соткан в одной из 3 частей великого Ирана в эпоху Ахеменидов, т.е. во время мидийцев, парфян или в древнем Хорасане или Парсе. Некоторые эксперты считают, что узоры ковра Пазирик, указываю на работу парфянских художников. Причиной этого они называют близкое расположение территории парфян во время Ахеменидов к долине Пазирик, а также то, что парфяне были известные наездники. Их выводы также подкрепляют шапки всадников и олени северных степей, которые наблюдаются в ковре Пазирик. Сегодня ковер Пазирик хранится в музее Эрмитаж в городе Санкт-Петербурге.
Ковер Пазирик в музее Эрмитаж – Санкт-Петербург
Ковер Ардебиль - другой древний иранский ковер, который хранится в музее «Виктория и Альберт» в Лондоне. Несколько лет назад британская газета «The Sunday Times» этот ковер добавила в перечень 50 шедевров мирового искусства. Ковер «Ардебиль», который считается одним из самых ценных и известнейших в Иране и во всем мире ковров с точки зрения схемы и ткачества, был соткан в 1539 году. С точки зрения узоров и прекрасных миниатюр, этот ковер является своеобразным произведением, символом мысли и искусства мистиков в эпоху Сефевидов в Иране (1501-1772).
Ковер Ардебиль в музее «Виктория и Альберт» в Лондоне
Ковер «Челси» является другим известным иранским ковром в данном музее. Этот иранский ковер называют «Челси» в связи с тем, что его купили у торговца на улице Кингс района Челси. Среди узоров этого ковра можно указать на Торандж, охотничьих животных, таких как олени и газели, диких животных, в том числе лев и леопард, а также мистических животных, таких как дракон, среди деревьев и цветочных ветвей.
Ковер Челси
Музей искусства и промышленности в австрийской столице Вене является другим музеем, где хранится один из драгоценных иранских ковров Сефевидского периода под названием «Охотничье угодье». Этот ковер создан в начале 16 века во время Сефевидской династии (1571-1629) из шелка, на котором изображена сцена охоты одного из сефевидских царей.
Ковер Охотничье угодье в музее Искусства и промышленности в Австрии
В музее искусства Метрополитен в Нью-Йорке хранятся 4 примера (2 пары) иранских ковров, известные как ковры Полонез. Ковры Полонез были сотканы в период времени, который называется ренессансом ковроткачества Ирана, т.е. время Сефевидской династии. Полонез или польскими называется большая группа ковров с рельефными узорами, большая часть фона которых представляет палас, в виде плетения из золотых и серебряных нитей. Ковры Полонезы отличаются особыми узорами и цветами. В них наблюдаются только цветы, как лилия, а также ветви и листья деревьев. Относительно имени этих ковров, т.е. "Полонезы" или польские ковры, следует сказать, что первый раз они были показаны в 1878 г. на международной выставке в Париже вместе с имуществом польского аристократа Чарторыйского. Один из этих ковров, имел оттиск принадлежности к дворянской семье Польши. Поэтому эти ковры стали известными как польские ковры. Однако, далее в 1930 году человек по имени Рыгль, поставил под сомнение польское происхождении этих ковров. Рассматривая схему этих ковров, он определил, что они изготовлены в XVIII веке. Наконец, в результате исследований Рыгля, Боде (Bode) и Мартина, в ходе которых были найдены достаточные исторические художественные свидетельства, было доказано, что ковры Полонезы были изготовлены в XVII веке в Иране. Сегодня нет сомнений, что эти богатые ковры имеют иранское происхождение, хотя известны под названием «польские». Иранские ковры Полонезы в музее Метрополитен в Нью-Йорке
Помимо использования во дворцах, иранские ковры Полонезы дарили европейским властям в качестве дворянского подарка. Это считается одной из причин того, что в музеях большинства западных государств, в том числе в музее искусства Метрополитен в Нью-Йорке, музее искусства Кливленда в США, в музее Резиденс в Мюнхене, в крепости Розенборг в Дании, можно найти примеры таких ковров.
В настоящее время в большинстве иранских городов производятся ценные ковры, схемы и узоры которых, помимо разнообразных цветов, привлекает к себе любителей этого чисто иранского искусства.
Ниже некоторые драгоценные иранские ковры 17-19 веков
Многие состоятельные граждане в эпоху Золотого века настаивали на том, чтобы художник изображал интерьер его дома очень близко к оригиналу - так гордились своим богатством посредством своих ковров
В книге Хайо Дюхтинга «Вермеер и его эпоха»] есть упоминание того, что персидские ковры стоили каких-то совершенно нереальных денег. Потому что доставляли их на перекладных из самых отдалённых уголков Османской империи. Присутствие настоящего «перса» в доме означало неслыханное богатство его владельца. Это были ковры тончайшей работы с узорами, присущими лишь одной определённой группе ориентальных ткачей.
Пример того, как выглядели ориентальные рынки ковров.
Jean-Léon Gérôme (1824–1904), The Carpet Merchant / Carpet Merchant in Cairo
Ганс Гольбейн Младший. Портрет короля Генриха VIII
Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)
Традиция использования ковров как скатерти
Традиция использовать дорогостоящие восточные ковры как скатерть сложилась благодаря сразу нескольким факторам: трудоемскости производства, бережному отношению к весьма дорогостоящим вещам, но особенность - это показатель статусности и богатства (а так же традиции сервировки еды на самих коврах).
Лишь в конце XVIII столетия ковры начали расточительно стелить на пол, что связано с большим потоком более дешевых изделий из Индии и развитием ткацких мастерских в Европе.
The Card Players by Theodore Rombouts (Flemish, 1597-1637)
Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Любовное письмо. Габриэль Метсю (1664-66)
Ян Вермеер, фрагмент работы "Девушка, читающая письмо у открытого окна". 1657г., Галерея старых мастеров, Дрезден.
Жан-Леон Жероом (1824-1904) Клеопатра и Цезарь.
Девочка на фоне персидского ковра. Михаил Врубель.
Жан Жорж Вибер (1840-1902)
Pedro Berruguete (c. 1450 – 1504). Renaissance Spain.
В зале старых немецких мастеров Дрезденской галереи. Трехстворчатый алтарь (центральная часть) Яна ван Эйка (1390-1441)
Petrus Christus (a. 1410 – 1475/1476), Madonna mit Kind und den Heiligen Hieronymus und Franziskus, 1457, Städel Museum.
Но со временем были утеряны не только сами экземпляры роскошных ковров, традиция узоров различных изделий, но и технологии изготовления той или иной школы восточного искусства ковра. А когда стали разбираться, на помощь исследователям пришли именно художники, которые работали в сверхреалистичной манере изображения. Первую классификацию ориентальных ковров составляли при помощи картин - распознавали узоры и давали им автоматически имя автора живописного произведения.
Слева: пример ковра Гольбейна - встреча испанской и английской делегаций неизвестного автора. 19 August 1604. Справа: Ковёр Гольбейна из Анатолии 16 века.
Ближе к XVII веку ковры стали немного доступнее – они появились не только во дворцах, но и в простых домах состоятельных людей. Тем не менее, ковер по-прежнему оставался символом богатства и благородства. В картинах любая деталь не случайна, поэтому ковер также очень многое сообщает о благосостоянии и эстетическом вкусе человека, изображенного на картине. В голландской живописи Золотого века ковры были широко представлены в портретах богатых торговцев и чиновников, в жанровой живописи, в картинах интерьеров домов голландских бюргеров, в картинах с мифологическими сюжетами и в ряде натюрмортов. Для художника ковер был очень значим: он является яркой и выразительной деталью, делающей общий колорит гораздо более живописным и привлекательным, а также наделяет образ портретируемого дополнительными символическими значениями. Ковры из сферы парадного портрета переходят в область повседневного реалистичного жанра и различных аллегорических сюжетов.
Ковры Франческо Мальтезе, итальянского мастера второй половины XVII века покоряли каждого, сам художник написал немыслимое количество полотен с коврами - рисовать ковры было настоящим удовольствием для художника. В Европе работы этого "коврового" мастера старались приобрести так же, как и иранский ковер.
Каспар Нетшер. Леди с попугаем и джентльмен с обезьяной
Ковры всегда связывались с праздничностью, с неким торжественным событием. В древности ковры было принято вывешивать на заборы или на ворота, когда в доме готовились к свадьбе или праздновали рождение ребенка. Ковры были неотъемлемым атрибутом в том числе и церковных праздников – эта традиция до сих пор существует. Балкон, на котором выступает Папа Римский, традиционно украшается ковром.
Традиционная воскресная месса Папы Бенедикта XVI
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона отмечал: «Восточные ковры, производящиеся ручным способом, вытесняются вследствие своей дороговизны европейскими коврами, которые выделываются механически с конца первой половины настоящего века.»
С того времени мало что изменилось в ковровом деле, хотя шедевры ручного ковроткачества, конечно же, создаются и в наши дни.
Сегодня персидские (иранские) шелковые ковры прочно удерживают за собой мировую пальму первенства. Шелковый персидский ковер на полу дома сродни подлинной картине известного художника на стене —ненавязчивое, для понимающих, свидетельство финансовых возможностей и вкуса владельца.
Музей ковров, находящийся в Тегеране, - это сокровищница редких древних изделий периода Сефевидов, Каджаров и современного времени. Музей был открыт в 1974 году.
В специализированной библиотеке музея находятся книги на персидском, арабском, французском, английском и немецком языках.
Ведутся научная и исследовательская работы.
небольшой обзор на этом видео:
P. S. Здесь представлена малая часть информации об истории ковроткачества.
Старинные летописи рассказывают: за некоторыми особыми персидскими коврами, сделанными не простыми мастерами, а просветленными суфийскими мистиками часто наблюдали целебные свойства. Так некоторые ковры помогали женщинам при разных гинекологических проблемах, простое возлежание на ковра облегчало больной тяготы болезни.
https://parstoday.com/ru/radio/programs-i55894
https://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-persidskih-kovrov/
https://kover.ru/blog/kovry-kak-proizvedenie-iskus...snosti-gollandskih-interierov/
https://kover.ru/blog/kovry-kak-proizvedenie-iskus...snosti-gollandskih-interierov/
Серия сообщений "Турция и Иран":
Часть 1 - Самые старые города
Часть 2 - Айхан Тюркер (Ayhan Türker), замечательный турецкий художник
...
Часть 17 - Тегеранский дворец Голестан
Часть 18 - Приглашаю в Тегеран
Часть 19 - Иранские ковры, несущие стране славу
Часть 20 - Дворцы Ирана:Исфаган
Часть 21 - История жизни Фарах Пехлеви – супруги последнего иранского шаха
...
Часть 34 - Польские дети Ирана
Часть 35 - Про гарем.У султанов Османской империи
Часть 36 - ЗОЛОТО ПРЕДКОВ. Таинственный клад Зивие
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |