Бабье лето, ты обманешь, как всегда,
Эту осень, злую осень…
Н. Сенчукова
С приходом осенней поры солнце в своём годовом движении по эклиптике перемещается на юг, вследствие чего световой день становится короче. Поверхность земли всё больше остывает, и это приводит к охлаждению прилегающих слоёв воздуха. Так как океан остывает намного медленнее, чем суша, то между ними увеличиваются температурные различия. Это содействует переносу с запада на восток морских воздушных масс, которые несут с собой хмурую и пасмурную погоду с Атлантики. Не случайно в толковании Даля слово «осень» происходит от слова «осенять», что означает «затенять, покрывать мраком».
Андрей Костромин.
Бабье лето
Однако не всё так уныло и печально, ведь «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Эти строки классик русской поэзии Фёдор Тютчев посвятил периоду бабьего лета, когда после наступившего похолодания природа как бы возвращает нам кусочек лета и ещё немного балует нас солнечными лучами.
Иван Шишкин
Осенний лес
Народный календарь приписывает начало раннего бабьего лета празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Старое бабье лето отсчитывается с 14 сентября — дня Симеона Летопроводца. Именно на этот тёплый период приходится пик рождаемости паучков, когда по воздуху летает серебристая паутинка, очень похожая на седые пряди женских волос. Может быть, поэтому эта пора года и называется «старым бабьим летом»?
Михаил Нестеров
Осенний пейзаж
Погодные аномалии бабьего лета могут сопровождаться редкими фенологическими сюрпризами. По второму разу зацветают растения! Также к аномальному теплу бабьего лета не остаются равнодушными и животные. Такую картину мы наблюдаем в осенние сезоны с преобладанием сильно развитых антициклонов. Именно они являются причиной возврата летнего тепла в умеренные широты. Надолго установившаяся погода антициклонального типа блокирует господствующий над Европой западный перенос и на длительное время перекрывает доступ на континент влажного прохладного воздуха с Атлантики. А тем временем воздушные массы в антициклоне всё больше прогреваются и высушиваются. Этому нагреву способствуют сильно развитые нисходящие движения воздуха, свойственные антициклонической циркуляции. Опускающийся воздух сжимается и нагревается, одновременно удаляясь от состояния насыщения. Поэтому в блокирующих антициклонах на длительный срок подавляются процессы образования облаков и осадков.
Станислав Жуковский
Золотая осень
Однако дыхание осени уже не остановить: в ясную погоду ночи стоят весьма прохладные, так как происходит сильное выхолаживание воздуха. Листва теряет свой зелёный пигмент и окрашивается в осенние краски: жёлтые, оранжевые, красные, терракотовые, золотые… Вскоре деревья совсем обнажаются, и природа погружается в сон до следующей весны.
Ефим Волков
Осень
Но не стоит грустить о лете, оно ушло, но обязательно вернётся! Да и как бы мы смогли оценить радость предстоящей встречи, если бы не было этого долгого расставания?
Андрей Шильдер
Овраг
А пока мы ждём, холодная и пасмурная погода предоставляет нам уникальную возможность усесться в мягкое кресло, укутаться в плюшевый плед и вспомнить прекрасные строки Александра Сергеевича Пушкина:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
Уж если грустить, то с Рахманиновым. Именно так вам скажут многие меломаны. Музыка этого композитора чрезвычайно тонко передает состояния, близкие любому русскому человеку. В Фантазии для двух фортепиано есть всё: и нотки грусти, и меланхолия, и отчаяние. Но самое главное — тот самый свет.
С.В. Рахманинов
Сюита №1 для двух фортепиано, ор.5
Suite No. 1 for two pianos, Op. 5
исп.Николай Луганский, Вадим Руденко
Каждой из четырех частей композитор предписал эпиграфы:
00:04 - Баркарола
Эпиграфом к первой части Фантазии — Баркароле — служат выбранные строки из юношеского стихотворения М. Ю. Лермонтова «Венеция».
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
08:00 - «И ночь, и любовь…»
эпиграфом для которой Рахманинов избрал стихотворные строки Байрона:
То час, когда в тени ветвей
Поет влюбленный соловей,
Когда звучат любви обеты,
Огнем живительным согреты,
И ветра шум, и плеск волны
Какой-то музыки полны...
14:45 - «Слезы»
Эпиграфом к ней служит известное стихотворение Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские!»
20:39 - «Светлый праздник»
здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть.
Кроме того, в Фантазии Рахманинов использует практически все приемы выразительности рояля, в частности изображение колокольного звона.
А уж радостный «перезвон» сразу двух роялей не оставит тоске ни одного шанса.
Впервые услышал этот опус Рахманинова и, тем самым, восполнил пробел в музыкальной памяти. Очень хорошая живопись. Неизвестные Шишкин и Нестеров, и малоизвестные художники второго плана.
Людмила, Гергиев в Зарядье показывает какой-то небывалый оркестр сплошь из европейских знаменитостей. Вы по своим каналам не добудете запись трансляции?
Спасибо.
oberon-00, этому "небывалому" оркестру почти четверть века.
Вот что о нем пишут-
"Уникальный коллектив, в состав которого входят ведущие музыканты из более чем 40 стран, был основан в 1995 году прославленным дирижером сэром Георгом Шолти, для того, чтобы продемонстрировать силу музыки – «универсального языка, который пересекает все границы и объединяет людей». В 1997 году оркестр возглавил Валерий Гергиев."
liudmila_leto, Спасибо. Я тоже впервые услышала эту сюиту. Наверное сложно найти два фортепиано одновременно и поэтому такая редкость исполнения. Но мне не попадалась она и в записи.Редкостная музыка, очень рада, что пришлось узнать ее. Большое спасибо вам за предоставленную возможность Но какие инструменты. Два Стейнвея рядом. Отлично настроенные. И какое звучание. Спасибо.
Rebecca_Mills_7, вообще то я представила дуэт двух великолепных пианистов - Николай Луганский, Вадим Руденко.
Вот что о них пишут:
"Индивидуальности Вадима Руденко и Николая Луганского можно было бы назвать противоположными: Руденко - блестящий виртуоз, пианист, под руками которого, кажется, без малейших усилий возникают замки и миражи музыкальных дворцов. Луганский внешне невозмутим, углублен в музыку, ищет и находит в ней новые, лишь ему ведомые смыслы и знаки."
Меньше всего думала об инструментах...
liudmila_leto,
Исполнитель и инструмент - едины и неделимы. Высшая степень исполнения зависит от гармонии обоих. Даже самый талантливый пианист не сможет извлечь музыку из плохого фортепиано, как и наоборот. Я почему обратила внимание на полноту звука роялей этой фирмы. Их ни с чем не спутаешь. Мне редко, но приходилось прикасаться к ним. Игра на них и страх, и восторг. Они не прощают ни малейшей ошибки. Или хорошо, или никак.