Galyshenkaвсе записи автораДорогие друзья, читатели и авторыCamelot Club,начинаем серию тематических ЧЕТВЕРГОВ, посвященных разным-разным городам. Решать, куда мы отправимся в путешествие, будете вы (в комментариях). Обещаем, что исполним все ваши желания (с помощью наших замечательных авторов) - четвергов много.
Активнее включайтесь, мечтайте, предлагайте!
Начинаем наши "Путешествия по четвергам" с прекрасного Неаполя.
П. И. Детский Альбом Чайковский - (10/14) - Неаполитанская Песенка
Сильвестр Щедрин Вид Неаполя
Дипломатические отношения между Российской империей и Неаполитанским королевством были установлены в 1777 году. На протяжении первой половины XIX века вплоть до 1861 года, когда было создано объединенное Итальянское королевство, отношения между странами были самыми дружественными.
В период правления Николая I развитие российско-неаполитанских политических, экономических и культурных связей достигло подлинного расцвета. В разное время в Неаполь приезжали историки М.П. Погодин и С.П. Шевырев, писатель Н.В. Гоголь, поэты В.А. Жуковский и Ф.И. Тютчев, композитор М.И. Глинка и певец Н. Иванов, семья актеров В.А. и А.М. Каратыгиных. Здесь русские архитекторы И.Е. Ефимов, А.М. Горностаев, М.А. Томаринский, С.А. Иванов выполняли проекты реконструкций памятников античного зодчества. В окрестностях Неаполя жили и работали исторический живописец А.А. Иванов и его брат-архитектор.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо
Неаполь стал подлинной живописной Меккой для пейзажиста Сильвестра Щедрина.
Художник Сильвестр Щедрин, сын известного скульптора Ф.Ф.Щедрина, получил право на «пенсионерство» за границей. С 1818 года жил в Неаполе, затем в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе.
По мнению знатока русской пейзажной живописи А.А. Федорова-Давыдова, Сильвестр Щедрин «превосходил близких к нему пейзажистов неаполитанской школы».
Многим обязана Щедрину местная, неаполитанская «школа Позилиппо»(по названию холма на окраине Неаполя), котороя возникла как реакция на итальянский классицизм, проявившийся в пейзаже в условно-декоративном преображении реальной природы.
С. Ф. Щедрин "Вид Неаполя.Набережная Санта-Лючия".
вид в окрестностях Неаполя
Сильвестр ЩЕДРИН. Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя.
Картина Сильвестра Щедрина «Неаполь. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ) была написанна сразу после приезда художника в город. «Я живу у Батюшкова, — сообщал Щедрин С.И. Гальбергу, — на берегу морском, в самом прекраснейшем месте, где каждый вечер проходит и проезжает множество народа». На полотне — одна из центральных неаполитанских набережных. На дальнем плане — прекрасный вид на Везувий. Передний план заполнен многочисленными типажами: рыбаки, тянущие сети, кучер-ветурин, мальчишки-чичероне, кукольник с переносной ширмой. Среди неаполитанцев и сам художник, он торгуется с уличной «негоцианткой».
Сильвестр ЩЕДРИН. Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя.
В картине «Вид Неаполя (Ривьера ди Кьяйя)» (1826, ГТГ) живописец дает более удаленную панораму набережной. Жанровые сценки переднего плана уже не играют такой важной роли.
Сильвестр Щедрин набережная Санта Лючия в Неаполе
Сильвестр Щедрин набережная Мерджеллина в Неаполе
Сильвестр Щедрин Вид Амальфи близ Неаполя
Признанный пейзажист Сильвестр Щедрин обратился к произведениям «совсем в новом роду, tableaux de genre , которые... начал писать для забавы, чтобы иметь разные костюмы здешних мужиков».
Сильвестр ЩЕДРИН. Семья итальянского пастуха.
Одной из любимых тем Сильвестра Щедрина стала сиеста в серии "Веранд..."
Светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов формируют здесь мажорные образы «полуденного рая», – «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной идилличности.
Сильвестр Щедрин Веранда обвитая виноградом
Сильвестр Щедрин Веранда обвитая виноградом
Кстати, бродячие музыканты (пифферари), играющие на духовых инструментах вроде волынки (пифферо), были весьма почитаемы в Италии. Их музыка имела преимущественно религиозный характер и исполнялась перед церквами и изваяниями Мадонны.
Сильвестр Щедрин Малая гавань в Сорренто близ Неаполя
Одни из последних работ художника- лунные ночи в Неаполе, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм
Сильвестр Щедрин Лунная ночь в Неаполе (1828–1829)
Сильвестр Щедрин Лунная ночь в Неаполе (1828–1829)
Умер Щедрин в Сорренто 8 ноября 1830.
Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки.
Неаполитанские мальчики-рыбаки - Кипренский Орест
Русских мастеров всегда интересовали этнографические особенности различных народностей, населявших Италию: их внешний облик, покрой и красочность одежд, имеющие историко-познавательный характер. Отражением такого подхода, но уже на художественном уровне, могут служить «красивые картинки» с изображениями мальчиков-пастушков, нежных девочек и миловидных девушек.
Тимофей Андреевич НЕФФ. Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещенный восходящим солнцем.
Евграф СОРОКИН. Свидание.
К.Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя
К.Брюллов. Итальянский полдень.
К.Брюллов Итальянское утро
И в заключение -тема Везувия — основная в пейзажной живописи Неаполя. Вулкан — символ города и его главная достопримечательность.
Сильвестр Щедрин "Вид с горы на Неаполь и Везувий"
После страшного извержения 79 года, которое привело к гибели города Помпеи, Везувий долго оставался в состоянии покоя. Его подножие покрылось садами и виноградниками. Даже внутренность кратера плотно заросла кустарником. Однако прошло время, и снова наступила фаза вулканической активности. За время наблюдений Везувий пробуждался еще около трех десятков раз.
«Взбунтовавшийся» Везувий был источником вдохновения многих поэтов, композиторов и художников. Самый яркий пример — историческое полотно «Последний день Помпеи» (1830-1833, ГРМ) кисти К.П. Брюллова, приехавшего в Неаполь летом 1827 года.
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
Зрелище античного города, освобожденного в результате археологических раскопок, потрясло впечатлительного художника. Вслед за К.Н. Батюшковым он мог бы воскликнуть: «…все камни знаю наизусть в Помпеи. Чудесное, неизъяснимое зрелище, красноречивый прах!»
Картина Брюллова, исполненная в стилистике романтизма, - не только отражение реального исторического события. Русские современники, свидетели гибели декабристов, видели в ней извечный конфликт между правящей властью и народом.
Я когда-то очень долгое время была в командировке в Италии, очень понравилась Флоренция, Милан, Рим. Люблю Испанию (Мадрид, Толедо, ___??), Бельгию, Францию, но все - командировки, конечно, выкраивала время и бегала... Мне везло, у меня были переводчики высококлассные! Например, в Италии г-н Фабри, прекрасно знавшим историю России, Италии, консультировал худ.фильм "Горький на Капри", преподавал в Миланском универе... Мне в жизни везло на умных, хороших людей!!! Всё было - давно!
Буду рада узнать интересное и вновь "побывать" в этих замечательных странах.
Спасибо!!!
Спасибо,Галя,Неаполь был на пару дней,на дороге в Геркуланум и Помпеи....Шедрин очень точно уловил настроение этого города...Много солнца,бирюзовое сияние залива,в легкой дымке Везувий...нагретые солнцем и увитые плющом и виноградом casa....
Спасибо,Галя...Я больше люблю Амальфитанское побережье,а большие портовые города-много шума,людей,мусора и ничего толком не рассмотришь,разве что милые церквушки с расписными стенами,где тихо и прохладно...но от старого города получила истинное наслаждение
Средиземноморское побережье Амальфи окружено крутыми горными утесами высотой около 700 метров. С любой его точки открываются потрясающие виды, от которых невозможно оторвать глаз. Многообразие красок и рельефа природы никого не оставляет равнодушными. Магазины, церкви, виллы, словно высеченные из скалы, наплывая друг на друга, поднимаются вверх от кромки моря. Все здания окружены террасами и садами, узкие улочки покрыты галькой и бесконечными ступеньками. Лимоны, оливки, виноград наполняют воздух божественными ароматами.
Амальфитанское побережье (до Неаполя — 90 км, до Рима — около 300 км) — любимое место отдыха богемной художественной элиты (тех самых чудаков в беретах, уважающих выходки великого Дали). Это спокойные и живописные места с прекрасным мягким климатом и замечательной природой.
Солнце, море, виноград
-------------------------------------- babeta-liza, к этому набору еще Везувий обязательно, и тамбурины - в комплекте...(об этом художники шутили, когда изображали Неаполь)
Лиза, присоединяйся к нашим Четвергам. Подумай о каком месте бы хотела рассказать...а мы к тебе присоединимся.
Спасибо, Галюшенька! Неаполь оригинален тем, что где бы человек ни находился, отовсюду виден Везувий.
С восторгом вспоминаю свою поездку в Италию. Но... за несколько лет так и не нашла времени написать цикл постов о ней. Всегда было одно - "Италия подождет".
До сих пор ждет)))