Стиль Платереско в архитектуре Испании |
Платереско – ( Platero - ювелир) архитектурное течение, появившееся в Испании в промежуток между периодами поздней готики и раннего Возрождения в конце 15 века и продлившееся еще около двух веков.
Оно вобрало в себя черты готики, мудехара, ранние ренессансные признаки, имеющие тосканские корни. Примером этого смешения являются щиты и башенки на фасадах, колонны в возрожденческом неоклассическом стиле и фасады, разделенные на три части (фасады Возрождения делятся на две). Считается испанской разновидностью ренессансной архитектуры.
Портал госпиталя католических королей в Сантьяго-де-Компостела.
Течение достигло своего расцвета в период правления Карла V, особенно в Саламанке, но также процветало в других городах иберийского полуострова и на территории Новой Испании (сейчас Мексика). В Мексике платереско получил собственное развитие, подвергнувшись влиянию туземных особенностей.
Дворец Монтеррея.
Стиль характеризуется богато украшенными декоративными фасадами с растительными мотивами, обилием фестонов, изображениями фантастических существ. Типичные для платереско фасады представляют практически примеры ювелирного дела, настолько тщательно они выполнены. В основном использовались растительные мотивы, но также присутствует множество медальонов, геральдических предметов и фигурок животных.
Алонсо де Коваррубиас -оформление алтаря собора Сигуэнса.
Пуэрта де Бисагра, Толедо.
Мастера платереско использовали широкий спектр материалов: например, золотые пластинки на гербах и крышах, вазах и прочих предметах. Распространение декоративных элементов на всех возможных поверхностях привело к созданию дополнительных поверхностей для этих элементов, таких как ниши и эдикулы. Декоративные элементы имели определенные смыслы и не были просто украшением ради украшения. Так, например, лавровые листы, военные щиты и рога изобилия помещались на дома военных.
Королевская часовня собора Севильи
Сцены из греческих и римских мифов были повсеместно распространены и представляли идеи гуманизма, таким образом, декор домов стал способом выражения идеалов Возрождения. Мастера платереско осуществляли новые пространственные принципы, так, например, появились открытые лестничные пролеты. В то же время, в основе всех построек все равно лежали готические принципы.
Главный алтарь и гробница Хуана II Кастильского и его жены Изабель Португальской в Cartuja de Miraflores.
Ecelan
Гробница дона Хуана де Падилья, работа Жиля де Силое, в музее Бургоса.
Некоторые исследователи причисляют платереско к Ренессансу, иногда его называют Проторенессансом или Первым Ренессансом, чтобы подчеркнуть, что он не является самостоятельным стилем, но в то же время отличается от неиспанских работ Возрождения.
Фасад колледжа Сан-Грегорио. Вальядолид
Испано-фламандский готический алтарь часовни Санта-Ана или Концепции, в соборе Бургос (Испания), работа Жила де Силоэ, расписанная Диего де ла Крузом (s-XV)
Картуха де Мирафлорес, Бургос.
Кристобаль де Виллалон впервые употребил термин «платереско» в 1539 году по отношению к богато украшенному фасаду Леонского собора, сравнив его с изысканным изделием мастера по серебру.
Фасад здания в Севильи на площади Сан-Франциско, Диего де Рианьо.
Деталь фасада дома города Севильи.
Развитие стиля платереско обычно делится на два этапа.
Деталь фасада города Севильи.
Здание Серрано Билдинг, работа Саллаберри.
Первый этап - стиль Изабеллы, так как период Деталь фасада города Севильи.его расцвета пришелся на период правления Изабеллы I,Мастера первого этапа как и их последователи, использовали мудехарский орнамент: сложный и изящный орнамент мавританских художников, работавших в христианской Испании.
Дворец Эдуардо Адкоха, на Пасео де ла Кастельяна.
Казино де Мадрид, Лопес Саллаберри руководил работами.
Типичными примером стиля Изабеллы можно назвать фасад коллегии святого Грегорио в Вальядолиде (1488), архитектурное украшение которого кажется свободным от всех внешних сил, оно живет своей собственной жизнью независимо от масштаба, композиции, размещения и гармонии.
Фасад бывшего здания Banco Hispano Americano в Мадриде (Испания).
Луис Гарсия
Casa Ruiz de Velasco, модернистское здание в Калле Майор де Мадрид
Второй этап - платереско периода Ренессанса, или просто платереско, длился с 1525 по 1560 год. Архитектор и скульптор Диего де Силоэ (умер в 1563) внес свой вклад в становление этого периода, в котором структурные и декоративные элементы, характерные для середины Ренессанса, очевидно, преобладали над структурными декоративными элементами поздней готики.
Фасад отеля Senator Gran Vía в Мадриде (Испания).
В первой половине 16 века стиль платереско частично проник в Южную Францию и Португалию. В 19 веке с расцветом историзма стиль платереско был возрожден под названием «Монтеррей».
Монастырь Сан-Маркос
Соборная церковь Торрихос
В 1563 году с началом строительства монастыря Эскориал под началом архитектора Хуана де Эррера архитектура начинает очищаться от излишеств и на Пиренейском полуострове распространяется новый стиль - эрререско. Однако в 18 веке традиции этого стиля были возобновлены в Мексике в рамках нео-платереско.
Каса-де-лос-Монтехо в Мериде, Мексика
Впервые термин платереско употребил в 17 веке испанский историк Диего Ортис де Суньига, описывая Севильский кафедральный собор. Происходит от испанского ювелирный и подразумевается тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий.
Фасад университета Саламанка
Новый собор Успения Богородицы
Церковь монастыря Сан-Эстебан, в Саламанке (Испания).
Дом Раковин Саламанки (Испания).
. Далее на архитектуру Испании начали влиять классические формы искусства Италии. В XV—XVI веках в Испании строились в основном небольшие церкви, усыпальницы королей, к старым грандиозным готическим соборам пристраивались великолепные капеллы. Первые признаки нового стиля появляются в интерьере церкви Сан-Хуан-де-лос-Рейес (1476) в Толедо.
собор Мурсии в Испании
Архитектор Хуан де Гуас вводит в интерьере в перекрытии свода мавританский мотив — восьмиконечную звезду, хотя внешне собор по-готически строг и традиционен. Церковь Сан-Пабло и капелла Сан-Грегорио в Вальядолиде (кон. XV в.) имеют плоские стены, украшенные мелкой ажурной резьбой, портал имеет готические формы, внутри двора — аркада с мавританскими мотивами орнамента. Ещё один образец — дворец герцога Инфантадо в Гвадалахаре (1480—1493), автор — Хуан де Гуас.
Город Севилья, фасад на площадь Сан-Франциско
Зрелая стадия платереско — XVI век. Главные черты — изменения в области фасадной композиции. Фасады насыщаются классическими архитектурными и скульптурными формами, барельефами, бюстами, статуями античных богов. Крупнейшие памятники: Университет Саламанки (1515—1533), Дом с ракушками (1493—1517), университет в Алькала-де-Энарес (1540—1559), Севильская ратуша (1527). Архитекторы — Родриго Хиль де Онтаньон, Диего де Риольо.
Главный фасад собора Бургос
Фасад здания, который ведет к ректорату УБУ.
Университет Онатэ
В отличие от сводного живописного декора раннего платереско в этих образцах выражена ясная логическая система вертикальных и горизонтальных членений композиции с обозначенным центром в каждом ярусе. Сдержанность и уравновешенность сочетается с богатством и разнообразием форм. В провинции этот стиль имел отпечаток местных традиций, но в целом он является одним из самых ярких примеров испанской культуры. Традиции платереско выражены также и в скульптуре.
Литература
Bozal, Valeriano (1978). Historia del arte en España. Desde los orígenes hasta la Ilustración. Istmo.
— (1991). Historia del arte en España. Desde Goya hasta nuestros días. Istmo
Navascués, Pedro; Quesada Martín, María Jesús (1992). El siglo XIX bajo el signo del romanticismo. Introducción al arte español 8. Madrid: Silex Ediciones.
—; Alonso Pereira, José Ramón (2002). La Gran Vía de Madrid: Noventa años de la historia de Madrid. Madrid: Encuentro.
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.: «Искусство», 1962.
Примечания
Ana María Arias de Cossío. El arte del Renacimiento español. — Ediciones Encuentro, S.A., 2010-05-20. — 345
Рубрики: | архитектура/Города и достопримечательности Галопом по Европам/Испания |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |