babeta-liza все записи автора
Эти лица невозможно забыть. Тонкость и прозрачная, почти призрачная, лунная белизна слоновой кости, губы, дрогнувшие в чуть заметной улыбке, а во взгляде — мимолётная, едва уловимая печаль. Они знают, что радость от нечаянной встречи, скрывает в себе грусть неизбежности расставания, а за вдохом всегда следует выдох. Им знакомы томительное предчувствие любви и сладостное наслаждение мигом счастья, трепетное предвкушение вдохновения и ошеломительность экстатического полёта фантазии.
Они видят то, что невозможно увидеть глазами — только сердцем. Они соприкасаются с тем, что лежит за пределами плотной материи, с тем, что неподвластно суровому Хроносу — с бесконечно переменчивой и остающейся вечно неизменной Душой мира. Они — струны, к которым прикасается Эрос, извлекая невыносимо прекрасные звуки, заставляющие нас плакать от восхищения и трепетать от радости и восторга.
Вглядитесь в их лица, они укажут вам путь в пространство, лежащее по другую сторону от слов, суеты и обыденности. В то измерение, где жизнь пульсирует в ритме биения сердца, а любое движение — это отклик на сокровенные переживания души. Туда, где бытие — это не прекращающийся ни на миг экстатический танец, восторженная медитация, распахивающая двери навстречу безудержной любви и неуёмному наслаждению...
Это чудо создано в начале прошлого века румынским скульптором Деметром Чипарусом. Эмигрировав в 1912 году в Париж, он с блеском окончил Парижскую Академию Изящных Искусств и стал одним из ярчайших представителей французского Арт Деко. Его стиль — поразительная лёгкость и динамичная пластика образов и потрясающе роскошная, элегантная декоративность. Работы Чипаруса считаются классикой, эталоном Арт Деко в скульптуре, они визитная карточка этого стиля и непревзойдённое наглядное пособие для художников, работающих с бронзой.
Но начнём с самого начала. Чипарус родился в 1886 году и в двадцать с небольшим отправился обучаться мастерству в Италию. Там он поступил в школу знаменитого скульптора Романетти, который научил молодого ученика секретам искусства бронзового литья. Однако Чипарус чувствовал, что классический стиль сдерживает его руку и вскоре покинул солнечную Италию, отправившись в Париж, который был уже покорён неподражаемым Ар Нуво. Потрясающая природная пластичность, изобильная орнаментальность и богатство используемых фактур и текстур заворожили и покорили Деметруса, это было именно то, что нужно. Он смотрел, учился и как губка впитывал всё, что могло ему пригодиться для реализации собственных идей и задумок.
Первыми работами Чипаруса, представленными парижской публике в 1914 году, были скульптуры детей и хотя они не вызвали у зрителей бурного восторга, заявка была сделана — в этих работах видна рука самобытного, зрелого мастера, со своим стилем и видением. Создавая эти скульптуры,
Чипарус стремился добиться максимальной выразительности и придумал приём, который чуть позже подхватят многие скульпторы и ювелиры. Сочетание бронзы и слоновой кости давало потрясающий эффект, а сами работы выполнены не просто мастерски, а потрясающе артистично! Поза каждого персонажа настолько «говорящая», а характер настолько узнаваем, что при взгляде на этих маленьких леди и задиристых мальчуганов невозможно сдержать улыбку.
А затем наступил 1922 год, ознаменовавшийся открытием гробницы Тутанхамона, и проклятие египетских фараонов поразило Европу, буквально заболевшую Египтом. Образы и символы египетских божеств, таинственные гробницы фараонов, бесстрастные и утончённые кошачьи лица египетских красавиц, загадочная геометрия древних орнаментов, пирамиды, сверкание золота и изумительный блеск и переливы змеиной кожи — всё это великолепие будоражило воображение художников и незамедлило выплеснуться на холсты, ткани, витражи, воплотиться в ювелирных изделиях, скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства.
Деметр Чипарус не стал исключением, его тоже не обошла стороной «египетская лихорадка», однако эта «болезнь» сыграла ему на руку. Выполненная из бронзы серия танцовщиц в египетских костюмах принесла скульптору феноменальный успех и известность. Эти работы, и правда, поражают своим великолепным исполнением. Я до сих пор сомневаюсь — это бронза или настоящие ткани и ювелирные украшения?
О, какое это было время! Сверкающее и переливающееся, словно чешуя экзотической южно-американской змеи... Стремительное, как несущиеся по улицам Парижа или Лондона первые, умопомрачительно дорогие, автомобили... Оглушительное и будоражащее, как джаз... Бесстыдно обольщающее и откровенно сексуальное, как дикая кошка... Поражающее роскошью, шиком и экстравагантностью... Стиль Арт Деко — это квинтэссенция настроений того времени, его суть, запечатлённая в шедеврах изобразительного и декоративно-прикладного искусство, в моде, музыке, танцах.
Именно танцы вдохновили Деметра Чипаруса на создание работ, принесших ему славу величайшего скульптора эпохи Арт-Деко. Попав на гастрольные спектакли знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, Чипарус был поражён происходящим на сцене. Это был абсолютно новый балет — яркий, живой, авангардный, с ослепительно эффектными костюмами и декорациями (эскизы рисовали Бенуа, Бакст, Рерих, Добужинский), с необычно поставленным светом и хореографией, ну и, конечно, блистательным талантом Нижинских, Фокиных, Павловой, Кшесинской, Рубинштейн.
Для того, чтобы запечатлеть в бронзе пластичность и текучесть танца, его характер и настроения, переливчатость тканей, богатство театральных костюмов, Чипарусу оказалось недостаточно традиционной техники патинирования и золочения бронзового литья. Он начал использовать полупрозрачные лаки и цветную патину по серебряному и золотому фону. В сочетании со слоновой костью, из которой изготавливались лица и открытые части тела, и редкими видами камней для создания постаментов сложной геометрической формы новая техника дала потрясающий эффект. Эти скульптуры до сих пор производят неизгладимое впечатление, в них видна душа мастера, а не только его рука!
Манеру в которой творил Дмитрий Чипарус, искусствоведы окрестили «хрисоэлифантинной техникой».
Ещё одна особенность поражает в работах Чипаруса — он удивительным образом удержался от присущих эпохе Арт-Деко нарочитой гламурности, излишней вольности и сексуализации, подчас граничащими с пошлостью.
Его героини скорее эротичны и целомудренны, чем сексуальны и откровенны. Взгляд художника словно проник за внешнюю оболочку этих женщин, увидев и выразив самую суть — нежность, уязвимость и трепетность. Именно об этой сокровенной сердцевине говорят, как о великой женской тайне: «Сила женщины берёт начало в её слабости».
Чипарус вводит в скульптурные композиции фигурки животных – элегантных и стремительных.
Моделями для скульптур Чипаруса часто были конкретные танцовщицы парижской сцены. Например, «Танцовщица с обручем» была создана в 1928 году по образу танцовщицы, примы Оперы Бельградо Руаля, Зули де Бонча, а фигуры скульптурной группы «Персидский танец» носили черты знаменитых танцовщиков русской труппы Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Но одной из наиболее знаменитых и утончённых его работ стала «Альмерия», моделью для которой была балерина и хореограф Бронислава Нижинская. Именно её фигура воплотила пластику и драматизм авангардного танца в совершенстве
Работы Чипаруса были с восторгом приняты парижским обществом, и в период 1920–1930-х годов пользовались просто невероятным успехом. Позднее, с началом Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован нацистской Германией, а большинство бронзолитейных мастерских были закрыты, скульптор почти лишился возможности творить.
Из этого периода до нас дошли лишь некоторые терракотовые анималистические скульптуры, созданные с 1942 по 1943, которые так и не были отлиты в бронзе.
Век Арт Деко был недолог, предчувствие приближающейся второй мировой спугнуло фантастически прекрасных диковинных существ и начиная с 1940 года Чипарус не продал ни одной скульптуры. Однако он не прекращал работать, пусть даже и только для себя.
Уже зрелым человеком, состоявшимся художником, Деметр встретил еще одну свою любовь – женщину из плоти и крови, которая показалась ему прекраснее всех созданных им скульптур. Ее звали Жюльен, и ей было всего двадцать два. Они прожили вместе пятнадцать лет, прежде чем пожениться. У них не было детей, но черты Жюльен находили продолжение в творениях Деметра – пусть он и утверждал, что в работе не обращается к реальным образам.
В 40-х годах в оккупированном Париже он продолжал творить и даже выставлять свои работы– хорошо известны его терракотовые анималистические этюды. Он часто посещал зоопарк, где наблюдал за животными, присматривался к их пластике, разнообразию созданных природой форм. В 1947 году на пути из зоопарка с художником случился удар, от которого он так и не оправился.
Он умер в 1947 году в возрасте 60 лет. Он похоронен в ставшем ему родным ПарижеА у нас с вами есть счастливая возможность увидеть работы Чипаруса живьём. За это огромное спасибо Мкртичу Окрояну, который долгое время собирал частную коллекцию произведений искусства в стиле Арт Деко, на основе которой был создан Русский Дом Art Deco. Собрание насчитывает более 100 работ скульптора, а расположен он в Москве на Воробьёвых горах.
Все, кто видел его творения, открывают для себя новый притягательный мир, созданный талантливым скульптором и поражающий особой тонкостью, потрясающей пластикой, почти ювелирным вниманием к любым мелочам. Его прелестные гибкие танцовщицы так изощрены в своем искусстве, так пленительны, так загадочны и эротичны. Их наряды изысканно-эффектны, их позы изящны, их улыбки тревожно-искусительны. Каждая складочка ткани почти колышется, каждое движение ждет завершения, каждый изгиб тела – само совершенство.
Но интерес к «стилю звезд», как нередко называют искусствоведы блестящий Ар Деко, жив и по сей день. Да не просто жив, Ар Деко в начале XXI века переживает второе рождение. Сегодня обеспеченные люди все чаще оформляют свои дома в стилистике, схожей с той, что радовала глаз почти столетие назад, приобретают мебель и интерьерные украшения, выполненные в стиле Ар Деко.
Работы Дмитрия Чипаруса, одно время известные лишь узкому кругу коллекционеров, сейчас резко выросли в цене. Забытые в послевоенные годы, скульптурные шедевры самого буржуазного из искусств стали хитами продаж в последние два десятилетия ХХ века.
Их история началась с громких имен: в 1988 г. на аукционе Sotheby's была продана коллекция легендарного Элтона Джона на общую сумму более 18.000 доларов, при этом одним из самых ценных лотов была признана скульптура Чипаруса «Друзья навеки».
С этих пор предметы Ар Деко не сходят со «сцены» аукционных домов, растут в цене и, похоже, не собираются останавливаться на достигнутом – тем более, что стиль Ар Деко уже обрел право на это, завоевав статус эксклюзивного антиквариата