-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234307


Кафедральный собор Базеля

Суббота, 16 Марта 2019 г. 12:53 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Базельский собор — главный храм кальвинистской церкви в Базеле, Швейцария.

 Базельский собор, или мюнстер   — символ Базеля и его важнейшая достопримечательность. Это величественное средневековое сооружение, сочетающее в себе романский и готический стили, занимает стратегическое положение на холме над Рейном. Старейший в Базеле храм со стенами из красноватого песчаника, узорчатыми черепичными крышами и стройными парными башнями служит главным украшением городского пейзажа.

Помимо впечатляющей архитектуры и богатой истории, Базельский собор интересен замечательными образцами старинной скульптуры, красивыми витражами и другими произведениями искусства.Отдельно стоит отметить примыкающие к собору крытые галереи (клуатр) со старинными надгробиями и памятниками, а также смотровую террасу Пфальц, с которой открывается живописный панорамный вид на Рейн, район Малого Базеля и даже Шварцвальд и Вогезы. Предлагаем вашему вниманию подробный путеводитель по собору Базеля с фотографиями и описанием его истории, архитектуры и внутреннего убранства.

Кафедральный собор Базеля находится в Старом городе, на Соборной площади, Münsterplatz

На холме, где сейчас стоит Базельский собор, люди жили и возводили постройки уже в I веке до н.э. Археологи обнаружили здесь остатки оборонительного вала: «галльской стены»  кельтского периода, с воротами и остатками древних строений. Позднее это стратегически важное место заняли римляне, которые возвели на Соборном холме ряд укреплений. Римляне находились тут до конца IV века н.э.

В период Раннего Средневековья Базель, а именно Соборный холм  становится епископской резиденцией. Резиденция епископа была перенесена в Базель из города Аугуста Раурика предположительно в VII веке, а в VIII веке в Базеле был, вероятно, построен и собор, но о нем ничего не известно.

Первый Базельский собор, о котором сохранились сведения, был возведен при епископе Хейтоне (Хайто) (Haito) (ок. 762-836) (он также был советником Карла Великого и аббатом известного монастыря Райхенау на Боденском озере).

Этот храм эпохи Каролингов был построен в Базеле в первой половине IX века. Хейтон был епископом Базеля в 805-823 гг., этим временем и датируется собор, известный как Haito-Münster. Археологами установлен план этого храма (на следующем рисунке он отмечен красным цветом на фоне плана нынешнего собора).

К югу от храма находился епископский дворец — Palatium или Pfalz. Во время нашествия венгров на Базель в 917 году собор получил повреждения, а тогдашний епископ Рудольф был убит (его саркофаг сегодня можно увидеть в крипте).

После этих событий храм простоял еще некоторое время, а затем было начато строительство нового собора — раннероманского , освященного в 1019 году в присутствии Генриха II Святого. Этот император и его жена Кунигунда были покровителями города, и вследствие этого Базель, бывший в X веке частью Верхнего Бургундского королевства, в начале XI века вошел в состав Священной Римской империи.

Тот второй Базельский собор имел три нефа и крипту. Сегодня снаружи можно увидеть лишь небольшой фрагмент той старинной постройки (обратите внимание на светлый камень в основании нынешней башни Св. Георгия).Как и во многих других храмах, созданных благодаря пожертвованиям Генриха и Кунигунды, Базельский собор украшают скульптурные изображения этих благодетелей.В 1180-1220/30 гг. строился третий, позднероманский собор, значительная часть которого сохранилась до нашего времени.

В 1356 году в Базеле произошло страшное землетрясение, разрушившее, в частности, башни и своды собора. Восстановление было поручено немецкому архитектору Иоганну Парлеру из Гмюнда (Иоганнесу Гмюнду) (Johannes Parler von Gmünd), который участвовал также в строительстве Фрайбургского мюнстера и, как считается, был братом двух других известных зодчих, Михаэля и Петера Парлера

Базельский мюнстер являлся католическим кафедральным собором вплоть до Реформации. В феврале 1529 года вооруженные сторонники Реформации ворвались в храм, круша изображения святых и бесценные предметы искусства. Это события вошли в историю под названием иконоборческого вандализма или, дословно, «штурма картин» (Bildersturm). После окончательно победы Реформации Базель перестал быть епископской резиденцией, а собор стал главной протестантской (евангелическо-реформатской) церковью города и всего кантона Базель-Штадт, поэтому, строго говоря, называть его кафедральным собором теперь не совсем верно. Сокровища собора удалось спасти, и сегодня их можно увидеть в Историческом музее Базеля.

Фасад Базельского мюнстера фланкируют две башни: башня Св. Георгия (Georgsturm) слева (1428)

и чуть менее высокая башня Св. Мартина (Martinsturm) справа (1500). Т

Внутрири нижних яруса башен практически лишены декора. Выше проходит ажурная балюстрада, над которой возвышаются более затейливые верхние ярусы. Поскольку башни возникли не одновременно, они слегка отличаются по внешнему виду. В отличие от южной башни, на северной башне перед восьмиугольным ярусом и шпилем имеется четырехугольный промежуточный ярус. С обеих башен открывается замечательный вид на город.

В нижней части башни Св. Георгия, слева от портала, на высоком пьедестале установлена статуя этого святого в рыцарском облачении, сражающегося с весьма скромным по размерам драконом. Оригинал скульптуры датируется 1372 годом, здесь установлена копия. Углы верхних ярусов башни украшают скульптуры ветхозаветных царей и трех волхвов из евангельского рассказа (ок. 1400/20).Симметрично статуе св. Георгия в нижней части башни Св. Мартина помещено скульптурное изображение святого Мартина, отрезающего половину своего плаща, чтобы отдать его нищему (как и скульптура св. Георгия, это копия; оригинал датируется 1340 годом и находится в музее Klingental).

На треугольном фронтоне между башнями помещены статуи императора Генриха и его супруги Кунигунды, а над ними — изваяние Богоматери с младенцем (к этой группе как раз и повернуты фигуры волхвов с башни Св. Георгия).Над фигурой святого Мартина на одноименной башне можно увидеть часы, механические и солнечные. Любопытно, что последние настроены в соответствии с «базельским временем», которое было принято в городе до 1779 года, и потому показывают время неверно (на 1 час вперед). Механические часы показывают не истинное местное время, а центральноевропейское, что затрудняет сравнение показаний.

Главный портал Базельского собора оформлен наиболее пышно. Хотя портал датируется 1270-85 годами, свой нынешний облик он приобрел лишь в конце XVI века. До того времени портал, как мы уже знаем, помещался внутри готического портика, или притвора. Землетрясение 1356 года нанесло ущерб как этому притвору, так и части скульптур портала. В ходе реставрации начала XV века разрушенный притвор убрали, а портал выдвинули вперед, на уровень фасада. В 1529 году портал вновь получил повреждения, на этот раз от рук агрессивно настроенных иконоборцев-реформаторов. В конце XVI века часть фигур решено было убрать, отдав предпочтение орнаментальному декору.

Именно на главном портале было сосредоточено основное скульптурное убранство Базельского мюнстера. До Реформации этот портал, как и весь собор, был посвящен Богоматери, поэтому на центральном столбе стояла фигура Девы Марии с младенцем. Сегодня это место пустует. Скульптурные изображения на тимпане и откосах портала также не сохранились (тут был представлен Страшный суд), равно как и 16-фигурный скульптурный цикл притвора (пять умных и пять неразумных дев, Искуситель, ангел, Волюпта (богиня чувственных наслаждений), император Генрих II и Кунигунда).

На сегодняшний день портал украшают лишь четыре статуи: слева представлен непривычно молодой и безбородый император Генрих II с макетом собора в руках и его супруга Кунигунда с крестом (крест добавлен недавно вместо перчаток)

Справа — Неразумная дева и Искуситель (дьявол в облике соблазнительного молодого человека). Молоденькая девушка подносит руку к своему платью, готовая его снять.У улыбающегося Искусителя по спине ползают жабы, змеи и прочие рептилии (чего наивная дева, как и большинство туристов, не замечает). Тут уместно вспомнить известнейшие статуи Страсбургского собора, которые также изображают Искусителя и Неразумную деву.

На охватывающих тимпан изгибах свода — архивольтах — сохранились скульптурные изображения пророков и царей, танцующих и музицирующих ангелов, а также растительные орнаменты.


Северный фасад и портал Св. Галла
Северный фасад собора обрамлен огромными контрфорсами и примыкает к восточной алтарной части (см. план собора). Этот фасад находится со стороны террасы Пфальц и считается наиболее значимым памятником романской церковной архитектуры и скульптуры в Швейцарии.

Портал Св. Галла (Galluspforte) относится к концу XII века и имеет огромное значение в истории искусств, поскольку является, вероятно, самым ранним сохранившимся фигурным порталом на немецкоязычном пространстве. Название портала связано с алтарем, который ранее находился в северном рукаве трансепта.

Сюжетно в композиции портала доминирует тематика Страшного суда: в верхней части тимпана изображен Христос Судия с апостолами Петром и Павлом, а также фигурами донаторов. Нижний ярус (перемычка портала) посвящен притче о мудрых и неразумных девах (мудрых дев с горящими светильниками Христос ведет на брачный пир, тогда как неразумные девы, не запасшиеся маслом и опоздавшие к приходу жениха, стоят перед закрытыми дверями чертога). Фигуры отличаются выразительностью поз и жестов, что довольно редко встречается в романском искусстве.

На откосах портала представлены фигуры четырех евангелистов с соответствующими символами над их головами.

По бокам в нишах содержатся рельефные изображения шести дел милосердия— благих деяний, к которым призывают каждого христианина. Слева сверху вниз: напоить жаждущего, принять странника в свой дом, одеть нагого; справа: навестить больного, посетить заключенного, накормить голодного.Еще выше с двух сторон от портала стоят фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, а над ними — два ангела с трубами, по звуку которых мертвые встают из могил и готовятся к Страшному суду. Бронзовые двери портала датируются 1892 годом.

Над порталом располагается огромное круглое окно, именуемое «Колесом счастья» или «Колесом фортуны» (Glücksrad) (ок. 1220). Вдоль окружности изображены фигурки людей, которых переменчивая удача возносит наверх или, наоборот, опрокидывает вниз. Здесь нашел отражение древний человеческий опыт о том, что жизнь состоит из взлетов и падений, радостных и неудачных этапов.

Неумолимый цикл этого «циферблата жизни» движется бесконечно, богиня Фортуна то улыбается человеку, то отворачивается от него. Даже изображенный на вершине колеса король, который сейчас правит миром, уже через мгновение может оказаться сброшен вниз — настолько непредсказуема и полна опасностей жизнь каждого человека, особенно в период Средневековья с его постоянными войнами и политическими интригами. В средние века колесо фортуны чаще всего изображали в книгах, однако и в европейской архитектуре этот мотив иногда встречается.Первоначально ступица и спицы «колеса» были сконструированы из окрашенного дерева, которое позднее заменили камнем.


Алтарная часть собора и смотровая терраса Пфальц
Полигональная алтарная часть (хор) Базельского мюнстера располагается с северо-восточной, а не восточной стороны, как это обычно бываетПозади алтарной части находится высокий открытый бастион с террасами, именуемый Pfalz. Он служит самой известной в Базеле смотровой площадкой (см. план собора), откуда открывается вид на Рейн и Малый Базель; в хорошую погоду видны даже Вогезы и Шварцвальд.

Также с этой площадки хорошо видна алтарная часть самого собора. В нижней части мощных контрфорсов прорезаны слегка заостренные арки, через которые можно свободно пройти.Нижний ярус массивной алтарной части выполнен в романском стиле. Он относится к концу XII века и украшен богатым скульптурным декором: гротескными фигурками людей и фантастических существ на консолях.

Стены и окна украшают резные львы и слоны. Сейчас и тех и других животных можно увидеть в базельском зоопарке, но средневековые скульпторы вряд ли имели возможность посмотреть на этих зверей вживую и, скорее всего, опирались в своей работе на изображения из книг.

Очень интересны романские капители колонн слепых арок, ряд которых тянется вдоль цоколя алтарной части.

Завершает цокольную часть витой пояс фантастических резных орнаментов в романском стиле с изображением людей, диких и домашних животных, сцен охоты и различных сельскохозяйственных работ.

Впечатляет разнообразие мотивов, фантазия и высочайшее мастерство средневековых скульпторов, создавших эти декоративные сюжеты, напоминающие живописные буквицы старинных рукописных книг.Два верхних этажа алтарной части были построены после землетрясения 1356 года, уже в готическом стиле.

Клуатр, или крестовый ход
Особой достопримечательностью Базельского мюнстера является живописный готический клуатр, или обходная галерея (Kreuzgang) XV века, примыкающая к собору с южной стороны. Интересно и необычно, что этот крестовый ход не простой, а двойной: состоящий из Большого и Малого клуатров, между которыми располагается просторный проходной зал 

Особенно красивы декорированные своды с красочными ключами, изображающими гербы знатных семейств или фигуры святых. Также стоит обратить внимание на ажурные переплеты окон, выходящих в сад (внутренний двор) Большого клуатра.

 

До Реформации клуатры использовались в литургических целях, здесь находилось несколько алтарей, где проходили богослужения и останавливались религиозные процессии соборного капитула. Во время прогулок по идиллическим галереям можно увидеть множество великолепных надгробных плит (эпитафий), которые наполняют клуатр задумчивой торжественной атмосферой.

Большой клуатр является наиболее изящным и нарядным клуатром во всей Швейцарии и содержит выдающиеся образцы позднеготической скульптуры. Средневековая традиция использовать клуатр как место погребения сохранилась вплоть до XIX века.

Здесь похоронены многие выдающиеся люди, в том числе члены городского совета, ученые, купцы. В числе покоящихся здесь выдающихся людей — гуманист Томас Платтер (1499–1582), бургомистр Рудольф Веттштайн (1594–1666), философ Исаак Изелин (1728–1782), математик Якоб Бернулли (1655–1705) (источник фото [10]).

У входа в клуатр установлена статуя реформатора Иоганна Эколампадия (1482-1531) 

На стене в западном крыле клуатра можно увидеть крупное произведение позднеготического искусства, дошедшее до нас, правда, в довольно ветхом виде. Речь идет о надгробии Вольфганга фон Утенхайма (Wolfgang von Utenheim), скончавшегося в 1501 году. Как гласит надпись, скульптурная композиция в память об усопшем была заказана его дядей, базельским епископом Кристофом фон Утенхаймом. Это многофигурное надгробие с изображением сцены Распятия сильно пострадало во время иконоборческого вандализма в 1529 году и длительное время пролежало под слоем штукатурки; его обнаружили лишь в 1870 году.

В верхней части памятника можно заметить следы цветной росписи, некогда покрывавшей композицию. Центральную часть памятника занимает эпитафия с латинским текстом и изображением капеллы, где молится коленопреклоненный усопший в рыцарском облачении. На основном поле композиции изображен распятый Иисус и трое солдат, которые бросают жребий, разыгрывая его одежды в кости; слева Христа оплакивают святые жены, Мария Магдалина и апостол Иоанн; справа стоит сотник Лонгин и различные святые. Композицию обрамляет архивольт с фигурами пророков.

Расположенный на стыке Большого и Малого клуатра зал представляет собой крытый проход впечатляющих размеров. Большой потолок из елового дерева украшен резьбой и датируется 1490 годом (ранее потолок был еще и раскрашен).

Стены прохода украшены гербовыми эпитафиями. Над проходом располагается закрытый для посетителей соборный зал, где ранее находилась библиотека Вселенского Базельского собора; зал также использовался епископом для объявлений и в судебных целях.


В Малом клуатре находится необычная современная скульптурная композиция «Рыночные столы» (Markttische), состоящая из двух столов, стоящих напротив друг друга по обеим сторонам внутреннего дворика. Один стол завален рыночными продуктами: овощами, цветами и фруктами, тут стоит корзина с яблоками и мешок с картошкой. Второй стол совершенно пустой, он лишь покрыт надписями, а рядом поставлен барабан, на котором лежит маска в виде черепа и плащ смерти. Эту работу выполнила известный швейцарский скульптор Беттина Айхин (Bettina Eichin) (р. 1942), являющаяся также автором статуи Гельвеции у Среднего моста через Рейн.

Что означает эта странная композиция и как она появилась в Базельском соборе? Первоначально скульптуру планировали установить на Рыночной площади Базеля. Она задумывалась как подарок кантону от химической компании Sandoz (согласно первоначальной концепции, один стол, собственно «рыночный», должен был указывать на торговое предназначение площади, а другой, «политический» — с документами, барабанами, транспарантами, сборниками законов — символизировать политическое значение площади как места, где находится ратуша). Однако после 1 ноября 1986 года, когда на складе Sandoz в промышленной зоне Schweizerhalleслучился пожар, повлекший экологическую катастрофу, художница переработала проект с учетом этих трагических событий. Заказ был отменен, но благодаря частной инициативе произведение всё-таки было создано.

Изменения коснулись того самого «политического» стола: теперь это была лишь голая поверхность, на которую нанесли длинные строки самого известного стихотворения поэта Иоганна Петера Хебеля «Бренность» (Vergänglichkeit) (1803), рисующего апокалиптическую картину разрушения Базеля и всего света во время всемирного пожара. Рядом с текстом стихотворения выгравирована дата начала того самого пожара, 1 ноября 1986 года. Композиция прекрасно вписалась в общую атмосферу клуатра с его многочисленными надгробиями и эпитафиями, навевающими мысли о бренности человеческого существования. Оба бронзовых стола находятся в соборе Базеля с 1991 года. Раньше это место считалось лишь временным прибежищем для этих скульптур, но теперь решено, что произведения найдут здесь постоянную прописку.

Южный фасад собора
Южный фасад Базельского собора является наиболее изолированным, поскольку он окружен клуатром. Этот фасад не отличается богатством декора, но можно отметить две большие готические статуи евангелистов Марка и Луки, стоящие на контрфорсах. Ранее эти фигуры были полихромными и выглядели более выразительно (зрачки тоже были прорисованы).На южном фасаде привлекает внимание большое круглое окно начала XIII века. Переплет окна имеет очертания Звезды Давида, что воспринимается как символ Ветхого Завета, однако в средние века такая форма звезды являлась эмблемой или клеймом сообщества каменотесов. Кроме того, данный символ иногда трактуется как сочетание двух треугольников, символизирующих противопоставление Земли и Неба.

Двухэтажная пристройка к южному фасаду (см. выступающее строение на плане собора) — это капелла Св. Екатерины, история которой восходит к XIII веку. Нынешний облик капелла приобрела в середине XV века. На первом этаже помещения проходили богослужения, а второй этаж до Реформации использовался в качестве сакристии, где хранились литургические предметы и одеяния священников. Дверь в форме полукруглой арки соединяет капеллу с клуатром.


Интерьер Базельского мюнстера и внутреннее убранство
Внутреннее пространство собора выполнено в основном в позднероманском стиле: это в первую очередь внушительный центральный неф, алтарная часть и внутренние (ближайшие к центральному) боковые нефы. Лишь верхние ярусы алтарной части, своды и крайние боковые нефы относятся к готической эпохе. После того как в середине XIX века разделявший собор леттнер (перегородку) перенесли к западной стене и стали использовать в качестве органной трибуны, интерьер храма воспринимается как большое целостное пространство.

От средневекового убранства с 60 алтарями и многочисленными скульптурами в соборе осталось не так уж много, однако несколько значительных произведений искусства здесь всё же можно увидеть.


В центральном нефе в полной мере царствует позднероманский стиль (последняя треть XII века). Трехъярусные стены нефа относятся к наиболее совершенным произведениям позднероманской архитектуры. Они состоят из высоких стрельчатых аркад нижнего яруса, промежуточных галерей с трехчастными полуциркульными проемами и верхнего яруса с глубоко врезанными окнами. Своды главного нефа относятся к готической эпохе: романские своды пострадали при землетрясении 1356 года и были заменены. В 1420 году своды центрального нефа расписали картинами из жития Богоматери, но во время Реформации эти росписи были уничтожены.


Алтарная часть, или хор, как уже было сказано, состоит из двух частей, соответствующих разным этапам строительства. Нижняя, позднероманская, часть возникла в конце XII века, а два верхних яруса, выполненных в готическом стиле, были построены после землетрясения 1356 года, когда над восстановлением собора работал мастер Иоганн Парлер фон Гмюнд.

В алтарной части сохранились позднероманские капители колонн (1180/1200) со сценами из библейской истории, а также германских и античных мифов  

На капителях представлены следующие сюжеты: грехопадение Адама и Евы; полет Александра Македонского на небо на грифе; Дитрих Бернский спасает рыцаря Зинтрама из пасти дракона; Пирам и Фисба; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Авраам с блаженными в лоне.


Трансепт
Трансепт и средокрестие являются переходным пространством между нефом и алтарной частью  и датируются 1220-30 гг. (за исключением более поздних готических сводов). Средокрестие фланкировано могучими составными столбами, между которыми до XIX века стояли сидения для каноников и епископский трон. Сегодня ансамбль готических сидений разделен на несколько частей и рассредоточен по соборному залу. Некоторые из скамей также поступили в базельские музеи

 

Эти готические скамьи являются ценным образцом качественной резьбы на выразительные сюжеты, зачастую грубовато-мирские по характеру. В частности, стенки, подлокотники, а также подпорки на нижней стороне лавок (так называемые мизерикорды, дававшие каноникам милосердную возможность если не присесть, то слегка опереться нижней частью спины во время долгой службы) украшены самыми разнообразными резными изображениями. Здесь помещены фигурки людей, животных, фантастических существ, изображения растений и гербов, представителей соборного капитула и даже самого епископа.

В южном рукаве трансепта рядом с купелью находится епископский трон. Готический епископский трон датируется 1381 годом и является одним из немногих сохранившихся в Европе средневековых каменных сидений для епископов. Трон использовался епископом во время богослужений. Особенно красив балдахин с ажурными декоративными элементами. Трон сохранил некоторые фрагменты цветной росписи.


Каменная купель была выполнена в 1465 году, на что указывает надпись на ее основании (местоположение купели см. на плане собора).

Купель имеет восьмиугольную форму и окружена изображениями св. Викентия или Лаврентия, Иакова Зеведеева, апостолов Петра и Павла, св. Мартина, а также Иоанна Крестителя, который крестит Христа, и присутствующего при этом ангела.


Еще одним ценным предметом интерьера Базельского собора является похожая на кружево ажурная готическая кафедра проповедника, которая была изготовлена в 1486 году предположительно скульптором Гансом Нуссдорфом (Hans Nussdorf). Создается впечатление, будто она вырезана из дерева, но в действительности это красный песчаник. Изогнутая лестница ведет на трибуну, богато украшенную резным орнаментом.

В декоре кафедры мы не видим традиционных изображений святых: вместо них представлены лишь небольшие головки с лентами, содержащими изречения с призывами к проповеднику и народу. Такая иконографическая программа была задана лично проповедником и теологом Иоганном Хайнлином (Johannes Heynlin von Stein).


Надгробный памятник Эразму Роттердамскому
Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский значительную часть жизни провел в Базеле (1514-1516, 1521-1529, 1535-1536). В этом же городе он скончался и был похоронен в Базельском соборе. Могила Эразма Роттердамского с эпитафией из красного известняка, изготовленной в 1538 году, первоначально находилась в центральном нефе собора, перед леттнером (см. план собора).

В ходе реорганизации интерьера собора в XIX веке надгробный памятник перенесли на нынешнее место, в крайний северный боковой неф  Что же касается самой могилы, то она была обнаружена лишь в 1974 году во время археологических раскопок. Останки великого гуманиста были перенесены и теперь покоятся тут же, у подножия надгробного памятника в северном боковом нефе. Простая, но благородная эпитафия с позолоченной надписью изображает не самого Эразма, а древнеримского бога Термина (божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы). Изречение этого бога: «Не уступаю никому» (Concedo nulli) было личным девизом Эразма Роттердамского. Под медальоном помещена 25-строчная латинская надпись с перечнем заслуг покойного и именами трех его друзей-гуманистов, заказавших эпитафию: Бонифация Амербаха (Bonifacius Amerbach), Иеронима Фробена (Hieronymus Froben) и Николауса Бишоффа (Nikolaus Bischoff).

Другие захоронения в Базельском соборе
Как в самом соборе, так и в крипте и клуатре можно увидеть целый ряд средневековых захоронений, сохранившихся несмотря на разрушительные выходки агрессивных сторонников Реформации. В соборе похоронены рыцари, епископы и другие исторические личности.

В северной стороне алтарной части находится надгробие королевы Анны (Гертруды фон Гогенберг) (ок. 1225-1281), жены Рудольфа I Габсбургского. Королева скончалась в Вене, но по ее просьбе ее похоронили в Базеле, вместе с ее малолетним сыном Карлом (источник фото [9]). Сегодня саркофаг королевы Анны пуст: в XVIII веке ее останки вместе с останками сына были перенесены в монастырь Санкт-Блазиен в Германии, а впоследствии в монастырь St. Paul im Lavanttal в Австрии, где находятся и сегодня .


Панно Святого Викентия
Одним из самых ценных произведений искусства в интерьере Базельского собора является скульптурное панно, посвященное мученичеству святого Викентия Сарагосского (святого Винсента) (Vincentiustafel). Панно установлено в непосредственной близости от надгробия Эразма Роттердамского.

Этот шедевр романского искусства XI-XII вв. (предположительно 1100 год) рассказывает историю раннехристианского испанского мученика, стойко перенесшего разнообразные пытки и гонения и убитого в 304 году н.э. в Валенсии. Слева изображен Викентий, защищающий епископа Валерия и избитый за это; справа — Викентия заключают в башню и до смерти пытают на раскаленной железной решетке; ниже — ангелы несут его душу на небеса, а вороны защищают его тело от диких зверей, пока мученика не похоронили, как подобает. Попытка утопить тело в море не удалась: волны чудесным образом выкинули его на берег. Там святой и был похоронен в специально возведённой погребальной капелле.

Культ святого Викентия Сарагосского получил особое распространение после того, как его мощи были перевезены с мыса Cabo de São Vicente — места, где по легенде был похоронен святой, — в Лиссабон (перенесение мощей изображено на гербе португальской столицы).

Витражи Базельского собора
Большинство витражей Базельского мюнстера относится к XIX веку. Например, три больших витража алтарной части были выполнены в неоготическом стиле в XIX веке (Franz Xaver Eggert, Мюнхен, 1857).

Центральный витраж изображает четырех евангелистов, на боковых витражах представлены Моисей и Давид (слева), а также апостолы Петр и Павел (справа).

Отдельного упоминания заслуживают два круглых витражных окна в северном и южном рукавах трансепта. Одно из них, «окно Давида» с южной стороны, изображает Христа Судию в ярко-красном одеянии в окружении ангелов.

Второе витражное окно, с северной стороны, содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Эти витражи выполнены в середине XIX века в Базеле, Цюрихе и Мюнхене.

В крайнем южном боковом нефе можно увидеть интересные витражи лондонского мастера Клемента Хитона (Clement Heaton) (1861-1940), изготовленные в 1905 году. Мастер с 1893 года жил в Невшателе и работал в русле английского движения Arts-and-Crafts. Оба витража выдержаны в стиле модерн и иллюстрируют два довольно редко изображаемых события из жизни Христа: ужин в Эммаусе и Вознесение 


Другие произведения искусства в Базельском соборе
В соборе также находится скульптурное панно с изображением шести апостолов. Апостолы представлены попарно под тремя полукруглыми арками на колоннах. Согласно надписям над их головами, слева направо изображены: Петр с Иоанном, Варфоломей с Иаковом, Симон Кананит с Иудой Фаддеем. Участники каждой пары повернуты друг к другу и ведут оживленную дискуссию, на что указывают характерные жесты апостолов, а также их облачение в виде туник наподобие тех, что носили античные философы. Таким образом скульптор намеренно представил апостолов как ученых мужей.

Рельеф был создан в XI или XII веке и, вероятно, имел парную композицию в виде панно с изображением шести остальных апостолов. Возможно, оба панно служили частями алтарной перегородки.

Орган Базельского собора
Первый орган в Базельском кафедральном соборе появился, вероятно, еще до землетрясения 1356 года. В 1394 году для собора был изготовлен новый орган мастером из Франкфурта. В 1474 году этот орган или, возможно, уже следующий инструмент был перенесен с южной стены нефа на северную, где и оставался до середины XIX века. В 1525-26 гг. Ганс Гольбейн Младший расписал створки органа (сегодня их можно увидеть в Художественном музее Базеля).

Ганс Гольбейн Младший, створки для органа Базельского собора

Нынешний орган Базельского мюнстера был изготовлен в 2003 году и установлен на западной стене. Инструмент насчитывает 78 регистров и четыре мануала и является результатом сотрудничества швейцарской органной фирмы Mathis и архитектора Петера Мэркли (Peter Märkli) из Цюриха. Корпус органа специально сделан разделенным пополам, чтобы инструмент не слишком закрывал большое готическое окно западного фасада. Предыдущий орган собора, созданный в 1955 году органостроительной фирмой Kuhn, был демонтирован и перевезен в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве как подарок от Базельского мюнстера.

Базельский собор, орган

В качестве органной трибуны служит ажурная готическая перегородка (леттнер) из красного песчаника, созданная во второй половине XIV века (см. план собора). Перегородка была отреставрирована перед установкой нового органа. Ранее леттнер находился в центральной части храма (трансепте), но в ходе перестроек интерьера в середине XIX века перегородку переместили к западной стене, чтобы создать целостное пространство.

Музейные экспонаты:


Крипта и средневековые фрески

В Базельском соборе две крипты: восточная под алтарной частью и западная под средокрестием. Особый интерес представляет хорошо сохранившаяся восточная крипта, трехнефное помещение с обходной галереей. Галерея и три апсиды крипты относятся к позднероманской эпохе, а трехнефный зал и своды — к более позднему времени, когда собор восстанавливал после землетрясения мастер Иоганн фон Гмюнд. Помимо богослужений и религиозных процессий, крипта использовалась в средние века также как место захоронения базельских епископов. В крипте и сегодня стоит саркофаг епископа Рудольфа, убитого в 917 году при нашествии венгров 

В восточной крипте сохранилось два портрета епископов романской эпохи, созданные в 1200 году. Также стоит обратить внимание на росписи сводов апсид, выполненные в готическом стиле ок. 1400. Этот цикл фресок изображает сюжеты из жития св. Анны и св. Иоакима, св. Маргариты и св. Мартина, а также Девы Марии (представлены сцены рождения Христа, поклонения волхвов, бегства в Египет и коронования Богоматери) 

https://www.mishanita.ru/

Daniel Grütter: Basler Münster Bilder. Christoph Merian, Basel 1999
Dorothea Schwinn Schürmann, Hans-Rudolf Meier, Erik Schmidt: Das Basler Münster. Schwabe, Basel 2006

Серия сообщений "Швейцария":
Часть 1 - Исторический центр Цюриха
Часть 2 - Тайная столица Щвейцарии.
...
Часть 14 - Замок Оберхофен(Schloss Oberhofen)Швейцария
Часть 15 - Швейцарский замок Тарасп(Schloss Tarasp)
Часть 16 - Кафедральный собор Базеля
Часть 17 - Надо спасать! (Как швейцарские фермеры пытались спасти цветущие сады абрикосовых деревьев от заморозков)
Часть 18 - Шильонский замок. Швейцария.
...
Часть 24 - Штайн-ам-Райн. ч. 2.
Часть 25 - Штайн-ам-Райн. ч. 3.
Часть 26 - Рейнский водопад. Швейцария.

Рубрики:  архитектура/Храмы, соборы, сакральная архитектура
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 15 пользователям

Алевимна   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2019 г. 13:35 (ссылка)
Майечка,спасибо за великолепный пост.Собор очень уникален как своей архитектурой,так и наличием в нём очень много скульптур.Была поражена тем,что в своё время он очень пострадал во время землетрясения ( и это в центральной Европе !).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2019 г. 23:41ссылка
Благодарю,Алечка...Всяко случалось,а землетрясения в Европе происходили не так уж редко...
1 ноября 1755- Лиссабон, Португалия...прокатилось по всей Европе...магнитула-9 баллов
28 декабря 1908-Мессина, Италия 7,1 В Мессине было разрушено 93 % зданий.
Помпеи (62).

* Алеппо Землетрясение (1138).

* Базельское землетрясение (1356). Главное землетрясение, которое ударило Центральную Европу в 1356.

* Carniola землетрясение (1511). Главное землетрясение, которое колебало большую часть Южной-центральной Европы. Ее эпицентр был вокруг города Идрии, в сегодняшней Словении. Это причиняло большое повреждение структурам на всем протяжении Carniola, включая Любляну, и незначительное повреждение в Венеции, среди других городов.
Дуврское землетрясение Проливов 1580 (1580).

* Землетрясение Дубровника (1667). Бедственное землетрясение в Дубровнике, Хорватия, убитая о 3/5 населения.

* Большое сицилийское землетрясение (1693).
* Землетрясение Калабрии (1783). Ряд 6 землетрясений в Калабрии, Италия убило 50 000. [8]

* Новое Мадридское Землетрясение (1811), и другое сотрясение (1812), что также ударило маленький город Миссури, было по сообщениям самым сильным когда-либо в Северной Америке и заставило Реку Миссиссипи временно изменить ее направление и постоянно поменяло ее курс в регионе.
* Землетрясение Любляны (14. IV. 1895), ряд мощных землетрясений, которые в конечном счете имели жизненное воздействие на город Любляны, будучи катализатором ее городского возобновления.
и.т.д.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:26ссылка
Написать-то написала,а ведь забыла про землетрясение в Румынии в 1977 году.Оно было очень разрушительным,его прочувствовало и Полесье.Я как раз была в это время в Чернигове,в доме люстры "плясали".
Galyshenka   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2019 г. 20:16 (ссылка)
Майя_Пешкова, просто дух захватывает! Такая старина в красивейших архитектурных традициях. Древние могилы воинов и ученых.
Спасибо тебе огромное, за интереснейший и подробный рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2019 г. 23:44ссылка
Какой псюлик красивый
Спасибо,Галя
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 16 Марта 2019 г. 23:21 (ссылка)
Благодарю Майя за красоту!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2019 г. 23:44ссылка
Благодарю,Лизочка.Держись там и себя береги
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Марта 2019 г. 23:51ссылка
Спасибо Майя! Доброй ночи!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 00:42ссылка
рабочая ночная смена
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 05:21 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Амиа   обратиться по имени Понедельник, 18 Марта 2019 г. 21:06 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку